Коллаборационизм Донских Казаков в годы ВОВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 23:14, реферат

Описание работы

Воссоздание полной и объективной истории Второй мировой войны по-прежнему остаётся важнейшей задачей российской исторической науки. Только недавно, с открытием ранее недоступных для исследователей архивов, появилась возможность обсуждать многие, прежде “закрытые” исторические проблемы. Одной из них несомненно является тема коллаборационизма в годы Второй Мировой войны.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Зарождение коллаборационизма.
§1. Причины трагедии казачества. 4
§2. Начало влияния вермахта. 6
Глава II. Коллаборационизм в действии.
§1. Формирование казачьих войск. Борьба 9
§2. Крах коллаборационизма. 11
Заключение. 14
Приложение. 15
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 564.71 Кб (Скачать)

     В сентябре 1942 г. в Новочеркасске состоялся  расширенный Совет атаманов, объявивший Второй Казачий сполох большевистскому режиму.

     Сформированные  на Дону и Кубани казачьи "добровольческие" части совместно с немецкими  дивизиями вели бои с частями  РККА и партизанами. В начале ноября 1942 г. германское командование поручило полковнику Гельмуту фон Панвицу сформировать из казаков Дона, Терека и Кубани казачий корпус для борьбы с партизанами. К началу 1943 г. все казачьи полки и эскадроны вошли в состав вермахта и принимали участие в выполнении заданий германского штаба.

   Зимой 1942-1943гг. победой Красной Армии завершилась Сталинградская битва положившая начало коренному перелому в войне. Наступавшие советские войска вскоре вышли на рубеж казачьих регионов. В их составе героически проявили себя кавалерийские казачьи дивизии, объединенные в гвардейские корпуса. Эти части укомплектованные большей частью добровольцами с Дона, Кубани и Терека, особо рвались встретиться с казаками, примкнувшими к немцам. Но главная роль для этого была отведена 10-й дивизии НКВД, которая буквально прочищала освобожденные районы в поисках предателей и изменников. Попавшим в плен казакам-красновцам пощады не было, и это удесятеряло ненависть последних к красноармейцам, что во многом объясняет проявленное казаками-красновцами упорство в боях за Ростов на Дону и Новочеркасск.

    Наступление советских войск на Кубани вынудило местных казаков-изменников и их семьи в срочном порядке покинуть край в направлении Азова и  Кагальника. Они сконцентрировались на Таманском полуострове. Здесь скопилось более 120 тыс. казаков и беженцев, которые были направлены немцами в Крым, а затем под Херсон.

    Внедрение коммунистов в изменнические  формирования, деятельность партизанских отрядов и усиление их мощи, успехи РККА на фронтах способствовали изменению настроения "добровольцев" и переходу части их на сторону партизан. Так, в 1943 г. на сторону партизан перешло 7 422 военнослужащих РОА, 1 715 полицейских, 1 645 "добровольцев-казаков".

     В начале февраля 1943 г. советские войска начали наступление на территорию Ростовской области. Сначала был полностью  освобожден город Батайск и подступы к Ростову-на-Дону. 13 февраля ударная  группировка Красной Армии обошла Ростов с северо-востока и освободила город Шахты. Возникла угроза окружения  ростовской группировки немецких войск, и в связи с этим гитлеровское командование приняло решение отвести  основные силы на рубеж реки Миусс. Ростов и Новочеркасск, обреченные на сдачу, было решено защищать силами румынской дивизии, небольшой части немецких войск и казачьих пронемецких формирований под командованием С. В. Павлова. Румыны вскоре бросили рубежи обороны. Оставшиеся немецкие и казачьи части оказали активное сопротивление наступающим советским войскам. 12 февраля был взят Новочеркасск, где шли упорные бои в районах, завода "Локомотив" и Хотунка. 13 февраля начались бои за Ростов. Жестокие бои с участием казаков с обеих сторон шли в районах площади "Театральная" и около "Ростсельмаша". Это было парадоксальное и трагическое явление - на донской земле лоб в лоб встретились казаки-защитники советской России и сторонники националистической казакоманской независимости под фашистским началом!

