Кодификация Юстиниана

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:26, реферат

Описание работы

В данной работе были поставлены следующие задачи: показать необходимость изучения законодательных памятников, которые имеют первостепенное значение для изучения внутренней жизни Византийской империи IV — XI вв.; дать краткую характеристику содержания законодательных документов, показать историю их создания, значимость для данной эпохи, выделить основные этапы законотворчества.

Содержание

Введение 3
1. Создание Свода законов Юстиниана 6
2. Дигесты Юстиниана 8
2.1 Комиссия по созданию Дигест 9
2.2 Структура Дигест 12
Заключение 16
Список источников и литературы 20

Работа содержит 1 файл

Кодификация Юстиниана.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

      Текст отрывков оставался большей частью с том виде, какой он имел в  подлиннике. Но в тех случаях, когда  он содержал право, вышедшее из употребления или отмененное, компиляторы (так теперь называют часто членов комиссии) вычеркивали старые термины или заменяли их другими, родственными. Так, например, они вычеркивали выражения: adstipulator, cognitor, familiae emptor, fiducia, formula, in jure cessto, mancipatio, res mancipi и т.д. Они заменяли, например, fiducia словом pignus, mancipare словом tradere, in jure cedere просто словом cedere и т.д.

      Благодаря механическому характеру работы комиссии, они были приведены к  концу быстрее, чем ожидал Юстиниан: именно через три года сборник, названный Digestu или Pandectae, был готов; 16 декабря 533 г. он был опубликован, а 30 декабря того же года он должен был уже вступить в силу и заменить собой все прежде бывшие в употреблении сочинения юристов. Юстиниан запретил ссылаться в судах на эти сочинения или на основании их делать в Дигестах или других его сборниках (Кодексе и Институциях) какие-нибудь поправки. Мало того: он запретил даже писать какие-нибудь толкования (commentarii, interpretationes) к этим сборникам. Во всех сомнительных случаях единственным толкователем законов мог быть только император, к которому судья и должен был обращаться за разъяснением4.

      2.2 Структура Дигест

      Структура Дигест:

      1. Общие понятия, история источников  права, учреждения и лица с  их правоспособностью и дееспособностью (кн. 1);

      2. Суд, процесс, иски (кн. 2 – 4);

      3. Наследство и имущественные отношения  (кн. 5 – 11);

      4. Купля-продажа (кн. 12 – 19);

      5. Залоговое право (кн. 20 – 22);

      6. Имущественные отношения супругов (кн. 23 – 25);

      7. Опека и попечительство (кн. 26 – 27);

      8. Завещания, наследование по закону (кн. 28-38), пятая часть текста;

      9. О рабстве (кн. 40);

      10. Вербальные контракты (кн. 45 –  46);

      11. О преступлениях и наказаниях  – «страшные книги» (кн. 47 – 48);

      12. Разъяснение терминов и некоторых общих понятий (кн. 50)5.

      В Дигестах было зафиксировано правило, которое не разрешало применять  силу для восстановления нарушенного  права, а её применение рассматривалось, как самоуправство, влекущее неблагоприятные  последствия. Так кредитор, захвативший  имущество должника для удовлетворения своих требований, обязан был имущество вернуть. При этом он утрачивал право требования6. Собственник, утративший владение своей вещью, а затем самоуправно отнявший её у фактического владельца, обязан был её вернуть фактическому владельцу, при этом он утрачивал право собственности на эту вещь7. Эта норма закона, зафиксированная в Дигестах, была призвана сделать невыгодным решение споров в обход суда.

      Римские юристы, считали, в некоторых случаях  правоспособность может возникнуть и до рождения ребенка. Юрист Павел писал: «Кто находится во чреве, охраняется, как если бы он находился среди людей, поскольку дело идет о выгодах самого плода»8. Следовательно, если отец еще не родившегося ребенка умирает, то при разделе наследства учитывалась доля не родившегося.

      Так же, они обращают внимание на то, что  в отдельных случаях имущество  принадлежит не отдельным гражданам - физическим лицам, а объединениям. Так юрист Марциан писал: «Принадлежат совокупности, а не отдельным лицам, например, находящиеся в общинах театры, стадионы и т.п.»9. Другой юрист Альфен приводит следующее наблюдение: если в легионе с некоторым временем полностью обновился состав воинов, то легион все же остается тем самым. То же и корабль, на котором в результате ремонтов все части заменены. Он остается все тем же. Далее

      Ульпиан провозглашает: «В отношении декурионов или других совокупностей не имеет  значения, все ли остаются, или остается часть, или весь состав переменился. Но если даже совокупность свелась  к одному человеку, то большей частью признается, что можно предъявлять к нему требования в суде и он может предъявлять требования в суде, так как право всех сосредоточилось в одном и остается имя совокупности. Если имеется долг в пользу совокупности, то это не является долгом отдельным лицам»10.

      Кроме личной собственности в Риме знали  общую совместную собственность. Еще  древний классик Сцевола высказал идею собственности многих лиц на одну вещь в идеальных долях - pars pro indiviso11. Идея получила дальнейшее развитие, не может быть несколько прав собственности на одну и туже вещь, но одно право собственности на одну и ту же вещь вполне может принадлежать нескольким лицам, и тогда налицо право общей собственности, которое римские юристы называли communio или condominium.

      Обучение. Юстиниан, издавая Дигесты, вместе с  тем в особой конституции определил  характер и порядок преподавания в юридических школах, Материалом для преподавания должны были служить  только вышеуказанные сборники. Преподавание должно было продолжаться 5 лет. В первый год ученики должны были усвоить Институций и первую часть Дигест (7 книг); во второй, третий и четвертый год разные части Дигест в точно определенном порядке; в пятый год Юстинианов Кодекс. Преподавание права дозволено было только в двух школах в Константинополе и Берите (в Малой Азии), Существовавшие прежде юридические школы в Александрии, Цезаре и других местах были закрыты.

      Основные  особенности юстиниановского законодательства исследователи видят в том, что  в нем были осуществлены последовательный отбор законов, их систематизация, переработка, устранение противоречий, приспособление старых законов в новой обстановке. В литературе последних лет политика Юстиниана в отличие от политики предшествующих императоров рассматривается как особенно последовательная, программная, что, по-видимому, было связано с нарастающим кризисом ранневизантийского общества.

      Этот  подход справедлив и в отношении  законодательства как одной из сфер проявления всей политики Юстиниана. Программность  в его законодательстве проявляется в четком следовании единым установкам.

      Законодательство  Юстиниана неизмеримо более отражало эти установки, чем конкретные ситуации. Но его заданность, запрограммированность  важна сама по себе как показатель системы борьбы с нарастающим  кризисом, направленности социальной политики.

 

       Заключение

 

      В 565 г.83-летний Юстиниан умер, так и  не решившись рекомендовать себе преемника. Как писал в “Церковной истории” его современник Евагрий, Юстиниан умер, “после того как наполнил весь мир ропотом и смутами”.

      Избранный после смерти Юстиниана на императорский  престол Юстин II был встречен на ипподроме криками: “Сжалься над  нами, ибо мы погибаем... облегчи нашу нищету”. Новый император вынужден был начать свою деятельность со сложения недоимок. По его словам, он нашел казну пустой, армию “ввиду отсутствия всего необходимого до такой степени расстроенной, что государство было предоставлено беспрерывным нападениям”.

      В 565г. сошел с исторической сцены  император, пытавшийся приостановить  естественный ход византийской истории, пожалуй, один из наиболее ярких выразителей политики позднеантичной эпохи – стремления несколько смягчить негативные стороны рабства, не подрывая его значения, по возможности сохранить и сплотить слой мелких и средних свободных земельных собственников империи, остатки старого античного самоуправления, опираясь на них и церковь, ограничить рост могущества крупной землевладельческой знати, приводившую к негативным последствиям бюрократизацию империи, - император, который видел известный идеал в “непогрешимой древности” - inculpabilis antiquitas.

      В конечном счёте в итоге своей  деятельности он лишь обострил тот  социальный кризис, от которого пытался  спасти империю. Тем не менее его  правление вошло в число наиболее блестящих страниц византийской истории.

      Важным  было его правление и с точки  зрения сложения византийской культуры, особенностей византийского мировоззрения. Здесь, как и во многом, Юстиниановская эпоха скорее подвела итог, синтезировала  тенденции предшествующего развития.

      В какой-то мере в эпоху Юстиниана были исчерпаны все серьезные возможности реформ во всех возможных сферах жизни ранневизантийского общества – социальной, политической, идеологической.

      Византия  оказала значительное влияние на политическое развитие народов Южной  и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности. Восприятие феодальными государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию.

      Его деятельность сыграла немалую роль в консолидации византийского общества как такового. Ко времени его правления  относятся первые крупные успехи византийского оружия, вдвое раздвинувшие границы империи до уже никогда не достигавшихся в дальнейшем пределов.

      Всей  его политикой был упрочен  авторитет византийского государства. С этого времени слава блестящей  столицы – Константинополя и  правившего в ней императора стала  распространяться среди народов. Хотя и отчасти – административными, государственными мерами – было укреплено “единство”, связь государства и церкви. С неслыханной роскошью отстроенный им храм св. Софии в Константинополе стал не только одним из “чудес света”, но и своего рода символом могущества византийской церкви в союзе с государством, символом значения Константинополя как центра восточного христианства. Стимулируемая и поддерживаемая государством, шедшая рука об руку с внешней политикой последнего активная миссионерская деятельность стала системой политики византийской церкви. В годы правления Юстиниана сложились в систему принципы и методы византийской дипломатии, создания многоступенчатой системы связанных с ней и находившихся под ее влиянием государств и государственных образований.

      Предпринятый по его инициативе пересмотр римского законодательства устранил из него многое специфически характерное для классической системы античных отношений, утвердив незыблемость права частной собственности; были устранены и изжившие себя типично римские права pater familias, закреплены юридически имущественные права женщины, членов семьи. В таком виде Свод Юстинианова права мог быть использован последующими поколениями. Он не только лег в основу последующего византийского законодательства, исходившего из его норм, но и сыграл известную роль в том, что Византия осталась “правовым” государством, в котором авторитет и сила “закона” играли огромную роль.

      Разнообразным было его влияние на законодательство народов средневековой Европы, соседних с Византией стран. “Законы царя Юстиниана” долгое время продолжали сохранять славу и известность имени императора.

      Таким образом, к основным достижениям  юстиниановского права можно  отнести следующие:

  • Проведение кодификации римского права (Corpus juris civilis);
  • Утверждение незыблемости права частной собственности;
  • Закрепление юридических имущественных прав членов семьи (и женщин!);

      Юридическое закрепление феодальных отношений (проведение параллели между адскриптициями и рабами, сближение их с другими  категориями колонов; прикрепление свободных колонов к земле, к своему тяглу и т.п.);

  • Ограничение бюрократизации империи;
  • Укрепление государственной власти в виде автократии;
  • Ограничение возраставшего всевластие и сохранение сочетания элементов самоуправления с прямым административным управлением;

      Юстиниан  был последним крупным императором, предпринявшим все усилия для  того, чтобы сдержать процессы разложения позднеантичного общества, его социально-политических форм.

 

       Список источников и литературы

 
      
  1. Всеобщая  история государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. проф. К.И. Батыра. - М.: БЕК, 1999. - 495с.
  2. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского. / Отв. ред. Е.А. Скрипилев. – М., 1984
  3. История Византии / Под ред. С.Д. Сказкина В 3-х т. - М., 2000. - т. II
  4. История государства и права зарубежных стран. Учебник для юридических институтов и факультетов. / Под общ. ред. проф. П.Н. Галанза. В 2-х т. Т.1. - М.: Юридическая литература, 2001. - 488с.
  5. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. В 2-х ч. Ч.1. - М.: ИНФРА-М – НОРМА, 2003. - 480с.
  6. Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму). Учебное пособие для студентов. - М.: Высшая школа, 2002. - 207с.
  7. Римское частное право. / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. – М., Юристь, 2000.
  8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие. / Под ред. проф. З.М. Черниловского. - М.: Фирма Гардарика, 2004. - 413с.
  9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2004. - 576с.
  10. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. – М., 2000

Информация о работе Кодификация Юстиниана