Киноискусство и музыкальное искусство Беларуси во второй половине 40-х – первой половине 80-х гг. 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:57, доклад

Описание работы

Общий художественный уровень белорусского кино второй половины XX века определяется темой Великой Отечественной войны. Первый значительный фильм о войне - "Константин Заслонов" был снят в 1949 году режиссерами А. Файнциммером и В. Корш-Саблиным. Затем появились широко известные картины "Красные листья" (1958) В. Корш-Саблина и "Часы остановились в полночь" (1959) II Фигуровского. В основе сюжета данного фильма лежат подлинные события, происходившие в оккупированном Минске: в частности, операция партизан во главе с Еленой Мазаник по устранению главы рейх комиссариата Остланд Вильгельма Кубе.

Содержание

Кино…………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
1.2. Беларусьфильм……………………………………………………………………………………………………………………………4
2. Музыка……………………………………………………………………………………………………………………………………………5
2.1. «Сябры»……………………………………………………………………………………………………………………………………….5
2.2. «Верасы»……………………………………………………………………………………………………………………………………..6
2.3. «Песняры»…………………………………………………………………………………………………………………………………..6
2.4. Творчество Эдуарда Ханка………………………………………………………………………………………………………….7
2.5. Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича…8
2.6. Григорий Ширма…………………………………………………………………………………………………………………………8
2.7. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………8

Работа содержит 1 файл

история реферат.docx

— 32.29 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономической  истории

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине: История Беларуси в контексте мировых цивилизаций

на тему: Киноискусство и музыкальное искусство Беларуси во второй половине 40-х – первой половине 80-х гг. 20 века.

 

 

 

 

Выполнил студент 

 

 

 

Проверил                                                                                             Гвардеев Иван Иванович

 

 

 

МИНСК 2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Кино…………………………………………………………………………………………………………………………………………………3

1.2. Беларусьфильм……………………………………………………………………………………………………………………………4

2. Музыка……………………………………………………………………………………………………………………………………………5

2.1. «Сябры»……………………………………………………………………………………………………………………………………….5

2.2. «Верасы»……………………………………………………………………………………………………………………………………..6

2.3. «Песняры»…………………………………………………………………………………………………………………………………..6

2.4. Творчество  Эдуарда Ханка………………………………………………………………………………………………………….7

2.5. Национальный академический народный хор Республики Беларусь имени Г.И. Цитовича…8

2.6. Григорий Ширма…………………………………………………………………………………………………………………………8

2.7. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………

КИНО

Общий художественный уровень белорусского кино второй половины XX века определяется темой Великой  Отечественной войны. Первый значительный фильм о войне - "Константин Заслонов" был снят в 1949 году режиссерами А. Файнциммером и В. Корш-Саблиным. Затем  появились широко известные картины "Красные листья" (1958) В. Корш-Саблина  и "Часы остановились в полночь" (1959) II Фигуровского. В основе сюжета данного фильма лежат подлинные  события, происходившие в оккупированном Минске: в частности, операция партизан во главе с Еленой Мазаник по устранению главы рейх комиссариата Остланд  Вильгельма Кубе. В фильме отряду партизан под руководством учительницы Ганны  Черной и при участии неопытной  разведчицы Марины Казанич предстоит  захватить и уничтожить минского гауляйтера Вильгельма фон Кауница. Все эти ленты были созданы  в традициях тоталитарной поэтики - плакатность, декларативность. Упрощенная фабульная конструкция, тип героя (уверенный бесстрашный борец), прямолинейный  антагонистический конфликт, однозначность  образной фактуры превращали эти  фильмы в пропагандистский памфлет.

Во второй половине 60-х годов, когда на экраны выходит серия фильмов режиссеров молодого поколения В. Турова, Б. Степанова, В. Четверикова, И. Добролюбова, военная  тематика обретает иное художественное измерение. Картины молодых были сняты в новой стилистике, которая  формировалась под воздействием общих позитивных перемен в советском  кино на рубеже 50-60-х годов, а также  в соответствии с личным опытом военного детства. Именно эмоциональная память авторов становится своеобразным эстетическим камертоном в фильмах "Через кладбище" (1965) и "Я родом из детства" (1966) В. Турова, "Иван Макарович" (1968) И. Добролюбова. Война здесь уже  не рассматривается как череда патриотических акций и безусловных побед. "Линия  фронта" пролегает в душах героев, пронзая их частные судьбы "обстрелом" Истории. Такой поворот в осмыслении военной темы во многом обусловила проза В. Быкова, к которой начали активно обращаться режиссеры. В  кинематографе возник целый пласт  картин-экранизаций произведений выдающегося  белорусского писателя. Однако далеко не во всех лентах постановщики сумели раскрыть быковскую "горькую правду". Сбиваясь на сюжетный пересказ той  или иной повести, режиссеры зачастую утрачивали эмоциональное напряжение прозы Быкова.

Первой адекватной адаптацией повести В. Быкова стала  одноименная кинокартина Б. Степанова "Альпийская баллада" (1966) - история  любви, стремительно развернувшаяся в  экстремальных условиях смертельного преследования. Авторы фильма сумели объединить динамичные эпизоды побега двух пленных - Ивана и Джулии - с утонченной пластической образностью горных пейзажей и лирической интонацией повествования. Однако безусловной художественной вершиной экранной интерпретации прозы  В. Быкова остается российский фильм - "Восхождение" (1977) Л. Шепитько. Режиссер сумела создать такой мощный ассоциативно-метафорический образ противостояния Добра и  Зла в их диалектической неоднозначности, что В. Быков признал художественное превосходство кинопроизведения над  литературной основой - повестью "Сотников".

Еще одна военная  глава в белорусском кинематографе  связана с именем А. Адамовича. Его  романы-хроники, собравшие документы  и факты фашистского геноцида на белорусской земле, стали литературной основой как для документальных фильмов (цикл В. Дапгука "Я из огненной деревни", 1975-1976), так и для игровой  картины Э. Климова "Иди и смотри" (1985). В этой кинодилогии хатынская  трагедия, поданная через восприятие подростка Флеры, разрабатывается  авторами в пастозной, тяжеловесной, апокалипсической тональности. Удачным  результатом сотворчества белорусских писателей и режиссеров на поприще военной тематики стали телефильмы "Руины стреляют" (1970-1972) И. Чигринова и В. Четверикова, "Свидетель" (1985) И. Козько и В. Рыбарева.

Отдельный раздел в белорусском игровом кино связан с экранизациями крупных литературных произведений И. Мележа и В. Короткевича. Экранная трилогия В. Турова "Полесская  хроника" (1982-1985) представляет собой  адаптацию классических романов  И. Мележа "Люди на болоте", "Дыхание  грозы", "Метели, декабрь". По признанию  режиссера, он не делал экранизацию, а взял из отраженной в романе жизни  пласт, который был ему особенно интересен как человеку, как белорусу, как гражданину своей страны. Наиболее цельная первая часть кинотрилогии, где вдохновенно воспет белорусский  край, несуетность народной жизни, сила любви и поэзия труда. В эпическом  размере киноповествования доминирует лирическая интонация. Неторопливое развитие действия сопровождается созданием  специфической атмосферы каждого  эпизода с помощью музыкально-пластических средств. Наиболее трудным для кинематографистов  оказался перевод на экран литературного  языка В. Короткевича. Первым был  экранизирован роман "Христос  приземлился в Городно". Одноименный  фильм режиссера В. Бычкова появился в 1966 году, но был отправлен на полку, где пролежал 20 лет. "Запрет фильма был не случайным, а закономерным. Своей "несимметричностью", исключительностью  героя и обстоятельств, отрицанием всего официального и канонического, метафоричностью, дерзостью, иронией  он выбивался из застойной атмосферы  и противоречил ей". Самой спорной  и одновременно наиболее удачной  экранной интерпретацией прозы В. Короткевича  считается фильм В. Рубинчика "Дикая  охота короля Стаха" (1979). На основе сюжета повести авторы картины выстроили  готический кинороман с серией странных событий, окутанных таинственной атмосферой старинного замка. Постановщики активно  использовали изобразительные средства кинематографической выразительности, придав экранным портретам, интерьерам, пейзажам нереальные и загадочные черты.

 В 1982 году  появился фильм "Чужая вотчина"  режиссера В. Рыбарева, ставший  не только оригинальной кинематографической  транскрипцией одноименного романа  В. Адамчика, но и самобытным  художественным произведением. Авторы  картины создали цельный образ  белорусской жизни с ее пассивной  созерцательностью, покорным ожиданием  и понурым мироощущением. Хотя  время действия в фильме совершенно  конкретно (конец 30-х годов), сила  художественной типизации подчиняет  сюжетные события логике философско-эстетического  обобщения, когда "чужой вотчиной" становится родная земля.

БЕЛАРУСЬФИЛЬМ (1946—1991 гг.)

В 1946 году студия получила своё современное название — «Беларусьфильм».

После войны  большей частью выпускались документальные фильмы и киножурналы. Первой большой  творческой удачей послевоенного периода  стал художественный фильм о герое  минувшей войны «Константин Заслонов» (В. Корш-Саблин и А. Файнциммер, 1949 год). Другие крупные работы также были посвящены народному подвигу  в Великой Отечественной войне: «Третья ракета» (Р. Н. Викторов, «Через кладбище» (1965 год) и «Я родом из детства» (1967 год, оба — В. Турова), «Альпийская баллада» (Б. М. Степанов, 1966 год) и др.

В 1962 основан  Союз кинематографистов Белоруссии.