    Город горел. Зарево пожара озаряло окрестности. Обгорелые развалины одного из красивейших южных городов России стали последним рубежом обороны казаков - красновцев и символом всего того, что они принесли на донскую землю. Утром 14 февраля они отступали из Ростова по льду Дона и Азовского моря. Тонкий лед зачастую не выдерживал тяжести и отступавшие гибли в холодной купели. Добравшиеся до Таганрога и Мариуполя, направлялись далее через Запорожье и Кировоград, где под командованием Павлова шло переформирование казачьих частей. Другая группа казачьих отрядов под командованием П. Т. Духонельникова прибыла в Бердянск, а затем в Херсон, где уже находились выходцы из Кубани. Здесь было продолжено формирование будущих частей 15-го корпуса Гельмута фон Панвица.

    Немецкие  казачьи части к тому времени  потеряли свою чисто казачью специфику. В них набирались зачастую дезертиры, предатели всех мастей и национальностей. Кроме того, П. Н. Краснов подал идею немецкому командованию в ходе отступления набирать казачьи полки из военнопленных РККА. Центром формирования таких добровольческих казачьих полков стала Шепетовка, где работала школа подготовки комсостава для этих образований. На 30 января 1943 г. в Белоруссии и на Украине имелось около 30 отрядов и полков из казаков численностью более 20 тыс. человек. Главной их задачей была охрана шоссейных и железных дорог. 

    §2 Крах коллаборационизма.

    В 1943 г. военно-стратегическая ситуация кардинально изменилась. Пронемецкое казачье движение потеряло энтузиазм, надежды на создание страны "Казаки" по мере наступления Красной Армии уменьшались. Боевой дух казаков-изменников падал, и немцы не могли рассчитывать на их стойкость. Поэтому казачьи части были переведены с Восточного фронта на Балканы и во Францию. Объяснялось это решение в приказе Главкома сухопутных сил от 29 сентября 1943 г. так: “Германское руководство идет навстречу естественному желанию многих добровольцев не быть вынужденными стрелять в своих соотечественников и дает им возможность непосредственно свести счеты с англичанами и американцами”. Но счеты им фактически предстояло сводить с братьями-славянами - прежде всего с сербскими партизанами под руководством маршала Тито.

    Использовались  казаки и для борьбы с французскими и итальянскими партизанами, и с десантами англо-американских войск. В Северной Италии было образовано казачье поселение, которое получило название "Казачий стан". К тому времени походный атаман С. В. Павлов погиб, и эту группировку возглавил атаман Т. И. Доманов. 15-й кавалерийский корпус Панвица после покушения на Гитлера, как и все тыловые части, был переведен в подчинение рейехфюрера СС Гиммлера. Первой дивизией корпуса командовал полковник Вагнер, второй - полковник фон Шульц. [2; 278]

    Нацисты пытались сделать все возможное, чтобы активизировать изменническое  казачье движение. 10 ноября 1943 г. начальник  штаба Верховного командования В. Кейтель и руководитель "восточного министерства" А. Розенберг подписали Декларацию германского правительства, в которой казакам даровались за их борьбу против России все права и служебные привилегии, которые они имели в царской России, самостоятельность в управлении, неприкосновенность земель под защитой фюрера. 30 марта 1944 г. германское руководство создало "Главное управление казачьих войск" как политический и административный орган уже оставленных Дона, Кубани и Терека. Командовать этим фиктивным управлением поставили П. Н. Краснова. Его заместителем стал В. Г. Науменко, начальником казачьего резерва был назначен генерал А. Н. Шкуро. Однако многочисленные назначения, по сути, ничего не меняли, хотя и создавали иллюзии активности немецкого казачества, его высокой боеспособности. Понимая, что включение 15-го корпуса в войска СС дискредитирует национальный характер формирования, появилась идея его преобразования в Армию комитета освобождения народов России под началом генерала Власова. Первое собрание по этому поводу было проведено 11 ноября 1944 г. в Праге, но утверждение Гиммлером проекта произошло лишь 28 апреля 1945 г.

    В это время, в марте 1945 г. в "Казачьем стане" был созван съезд, который  избрал Панвица походным атаманом казачьих войск и высказался за объединение с Русской освободительной армией (РОА) под командованием генерала Власова. В это же время генерал А. Н. Шкуро по указанию руководства СС приступил к созданию диверсионных отрядов на территории стран, освобожденных РККА. С этой целью он, П. Н. Краснов и другие руководители эмигрантской казачьей верхушки выехали в Австрию. К началу мая туда, в район Линца, перебазировали и "Казачий стан". [1; 333]

    Но  дело уже шло к развязке. Красная  Армия начала движение по Австрии.

При наступлении  советских войск казачьи эмигрантские руководители решили сдаться в плен английским войскам. Союзники передали руководителей "казачьего управления" представителям советского командования в Юденбурге. Принимал участие в передаче их нам англичанами начальник политотдела 5-го Донского корпуса генерал- майор М. Ф. Малеев. 28 мая английские части разоружили казачьи эмигрантские части и передали их вместе с семьями казаков советскому командованию, всего свыше 20 тыс. человек. Попав в руки СМЕРШа, они поголовно были расстреляны, или же перед сдачей их в руки советских властей покончили жизнь самоубийством. Судебный процесс над Красновым, Панвицем, Шкуро, Домановым и др. показал, что ставка немецкого командования на казачество как опору в проведении своей оккупационной политики потерпела крах. Абсолютное большинство казаков Дона и Северного Кавказа не только осталось верным советской власти, но и активно ее защищало. После проведения судебного процесса вожди казачьей эмиграции за измену Родине были приговорены к повешению, что и было совершено в 1947 г., 17 января.  [1; 334]

 

Заключение.

     Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала  суровым испытанием союза народов  нашей страны на прочность и жизнеспособность. Враг, с которым они столкнулись, оказался изощренным и коварным, особенно в сфере межнациональных отношений. Что же касается вопроса сотрудничества казаков с немцами, я могу сказать. Казачьи войска — «жемчужины в короне Российской Империи» (П.Н. Краснов) присягали Императору и Самодержцу Всероссийскому, как и все другие народы России. И когда Императора в России не стало, какие бы то ни было обязательства по отношению к России, утратившей свои исконно-исторические государственно-правовые формы, для казаков прекратились. Вот потому-то казачьи области и занялись налаживанием самоуправления, провозгласив — до восстановления единой Российской державы! — независимость от красных столиц. И были вправе сами искать себе союзников, с помощью которых надеялись отстоять родные земли и исконные казачьи вольности. И снова повторим: в независимости Казачьих войск Атаман Краснов и другие казачьи вожди видели исключительно способ создать на казачьих землях плацдарм для возрождения единой России, но без большевиков и прочих красных чужебесов.

     Но, к сожалению, ничто не может оправдать  поступка казаков - коллаборационистов. Для одних людей они навсегда останутся предателями, для других же героями, о коих будут рассказывать своим детям. Важно то, что народ, живущий уже 65 лет, не зная войны, в мирном настоящем, и, надеясь на мирное будущее, должен знать, что была и такая веха в истории.

     Написание данной работы было интересным занятием, в ходе которого, я почерпнул много  новой информации. Полагаю, с тенденцией возрождения Донского казачества, людям  нужно обратить внимание на тему, затронутую в этой работе. Ведь коллаборационизм и сейчас актуальная проблема, запустив которую в некоторых слоях  можно повторить ошибки прошлого.

 

 

Приложение 1. [5; 81]

 

Библиографический список. 
 

  1. Волков  Ю.Г. Донские казаки в прошлом  и настоящем. – Ростов – на –  Дону: ГинГо, 1998. С. 330-334.
  2. Воскобойников Г.Л. Донские казаки в XX веке. – Ростов – на – Дону: Терра Принт, 2006. С. 277-286.
  3. Крикунов П.Н. Особенности национальной политики «третьего рейха» в отношении казачества. // Военно-исторический журнал. №3. С.22-27.
  4. Николаева Э.А. Краеведческие записки. Вып. 7. – С. 117-141
  5. Оленев А. Правда через 67 лет: казачьи части вермахта и германских спецслужб, действовавшие на юге России. // Вечерний Ростов. 19-нояб-2010. С.81.

Информация о работе Коллаборационизм Донских Казаков в годы ВОВ