Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 12:08, реферат
В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей: Сыр-Дарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская — в Закаспийскую область.
КАЗАХСТАН
В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
§ 1. Социально-экономическое
положение края в начале века
В начале
XX в. основная территория Казахстана состояла
из шести областей: Сыр-Дарьинская и
Семиреченская области входили
в состав Туркестанского генерал-губернаторства
(центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская,
Уральская, Тургайская — в состав Степного
(центр г. Омск). Территория Внутренней
(Букеевской) Орды входила в Астраханскую
губернию, а Мангышлакская — в Закаспийскую
область.
По данным
Всероссийской переписи населения
1897 г. на территории края в пределах нынешных
границ проживало 4147,8 тыс. человек, из
них3392,7 тыс. или 81,7% казахов. К 1914 г. общая
численность населения края составила
5910,0 тыс. чел., из них казахов — 3845,2 тыс.
чел., т. е. 65,1%. Рост населения края помимо
других источников происходил в основном
за счет переселенцев, которые особенно
после столыпинской аграрной реформы
массовым потоком направлялись в Акмолинскую,
Семиреченскую и Тургайскую области. В
начале XX в. население края становится
еще более многонациональным.
Основное
население Казахстана жило в сельской
местности и занималось полукочевым
скотоводством, для которого характерна
пастбищно-полустойловая
В конце
XIX — начале XX в. в Казахстане все
большее распространение
Земледелие
преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском
уездах Сырдарьинской области, где на
каждое сеющее хозяйство приходилось
до 10,7 дес. посева. В Канальском уезде Семиреченской
области в 1910 г. земледелием занималось
81% казахских хозяйств, а в Верненском
— 79,3%2. В Кустанайском уезде земледелием
занималось — 88% казахских хозяйств, которые
засевали 107440 дес., а на одно сеющее хозяйство
приходилось 22,2 дес.3.
Значительную
роль в развитии земледелия сыграли
переселенцы. Быстрое распространение
земледелия среди казахского населения,
освоение новых сельскохозяйственных
орудий и приемов обработки почвы, спрос
рынка на зерновые и фуражные культуры
содействовали тому, что все большее место
в посевах стали занимать пшеница, ячмень
и овес. Расширяются посевы риса, бахчевых
и огородных культур.
В начале
XX в. в крае намечается тенденция
роста городского населения. Во всех
областях городское население в
1897—1914 гг. выросло более чем в
полтора раза. Крупными городами являлись
Уральск (47,5 тыс. чел.) , Петропавловск и
Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.)4.
Большинство городов, возникнув как административные
центры, быстро превращались в центры
торговли и обрабатывающей промышленности.
Наиболее
крупной социальной группой в
городе являлась торговая буржуазия —
20,3%, занятые в горной, горнодобывающей
и пищевой промышленности составляли
— 33,1% (в основном рабочие и служащие),
20% горожан занимались сельским хозяйством
и промыслами5.
В Казахстане
в основном получили развитие горнодобывающие
и горнозаводские, а также обрабатывающие
предприятия. Горная промышленность развивалась
на Алтае и в Центральном Казахстане, где
разрабатывались богатые месторождения
цветных металлов и угля. В начале XX в.
предприятия горной промышленности, производившие
медь, золото, уголь и др., перешли в руки
иностранных акционерных обществ. Так,
англо-французское акционерное общество
Спасских медных руд, возникшее в 1904 г.
в Лондоне, приобрело Спасско-Успенский
медный рудник и завод, Саранско-Карагандинские
каменноугольные копи, железные рудники.
Держателями акций общества были американцы,
немцы, шведы, австрийцы. В 1914 г. началось
строительство Риддерского рудника, Экибастузского
свинцово-цин-козого завода, строилась
железная дорога.
Одной
из главных отраслей горной промышленности
края в начале XX в. была добыча золота.
В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались
угольные месторождения, добытый уголь
железной дорогой и водным путем доставлялся
в Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а
также в Павлодар, Петропавловск и другие
города края.
В начале
XX в. в экономической жизни
В Западном
Казахстане, Урало-Эмбинском районе добывалась
нефть. Разработкой нефтяных месторождений
в 1912—1914 гг. занимались «Западно-Уральское
нефтяное общество», «Урало-Эмбинс-кое
общество» и «Северо-Каспийская нефтяная
компания», владельцами которых были английские
капиталисты. Дешевая рабочая сила, отсутствие
конкуренции, богатые месторождения нефти
при хищнической эксплуатации приносили
огромные прибыли хозяевам.
В целом
же, в промышленности края преобладали
предприятия по переработке
В Семиреченской,
Акмолинской и Семипалатинской
областях получили развитие шерстяно-суконные
фабрики, мясоконсервные заводы, в которых
особую заинтересованность проявляло
военное ведомство, а также мукомольно-крупяная
промышленность.
В Южном
Казахстане кроме мелких предприятий
по обработке сырья развивалась
и хлопкоочистительная
Рыбные
промыслы развивались в Волжско-Каспийском
бассейне, Урало-Эмбинском крае, на Аральском
море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском
озерах.