В 1970-е годы в «Беларусьфильм» приходят новые  режиссёры со свежими взглядами  на кинематограф. Появляются фильмы хоть и заключённые в предписанные идеологические рамки, но творчески  исполненные на высоком уровне: «Вся королевская рать» (Н. Ардашников и  А. Гуткович, 1971 год; в дискуссии за право экранизировать одноимённый  роман Роберта Пенна Уоррена  студия «Беларусьфильм» одержала победу над «Мосфильмом» только благодаря  личному вмешательству П. Машерова), политический памфлет «Вашингтонский корреспондент» (Ю. Дубровин, 1972 год), экранизация  произведений Джека Лондона «Время-не-ждёт» (В. Четвериков, 1975 год) и В. Короткевича  «Дикая охота короля Стаха» (В. Рубинчик, 1979 год; позже картина будет названа  «первым советским мистическим  триллером»).

В Белорусском  кино этого периода чрезвычайно  ярко выделяются фильмы для детей  и юношества: экранизация произведений А. Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица» (Н. Калинин, 1973 и 1974 годы), «Последнее лето детства» (В. Рубинчик, 1974 год); мюзиклы  по сюжетам сказок «Приключения Буратино»  и «Про Красную Шапочку» (Л. Нечаев, 1975 и 1977 годы); «Удивительные приключения  Дениса Кораблёва» (группа режиссёров, 1979 год).

В 1980-е годы для национального кино были отмечены успехом многосерийной телевизионной  эпопеи «Государственная граница» (6 фильмов  Б. Степанов и 2 фильма Г. Иванов), дилогией «Полесские хроники» «Люди на болоте»  и «Дыхание грозы» (В. Туров, 1981 год), авторским фильмом Элема Климова «Иди и смотри» (режиссёр и картина получили все главные призы Московского кинофестиваля 1985 года).

МУЗЫКА

Музыка Беларуси — музыкальное искусство, выделяющееся самобытностью и национальным колоритом, охватывающее музыкальные направления  от народного музыкального творчества до современной музыки.

Во второй половине XX века начинается новая волна  расцвета белорусской культуры и  музыки. В 1970-х годах в СССР становятся популярными ансамбли Верасы и Сябры, а самым популярным ансамбль Песняры.

«Сябры»  — белорусский вокально-инструментальный ансамбль, образованный в 1974 году, Заслуженный коллектив Республики Беларусь.

Музыкальный эстрадный коллектив «Сябры»  был создан в 1972 году при Гомельской филармонии. Официально годом образования  считается 1974 год, название ансамбля появилось  в 1973 году. Летом 1975 года руководство  коллективом было предложено Валентину  Бадьярову. Руководство коллективом  он принял в 1976 году, вскоре музыкальный  коллектив «Сябры» получил статус вокально-инструментального ансамбля и пополнился музыкантом Николаем Подгорным  из Ленинграда и солистом-тенором  Виталием Червонным из Одессы.

В 1977 году ВИА  «Сябры» стал лауреатом Всесоюзного  конкурса советской песни, посвященного 60-летию Октября с песней «Гимн  Земле» Александры Пахмутовой. В 1978 году выходит сначала мини-альбом «Кася» из трёх песен, а потом и первый полноформатный альбом группы — «Всем  на планете».

В том же году композитор из Барнаула Олег Иванов написал песню «Девушка из Полесья», которая позже станет известна как  «Алеся». Изначально композитор предполагал  эту песню для ансамбля Песняры, но музыкальный редактор телевидения  Ольга Молчанова переубедила  композитора предложить песню «Алеся» Валентину Бадьярову для ансамбля «Сябры», так как у «Песняров» уже была одноименная песня композитора Игоря Лученка. Вскоре она появилась в репертуаре «Сябров» и её премьера впервые состоялась в 1978 году на Центральном Телевидении в передаче «Шире круг», и далее на Телевизионном конкурсе «С песней по жизни», на котором ансамбль удостоился звания «лауреата». Эти выступления принесли «Сябрам» всесоюзную известность. Ансамбль становится частым гостем различных радио и телепередач. В 1981 году Анатолий Ярмоленко сменил Валентина Бадьярова на должности художественного руководителя коллектива. Бадьяров был отстранён от работы, вместе с ним были уволены музыкант Анатолий Гордиенок, солист Владимир Шалько, а затем ушли Черкасов, Жиляк, Хиловец, Авдевич, Синегрибов, Коляда, Червонный, Балабанов и ещё ряд музыкантов.

«Верасы́» — белорусский вокально-инструментальный ансамбль, созданный в 1971 году как ансамбль политической песни. Наиболее известные хиты группы — песни «Малиновка», «Завіруха», «Карнавал», «Я у бабушки живу» (слова И. Шаферана, музыка Э. Ханка).

В начале 70-х  годов при Белорусской государственной  филармонии был создан ансамбль «Верасы» (исключительно девичий коллектив). Через два года пришло несколько  парней (в том числе Александр  Тиханович).

1974 год —  на пятом Всесоюзном конкурсе  артистов эстрады уже после  первого тура молодой коллектив  привлек к себе внимание жюри  и слушателей, единодушно отмечавших  своеобразие манеры распева и  чистоту интонации. Успешно выступив  на втором и третьем туре, ансамбль  «Верасы» становится лауреатом  Всесоюзного конкурса.

Информация о работе Киноискусство и музыкальное искусство Беларуси во второй половине 40-х – первой половине 80-х гг. 20 века