Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа
Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной науки, так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б. А. Рыбакова, в соответствии с которой с сере дины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев.
1. Политическая система и социально-экономические отношения в Киевской Руси……………………………………………………………………..2-5 стр.
2. Христианизация Руси и ее влияние на русскую цивилизацию……6-10 стр.
3. Роль и место Киевской Руси в контексте средневековой эпохи…11-12 стр.
4. Литература……………………………………………………………....13 стр.
2. Оправдание социального
неравенства, развивавшегося
3. Повышение международного
авторитета Руси, прежде всего
– на христианском Западе. Принятие
христианства делало князей
4. Приобщение к богатейшему
пласту византийской культуры. Русь
в IX-Xвеках традиционно была
связана с Константинополем –
«Царьградом» и со славянами
в Центральной Европе и на
Балканском полуострове, также
находившимися в тесном
Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всём – от повседневного пищевого рациона и приёмов земледелия до международного положения страны.
Требуя многодневных постов,
христианство заставляло есть больше
овощей, а следовательно –
Ряд исследователей считает, что «православные миссионеры, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий, создали славянскую азбуку – кириллицу и перевели на славянский язык богослужебные книги. Срезу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности». Это не единственный взгляд на проблему происхождения славянской письменности. Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, заметим: «О том, какую азбуку, какой алфавит создал Кирилл, учёные спорят уже не первый год. Точно на этот вопрос ответить никто не может, так как до сих пор не найдено даже клочка пергамена, написанного при жизни братьев. Существуют две гипотезы. Согласно первой, Кирилл создал глаголицу. Сторонники второй считают, что кириллицу». Многие учёные небезосновательно утверждают, что в основу глаголицы была положена докириллическая, руническая письменность древних славян. О наличии письменности в дохристианской Руси свидетельствуют многочисленные упоминания о ней. Но то, что после крещения именно монастыри стали важнейшими культурными и образовательными центрами – неоспоримый факт. Выход на мировую арену органически сочетался с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил в текстах. Русь познакомилась не только с современными её культурами, но и наследием прошлого. Она получила возможность написания собственной истории, философского обобщения национального опыта, литературы.
Принятие христианства вело
к значительному смягчению
В отличие от язычества христианство представляло собой идеологическую систему не первобытного, а классового общества, и в описываемый период составляло важнейшую часть в надстройке окончательно сформированного феодализма. Христианство способствовало укреплению княжеской власти, а следовательно – централизации страны, развитию государства и права. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя – осознания своей высокой ответственности.
Киевская Русь на протяжении
своей истории так и не смогла
выработать четкой системы престолонаследия,
ведя активный поиск способа индивидуальной
санкции каждого очередного претендента
на верховную власть. Однако единовластный
принцип управления, наверное, никогда
не ставился под сомнение — вопреки
многочисленным попыткам как-то ограничить
государственные прерогативы
Принятие христианства коренным
образом изменило международное
положение Киевской Руси. Христианизация
и родство правящего рода с
византийским двором ввели Русь в
семью европейских народов на
совершенно равных основаниях. Вчерашняя
варварская держава получила цивилизованный
статус, что проявлялось в
Христианство в целом способствовало возникновению представления о единстве человечества. Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племён в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, он ощутил себя русским. Позднее, в годы Смуты, Русь спасли «не царь и не герой». Страна выстояла и смогла скинуть иго захватчиков благодаря цельному, сформировавшемуся национальному самосознанию и единой вере. В противном случае она давно бы стала достоянием географии, истории, но только не текущей политической жизни.
Существует мнение, что
вера в универсальную церковь
«обладает достаточной
3.Роль и место Киевской Руси в контексте средневековой эпохи.
Момент возникновения
Древнерусского государства нельзя
определить с достаточной точностью.
Очевидно, имело место постепенное
перерастание тех политических образований,
о которых мы говорили раньше, в
феодальное государство восточных
славян - Древнерусское государство.
В литературе разными историками
это событие датируется по-разному.
Однако большинство авторов сходятся
на том, что возникновение
Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось это государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией.
Дело в том, что
в нашем распоряжении
Это событие и было
принято считать моментом
Такая трактовка вызывает
по крайней мере два
Современные отечественные
ученые преимущественно
Мы не знаем точно,
когда и как конкретно
Зато момент объединения
восточнославянских земель в
одно государство известен
Последние годы прошли
под знаком перемен во многих
областях жизни россиян.
Литература
1. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии (репринт). – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1995. – 338 с.
2. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987. – 384 с.
3. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. – Учебник. – М.: МИРОС, 1995. – 240 с.
4. Русское православие: вехи истории/ Под ред. А.И. Клибанова. – М.: Политиздат, 1989. – 719 с.
5. Соловьёв С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 1. Т. 1-2. «История России с древнейших времён». – М.: Голос, 1998. – 752 с.
6. Тойнби А. Роль
религии в цивилизационном
7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до начала ХХ века: Учебник. – М.: Дрофа, 1997. – 400 с., карт.
8.Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - 528 с.
9. История России с древности до наших дней / под ред. М.Н. Зуева. - М.: Дрофа, 2002. - 656 с.
10. История России (Россия в мировой цивилизации): курс лекций / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 352 с.
11. История России с древнейших времен до конца XVII века / Отв.ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. - М.: АСТ-ЛТД, 1999. - 336 с.
12. Мунчаев, Ш.М. История России / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: Норма, 2001. - 592 с.