Кир и Александр. Стратегическая повесть.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:32, лекция

Описание работы

Недавно у нас прошла небольшая дискуссия с читателями относительно книги Суворова «Ледокол», которая (дискуссия, а не книга) была выборочно опубликована в рассылке. Тематика, конечно, перестроечная (Сталин, Вторая мировая, фашизм/коммунизм). Но я только что основательно поиграл в стратегию Сида Мейера «Цивилизация 4». И кампания, пройденная за Кира – царя древней Персии, показалась мне достаточно знаковой. Так возникла идея стратегической повести «Кир и Александр».

Работа содержит 1 файл

Кир и Александр.docx

— 24.07 Кб (Скачать)

Кир и Александр.

 

Стратегическая повесть.

 

 

 

I.

 

 

 

Недавно у нас прошла небольшая  дискуссия с читателями относительно книги Суворова «Ледокол», которая (дискуссия, а не книга) была выборочно  опубликована в рассылке. Тематика, конечно, перестроечная (Сталин, Вторая мировая, фашизм/коммунизм). Но я только что основательно поиграл в стратегию  Сида Мейера «Цивилизация 4». И кампания, пройденная за Кира – царя древней  Персии, показалась мне достаточно знаковой. Так возникла идея стратегической повести «Кир и Александр».

 

 

 

И то сказать - хочется, иногда, знаете ли, поруководить. Направить  континенты. Начальной точкой отсчета  кампании является 600 год до н.э. Условия  игры таковы. Кир располагает примерно двадцатью соединениями (модулями): два поселенца, три рабочих, три  лучника, остальные – «бессмертные». «Бессмертные» - гвардия персидского  царя, одетая в черные одежды. Всего  их корпус  насчитывал десять тысяч  человек. Они сражались копьями, как в конном, так и в пешем  строю и, похоже, не использовали защитных доспехов. «Бессмертными» якобы их называли за то, что когда погибал  один из них, его место в строю  тут же занимал другой.

 

Разумеется, в 600 году до н.э. никаких «бессмертных» еще не было Персия (Парс) был небольшим  полусамостоятельным владением Мидийского царства.

 

 

 

В 8 веке до н.э. на севере Иранского нагорья возникло Мидийское царство. В следующем столетии, его царь Киаксар усмирил скифов, свирепствовавших тогда на Ближнем Востоке и создал огромную державу, простиравшуюся от Малой Азии до восточных границ нынешнего Афганистана. В союзе с Нововавилонским царством, мидийцы разгромили Ассирию, но на западе были остановлены лидийским царем. Отношения с Вавилоном также испортились, так как Мидия захватила Харран - священный город бога Луны, которому поклонялся правитель Вавилона. В этот момент восстал Кир - вассальный царек Парса.

 

    Кир победил  мидийского царя Астиага и завоевал все его земли. Затем, црецы Вавилона без боя открыли ему этот неприступный город. Легендарный лидийский царь Крез также покорился новому владыке.

 

    Однако на востоке  Кир был разбит туранцами и погиб. Ему наследовал Камбиз, осуществивший покорение Египта. Так возникла вторая после Ассирии мировая держава.

 

    Вскоре Камбиз умер и в державе Ахеменидов (так называлась древнеперсидская династия) разгорелась междоусобная борьба. К власти пришел маг (жрец) Гаутама и это означало возвращение мидийцев к власти. Но родственнику Камбиза, Дарию 1  удалось организовать убийство Гаутамы и вернуть власть Ахеменидам.

 

    Дарий провел  реформы, упорядочившие огромную  страну. В русле традиционного  противостояния с Тураном, высадившись  в Европе, во Фракии, он совершил  поход против скифов. Вероятно, персидская  армия обошла с запада на  восток Черное море. Но скифы  уклонились от битвы, и поход  закончился неудачей.

 

    На западе же  персидские цари, начиная с Дария  1, столкнулись с возраставшим  могуществом греков. Начались знаменитые  греко-персидские войны, подорвавшие  могущество Ахеменидов. А затем, в 4 веке до н.э. пришло время Александра Македонского и его головокружительного похода вглубь Азии, стершего с карты древнеперсидское царство.

 

   

 

Ну, по упрощенной американизированной  версии мидян как таковых нет. Есть отдельные варварские города-государства  на севере от персов. К западу лежит  обширная и могучая Нововавилонская держава царя Навуходоносора. На востоке – Индийское царство Ашоки (в реальности его тогда еще не было, в Индии шла борьба между несколькими государствами). Что творится дальше – скрыто «туманом войны».

 

При этом, у Кира нет ни пяди собственной территории – ее еще предстоит завоевать. Наиболее логичным представлялось не вступать в противостояние с цивилизованными государствами. Наращивать свое могущество за счет поглощения разрозненных варварских образования и колонизации пустынных земель. На это и употребляем быстро передвигающихся «бессмертных», оставляя лучников для охраны основанных городов и рабочих тружеников.

