Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:50, реферат
Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.
Введение 3
1. Образование древнерусского государства 5
2. Первые князья Киевской Руси, их внутренняя и внешняя политика 7
3. Принятие –христианства- важная веха в истории Руси 12
4. Общественный и государственный строй Киевского государства 14
Заключение 18
Список литературы 19
Сын Игоря и Ольги — Святослав (? — 972), отказавшийся принять христианство, сославшись на своих дружинников — язычников, посвятил свою жизнь возвышению славы русского оружия и вошел в историю как князь — воин. Презирая холод и ненастье, он вместе с дружиной спал под открытым небом, питался кониной или мясом диких животных. Он отличался мужественностью и рыцарской честью, предупреждая врага: «Иду на вы». Предания повествуют, что он разбил хазар, ясов, касогов, воинственных жителей Предкавказья. За тридцать пудов золота помог греческому императору в борьбе с дунайскими болгарами. Болгария так понравилась Святославу, что он даже задумал перенести столицу Русского государства из Киева в Переяславль (в устье Дуная), расположенный на пересечении многочисленных торговых путей и в близи более развитых государств. Отсутствием Святослава в Киеве воспользовались кочевники и печенеги. Подстрекаемые Византией, которая была обеспокоена усилением Руси, печенеги осадили Киев. Вовремя подоспевший князь отбросил нападавших в степи.
Смерть княгини Ольги ускорила решение Святослава вернуться в Болгарию. Впервые на Руси он предоставил своим сыновьям особенные уделы, Старшему сыну Ярополку (по старшинству) достался Киев, Олегу — древлянская земля, Владимиру — Новгород. Но попытка Святослава закрепиться на Дунае оказалась неудачной. Нерадостно встретили князя болгары, им помогали греки. Изнурительная для обеих сторон битва завершилась обещанием Святослава никогда не возвращаться в Болгарию и не воевать с греками. При возвращении домой он и его истощенная дружина, вопреки советам разведки обойти днепровские пороги, были уничтожены печенегами, а их князь Куря, по преданию, приказал изготовить из черепа Святослава золоченную чашу; он надеялся, вкушая из нее вино, перенять воинскую доблесть Святослава.
Имя младшего сына Святослава — Владимира I (матерью его была Малуша — ключница Ольги) связано с важным событием отечественной истории — принятием христианства. При нем Русь вступила в фазу своего расцвета и широкого признания. Летопись подчеркивает противоречивость этой яркой личности. После смерти Святослава между братьями начались раздоры. Ярополк пошел на Олега и в одном из сражений князь Олег был убит. Владимир, хитростью погубив Ярополка, занял киевский престол.
Начало своего правления Владимир ознаменовал реформированием язычества, создав в Киеве языческий пантеон (капища) — на холмах были установлены языческие идолы Перун с серебряной головой и золотыми усами, а также Хоре, Дажбог, Стрибог, Симарга, Мокош. Идол Перун был воздвигнут и в Новгороде. Языческий культ сопровождался жертвоприношениями, часто человеческими.
Летописцы отмечают жестокость и безнравственность язычника Владимира. Кроме пяти законных жен у Владимира были сотни наложниц: в Вышгороде — 300, в Белгороде —300, в Берестове — 200 и пр. Язычеством многоженство не возбранялось.
Летопись повествует, что Владимир, выражая сомнение в разумности язычества, все больше склонялся к необходимости утверждения единобожия. Он проявил интерес к верованиям своих соседей. Так, пленившие его описания «магометова рая» не помешали отвергнуть магометанство, поскольку обрезание князь считал ненавистным обрядом, а отказ от свинины и вина — безрассудным. Были отосланы также католические послы, представлявшие верования, отвергнутые еще русскими предками. Отказал Владимир и послам иудеев, напомнив, что Бог покарал их, рассеяв по всему миру.
Для более глубокого ознакомления и выбора новой религии, приемлемой и удобной для государственной власти и привлекательной для народа, великий князь в разные страны послал десять благоразумных людей. Вернувшись, русские посланцы поведали о скудных магометанских храмах, унылых молениях и печальных верующих; об отсутствии величия и красоты в католических обрядах. Однако служба в константинопольском христианском храме поразила своей величественностью и торжественностью, красотою икон и богатством одежд духовенства, благоуханием фимиама и сладостным пением клироса. Им казалось, что «сам Всевышний обитает в сим храме и непосредственно с людьми соединяется». К тому же, напоминали они, мудрейшая из всех людей княгиня Ольга в свое время приняла христианство2.
Между тем Владимир принял решение и крестился в 988 г. в греческом городе Херсоне (Корсунь), который покорил после долгой осады. Став христианином, он обвенчался с сестрой греческих императоров Анной, расторгнув тем самым не освященные Церковью предшествующие браки. Летописи сообщают, что во время крещения Владимир излечился от болезни глаз и зрение вернулось к нему. Принятие единой религии было необходимо князю Владимиру, чтобы подтвердить и закрепить «божьего властью» свои права великого князя киевского. Возвратившись в Киев, он крестил своих сыновей и народ 1 августа 988 г. В 988—989 гг. христианство было провозглашено государственной религией. Люди крестились и под страхом власти, и под давлением авторитета великого князя. Крещение приняли славянская, мерекая, кривечская, весь, белозерская, муромская, вятическая и многие другие земли, т.е. большая часть Древней Руси. Хотя долго сосуществовали две религии — язычество и христианство. Произошло своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных празднеств родной старины с элементами христианского мировосприятия.
По всей Руси на местах бывших языческих идолов возводились христианские храмы. В Киеве были построены церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так называемая «Десятинная», так как князь на ее содержание назначил десятую часть своих доходов. Из Византии были приглашены священники, привезены иконы, церковная утварь.
В начале XI в. только в Киеве насчитывалось уже около 800 церквей с иконами, богослужебными книгами, церковной утварью. Появились иные задачи в пропаганде нового мировоззрения, искусства, литературы, музыки. Владимир, будучи первым князем книжной культуры, способствовал распространению новой веры и просвещения. По распоряжению князя дети состоятельных родителей обучались грамоте. Формировалась плеяда русских проповедников христианства.
Князь, стремясь реализовать христианский идеал, поначалу отказался от применения смертельной казни, прощал разбойниkob, заменял уголовные наказания штрафом. Заботился о бедных и больных, для них по городу развозили еду, мед и квас, а на княжеском дворе кормили и поили всех пришедших. В благодарность народ прозвал князя Красное Солнышко.
Нравственно, духовно Русь за одно столетие претерпела глубинный переворот, равного которому она уже не знала. Как писал А.И. Солженицын ``Русь не просто приняла христианство, она полюбила его всем сердцем, она расположилась к нему всей душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его себе в названии жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, с ним соразмерила весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам - свои предрассветья, его потам свою выдержку, его праздникам - свой досуг, его странника – свой кров и хлебушек''.
На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.
Основу Древнерусского государства составляли взаимные обязательства князя и его дружины. Князь управлял территорией при помощи Боярской думы (совета), куда входили старшие дружинники, местная знать, представители городов, иногда духовенство. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Князь совещался («думал») с дружиной по важнейшим вопросам: о военных походах, заключении договоров, издании законов, рассмотрении судебных и финансовых дел и строительстве крепостей и пр. Старшие дружинники получали наиболее почетные и ответственные должности: воевод, тысяцких, сотских и пр. «Кормление» (содержание) дружины составляло заботу князя и зависело от военной добычи, отчислений от дани, судебных сборов и др. Дружинники жили на дворе князя или вокруг него, составляя компактные поселения. Знатные дружинники оставались полными хозяевами на своей земле и имели менее знатных вассалов.
В XI—XII вв. в структуре дружины произошли заметные изменения. В участившихся в этот период междоусобицах нередко погибали наиболее преданные князю дружинники. К тому же старшие дружинники постепенно начали обзаводиться землей, собственным хозяйством и порою ослабляли связи с княжеским двором.
Младшая же дружина оставалась при князе. Ее отдельные представители при поддержке князя зачастую получали определенные преимущества перед старшими дружинниками. Многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны), писцами, занимались сбором налогов и др. Такое растворение значительной части дружины в административных и хозяйственных делах и обязанностях заметно ослабляло ее боеспособность, требовало создания профессиональной военной службы, состоящей на полном княжеском обеспечении. К концу XII в. дружинную организацию на северо-востоке Руси сменил государев двор со штатом военных слуг — будущее дворянство. Разные исследователи окончательное исчезновение дружины относят к XII—XIV вв.
Органом местного крестьянского самоуправления была соседская, территориальная община — мир или вервь (от «вервие» — веревка, которой измеряли участок земли). Будучи многофункциональной, община была призвана организовывать все сферы жизнедеятельности — трудовую, обрядовую, культурную и др. Как коллективный собственник земли и угодий община свою внутреннюю жизнь организовывала на принципах прямой демократии — выборности, уравнительности, коллегиальности в принятии решений по перераспределению наделов, налоговым вопросам, судебным спорам и пр. — своего рода «вечевого идеала».
Земельная община на Руси продолжалась значительно дольше, чем в Западной Европе. Она сумела избавить от массового рабства, заметно тормозила социальную дифференциацию, хотя и не предотвратила формирование зависимых отношений.
Крестьяне-общинники составляли большую часть населения Руси. Постепенно они попадали в зависимость от господствующего меньшинства в силу внеэкономических (захват, насилие) или экономических (кабала, дань) обстоятельств. Феодально-зависимое население было представлено различными категориями. Так, рядовичи за полученные в долг орудия труда или продукты брали ряд, то есть заключали договор на отработку. Закупы брали в долг деньги, или купу. Издольщики арендовали пашню за четверть полученного урожая. Старожилъцы — длительное время не сумевшие вернуть долг своему феодалу. Погорельцы или беженцы, принятые монастырем на условиях отработки, назывались изгоями. Патриархальные, используемые на домашних или вспомогательных работах рабы, зачастую пленники, составляли категорию холопов.
Фактически государственное устройство Руси держалось на договоре между князем и народным собранием, вечевым сходом — вече, продолжающим традиции племенных сходов. Постепенно оно приобретало все более формализованные черты: заранее подготовленная «повестка дня», предварительный подбор кандидатов на выборные должности, организационные начала в руках старейшин (старцев градских) и пр.
Состав вече был довольно демократичным. Все взрослое мужское свободное (правоспособное) население города (посада) и прилегающих поселений (слобод) шумным одобрением или возражением принимало большинством голосов важнейшие решения при участии, а порою и под руководством знати.
На вече обсуждались такие вопросы, как война и мир, оборона города, неурожай, мор, одобрялись или изгонялись князья, назначались, принимались и отменялись законы, вершился суд и т.д.
Великий Новгород и Псков с округой были вечевыми республиками, народное собрание обладало высшей законодательной и судебной властью. В распоряжении вече находились финансы и земельный фонд. Вечевой колокол сзывал на народное собрание, со специального возвышения над площадью произносились речи. Исполнительные функции возлагались на совет, в которой входили «лучшие люди» (городской патриархат, старейшины). Однако уже в XI в. роль вече как практического демократического института начинает несколько ослабевать, сохраняя свою силу лишь в «старших» городах — Новгороде, Пскове, Киеве и некоторых других.