Киевская Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной науки, так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б. А. Рыбакова, в соответствии с которой с сере дины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев.

Содержание

1. Политическая система и социально-экономические отношения в Киевской Руси……………………………………………………………………..2-5 стр.
2. Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию……6-10 стр.
3. Роль и место Киевской Руси в контексте средневековой эпохи…11-12 стр.
4. Литература……………………………………………………………....13 стр.

Работа содержит 1 файл

История.docx

— 42.86 Кб (Скачать)

2.  Оправдание социального  неравенства, развивавшегося по  мере становления, укрепления  классового общества и государственности.  «Христианство, как господствующая  религия в средневековье, освящало…  отношения господства и подчинения, феодальную структуру общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало условиям Руси».

3.  Повышение международного  авторитета Руси, прежде всего  – на христианском Западе. Принятие  христианства делало князей Руси  формально равными монархам Европы, принадлежащими к одному культурному  миру, противостоящему язычникам-варварам. Международные договоры теперь  можно было заключать, давая  клятву перед одним Богом. Без  крещения Руси трудно было  бы представить возможность заключения  междинастических браков, устроенных  позднее Ярославом Мудрым.

4.  Приобщение к богатейшему  пласту византийской культуры. Русь  в IX-Xвеках традиционно была  связана с Константинополем –  «Царьградом» и со славянами  в Центральной Европе и на  Балканском полуострове, также  находившимися в тесном общении  с Византией. Эти связи в  значительной степени определили  церковную ориентацию Руси на  восточнохристианский мир и на  константинопольскую кафедру в  блистательной столице древнего  государства, для уравнения с  которым принятие христианства  давало достаточно оснований.  При заинтересованности обоих  христианских центров, Рима и  Константинополя, в обращении  в свою веру народов Европы  киевские князья могли сами  выбирать то направление христианства, которое, по их мнению, должно  было лучше отвечать политическим  и культурным нуждам государства.

Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всём – от повседневного пищевого рациона и приёмов земледелия до международного положения страны.

Требуя многодневных постов, христианство заставляло есть больше овощей, а следовательно – совершенствовать огородничество. Многие овощи и известны-то на Руси стали благодаря византийцам. Не случайно лучшими огородниками были монахи. Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приёмы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые  использовались при возведении и  украшении церквей, были греками  переданы русским мастерам. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через посредство Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира.

Ряд исследователей считает, что «православные миссионеры, болгары  по происхождению, Кирилл и Мефодий, создали славянскую азбуку – кириллицу  и перевели на славянский язык богослужебные  книги. Срезу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности». Это не единственный взгляд на проблему происхождения славянской письменности. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, заметим: «О том, какую азбуку, какой алфавит создал Кирилл, учёные спорят уже не первый год. Точно на этот вопрос ответить никто не может, так как до сих пор не найдено даже клочка пергамена, написанного при жизни братьев. Существуют две гипотезы. Согласно первой, Кирилл создал глаголицу. Сторонники второй считают, что кириллицу». Многие учёные небезосновательно утверждают, что в основу глаголицы была положена докириллическая, руническая письменность древних славян. О наличии письменности в дохристианской Руси свидетельствуют многочисленные упоминания о ней. Но то, что после крещения именно монастыри стали важнейшими культурными и образовательными центрами – неоспоримый факт. Выход на мировую арену органически сочетался с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил в текстах. Русь познакомилась не только с современными её культурами, но и наследием прошлого. Она получила возможность написания собственной истории, философского обобщения национального опыта, литературы.

Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически  запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жён и рабов  на тризнах, упорно боролась против работорговли.

В отличие от язычества  христианство представляло собой идеологическую систему не первобытного, а классового общества, и в описываемый период составляло важнейшую часть в  надстройке окончательно сформированного  феодализма. Христианство способствовало укреплению княжеской власти, а следовательно  – централизации страны, развитию государства и права. Духовенство  внушало населению и самим  князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение  княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя – осознания  своей высокой ответственности.

Киевская Русь на протяжении своей истории так и не смогла выработать четкой системы престолонаследия, ведя активный поиск способа индивидуальной санкции каждого очередного претендента  на верховную власть. Однако единовластный  принцип управления, наверное, никогда  не ставился под сомнение — вопреки  многочисленным попыткам как-то ограничить государственные прерогативы верховного правителя. Даже в Новгороде, где  с 1136 г. утвердилась республиканская  форма управления с выборностью  всех магистратов (князя, посадника  и т. д.). Реальная власть великого князя  в тогдашних условиях была едва ли не единственным залогом политических потенций Руси; поэтому те факторы, которые активно способствовали ее утверждению и укреплению, можно  рассматривать как прогрессивные, конструктивные по существу тенденции. Христианству принадлежало среди них одно из видных мест.

Принятие христианства коренным образом изменило международное  положение Киевской Руси. Христианизация и родство правящего рода с  византийским двором ввели Русь в  семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Вчерашняя  варварская держава получила цивилизованный статус, что проявлялось в многочисленных династических браках, которые заключали  русские князья XI века с королевскими дворами Западной Европы. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой  Азии, сблизив её с христианской Европой.