В превращении
Казахстана в источник сырья и
рынок сбыта капиталистической
промышленности важную роль сыграло
строительство железных дорог. В начале
XX в. в Казахстане развернулось строительство
железных дорог — Оренбург — Ташкент,
Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных
дорог. Основной железнодорожной магистралью
дореволюционного Казахстана была Орен-бургско-Ташкентская,
построенная в 1901—1905 гг.
Строительство
железных дорог имело огромное значение
в экономической жизни края, так
как железные дороги связывали край
с промышленными центрами России
и втягивали в общероссийский
экономический рынок. Из Казахстана
вывозились различное промышленное сырье,
продукты скотоводства, скот, зерно, а
в край ввозились фабрично-заводские изделия,
галантерейные, бакалейные товары. Железные
дороги также имели военно-стратегическое
значение для перебрасывания войск и подавления
народных выступлений и волнений. К 1917
г. в Казахстане было проложено всего 2793
версты железных дорог, из них 2557 верст
были дорогами общего пользования и лишь
236 верст местного значения6.
В Семипалатинской
области из-за отсутствия железных
дорог пользовались водным путем. Грузы
по Иртышу перевозили пароходные компании
«Западно-Сибирское товарищество пароходства
и
торговли»
и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода
и 214 непаровых судов и барж, основная
часть которых была занята перевозкой
грузов между Омском и Семипалатинском7.
В крае
широко использовался гужевой
Развитие
промышленности и строительство
железных дорог и водных путей
заложило экономическую основу формирования
кадров рабочего класса в Казахстане,
начало которого относится в основном
к середине XIX в. Основными источниками
их формирования в крае были отходники
из обедневшей части казахских шаруа и
крестьяне-переселенцы, разорившиеся
ремесленники, кустари и беднота местных
городов, нижниё\воинские чины, а также
квалифицированные рабочие и крестьяне-бедняки
из внутренних и других губерний Российской
империи.
Численность
рабочих в крае в 1913 г. достигла до
75 тыс. человек. В Казахстане насчитывалось
675 фабрично-заводских предприятий, где
работала 51 тыс. рабочих, из них в крупной
промышленности более 19 тыс. На железнодорожном
и водном транспорте было занято свыше
25 тыс. рабочих. В годы первой мировой войны
число рабочих увеличилось на предприятияхкрупной
промышленности и транспорта. В 1917 г. накануне
и в период Октябрьской революции численность
рабочих Казахстана была около 90 тыс. чел.8.
Однако большинство рабочих были сезонными.
Постоянной работой обеспечивали лишь
железнодорожные линии и отчасти предприятия
горнодобывающей и горнозаводской промышленности,
что обусловило возникновение более или
менее постоянных кадровых рабочих в этих
отраслях производства. Степень концентрации
промышленных рабочих был а слабой, особенно
на предприятиях обрабатывающей промышленности,
где.в среднем на одно предприятие приходилось
не более 20 чел. Высокой концентрацией
рабочих отличались предприятия горнодобывающей,
горнозаводской промышленности и транспорта.
В условиях
господства патриархально-феодальных
отношений в крае и слабого
развития местной промышленности, элементом
крупного капиталистического производства
с относительно высокой концентрацией
рабочих были железнодорожные мастерские
и депо. Это имело особенно важное значение
для развития рабочего и социал-демократического
движения в Казахстане, передовым отрядом
которого стали местные железнодорожники.
В Северном Казахстане такую роль наравне
с омскими железнодорожниками играли
рабочие мастерских и депо ст. Петропавловск,
где в июне 1905 г. работали 460 чел.9. Это был
сравнительно крупный очаг сосредоточения
рабочих. Такую же роль играли рабочие
железнодорожных мастерских станций Оренбург,
Уральск, Актюбинск, Казалинск, Перовск,
Челкар, Туркестан и др. Следовательно,
основная масса промышленных и железнодорожных
рабочих сосредотачивалась в городах,
расположенных вдоль железнодорожных
линий.
Среди
фабрично-заводских рабочих
Другим
передовым отрядом местных
Положение
промышленных рабочих края, в условиях
отсутствия фабричной инспекции
и контроля за деятельностью
Примитивные
орудия труда (клин, кайло и лопата)
на горных предприятиях, отсутствие элементарных
мер безопасности труда приводили
к массовому травматизму, с частыми
случаями увечья и смерти. Большинство
рабочих не имели жилья, лишь около 40% ютились
в жалких лачугах, землянках и бараках,
поэтому при отсутствии медицинского
обслуживания и санитарно-гигиенических
условий среди рабочих и их семей часто
возникали эпидемии и инфекционные заболевания.
В особо
тяжелом положении находились казахские
рабочие, по отношению к которым
применялась открытая дискриминация.
За равноценную работу казахские
рабочие получали значительно меньше,
чем русские". Все это: низкая зарплата,
многочисленные штрафы, обмер, обсчет
и другие виды произвола властей и хозяев,
тяжелые жилищно-бытовые условия труда
толкали рабочих на борьбу за улучшение
своего экономического и политического
положения.
§ 2. Участие
населения края в Российской революции
1905—1907 гг.
Первая
буржуазно-демократическая