Каменный век

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:33, реферат

Описание работы

Каменный век самый древний и самый продолжительный период в истории развития человечества. Это время когда первобытный человек использовал в обиходе изделия из камня, рога, кости, дерева. Но в массовом количестве главным сырьем для изготовления орудий был, конечно же, камень. Его продолжали использовать и с освоением металла (бронзовый век, ранний железный век — камень в быте изредка встречаются), да и в наше время некоторые каменные изделия находят применение в медицине (по остроте каменные ножи в несколько раз превосходят металлические скальпели).

Работа содержит 1 файл

срс история.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

В 70-90-е гг. исследовались сакские памятники, памятники эпохи камня, древнее наскальное искусство в Восточном Казахстане и Семиречье, раскапывались разновременные памятники эпохи бронзы и раннего железа в Центральном и Восточном Казахстане, средневековые города и поселения.

За более чем полвека  года казахстанская археология смогла не только обогатить мировую науку выдающимися открытиями, но и выявить основные этапы развития общества в Казахстане в древности и средневековье. Была воспроизведена относительно целостная картина развития древней истории Казахстана, в том числе и история культуры, причем, открытия археологов соотносятся с определенными регионами и странами и получили официальное признание, положительную оценку в мире.

В области палеолита открыты древнейшие стоянки и мастерские и доказано, что территория Казахстана была заселена около 1 милиона  лет тому назад. Было выяснено важное значение для развития палеоэкономики племен эпохи бронзы казахского центра и доказано, что территория нынешнего Казахстана была одним из регионов, где протекал процесс трансформации скотоводческо-земледельческих племен в ранних кочевников. Наука значительно продвинулась в изучении динамики урбанизации процессов, развития оседлой и городской культуры. Установлено, что через территорию Казахстана проходил Великий Шелковый путь, который в наше время считается одним из значительных достижений мировой цивилизации.

Археологические материалы свидетельствуют о многокомпонентности  культуры Казахстана. Взаимодействие и взаимовлияние культур было важнейшим фактором в вопросах культурогенеза. Благодаря археологическим данным выяснилось, что Западно-Тюркский, а затем Тюргешский и Карлукский каганаты, а также  государства Караханидов, кыпчаков, центры которых находились на территории Казахстана, являются примерами, подтверждающими существование средневековых государственных образований, в культуре которых гармонично слились разноэтнические традиции.

Следует выделить наиболее существенные достижения, выводящие казахстанскую археологию на уровень общемировой проблематики:  в области антропогенеза получен материал, позволяющий считать территорию Казахстана одним из центров становления homo sapiens и включения палеолитических культур Казахстана в систему развития древнего человека.

В IV-III тыс. до н. э. в степной зоне Евразии прогрессировало увлажнение климата. В этих условиях в долинах рек Ишима, Тобола, Иртыша усиливалась оседлость ранее бродячих групп охотников  и рыболовов, происходили качественные изменения, проявляющиеся в переходе к производящим формам хозяйства - скотоводству и земледелию. Формировалась культура коневодов, известная по раскопкам поселения Ботай. Они жили в стационарных полуземлянках площадью 25-70 кв. м.  Ботайцы одомашнили лошадь, о чем говорит анализ остеологического материала. Жители умели ткать, знали гончарное дело, деревообработку, косторезное дело. Прослежены обменные связи с населением Урала, Сибири и Средней Азии. Таким образом, было установлено, что Казахстан входил в зону одомашнивания лошади - того революционного процесса, который сыграл важную роль в развитии всей цивилизации Евразии.

Еще в начале 80-х гг. были обнаружены памятники протогородской цивилизации в степной зоне. Относятся они к XVIII-XVI в.в. до н. э. - это эпоха ранней бронзы. В контексте истории Евразии хронологически открытая протогородская культура выглядит так: это Троя в Малой Азии, раннемикенская Греция, эпоха Среднего царства Египта, развитая культура городов-государств междуречья Тигра и Ефрата.

Для открытой археологами цивилизации характерны памятники типа Аркаим и Синташта. Поселения этого времени прямоугольные, либо круглые в плане, окружены стенами из специального грунта с примесью гипса и глиняных блоков. Стены имеют парапеты, башни, лабиринты входов, рвы и выносные фортификационные сооружения. Внутри расположены жилища знати и рядового населения, ремесленные мастерские. Центральная площадь служила для собраний, ритуальных празднеств. Эти поселения, точнее протогорода, имели систему коммуникаций  улиц - водосборники. Жилища площадью от 150 до 300 кв. м были двухэтажными.

Найдено огромное количество оружия и орудий труда, украшений из бронзы. Кузнецы и металлурги были привилегированным слоем общества, так  же как и воины-колесничие, богатые захоронения которых обнаружены в некрополях, находившихся рядом с протогородами. Тут же находились и храмовые комплексы. Обнаружена культовая скульптура мелких форм из камня в виде человеческих фигурок. Найдены глиняные "таблетки" с разнообразными знаками. Возможно, мы имеем дело с зачатками знаковой системы письма. Этот факт имеет огромное значение для понимания уровня культуры общества. Зарождение письма связано с началом государственности.

Обитали в протогородах земледельческо-скотоводческие общины. Люди занимались земледелием, знали примитивную ирригацию, разводили породистый скот. Высокого уровня развития достигли добыча, плавка и обработка металла - меди и бронзы. Именно металлургия бронзы лежала в основе экономики этой цивилизации.

Уже в это время начинают складываться основы будущего Шелкового пути, соединявшего Запад и Восток.

Недавно "протогород", более ранний, чем Аркаим, обнаружен на Мангыстау, в местности Токсанбай. Известны и памятники поздней бронзы, которые можно соотнести с протогородами - это Кент в Центральном Казахстане.

К эпохе поздней бронзы относится  открытая археологами бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана с ее монументальной архитектурой и многочисленными поселениями, ориентированными на плавку меди. Центральный Казахстан становится одним из крупнейших центров производства меди и бронзы, орудий и оружия из них. Дальнейшие исследования в области археологии эпохи бронзы выходят на уровень решения глобальных культурологических и социологических задач.

Уже в эпоху бронзы в Казахстане складывается культура ранних кочевников, изучение которой остается приоритетной задачей казахстанской археологии. Сейчас выделена и обоснована  степная цивилизация с рядом присущих  ей признаков: наличие государственности, регулярные торговые, культурные и политические связи в степной и горной зоне, культурно-мировоззренческая общность, которая  выражалась в наличии монументальной погребальной архитектуры, идеологии, социальной стратификации общества.

Открытие археологами выдающихся памятников сакской культуры, таких,  как курган Иссык, Чиликты, мавзолеи Тагискена и Уйгарака, сакские города Чирик-Рабат и Баланды, позволили совершить еще один прорыв в исторических знаниях. Опираясь на найденные свидетельства письменности, выдающиеся произведения искусства, можно говорить о  древних государствах саков, возникших на территории Казахстана в середине I тыс. до н. э.

Таким образом, начало государственности на территории Казахстана отодвигается почти на тысячу лет в глубь истории и сейчас необходимо судить о нем в контексте с такими древними государствами  как Ахеменидский Иран, древняя Греция, Ханьский Китай, Бактрия, Хорезм.

Археологическими исследованиями установлено, что в Ш в до н. э. - Ш в. н. э. на территории Казахстана формировались и существовали  объединения государственного типа - Усуньское в Семиречье и Кангюй в Южном Казахстане. Население этих государств занималось скотоводством и земледелием.  На территории Кангюя возникли оседлые укрепленные поселения со стационарными жилищами из сырцового кирпича, развивалось градостроительство. Высокоразвитая оседлая и городская культура формировались в Приаралье, Джетыасарском ущелье. Здесь располагались десятки крупных поселений, окруженных некрополями.

Экономические связи между кочевым и оседлым населением носили самый разносторонний характер - регулярный обмен продуктами животноводства и земледелия, ремесленными изделиями. Из степи в оазис распространялись достижения в области военного дела, конского снаряжения, а из городских центров в степь поступали предметы роскоши, ткани, благовония, драгоценная утварь. Ряд поселений, расположенных на границах оазисов и степи, специализировался на поставке тех или иных изделий кочевников.

Взаимоотношения кочевников и земледельцев осуществлялись зачастую в рамках единой политической и социально-экономической структуры, скотоводы и оседлые жители составляли базу конкретного политического или этнополитического объединения.

Одним из проявлений взаимодействия служит движение кочевых объединений усуней, кангюев, парнов, юэчжей в глубь оседлых оазисов во второй половине П в. до н. э. В результате завоеваний кочевников возникли Парфянское государство, Кушанская империя.

Как показывают археологические памятники, в период раннего средневековья на Сырдарье сформировались города на базе  оседлых кангюйских поселений. Городская культура здесь впитала в себя традиции местных оседлых культур и инноваций стоящей на более высоком уровне развития городской культуры Согда. Согдийские эталоны, согдийские образцы были широко распространены на юге Казахстана и в Семиречье. Это было связано с процессом расселения согдийцев на международных торговых путях.

В то же время на развитие культуры городов Средней Азии сильное воздействие оказывала культура тюрков, оседавших в оазисах и городах Средней Азии - Чаче, Урусшане, Фергане, Тохаристане.

В период развитого и позднего средневековья процессы взаимодействия скотоводов, оседлого населения и горожан реконструируются в тех же закономерных явлениях, которые отмечены и для более ранних периодов истории - экономические, культурные связи в рамках такого политического объединения как Караханидское государство. Город и степь составляли не два антагонистических мира, а его экономическую базу. Рост городов Центральной Азии в IX-нач. XIII в.в. во многом  был связан с процессом оседания кочевников. Они принесли в городскую культуру много степных элементов и в это время сформировалась своеобразная городская культура. Она была распространена не только на юге, но и Центральном, Западном и Восточном Казахстане.

Культурные и экономические  связи кочевников и горожан прослеживаются и в более позднее время - при выяснении истории развития Ак-Орды, Могулистана и Казахского ханства.

Позднесредневековые города Сайрам, Сауран, Сыгнак и Сузак служили центрами экономических связей кочевников и земледельцев, где осуществлялись культурный обмен и  торговля не только горожан Южного Казахстана и кочевников Сарыарки, но и Средней Азии, Поволжья и Восточного Туркестана. Они играли важную роль в политической, экономической и культурной жизни Казахского ханства.

Таким образом, изучение археологических памятников в Казахстане позволит реконструировать процессы взаимоотношений различных культурных традиций, увеличить ряд доказательств того, что территория Казахстана была одним из центров историко-культурного синтеза и что взаимодействие кочевого и оседлого населения привело к взаимообогащению культур. Именно в недрах такого синтеза лежат многие достижения культуры народов Казахстана.

Свидетельством признания казахстанской научной археологической школы являются проведение в Алматы ряда международных конференций, участие казахстанских археологов в разработке международного проекта ЮНЕСКО "Великий Шелковый путь: путь диалога культур", совместные научные исследования с археологами России, Франции, Бельгии, США и Польши.

Центром пропаганды достижений археологической науки стал музей археологии МН - АН РК, материалы которого демонстрировались на выставках в США, