Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:32, лекция
Недавно у нас прошла небольшая дискуссия с читателями относительно книги Суворова «Ледокол», которая (дискуссия, а не книга) была выборочно опубликована в рассылке. Тематика, конечно, перестроечная (Сталин, Вторая мировая, фашизм/коммунизм). Но я только что основательно поиграл в стратегию Сида Мейера «Цивилизация 4». И кампания, пройденная за Кира – царя древней Персии, показалась мне достаточно знаковой. Так возникла идея стратегической повести «Кир и Александр».
Кир и Александр.
Стратегическая повесть.
I.
Недавно у нас прошла небольшая дискуссия с читателями относительно книги Суворова «Ледокол», которая (дискуссия, а не книга) была выборочно опубликована в рассылке. Тематика, конечно, перестроечная (Сталин, Вторая мировая, фашизм/коммунизм). Но я только что основательно поиграл в стратегию Сида Мейера «Цивилизация 4». И кампания, пройденная за Кира – царя древней Персии, показалась мне достаточно знаковой. Так возникла идея стратегической повести «Кир и Александр».
И то сказать - хочется, иногда, знаете ли, поруководить. Направить континенты. Начальной точкой отсчета кампании является 600 год до н.э. Условия игры таковы. Кир располагает примерно двадцатью соединениями (модулями): два поселенца, три рабочих, три лучника, остальные – «бессмертные». «Бессмертные» - гвардия персидского царя, одетая в черные одежды. Всего их корпус насчитывал десять тысяч человек. Они сражались копьями, как в конном, так и в пешем строю и, похоже, не использовали защитных доспехов. «Бессмертными» якобы их называли за то, что когда погибал один из них, его место в строю тут же занимал другой.
Разумеется, в 600 году до н.э. никаких «бессмертных» еще не было Персия (Парс) был небольшим полусамостоятельным владением Мидийского царства.
В 8 веке до н.э. на севере Иранского нагорья возникло Мидийское царство. В следующем столетии, его царь Киаксар усмирил скифов, свирепствовавших тогда на Ближнем Востоке и создал огромную державу, простиравшуюся от Малой Азии до восточных границ нынешнего Афганистана. В союзе с Нововавилонским царством, мидийцы разгромили Ассирию, но на западе были остановлены лидийским царем. Отношения с Вавилоном также испортились, так как Мидия захватила Харран - священный город бога Луны, которому поклонялся правитель Вавилона. В этот момент восстал Кир - вассальный царек Парса.
Кир победил мидийского царя Астиага и завоевал все его земли. Затем, црецы Вавилона без боя открыли ему этот неприступный город. Легендарный лидийский царь Крез также покорился новому владыке.
Однако на востоке Кир был разбит туранцами и погиб. Ему наследовал Камбиз, осуществивший покорение Египта. Так возникла вторая после Ассирии мировая держава.
Вскоре Камбиз умер и в державе Ахеменидов (так называлась древнеперсидская династия) разгорелась междоусобная борьба. К власти пришел маг (жрец) Гаутама и это означало возвращение мидийцев к власти. Но родственнику Камбиза, Дарию 1 удалось организовать убийство Гаутамы и вернуть власть Ахеменидам.
Дарий провел
реформы, упорядочившие
На западе же
персидские цари, начиная с Дария
1, столкнулись с возраставшим
могуществом греков. Начались знаменитые
греко-персидские войны,
Ну, по упрощенной американизированной версии мидян как таковых нет. Есть отдельные варварские города-государства на севере от персов. К западу лежит обширная и могучая Нововавилонская держава царя Навуходоносора. На востоке – Индийское царство Ашоки (в реальности его тогда еще не было, в Индии шла борьба между несколькими государствами). Что творится дальше – скрыто «туманом войны».
При этом, у Кира нет ни пяди собственной территории – ее еще предстоит завоевать. Наиболее логичным представлялось не вступать в противостояние с цивилизованными государствами. Наращивать свое могущество за счет поглощения разрозненных варварских образования и колонизации пустынных земель. На это и употребляем быстро передвигающихся «бессмертных», оставляя лучников для охраны основанных городов и рабочих тружеников.
Расширение происходит успешно. Но вот на нас выходит сам великий царь Навуходоносор и говорит: «У вас есть технология езды на лошади. Мы требуем это нам в дань». Кир, разумеется, ответил вежливым отказом. «Да вы хоть понимаете, с кем имеете дело?» - с пол оборота завелся Навуходоносор.
Дабы не ссориться с
соседом, мы предлагаем махнуться –
ему поездка на лошади. Нам –
«литература» (хотя первое – гораздо
важнее). Но в любом случае, наше могущество
по отношению к остальным
«…был поставлен такой забавный эксперимент: кинули клич по всему миру, чтобы кто угодно, включая специалистов по теории игр, присылали компьютерные программы со стратегиями. Дальше эти программы стравили между собой, заставили сыграть несколько сотен кругов каждую с каждой, а потом... просто тупо сделали статистическое исследование - какие свойства помогают программе много выигрывать при большом количестве итераций. Победила самая простая из предложенных программ, так называемая стратегия 'tit-for-tat": она предлагала начинать с кооперативного поведения, и затем тупо повторять ходы партнера - на предательство отвечать предательством на следующем шаге, но при первой же попытке кооперировать отвечать кооперацией. Но гораздо смешнее не это, а какую статистику получили исследователи.
Выгодные стратегии, получается, обладают следующими свойствами:
- они предсказуемы (не
слишком сложны; при большом количестве
итераций вылетели в минус
программы, в которые были
- они милы (nice), то есть, начинают первый ход с кооперации, а не с кидалова
- они мстительны (retaliative), то есть, отвечает на кидалово кидаловом на следующих N шагах
- они умеют прощать (forgiving), то есть, при каких-то условиях возвращаются к кооперации, если предатель начал кооперировать.
Побеждают эти программы потому, что они успешно выводят в минус те стратегии, которые не nice и/или не forgiving (потому что играют с ними всегда в кидалово), а между собой две такие стратегии почти мгновенно выходят в состояние постоянной кооперации, и дальше зарабатывают плюсы - чем больше итераций, тем успешнее. Чем больше программ, обладающих всеми перечисленными свойствами, участвует в турнире, тем меньше шансов у всех остальных. Там, где итераций мало, программы, сочетающие описанные свойства со случайными (на базе генератора случайных чисел) от них отклонениями, тоже имеют неплохие шансы, но против тупого tit-for-tat они бессильны: чтобы выйти с ним из цепочки кидалова, необходимо один раз прокооперировать против кидалова, то есть, отдать все преимущества, полученные от своего кидалова, запустившего цепочку».
В общем, победоносная этика Конфуция: «поступай с другими так, как они поступают с тобой».
Итак, мы стали расширяться за счет северных варваров. С последними в стратегических играх никто не церемонится, тем более, что и договориться с ними невозможно (в “Rome. Total war” функцию варваров выполняют мятежники).
Тем временем, в контакт с нами вошла египетская царица Хатшепсут. «Маленькие люди могли бы стать полезными великой империи, передав ей технологию езды на лошади. Они же не хотят, чтобы их нарезали мелкими кусочками и бросили крокодилам?».
Кир Великий, естественно, вежливо послал царицу. «Одумайтесь!» - вскричала Хатшепсут. «Не играйте жизнями своих людей!».
Вот тебе и дипломатия Древнего мира – обязательно надо начинать с хамства.
Но мы решили не давать бой агрессивному феминизму. Тем более, что все эти угрозы имеют чисто ритуальное значение.
Вскоре мы установили дипломатические отношения с самим Александром Македонским. Великий завоеватель был несказанно удивлен: «А, это вы. Я думал, вашу небольшую цивилизацию стерли с лица земли много веков назад». Такой тип.
В поисках свободных земель
для колонизации, наши всадники совершили
рейд и на юг аравийского полуострова.
Там они познакомились с
Историческая справка. Дидона известна из «Энеиды» Вергилия. В ней описывается. Как Эней и его спутники, бежавшие из разрушенной ахейцами Трои, нашли приют у царицы Карфагена Дидоны. Последняя без памяти влюбилась в доблестного троянца, уговаривая его остаться у нее. Но Энея ждали великие дела в Италии, поэтому он покинул гостеприимный Карфаген. А несчастная Дидона покончила жизнь самоубийством.
