Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:47, реферат
Изменения, происходившие в социально – экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX – начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.
Предпосылки возникновения казахской интеллигенции ….……..………….…3
Основные задачи казахской интеллигенции ………………………………………4
Развитие литературы в конце XIX начале XX века …………………………….….5
Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана …………..………….…9
Содержание
Предпосылки возникновения
казахской интеллигенции ….……..
Основные задачи
казахской интеллигенции ………………
Развитие литературы
в конце XIX начале XX века …………………………….….5
Роль казахской
интеллигенции в развитии Казахстана
…………..………….…9
Предпосылки возникновения
казахской интеллигенции
Изменения, происходившие в социально – экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX – начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.
Коренные изменения в социально – экономической и политической жизни Казахстана, рассматриваемого периода, привели к существенным приобразованиям в общественном создании казахского общества. Такие значительные перемены обусловили пробуждение национального самосознания, определили формирование новых идей, мыслей, взглядов в казахском обществе.
В культурном плане новизна эпохи выражалась прежде всего в том, что происходило усвоение сначала представителями социальной верхушки, узким слоем людей, европейской культуры, новых ценностей.
Путь становления национальной интеллигенции не был однозначным, являл собой сложный и длительный процесс. Ход его тормозился условиями колониального режима, дискриминационной политикой царизма в отношении покорённых народов. Это обтоятельство негативно отражалось на количественном росте специалистов, как в области народного хозяйства, так и культуры.
Тем не менее, конец XIX – начало XX веков являлся новым этапом в развитии интеллектуальных сил народа.
К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование.
Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление опозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников.
Возникновению и развитию переодическрй печати способствовало и развитие капитализма, товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшая колонизация края.
Конкуренция нарождающейся национальной буржуазии с господствующей русской буржуазией, проникновение иностранного капитала, вызвали необходимость реформы системы образования, печати и связи.
На культурную жизнь Казахстана оказал большое влияние Казанский Университет, являвшийся очагом демократической культуры, центром развития просвещения.
Учеба оказала положительное влияние на формирование в обществе научных взглядов, на национальный язык и литературу, воспитывала молодежь в духе дружбы народов.
Процесс создания системы
народного образования был
Казахи – выпускники
учебных заведений России, возвращались
в родные аулы и города, передавали
свои знания, просветительский дух
своим землякам.
Основные задачи
казахской интеллигенции
Вопреки ожиданиям колонизаторов, лучшая часть новой интеллигенции встала на защиту интересов родного народа, пройдя через мучительные духовные происки, она выступила против духовного порабощения и возглавила освободительное движение.
Как свидетельствует исторический опыт, в периоды резких социальных перемен всегда отличались значительной активностью, самостоятельными инициативами интеллигенция.
Интеллигенция, обладая
обостренными социальными, интеллектуальными
и нравственными чувствами
Главная заслуга
казахской интеллигенции
Несомненно, это был путь трудной борьбы, сложных конфликтов и поисков.
И на этом пути наряду с достижениями, конечно, были и ошибки и заблуждения.
Однако порождены они были не злоумышлением по отношению к своему народу, как это трактовалось впоследствии сталинской идеологией, а естественными трудностями борьбы за облегчение жизни своего народа.
Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за своюличную свободу и свободный доступ к достижения и завоеваниям своей человеческой культуры.
С этой челью казахская
интеллигенция, начиная с 1905 года, развивает
бурную деятельность степи.
Значительное место
в деятельности казахской интеллигенции
начала XX века занимали правовые проблемы,
поскольку действовавшее
Обладая полной информацией о бедственном положении своего народа на его исконных землях, они пытались донести до царского правительства информацию о социальных потребностях казахского народа, защитить его правовые интересы. Многие из них имели специальную юредическую подготовку, что позволяло им расширить правовые знания широких масс, обогатить и углубить их правовые знания.
Центральное место
правовой деятельности лидеров казахской
интеллигенции М. Тынышпаева, Ж. Арменова,
А. Байтурсынова, М. Дулатова занимал вопрос
о земле.
Развитие литературы
в конце XIX начале XX веков
В своих научных и публицистических статьях, различных обращениях к царским властям они подвергали справедливой критике законодательные нормы царского правительства, не отвечающие жизненным условиям казахского народа.
В начале XX века демократические традиции культуры в Казахстане получили дальнейшее развитие. Расширилась сеть начальных школ, мектебов, русско-казахских училищ. Часть казахской молодежи обучались в средних специальных учебных заведениях Ташкента, Оренбурга, Омска – были студентами Казанского, Петербургского и Томского университетов.
Началось формирование новой казахской интеллигенции. Многие из получивших образование выезжали в аулы учительствовать, работали в медицинских, административных учреждениях. На казахском языке выходило нескольго газет, среди которых наиболее популярной была газета «Казах» (редактор – А. Байтурсынов, ответственный секретарь – М. Дулатов). На развитие национальной культуры большое влияние оказал журнал «Айкап», издававшийся в 1911 – 1915 г.г. Журнал способствовал развитию литературы, языка, консолидации ниционального сознания.
