Коллаборационизм Донских Казаков в годы ВОВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 23:14, реферат

Описание работы

Воссоздание полной и объективной истории Второй мировой войны по-прежнему остаётся важнейшей задачей российской исторической науки. Только недавно, с открытием ранее недоступных для исследователей архивов, появилась возможность обсуждать многие, прежде “закрытые” исторические проблемы. Одной из них несомненно является тема коллаборационизма в годы Второй Мировой войны.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Зарождение коллаборационизма.
§1. Причины трагедии казачества. 4
§2. Начало влияния вермахта. 6
Глава II. Коллаборационизм в действии.
§1. Формирование казачьих войск. Борьба 9
§2. Крах коллаборационизма. 11
Заключение. 14
Приложение. 15
Библиографический список.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 564.71 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение. 3
Глава I. Зарождение коллаборационизма.  
§1.  Причины трагедии казачества. 4
§2.  Начало влияния вермахта. 6
Глава II. Коллаборационизм в действии.  
§1. Формирование казачьих войск. Борьба         9
§2.  Крах коллаборационизма. 11
Заключение. 14
Приложение. 15
Библиографический список. 16
 

 

Введение.

     Воссоздание полной и объективной истории Второй мировой войны по-прежнему остаётся важнейшей задачей российской исторической науки. Только недавно, с открытием ранее недоступных для исследователей архивов, появилась возможность обсуждать многие, прежде “закрытые” исторические проблемы. Одной из них несомненно является тема коллаборационизма в годы Второй Мировой войны.

     Выбирая эту тему, я хотел узнать больше о той части истории Великой  Отечественной войны, о которой  так редко говориться и пишется. История Донского края для меня нечто новое, а коллаборационизм – это оборотная сторона этой истории. Хронологические рамки работы охватывают период с середины 1939 года, то есть с начала Второй Мировой войны до её окончания в 1945 году.

     Казачество  на протяжении всей своей истории  обладало такими самобытными культурными  и историческими особенностями, которые позволяли им всегда сохранять (или по крайне мере пытаться сохранять) свою исконную независимость от властей. Все правители были вынуждены, так или иначе, считаться с этим удивительным явлением российской истории. К сожалению, любовь к вольнице и независимости не раз заканчивалась для казачества трагически. Естественно, что этой особенностью казачьего менталитета старались воспользоваться и враги нашего отечества.

     История войн подтверждает, что никакая армия, действующая в качестве оккупантов какой-либо страны, не может обойтись без сотрудничества с властями и  населением этой страны. В истории  Великой Отечественной войны, тема "коллаборационизма" политически острая, сложная, драматическая, одновременно не приятная. Идея реванша за проигранную Гражданскую войну, обретения казачьей государственности и создания независимого казачьего государства ("Казакии") с помощью фашистской Германии именно в годы Великой Отечественной войны обрели новое дыхание, а традиции государственной службы, исключительной военской дисциплины превратили казачьи части Вермахта в орудие борьбы против советской власти. 

     Глава I.

     §1 Причины трагедии казачества.

     Рассматривая  казачество в 1941-1945 гг., надо понять, что  его трагедия началась задолго до этого, сразу после революции 1917 года. Стойкость и жертвенное участие  казаков в Белом движении имеет  свои социально-экономические и  иные причины. Одна из них — это  политика Советской власти в 1918-1941 гг. по отношению к казачеству. Ничем  иным, как геноцидом нельзя назвать  планомерное уничтожение казаков. Казачество явилось одним из первых, к кому Советская власть применила  практику уничтожения по классовому признаку — главную отличительную  черту так называемого красного террора. Уже 15 января 1919 г. ЦК большевистской партии был проинформирован Донбюро РКП о том, что при занятии РККА Области Войска Донского: «Предстоит очень большая и сложная работа по уничтожению кулацкого казачества как сословия, составляющего основу контрреволюции» . 29 января М.Ф. Владимирский, Н.Н. Крестинский и Я.М. Свердлов — члены Оргбюро ЦК РКП приняли секретный циркуляр о беспощадной борьбе со всеми верхами казачества «путем поголовного их истребления» . Предполагалось истребление всех богатых казаков, а также вообще всех казаков, принимавших участие (прямое или косвенное) в борьбе с Советской властью. Предполагались разнообразные меры: по переселению иногородних на казачьи земли, разрушение казачьей общины, как социального общественного института. Член Реввоенсовета 8-ой армии, действующей тогда на Дону, доходчиво упростил и популяризовал «высшие санкции»: « ...Полное уничтожение всех поднявших восстание, расстрел на месте всех имеющих оружие и даже процентное уничтожение мужского населения».

