Киноискусство и музыкальное искусство Беларуси во второй половине 40-х – первой половине 80-х гг. 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, доклад

Описание работы

Общий художественный уровень белорусского кино второй половины XX века определяется темой Великой Отечественной войны. Первый значительный фильм о войне - "Константин Заслонов" был снят в 1949 году режиссерами А. Файнциммером и В. Корш-Саблиным. Затем появились широко известные картины "Красные листья" (1958) В. Корш-Саблина и "Часы остановились в полночь" (1959) II Фигуровского. В основе сюжета данного фильма лежат подлинные события, происходившие в оккупированном Минске: в частности, операция партизан во главе с Еленой Мазаник по устранению главы рейх комиссариата Остланд Вильгельма Кубе.

Содержание

Кино…………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
1.2. Беларусьфильм……………………………………………………………………………………………………………………………4
2. Музыка……………………………………………………………………………………………………………………………………………5
2.1. «Сябры»……………………………………………………………………………………………………………………………………….5
2.2. «Верасы»……………………………………………………………………………………………………………………………………..6
2.3. «Песняры»…………………………………………………………………………………………………………………………………..6
2.4. Творчество Эдуарда Ханка………………………………………………………………………………………………………….7
2.5. Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича…8
2.6. Григорий Ширма…………………………………………………………………………………………………………………………8
2.7. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………8

Работа содержит 1 файл

история реферат.docx

— 32.29 Кб (Скачать)

1980 год —  ансамбль в числе почетных  гостей приглашен на фестиваль  «Золотой Орфей», проходивший в  Болгарии. От Австрии на фестиваль  приехала знаменитая группа «Супермакс»,  из ФРГ — популярная певица  Прешес Уилсон.

1983 год —  ансамбль принимает участие в  съемках телепрограммы «Новогодний  аттракцион», которую вели Игорь  Кио и Алла Пугачева. Песня  «Карнавал», видеоклип которой показали  в «новогоднем аттракционе» —  стала нашумевшим хитом, в 1984—1985 годах.

Интересные  факты

По словам Александра Тихановича, когда-то давно  ансамблю объявили благодарность за песню «Я у бабушки живу», поспособствовавшую улучшению демографической ситуации в СССР. Ядвига Поплавская записывала её, ожидая появления ребёнка и  сидя в студии на стуле, потому как  стоять уже не могла. В новой аранжировке  она звучала ещё лучше, чем  раньше, тяжелее и с большим  драйвом. Роли в песне были распределены между всеми четырьмя участниками  ансамбля. Кристина пела «мама-мама», Игорь  басом «папа-папа», Александр другие второстепенные партии, а Ядвига исполняла  партию «слоняющегося по двору несчастного  ребёнка». В песни сочетались серьёзность  и шуточность, Александр с Игорем пританцовывали, зрители тихонько начинали подпевать, настроение у всех непрерывно поднималось.

Песняры́ — вокально-инструментальный ансамбль под управлением В. Г. Мулявина, созданный в Минске в 1969 году. Известен широкой аудитории по песням «Касіў Ясь канюшыну», «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Вологда», «За полчаса до весны», «Крик птицы» и многим другим.

В основе стиля  «Песняров» лежал белорусский фольклор: они включали в репертуар эстрадные  обработки народных песен, а тексты были посвящены белорусской культуре и истории. Песняры очень часто  обращались к крупным формам —  концертным программам, рок-операм. Ансамбль поставил две рок-оперы на стихи Янки Купалы: «Песня о доле» и «Гусляр». Среди концертных программ особенно следует отметить «Весёлые нищие» на стихи Роберта Бёрнса, «Через всю войну». Особняком среди всего творчества стоит программа на стихи Владимира Маяковского «Во весь голос», написанная в стиле арт-рок.

Началом хронологии «Песняров» можно считать 1 сентября 1969 года, когда решением художественного  совета минской филармонии группа «Лявоны» получила право называться вокально-инструментальным ансамблем, хотя ещё в 1968 году «Лявоны» были аккомпанирующей группой певицы Нелли Богуславской, а также выступали  с собственной программой.

С таким названием  группа просуществовала около года, до IV международного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970 года, когда группе посоветовали сменить  название. ВИА (теперь уже выступающий  под названием «Песняры») разделил на конкурсе II место с певцом Львом Лещенко и грузинским ансамблем «Диэло». В 1970 году «Песняры» побеждают также и на Всесоюзном конкурсе политической песни, проходившем в Москве.

В конце 1970 года в коллектив вливается бывший солист группы «Золотые яблоки» Леонид Борткевич, а весной 1971 года выходит  первый виниловый диск-гигант группы (записан в конце 70-го — начале 71-го).

В 1971 году начинаются первые зарубежные поездки ансамбля — в августе «Песняры» выступают  на Международном фестивале песни  в Сопоте (Польша) в конкурсе фирм грамзаписи. В 1973 году продолжающий набирать популярность ансамбль побеждает на проходившем в Минске Всесоюзном конкурсе советской песни.

В 1976 году Песняры  становятся первым советским ВИА, который  проводит гастроли по США. В этом же году ансамбль выступает на международном  конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах, к участию в котором допускаются  только коллективы, выпустившие за год максимальное количество пластинок  в своей стране.

В 1976 году «Песняры»  представляют рок-оперу на стихи  Янки Купалы — «Песнь о доле». Премьера состоялась в концертном зале «Россия». В 1978 году концептуальная серия продолжается оперой «Гусляр». Этот альбом по музыке отличается в сторону более серьёзного арт-рока по сравнению с радио-хитами, по которым больше известны «Песняры».

В репертуаре ансамбля были песни на стихи М. Шушкевича, Р. И. Бородулина, Г. Н. Буравкина, Янки Сипакова, Петруся Макаля, Л. И. Прончака, Максима  Богдановича, М. Л. Матусовского, А. И. Фатьянова, Л. П. Дербенева.

Кроме того, «Песняры» часто исполняли песни  на стихи известных поэтов, таких  как Янка Купала, Р. Бёрнс, В. В. Маяковский, Якуб Колас.

Творчество Эдуарда Ханка

Работает  в разных жанрах — вокально-симфоническом, камерно-инструментальном, камерно-вокальном, но наиболее плодотворно — в песенном. Из его произведений формировались репертуары ансамблей «Верасы», «Сябры» и «Песняры». Является автором популярных песен «Лягу, прилягу», «То ли еще будет», «Малиновка», «Два поля», «Я у бабушки живу», «Зима», «У леса на опушке», «Завируха», «Жавраначка» и многих других. В 1983 году Ханок сочинил первый вариант песни "Исчезли солнечные дни", исполненной Валентиной Толкуновой и Львом Лещенко.

Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича был создан в 1952 году на основе небольшого песенного хора в деревне Большое Подлесье. Первым руководителем и вдохновителем коллектива стал Геннадий Иванович Цитович – хоровой дирижёр, фольклорист, этнограф, народный артист СССР, лауреат государственной премии БССР.

 

Уже на ранних этапах становления Народного хора критиками, зрителями и слушателями  отмечалось высокое исполнительское  мастерство, новизна и самобытность его репертуара. В начале 1955 года газета "Правда" написала отзыв  на одно из выступлений коллектива: "...Сколько народной мудрости вложено  в исполнение простых, доступных  песен белорусского народа! Слушаешь прекрасные протяжные, лирические, шуточные песни в исполнении женского хора и невольно забываешь. Что поют в  концерте. Кажется, поют девушки где-то в поле, ярко представляешь себе цветущую Беларусь, красоту её природы, духовное богатство её народа..."

С 1975 года коллектив  возглавляет художественный руководитель и главный дирижёр Михаил Павлович Дриневский, являющийся народным артистом Беларуси, лауреатом Государственной  премии Республики Беларусь "За духоўнае адраджэнне", почётным академиком международной  кадровой академии, профессором, талантливым  музыкантом, знатоком музыкального фольклора. Михаил Павлович продолжает развивать  традиции хора, начало которых положил  Геннадий Иванович Цитович.

Григорий Ширма

Григорий  Романович Ширма — автор записей, гармонизаций, музыкального оформления и публикации около 5000 белорусских  народных песен, статей и исследований по вопросам белорусского искусства, фольклору  и хоровому исполнительству. Составитель  многочисленных фольклорных сборников.

После воссоединения  Западной Белоруссии с Белорусской  ССР в 1940 г. организовал и до 1970 г. возглавлял Государственную академическую  хоровую капеллу Белорусской  ССР. С 1966 по 1978 год был председателем  правления Союза композиторов Белорусской  ССР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За этот период произошло много значимых изменений, которые повлияли на дальнейшее развитие культуры Беларуси, в частности в сфере музыки и кино. Формировались новые музыкальные коллективы, на экранах появлялись новые постановки, которыми мы должны гордится.

 


Информация о работе Киноискусство и музыкальное искусство Беларуси во второй половине 40-х – первой половине 80-х гг. 20 века