Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:17, курсовая работа
Греция – одна из самых ярких цивилизаций Древнего Мира. Её культура и социально-политическое развитие в первом тысячелетии до н. э. продолжают удивлять каждого, кто сталкивается с её историей. Земли, расположенные близ Греции, со временем, были поглощены нескончаемым потоком её культурного наследия. Одной из таких земель было Северное Причерноморье, которое стало греческой колонией и в которое греки вложили одну из самых драгоценных частей своей цивилизации. В связи с этим, исследование истории Северного Причерноморья, которая сейчас пополняется всё новыми и новыми археологическими находками, ждущими своей очереди, чтобы добавить вклад в историю его развития, является исследованием истории первоначальной Руси, культуры Руси, ведь потом эти области будут оказывать значительное влияние на нашу страну, из-за них будут вестись кровопролитные войны, и они будут считаться издревле российской территорией, которая имеет глубокие культурные корни, восходящие к Древней Греции.
Введение
Греция – одна из самых ярких цивилизаций Древнего Мира. Её культура и социально-политическое развитие в первом тысячелетии до н. э. продолжают удивлять каждого, кто сталкивается с её историей. Земли, расположенные близ Греции, со временем, были поглощены нескончаемым потоком её культурного наследия. Одной из таких земель было Северное Причерноморье, которое стало греческой колонией и в которое греки вложили одну из самых драгоценных частей своей цивилизации. В связи с этим, исследование истории Северного Причерноморья, которая сейчас пополняется всё новыми и новыми археологическими находками, ждущими своей очереди, чтобы добавить вклад в историю его развития, является исследованием истории первоначальной Руси, культуры Руси, ведь потом эти области будут оказывать значительное влияние на нашу страну, из-за них будут вестись кровопролитные войны, и они будут считаться издревле российской территорией, которая имеет глубокие культурные корни, восходящие к Древней Греции. А Древняя Греция, как известно, славилась своими поэтами, первыми в истории человечества, которые открыли дверь к поэзии всему миру и распространили её по всей земле. В те времена поэзия считалась божественной музыкой, к которой относились трепетно и слушали, затаив дыхание. Поэзия была языком общения между людьми и богами, поэтому в ней выражались самые глубокие переживания общества, его нужды, неудачи и радости. И именно поэтому поэзия может помочь дать нам ответы на многие вопросы истории Северного Причерноморья.
Стихотворные
надписи известны нам с VI в. до н.
э. Время расцвета Северного Причерноморья
приходится на II в. до н. э. – I в. н. э., а
от этого времени как раз и
сохранилось большинство
В моей работе дан обзор стихотворных надписей Северного Причерноморья и, судя по их содержанию, а также по работам историков, занимавшихся историей греков в Северном Понте, я пытаюсь построить картину повседневной жизни греческого населения: в первой главе – религиозные культы, во второй – профессии и занятия. В первой главе путём анализа различных надписей, где упоминаются боги, я стараюсь выделить покровительство данного бога, его распространённость и значение в жизни северопричерноморцев. Вторая глава не менее интересна и важна. На основании знаний о профессиях можно представить себе весь быт любого общества, поэтому во второй главе я рассматриваю основные «светские» занятия людей – профессии. Таким образом, вся повседневная жизнь населения Северного Причерноморья в 6 в. до н. э. – 4 в. н. э., по моему мнению, основывалась на двух главных течениях: религиозных культах и труде. Все остальные стороны жизни существенны, но не так важны. Цель моей работы не полностью раскрыть повседневную жизнь греческого населения, а выполнить исследование по собиранию материала и приведения его в порядок и структуру. Моя работа отражает жизнь Северного Причерноморья, запечатлённую в стихотворных памятниках, и, следовательно, не может претендовать на полностью правдивое отражение жизни северопричерноморцев.
Довольно
всеобъемлюще первым собрал надписи
Северного Причерноморья В.В. Латышев
(1855-1921). Он с 1885 по 1916 года издавал «Корпус
греческих и латинских надписей
северного побережья Черного
моря». В советское время не было ярких
историков, занимавшихся этой проблемой,
а вместе с этим не было и ярких монографий,
хотя археологический материал продолжал
накапливаться с каждым годом. Стихотворные
надписи Северного Причерноморья отдельно
долгое время не издавались, но в 2000 г.
вышла «Антология источников по истории,
культуре и религии Древней Греции» под
редакцией В.И.Кузищина, которая и является
основным источником моей работы.
Глава 1. Религиозные культы греческого населения Северного Причерноморья
§ 1. Культ Ахилла и Гомера
Ахилл
упоминается лишь в сочинениях греческих
путешественников и в одной надписи
с острова Березани, причём в сочинениях
греческих авторов Ахилл
Дион Хрисостом (вторая половина I – начало II в. н. э.) в «Борисфенитской речи» говорит: «Они почитают его (Ахилла) чрезвычайно и воздвигли ему храмы – один на острове, названном его именем, другой в городе. Поэтому они ни о ком другом ничего и слышать не хотят»1. Об храме на острове сообщает и Флавий Арриан (2 в. н. э.) в «Объезде Понта Эвксинского»: «Если плыть от устья Истра под северным ветром в открытое море, на пути встречается остров, который одни называют Ахилловым островом, другие – Ахилловым ристалищем, третьи – Белым островом по его цвету. Говорят, что Фетида подняла этот остров из моря для своего сына и что на нём живёт Ахилл. На этом острове есть храм Ахилла и его статуя старинной работы… Много приношений находится в храме: чаши, перстни, драгоценные камни. Ведь это благодарственные дары Ахиллу. Здесь есть и надписи на латинском и греческом языках, написанные разными размерами и воздающие хвалу Ахиллу, а некоторые и Патроклу… Эти сведения об острове я получил от тех, которые или сами там побывали или слышали рассказы очевидцев…» .
«Белым» Ахиллов остров назывался, очевидно, потому, что он считался местом упокоения умерших героев, в том числе Ахилла, и белые птицы на острове ассоциировались с душами мертвецов. Очень любопытно упоминание Флавия Арриана о латинских надписях, присутствующих в храме. Из этого следует, что к третьему веку римляне тоже укоренились в Северном Причерноморье и, что самое интересное, стали поклоняться греческим богам.
Флавий Филострат (конец 2 – середина 3 вв. н. э.) в «Героидах» описывает мифические стороны культа Ахилла на Березани: «Храм построен со стороны Меотийского озера … и в нём находятся изображения Ахилла и Елены, соединённых Мойрами… Приставшие сюда должны по совершении жертвоприношений по заходе солнца возвратиться на корабли, не ночуя на земле, и если дует попутный ветер, то отправляться в путь, а если нет, то, привязав корабль, спать внутри его, потому что в это время, говорят, Ахилл и Елена пируют и занимаются пением, именно воспевают свою взаимную любовь, гомеровские песни о Трое и самого Гомера; ибо Ахилл ещё наслаждается поэтическим дарованием, переданным ему Каллиопой, и занимается им больше прежнего, с тех пор как перестал воевать. Его песнь о Гомере, гость, божественна и полна поэзии… Многие из посетивших этот остров говорят, что слышали и другие песни Ахилла, а эту песнь, в высшей степени изящную по чувству и мыслям, он сочинил должно быть в прошлом году…».
Очень интересно значение Гомера в Ольвии. Как видно из сочинения Филострата, Ахилл воспевал Гомера – своего автора. Сами же борисфениты, как показал Дион Хрисостом в «Борисфенитской речи», говорят: «Ахилл для нас Бог, как ты сам видишь, а Гомера мы чтим наравне с богами…». И действительно – как не почитать Гомера, если и Ахилл его сам воспевает в своих изящных песнях?! Борисфениты сами, видимо, чуть не убили Диона, когда тот начал сравнивать Гомера и Фокилида, причём вовсе не в пользу первого. И Каллистрат, сопровождавший Диона, подчеркнул: «Чужестранец, мы любим тебя и очень уважаем; иначе ни один борисфенит не стерпел бы того, что ты так отозвался о Гомере и Ахилле». Единственная надпись с самого острова, посвящённая Ахиллу, является молитвенным обращением к Ахиллу при совершении жертвы: « <…> Но ты, Ахиллес, прими благую жертву и благосклонно взгляни на появившуюся из-под калама (тростника – А.Н.) нашу почтительную музу». Судя по последним трём надписям, на Ахилловом острове приносились дары и жертвоприношения Ахиллу.
Итак, скорее всего, Ахилл считался покровителем путешественников, так как его храм находился на острове, и жертвы ему приносили мореплаватели. По-видимому, Ахилл был также покровителем самого города Ольвии и близлежащих территорий, так как в Ольвии существовал храм Ахилла и её жители «ни о ком другом и слышать не хотят». Кроме того, в Ольвии почитался Гомер «наравне с богами», что добавляет ещё один мазок и в без того красочную характеристику борисфенитов, которые культивируют не только Ахилла – героя «Илиады», - но и самого полулегендарного автора «Илиады» - Гомера.
§ 2. Культ Аполлона
Аполлон
в греческой мифологии бог-
§ 3. Культ Зевса
Зевс – главный бог древних греков. Какое же место он занимал в Северном Причерноморье? Сложно дать ему характеристику, так как надписей с упоминанием его имени очень мало, а существующие подчёркивают его главенствующую роль. Таким образом, противоречие: Зевс – как бы главный бог, а надписей с посвящениями ему почти нет. Из «Борисфенитской речи» Диона Хрисостома мы узнаём, что в Ольвии существовал храм Зевса: «И я, восхищённый их (борисфенитов) рвением, сказал: - Если хотите, может быть, мы пойдём в город и присядем где-нибудь?.. Едва я сказал это, как все ринулись к храму Зевса, где они обычно собираются на совет. Старейшие и наиболее уважаемые граждане уселись в круг на ступенях, а вся толпа стояла возле храма…»2. Надпись из Ольвии начала 4 в. до н. э. гласит: «Достойным оказался Еврисибий, сын моего Сириска, перед Зевсом Элевтерием, царём богов, за намерение укрепить отчий край и Зевса Элевтерия всеблагого, всемогущего почтить по достоинствам и справедливо». Зевс Элевтерий значит Зевс-Освободитель, его культ укрепился в Ольвии после свержения тирании в 4 в. до н. э.. Интересны характеристики Зевса как «царь богов», «всеблагой, всемогущий» - они подчёркивают верховенство этого бога над другими, по крайне мере, в Ольвии. В надписи 1 в. н. э. из Пантикапея излагается обращение к Зевсу как к творцу правосудия: «Убившие меня да получат то же самое, Зевс Ксений, а похоронившие меня родители да наслаждаются жизнью». Итак, верховенство Зевса прослеживается в Ольвии, где существовал храм Зевса, в других землях Северного Причерноморья стихотворные сведения о культе Зевса отсутствуют.
§ 4. Геракл, Гермес и Арес
Геракл предстаёт перед нами всегда как символ силы и физической мощи. Именно так он ассоциировался и в Северном Причерноморье, где к этому ещё добавилось и военное покровительство. На мраморной плите 4 в. до н. э. из Ольвии начертано: «О Геракл, тебе и народу близ берега этой реки Клеомброт выстроил вот эту башню, действительно прекрасную на вид, а во время войны – защитницу всех горожан, воздвигнув её выше славы предков. Вот почему счастливое отечество награждает бессмертными почестями род Пантакла». Интересно посвящение «тебе и народу», которое подчёркивает всенародное почитание и большое значение Геракла. Две сильно фрагментированные надписи из Ольвии и Херсонеса повествуют о Гермие – спортивных соревнованиях на празднике в честь Гермеса. На ольвийском постаменте 3 в. до н. э. высечен «адресат» плиты – «Гермесу и Гераклу». Остатки надписи херсонесской плиты 2-3 вв. н. э. повествуют о видах проводимых соревнований: бег на стадии, двойной бег, длинный бег, борьба, кулачный бой. Гермесу, по-видимому, приписывалось покровительство в беге как самому искусному в этом деле, а Гераклу – покровительство в борьбе и драке, которые требовали много сил, как сильнейшему из сильнейших. Гермесу и Гераклу и надо было подражать всем участникам соревнований. Мраморная плита 2 в. н. э. из Херсонеса раскрывает многие эпитеты и значения Гермеса: «Почтим Гермеса… вестника бессмертных и повелителя земных… ибо он сам имеет ключи жизни смертных. Именно поэтому одни называют его благодетельствующим, другие же – подателем помощи, дающим богатство, подателем благ и мудрости. Приди, благожелательный ко всем, кто населяет город Дора, никогда не забывай блаженных…». Выражение «город Дора», несомненно, выражает Херсонес, так как он был основан дорийцами, которые считали своим прародителем Дора. Эта надпись является довольно интересным свидетельством того, как крепко население держало в памяти своё дорическое происхождение. Гермеса, таким образом, можно считать покровителем Херсонеса. Скорее всего, Гермес почитался и как покровитель торговли и путешествующих по суше (Ахилл – по морю), что мы видим из пантикапейской эпиграфии 1 в. н. э.: «Я умер в земле сираков, и меня, купца, Гермес, сын Маи, не проводил домой…». Арес в «Антологии» В.И. Кузищина представлен двумя надписями, в которых он рисуется как жестокий бог войны, «завистливый», «неукротимый»: «Я, стела, скрываю Ксанфа,…которого убил завистливый Арес, сражавшегося за отечество»; «Лисимаха…убил неукротимый Арес номадов…». То есть, скорее всего, Арес, как и Аид, мыслился как злая сила, убивающая, уничтожающая. Итак, в Северном Причерноморье Геракл считался покровителем войны и борьбы, он был, как и в Греции, всенародно любимым героем. Гермес отождествлялся с быстротой, бегом, торговлей и путешествиями, поэтому он был особо популярен у торговцев и спортсменов, что способствовало распространению его культа на большие территории. Арес был злым духом войны, воплощением несчастья и горя, которые всегда преследуют войны и присутствуют в них независимо от исхода.