Но с нами она была не столь приветлива. Когда мы попросили у нее какую-то технологию в дань, она сказала в ответ на ломаном русском языке: «Скоро мой бесчисленный лесоруб уничтожит вас всех». Вот это женщина!
А в личном деле осталась памятка Дидоны: «Вы сделали высокомерный запрос».
Затем, по некоему делу мы обратились к Навуходоносору. Он заметно подобрел к Персии, однако не вполне оставил старые замашки. «Вы отказались дать нам дань» - вот его старая обида.
Историческая справка. Навуходоносор является правителем Нововавилонской державы, которую мы именуем так в отличие от старовавилонской империи Хаммурапи. При втором царе династии, Навуходоносоре Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока (население 800 тыс. чел.!), практически неприступный для врага. Но внутреннее положение было весьма непрочным, происходила борьба этническая (халдеев и арамеев, также претендовавших на власть) и социальная (между военным и жреческим сословиями). Пророк Даниил не случайно назвал Вавилон "колоссом на глиняных ногах" (библейский образ, многократно прикладывавшийся позже к различным империям).
Могущественная финансово-
У Навуходоносора, тем временем, дела шли неважно. Он подвергся неспровоцированной агрессии государства Селевкидов. Здесь мы опять-таки имеем дело с американской эклектикой, ибо Селевкиды являлись преемниками Александра Македонского, и они просто не могли сосуществовать с Вавилоном, завоеванным Персидской империей (которую, в свою очередь завоевал Александр).
Но таков уж американский пирог.
Селевкиды (наряду со скифами и некоторыми другими фракциями) являются в данной игре полными отморозками – то есть воюют со всеми, ни с кем не вступая в переговоры. Этим они подписывают себе приговор (см. описание сравнительных преимуществ компьютерных программ выше).
То есть отхватив порядочные куски территории Нововавилонского царства, они, в свою очередь, подвергаются атаке парфян, которые, так же как и персы вначале игры, ищут себе место для поселения.
Историческая Парфянская держава образовалась на территории современной Туркмении и, постепенно, отвоевала все иранские земли у наследников Александра Селевкидов. Парфяне, обладавшие тяжелой панцирной конницей, оказались достойными соперниками римлян, о чем, например, говорит гибель сорокатысячного римского войска во главе с Крассом (победителем Спартака) в битве при Каррах. Держава Аршакидов (так именовалась парфянская династия) существовала с 3 века до н.э. по 3 век н.э. Первую половину этого срока она находилась под сильным влиянием античной культуры, в течении второй парфянские цари все более погружались в глубины зороастризма. Но, несмотря на все заслуги, Аршакиды были непопулярны, ибо считались "туранцами" (к чему происхождение династии, действительно давало основания).
В 3 веке н.э. Ардашир Бабаган, правитель древнего Парса, возводивший свою генеалогию к Ахеменидам, поднял мятеж против парфян, разбил их армию и уничтожил династию Аршакидов, восстановив могущество персов в державе.
Поглотив все варварские и пустующие земли, мы стали искать новые места для поселений. На юге наши галеры уперлись в пески Аравии, и непроходимые для них океанские воды. Восток уже весь был освоен индийским царем Ашокой.
На всякий случай, мы решили установить с последним добрососедские отношения. «Я только что сформировал военный слон. Куда я помещу это?» - спросил Ашока, выразительно поглядев на меня.
Почему-то, галеры обогнули Индию по морю. Позже я узнал, что в основу данной стратегической карты положены представлению древних греков (точнее – знаменитого географа и астронома Птолемея) о земной поверхности. Таким образом, Индийский океан на древних картах соединялся с Каспийским морем.
Зато, к северу от Кавказского хребта мореплаватели Кира обнаружили массу пустынных земель. Туда были направлены поселенцы. Солдаты и рабочие, основавшие, вскоре два персидских города.
Но что это? Мы вдруг подверглись наглой агрессии со стороны скифов царя Атея, а наши поселения обращены в груду развалин.
Историческая справка. Скифы
и сарматы принадлежат к
Информация о работе Кир и Александр. Стратегическая повесть.