     Армия Якира по официальным данным уничтожила около восьми тысяч жителей Донской  области. Только за шесть дней марта 1919 г. в станицах Казанской и Шумилинской  бессудно расстреляли четыреста  человек. Ответом Дона на «дюжую свирепость»  большевиков прогремели мощные восстания  в Верховьях Дона.

     Массовыми расстрелами, высылками в лагеря в 1921 —1922 гг. - обернулось «возвращение на Родину» для тех казаков, кто  внял «прощению советской власти».

     Тяжелейший  удар был нанесен Советами по Православной церкви. Он был направлен на искоренение  православия — духовной основы казачьего  уклада.

     Но  самым страшным испытанием, приведшим  к неисчисляемым жертвам, бедствиям, лишениям и просто личным человеческим драмам для населения Дона и других казачьих областей стала насильственная коллективизация, которая окончательно подорвала социальную основу специфической  казачьей жизни. На коллективизацию  бывших казачьих территорий обращалось особое внимание, так как население  их еще с января 1919 г. рассматривалось  большевиками как источник потенциальной  опасности для режима.

     В декабре 1932 года при изъятии «хлебных излишков» колхозников Вешенского района подвергли пыткам: ломали пальцы карандашами, зарывали в яму, подвешивали к потолку, сажали отказавшихся сдавать хлеб на раскаленную плиту.

     К концу 1932 года Кубань и Дон оказались  на особом военном положении под  предлогом вспышки эпидемии холеры. На самом деле, еще с конца 1929 г. на Дону разместили 14 Московскую стрелковую дивизию для участия в подавлении восстания, а позже Северо - Кавказский округ был усилен еще двумя дивизиями. Жертв террора было настолько много, что первый секретарь Ростовского и Азово-Черноморского ОК ВПК, бывший чекист Е.Г. Евдокимов даже пытался жаловаться в Москву на самоуправство местных органов НКВД. Из вышесказанного можно сделать вывод: политика террора и геноцида большевиков, Советской власти, ВЧК — ОГПУ - НКВД за 20 лет привела к тому, что казачество Дона, Кубани и Терека готово было поддержать любое иностранное нашествие.  [4; 117-118]

     Но  было и другое казачество. Это те, кто с оружием в руках устанавливал и защищал Советскую власть в  составе 1-ой Конной армии С.М. Буденного, где было до 70% казаков, 2-ой Конной Армии  Ф.К. Миронова, Конно-сводного корпуса  Б.М. Думенко, дивизии М.Ф. Блинова и др. соединений. Именно они были инициаторами создания 5 Гвардейского Донского казачьего кавкорпуса и 4 Кубанского, кубанских пластунских дивизий в 1941 году. Опять в 1941-1945 годах в очередной раз, как это было в годы гражданской войны стояли казаки по одну и другую стороны. И каждый из них сражался за Родину. Первые никогда не была патриотами Советского Союза, но патриотами России они, безусловно, были, что и заставило их взяться за оружие. И именно за освобождение России от советского режима они и отдавали свои жизни.

     «Трагедия России, по мнению В.В. Гранитова, начальника Русского Общевойскового Союза (США), заключалась в том, что искренние и убежденные русские патриоты оказались на обеих сторонах фронта и водораздел между ними лежал не в различной степени патриотического горения, а в различии ответа на вопрос: «Кто из двух врагов России - Германия или советская власть, являются врагом № 1.

     В 1441-1945 годах на стороне немцев в  сформированных ими соединениях  сражался один миллион двести тысяч  человек, по одним — данным, а  по другим, один миллион пятьсот тысяч бывших граждан СССР, в том числе более трехсот тысяч казаков. 

§2 Начало влияния вермахта.

     Для того, чтобы идеологически обосновать применение дополнительной военной силы, была использована возникшая в XIX веке расовая теория, согласно которой казаки якобы произошли от остготов, владевших Причерноморским краем во II— IV вв. н.э., и, следовательно, являлись не славянами, а народом потомственного корня, «сохраняющим прочные кровные связи со своей германской прародиной». Нелепая и фантастическая теория, тем не менее она пришлась по душе казачьим сепаратистам, выступавшим за «Великую Казакию» (от Центральной Украины до реки Самары или даже до реки Эмбы, протекающей в Актюбинской и Гурьевской областях Казахстана).