Для углубленного изучения
истории, природы и геологии края
в Казахстане создавались отделы
Русского географического общества,
статические комитеты, и другие научные
и промышленные общества. В них, наряду
с русскими учеными, работали и казахские
исследователи. Ценные научные труды
создали А.А. Диваев, В.В. Бартольд, Г.Н.
Потанин, А.Букейханов, Б.Каратаев, Е.Смирнов,
А.Алекторов и другие.
Революционное движение начала ХХ века в России сказалось на положении национальных окраин, в том числе и Казахстана. Немногочисленная национальная интеллигенция, воспользовавшись этой ситуацией, начала борьбу за независимость и свободу, за пробуждение народа от векового сна, за избавление от двойного гнёта: колониального ига царизма и местного патриархально-родового насилия.
Интеллигенция выводила народ на дорогу независимости, анитировала за получение знаний, занятия наукой и искусством.
В этом процессе не последнюю роль играла казахская литература, вносившая свой вклад в отображение жизни казахского народа и защиты его интересов.
В начале ХХ века в Казахстане складывается сложная политическая и общественная обстановка. Первая руская революция 1904-1907 годов, первая мировая война, освободительное движение казахов 1916 года, развитие капитализма и, наконец, Великая Октябрьская революция явились важными вехами новой истории казахского народа.
Быстрое развитие новых тенденций в общественной жизни, с одной стороны, и наличие крепких устоев феодальной старины с другой, создали довольно сложную обстановку и в литературе.
В условиях обостряющейся классовой, идеологической борьбы все резче становится и размежевание в среде писателей, открыто и прямо выражают они свои общественные, классовые симпатии и антипатии. Идеализация прошлого, проповедь ислама, поддержка антинародной политики самодержавия – основные мотивы произведений представителей реакционного течения в литературе начала ХХ века.
Но магистральная линия развития казахской литературы пролегла в стороне от этого направления. Виднейшие представители демократического направления в казахской литературе ХХ века – Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, Сабит Донентаев, Испандияр Кубеев, Асет Найманбаев, продолжая традиции Абая Кунанбаева, традиции русского реализма, в своих произведениях и в демократическом журнале «Айкап» высмеивали пережитки патриархально-родовых отношений, религиозный фанатизм, боролись за социальное равноправие, выступали против колониальной политики царизма и капиталистической эксплуатации, призывали народ к росвещению, оседлости и земледелию, ставили вопрос об эмансипации женщины.
В начале ХХ века усиливаются
культурные связи Казахстана. Если
восточная поэзия была широко известна,
то теперь прогрессивно настроенные
поэты и писатели обращаются к
русской и западноевропейской классике
– переводятся произведения Пушкина,
Лермонтова, Толстого, Крылова и другие.
Богаче и разнообразнее становится казахская литература в жанровом отношении: пишутся первые казахские романы, драмы, рассказы, появляются критические статьи, очерки, развивается сатира.
На качественно новую ступень развития поднялась казахская литература, причем издание кнги на казахском языке окозало серьезное положительное воздействие на формирование национальной культуры.
За короткий промежуток
времени в начале века вышло в
свет около 200 книг. Издавались и переводные
произведения русских писатаелй. Были
опубликованы образцы казахского народного
творчества, сочинения классиков Востока,
релегиозно-героические киссы (поэмы).
Жанровый состав казахской народной поэзии значительно пополняется с присоединением Казахстана к России.
В XIX и начале XX веков в казахской народной поэзии получают главенствующее значение произведения, правдиво и вместе с тем критически воспроезводящие жизнь, проникнутые освободительными стремлениями народа, это – айтысы, исторические песни, бытовые сатирические сказки и пословицы, обличительные и повстанческие песни. Создавая и развивая их, казахский народ не отказывался от ранее сложенных им устно-поэтических произведений. По-прежнему по аулам пели обрядово-бытовые песни, сказывали старые сказки, эпические произведения про батыров. По-прежнему в народе ценили настовительное слово мудрого человека.
К концу XIX века и
особенно в ХХ столетии широкую известность
в народе приобретают песни Биржана-
Некоторые из этих песен: «Галия» Балуана-шолака, «Сырымбет» и «Акдарига» Ахана-Сэрэ, «Светик Лейла» – по темам и форме близки к народной любовной лирике. В них поется о радостях и страдания любви, о разлуке.
В других полюбившихся народу песнях акынов поднимаются общественные темы. Жаяу-Муса в песне «Белый ситец» обличает богача Мусу Чорманова, грозит ему расправой. Биржан-сал в песне «Заблуждающийся» поет о произволе Жанботы – волостного управления, преследуюшего акына.
Акыны значительно обогатили казахскую народную лирику. Их поэзия связаня с фольклором, питается им. В свою очередь, стихи акынов не только стали народными песнями, но по их образцу появились новые песни.
Особенно много
для развития народной песни сделал
Абай. В песнях Абая – «Письмо
Татьяны», «Привет тебе, красавица»,
«Ты – зрачок глаз моих» возникает
образ нового человека, с более
сложным внутреним миром, чем в традиционной
лирике. «Письмо Татьяны» – вольный перевод
известных строк из «Евгения Онегина»:
«Я к вам пишу. Чего же боле?» Пушкинская
Татьяна привлекла Абая недюжинным умом,
самостоятельностью характера.