Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:08, реферат
В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сыр-Дарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская — в Закаспийскую область.
тию в
крае национально-освободительного, рабочего,
аграрного и других форм движения
против колониального, Социального и других
видов угнетения. Отношение различных
слоев населения края к событиям 1905—1907гг.
в России было неоднозначным. Из-за низкого
уровня экономического, социального и
политического развития края по сравнению
с другими несколько шире развивалось
рабочее движение, поднявшееся в годы
революции на качественно новую ступень.
В нем принимали активное участие промышленные
и городские рабочие. Аграрноедвижение
было представлено в основном трудовыми
слоями казахского аула, переселенческой
деревни и казачьих станиц. Национально-освободительное
движение объединяло различные слои казахского
аула, начиная от широких масс коренного
населения в лице сельскохозяйственных
батраков и бедноты до зарождавшейся буржуазии,
национальной интеллигенции, феодальных
кругов и мусульманского духовенства.
Рабочее
движение в Казахстане в 1905—1907 гг. вступило
в новый этап своего развития. В
эти годы произошел ряд крупных
политических и экономических выступлений
рабочих, тесно связанных с общим
ходом революционных процессов в России:
забастовки на Успенском медном руднике
в декабре 1905 г., Спасском медеплавильном
заводе, в Карагандинских копях и на Успенском
руднике в июне 1907 г., на предприятиях Семипалатинска,
Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная
и других городов.
Наибольшего
размаха забастовки и стачки рабочих
в Казахстане получили на железнодорожном
транспорте. В годы революции на
линиях края неоднократно прекращалось
движение поездов, железнодорожники явочным
порядком вводили 8-часовой рабочий
день, добивались ряда уступок со стороны
администрации, создавали профсоюзы, брали
в свои руки руководство станциями, участками,
а иногда целыми дорогами; организовывали
боевые дружины и т. д. Возникшие в период
высшего подъема революции в октябре-декабре
1905 г. железнодорожные комитеты Перовска,
Петропавловска, Уральска и других станций
края, наравне с Советами рабочих депутатов
«фактически являлись зачатками новой
революционной власти»13.
Первая
российская революция 1905—1907 гг. способствовала
возникновению в крае первых групп и организаций
РСДРП. Большую роль в этом сыграли Сибирский,
Астраханский, Самарский, Саратовский
комитеты РСДРП, действовавшие в непосредственной
близости к Казахстану. Особое значение
имел «Сибирский социал-демократический
Союз», возникший в 1904 г., в особенности
его Омская организация, которая проводила
большую пропагандистскую работу и среди
трудящихся, в первую очередь рабочих
Петропавловска, Кокчетава и других северо-восточных
районов Казахстана, а также Семиречья.
Первым
марксистским кружком самообразования
в Казахстане был кружок в Атбасаре, организованный
ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым
в 1896 г. В начале XX в. марксистские кружки
возникли в Акмолинске, Петропавловске,
Уральске, Кустанае, Семипалатинске,
Верном и других городах края14.
Постепенно марксистские кружки Казахстана от изучения и пропаганды революционных идей переходили к политической агитации и практическим выступлениям. В первые месяцы революции на базе ранее существовавших марксистских кружков оформились организации РСДРП в Перовске и Уральске, социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске и Туркестане, а несколько позднее в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других городах края. В 1906 г. оформилась организация РСДРП и в Семипалатинске.
продолжение