Христианство в целом  способствовало возникновению представления  о единстве человечества. Вне христианства невозможно представить себе и объединение  различных восточнославянских племён в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал  себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, он ощутил себя русским. Позднее, в годы Смуты, Русь спасли «не  царь и не герой». Страна выстояла и  смогла скинуть иго захватчиков  благодаря цельному, сформировавшемуся  национальному самосознанию и единой вере. В противном случае она давно  бы стала достоянием географии, истории, но только не текущей политической жизни.

Существует мнение, что  вера в универсальную церковь  «обладает достаточной внутренней силой, чтобы в период опасного междуцарствия, когда на смену гибнущему социальному  телу зарождалось другое, стать жизнетворным центром нового общества. В непрекращающемся процессе рождений и смерти цивилизаций, процессе, имеющем самостоятельное  значение и реализующему собственные  цели, церковь полезна, а может  и необходима, хотя и представляет собой вторичный и преходящий феномен».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Роль и место Киевской Руси в контексте средневековой эпохи.

 

Момент возникновения  Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное  перерастание тех политических образований, о которых мы говорили раньше, в  феодальное государство восточных  славян - Древнерусское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

 Не совсем ясен вопрос  и о том, как образовалось  это государство. И здесь мы  сталкиваемся с так называемой  норманнской теорией. 

 Дело в том, что  в нашем распоряжении находится  источник, который, казалось бы, в  какой-то мере отвечает на вопрос  о происхождении Древнерусского  государства. Это древнейший летописный  свод "Повесть временных лет". Летопись дает понять, что в  IX в. наши предки жили в условиях  безгосударственности, хотя прямо  в Повести об этом не говорится.  Речь идет лишь о том, что  южные славянские племена платили  дань хазарам, а северные - варягам,  что северные племена однажды  прогнали варягов, но потом  передумали и призвали к себе  варяжских князей.

 Это событие и было  принято считать моментом образования  Русского государства. 

 Такая трактовка вызывает  по крайней мере два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый  в "Повести временных лет", не дает оснований для вывода  о создании Русского государства  путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие  до нас, она говорит о том,  что государственность у восточных  славян существовала еще до  варягов. Во-вторых, современная  наука не может согласиться  со столь примитивным объяснением  сложного процесса образования  любого государства. Государство  не может организовать один  человек или несколько даже  самых выдающихся мужей. Государство  есть продукт сложного и долгого  развития социальной структуры  общества.

 Современные отечественные  ученые преимущественно отвергают  норманнскую теорию. Главным опровержением  норманнской теории является  достаточно высокий уровень социального  и политического развития восточного  славянства в IX в. Древнерусское  государство было подготовлено  многовековым развитием восточного  славянства. По своему экономическому  и политическому уровню славяне  стояли выше варягов, поэтому  позаимствовать государственный  опыт у пришельцев они не  могли. 

 Мы не знаем точно,  когда и как конкретно возникли  первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского  государства, но во всяком случае  они существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". В германской  хронике уже с 839 г. русские  князья именуются хаканами - царями.

 Зато момент объединения  восточнославянских земель в  одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег  захватил Киев и объединил  две важнейшие группы русских  земель; затем ему удалось присоединить  и остальные русские земли,  создав громадное по тем временам  государство. 

 Последние годы прошли  под знаком перемен во многих  областях жизни россиян. Изменился  образ жизни многих людей, изменилась  система жизненных ценностей.  Знание истории России, духовных  традиций русского народа, весьма  важно для повышения национального  самосознания россиян. Признаком  возрождения нации является и  все возрастающий интерес к  историческому прошлому русского  народа, к его духовным ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (репринт). – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1995. – 338 с.

2.  Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987. – 384 с.

3.  Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. – Учебник. – М.: МИРОС, 1995. – 240 с.

4.  Русское православие:  вехи истории/ Под ред. А.И.  Клибанова. – М.: Политиздат, 1989. –  719 с.

5.  Соловьёв С.М. Сочинения.  В 18 кн. Кн. 1. Т. 1-2. «История России  с древнейших времён». – М.: Голос, 1998. – 752 с.

6.  Тойнби А. Роль  религии в цивилизационном устроении  общества / Сравнительное изучение  цивилизаций: Хрестоматия: Учебное  пособие/ Сост. и ред. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 556 с.

7.  Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до начала ХХ века: Учебник. – М.: Дрофа, 1997. – 400 с., карт.

8.Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - 528 с.

9. История России с древности до наших дней / под ред. М.Н. Зуева. - М.: Дрофа, 2002. - 656 с.

10. История России (Россия в мировой цивилизации): курс лекций / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 352 с.

11. История России с древнейших времен до конца XVII века / Отв.ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. - М.: АСТ-ЛТД, 1999. - 336 с.

 12. Мунчаев, Ш.М. История России / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: Норма, 2001. - 592 с.

 

 


Информация о работе Киевская Русь