     15 апреля 1942 года Гитлер лично разрешил  использовать в борьбе против  партизан и на фронте в качестве  «равноправных союзников» казаков  и кавказцев". Чуть позже, в  августе, статус последних был  закреплен «Положением о местных вспомогательных формированиях на Востоке». В этом документе представители тюркских народностей и казаки выделялись в отдельную категорию «равноправных союзников, сражающихся плечом к плечу с германскими солдатами против большевизма в составе особых боевых частей», таких, как туркестанские батальоны, казачьи части и крымско-татарские формирования. Хотелось бы напомнить, что в это время представители славянских и даже балтийских народов могли использоваться лишь в составе антипартизанских, охранных, транспортных и хозяйственных частей вермахта. [3; 24]

     Осенью 1942 года, когда немецкие части оккупировали территорию Кубани и Дона, советское правительство через газету «Правда» обратилось к «казакам тихого Дона, быстрой Кубани и бурного Терека» с призывом «вступить в беспощадную борьбу с немецкими захватчиками». Советское правительство имело опасение, что большая часть некоторых кавказских народов и татары встанут на сторону германского агрессора (что в принципе и произошло), но в казаках оно было полностью уверено. Один из западных обозревателей о последних писал так: «Конечно, у них были свои обиды на Советскую власть, но они русские. И хотя советское правительство, в общем, не ошиблось и «подавляющая часть казачьего населения не сотрудничала с немцами», но все же значительное число казаков встречали немцев восторженно и с надеждой на то, что с коммунистами будет покончено навсегда. Как правило, это были люди, наиболее сильно пострадавшие от коллективизации или политики расказачивания в годы Гражданской войны. Да и немцы сразу же по пришествии на казачьи земли начали проводить довольно лояльную политику по отношению к ним. Так, военные комендатуры, по воспоминаниям участников тех событий, предложили казачьему населению избрать атаманов и возродить атаманское правление, открыть церкви. Это был гром среди ясного неба и радость среди недовольной большевистским правлением части казачества. На местах повсюду прошли выборы станичных, а кое-где и окружных атаманов, которые, правда, зачастую не обладали реальной властью и контролировались офицерами немецкой разведки. [3; 24]

     Гитлер  был провозглашен "верховным директоратом казацкой нации", несмотря на то, что  считал казаков "недочеловеками", только улучшенной породы, и поэтому в последующем все казачьи соединения возглавлялись немецкими офицерами. По мере продвижения германских войск вглубь территории СССР, немецкое командование все больше использовало для поддержания порядка на оккупированных территориях изменников и предателей, а также представителей разгромленных в годы гражданской войны движений, однако воздерживалось от формирования войсковых соединений из "местного материала". После поражения немецко-фашистских войск под Москвой и с началом наступления к Волге летом 1942 г. гитлеровское командование проявило интерес к идее создания казачьих частей. К этому их побуждали и потери германских войск, и расширение оккупационных земель, и ширящееся партизанское движение в тылу. Идеолог казачьей эмиграции П. Н. Краснов писал: "Германские победоносные войска переходят границу Земли Войска Донского. Встретят их там как освободителей, как встречали в 1918 году с хлебом-солью, с распущенными русскими бело-сине-красными и своими войсковыми - сине-желто-алыми флагами - знаменами для общей работы по очищению Войска от жидов и коммунистов. И поднимутся все, сколько их там осталось. [1;  331]

     Краснов считал, что если казаки не поддержат  оккупантов, то казачий вопрос не будет  решен. Во имя возрождения казачества он был готов пожертвовать Россией, русским народом, славянством. [1; 331]

 

Глава II.

§1. Формирование казачьих войск. Борьба.

    В августе 1942 г. в Новочеркасске создается  Штаб Войска Донского, под началом  которого находились атаманы всех уровней в станицах и хуторах, а также формируемые строевые части. Казаки, вступившие в образованные части, освобождались от принудительных работ, получали привилегии в землепользовании. П. Н. Краснов со своим племянником С. Н. Красновым активно включились в процесс формирования казачьих частей и набрали два полка трехэскадронного состава, которые вскоре приняли участие в боевых действиях. Командующим Штабом стал С. В. Павлов. Он был летчиком во время первой мировой войны. В годы гражданской войны служил в броневых частях и авиации белой армии. При советской власти получил высшее техническое образование. Оккупанты присвоили ему звание полковника, а казаки - звание походного атамана. Впоследствии получил звание генерал-майора. Был убит в 1944 г., по одним источникам - в результате несчастного случая, по другим - был ликвидирован чекистами. [1; 332]

Информация о работе Коллаборационизм Донских Казаков в годы ВОВ