 

Расширение происходит успешно. Но вот на нас выходит сам великий  царь Навуходоносор и говорит: «У вас есть технология езды на лошади. Мы требуем это нам в дань». Кир, разумеется, ответил вежливым отказом. «Да вы хоть понимаете, с кем имеете дело?» - с пол оборота завелся  Навуходоносор.

 

Дабы не ссориться с  соседом, мы предлагаем махнуться –  ему поездка на лошади. Нам –  «литература» (хотя первое – гораздо  важнее). Но в любом случае, наше могущество по отношению к остальным цивилизациям от этого возрастает (игра с ненулевой  суммой).

 

 

 

«…был поставлен такой  забавный эксперимент: кинули клич по всему миру, чтобы кто угодно, включая специалистов по теории игр, присылали компьютерные программы  со стратегиями. Дальше эти программы  стравили между собой, заставили  сыграть несколько сотен кругов каждую с каждой, а потом... просто тупо сделали статистическое исследование - какие свойства помогают программе много выигрывать при большом количестве итераций. Победила самая простая из предложенных программ, так называемая стратегия 'tit-for-tat": она предлагала начинать с кооперативного поведения, и затем тупо повторять ходы партнера - на предательство отвечать предательством на следующем шаге, но при первой же попытке кооперировать отвечать кооперацией. Но гораздо смешнее не это, а какую статистику получили исследователи.

 

 

 

Выгодные стратегии, получается, обладают следующими свойствами:

- они предсказуемы (не  слишком сложны; при большом количестве  итераций вылетели в минус  программы, в которые были встроены  случайные выборы)

- они милы (nice), то есть, начинают первый ход с кооперации, а не с кидалова

- они мстительны (retaliative), то есть, отвечает на кидалово кидаловом на следующих N шагах

- они умеют прощать  (forgiving), то есть, при каких-то условиях возвращаются к кооперации, если предатель начал кооперировать.

 

 

Побеждают эти программы  потому, что они успешно выводят  в минус те стратегии, которые  не nice и/или не forgiving (потому что играют с ними всегда в кидалово), а между собой две такие стратегии почти мгновенно выходят в состояние постоянной кооперации, и дальше зарабатывают плюсы - чем больше итераций, тем успешнее. Чем больше программ, обладающих всеми перечисленными свойствами, участвует в турнире, тем меньше шансов у всех остальных. Там, где итераций мало, программы, сочетающие описанные свойства со случайными (на базе генератора случайных чисел) от них отклонениями, тоже имеют неплохие шансы, но против тупого tit-for-tat они бессильны: чтобы выйти с ним из цепочки кидалова, необходимо один раз прокооперировать против кидалова, то есть, отдать все преимущества, полученные от своего кидалова, запустившего цепочку».

 

 

 

В общем, победоносная этика  Конфуция: «поступай с другими  так, как они поступают с тобой».

 

Итак, мы стали расширяться  за счет северных варваров. С последними в стратегических играх никто  не церемонится, тем более, что и договориться с ними невозможно (в “Rome. Total war” функцию варваров выполняют мятежники).

 

Тем временем, в контакт  с нами вошла египетская царица Хатшепсут. «Маленькие люди могли бы стать полезными великой империи, передав ей технологию езды на лошади. Они же не хотят, чтобы их нарезали мелкими кусочками и бросили крокодилам?».

 

Кир Великий, естественно, вежливо  послал царицу. «Одумайтесь!» - вскричала  Хатшепсут. «Не играйте жизнями своих людей!».

 

Вот тебе и дипломатия Древнего мира – обязательно надо начинать с хамства.

 

Но мы решили не давать бой  агрессивному феминизму. Тем более, что все эти угрозы имеют чисто ритуальное значение.

 

Вскоре мы установили дипломатические  отношения с самим Александром  Македонским. Великий завоеватель  был несказанно удивлен: «А, это вы. Я думал, вашу небольшую цивилизацию  стерли с лица земли много веков  назад». Такой тип.

 

В поисках свободных земель для колонизации, наши всадники совершили  рейд и на юг аравийского полуострова. Там они познакомились с карфагенской царицей Дидоной.

 

 

 

Историческая справка. Дидона известна из «Энеиды» Вергилия. В ней описывается. Как Эней и его спутники, бежавшие из разрушенной ахейцами Трои, нашли приют у царицы Карфагена Дидоны. Последняя без памяти влюбилась в доблестного троянца, уговаривая его остаться у нее. Но Энея ждали великие дела в Италии, поэтому он покинул гостеприимный Карфаген. А несчастная Дидона покончила жизнь самоубийством.

 

 

 

Но с нами она была не столь приветлива. Когда мы попросили  у нее какую-то технологию в дань, она сказала в ответ на ломаном  русском языке: «Скоро мой бесчисленный лесоруб уничтожит вас всех». Вот это женщина!

 

А в личном деле осталась памятка Дидоны: «Вы сделали высокомерный запрос».

 

Затем, по некоему делу мы обратились к Навуходоносору. Он заметно  подобрел к Персии, однако не вполне оставил старые замашки. «Вы отказались дать нам дань» - вот его старая обида.

 

 

 

Историческая справка. Навуходоносор  является правителем Нововавилонской державы, которую мы именуем так в отличие от старовавилонской империи Хаммурапи. При втором царе династии, Навуходоносоре Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока (население 800 тыс. чел.!), практически неприступный для врага. Но внутреннее положение было весьма непрочным, происходила борьба этническая (халдеев и арамеев, также претендовавших на власть) и социальная (между военным и жреческим сословиями). Пророк Даниил не случайно назвал Вавилон "колоссом на глиняных ногах" (библейский образ, многократно прикладывавшийся позже к различным империям).

 

Могущественная финансово-жреческая  группировка посчитала лучшим способом выйти из тупика противоречий присоединение  к образовавшейся на востоке Персидской державе (сменившей Мидию). Окруженный тремя рядами стен Вавилон был  сдан без боя (только отряд личной гвардии сына последнего царя Валтасара  некоторое время удерживал цитадель в центре города). Но ростовщики, надеявшиеся, что полем их финансовых операций станет вся территория новой мировой Персидской империи просчитались. Разветвленный персидский административный аппарат жестко контролировал ресурсы, выкачивая налоги в виде серебряных слитков. Эти слитки складывались в царской сокровищнице. По иронии судьбе они не очень пригодились персам, став добычей преемников Александра Македонского, которые истратили их на междуусобные войны.

 

 

 

У Навуходоносора, тем временем, дела шли неважно. Он подвергся неспровоцированной агрессии государства Селевкидов. Здесь  мы опять-таки имеем дело с американской эклектикой, ибо Селевкиды являлись преемниками Александра Македонского, и они просто не могли сосуществовать с Вавилоном, завоеванным Персидской империей (которую, в свою очередь  завоевал Александр).

 

Но таков уж американский пирог.

 

Селевкиды (наряду со скифами  и некоторыми другими фракциями) являются в данной игре полными отморозками  – то есть воюют со всеми, ни с  кем не вступая в переговоры. Этим они подписывают себе приговор (см. описание сравнительных преимуществ компьютерных программ выше).

 

То есть отхватив порядочные куски территории Нововавилонского царства, они, в свою очередь, подвергаются атаке парфян, которые, так же как и персы вначале игры, ищут себе место для поселения.

 

 

 

Историческая Парфянская держава образовалась на территории современной Туркмении и, постепенно, отвоевала все иранские земли  у наследников Александра Селевкидов. Парфяне, обладавшие тяжелой панцирной конницей, оказались достойными соперниками римлян, о чем, например, говорит гибель сорокатысячного римского войска во главе с Крассом (победителем Спартака) в битве при Каррах. Держава Аршакидов (так именовалась парфянская династия) существовала с 3 века до н.э. по 3 век н.э. Первую половину этого срока она находилась под сильным влиянием античной культуры, в течении второй парфянские цари все более погружались в глубины зороастризма. Но, несмотря на все заслуги, Аршакиды были непопулярны, ибо считались "туранцами" (к чему происхождение династии, действительно давало основания).

 

    В 3 веке н.э.  Ардашир Бабаган, правитель древнего Парса, возводивший свою генеалогию к Ахеменидам, поднял мятеж против парфян, разбил их армию и уничтожил династию Аршакидов, восстановив могущество персов в державе.

 

 

 

Поглотив все варварские и пустующие земли, мы стали искать новые места для поселений. На юге наши галеры уперлись в пески  Аравии, и непроходимые для них  океанские воды. Восток уже весь был освоен индийским царем Ашокой.

 

На всякий случай, мы решили установить с последним добрососедские отношения. «Я только что сформировал  военный слон. Куда я помещу это?» - спросил Ашока, выразительно поглядев на меня.

 

Почему-то, галеры обогнули Индию  по морю. Позже я узнал, что в  основу данной стратегической карты  положены представлению древних  греков (точнее – знаменитого географа и астронома Птолемея) о земной поверхности. Таким образом, Индийский  океан на древних картах соединялся с Каспийским морем.

 

Зато, к северу от Кавказского  хребта мореплаватели Кира обнаружили массу пустынных земель. Туда были направлены поселенцы. Солдаты и  рабочие, основавшие, вскоре два персидских города.

 

Но что это? Мы вдруг  подверглись наглой агрессии со стороны  скифов царя Атея, а наши поселения обращены в груду развалин.

 

 

 

Историческая справка. Скифы  и сарматы принадлежат к ираноязычной ветви индоевропейских народов. Иранские племена долгое время сохраняли культурное единство. Но в начале 1 тыс. до н. э. их мир потрясла огненная проповедь Заратуштры. Те, кто принял ее, отринув языческих богов, стали историческими иранцами. Те, кто сохранили старую веру, (это были в основном кочевники), получили прозвище туранцев. Хотя позже многие боги были реабилитированы, единство оказалось потерянным навсегда.

Информация о работе Кир и Александр. Стратегическая повесть.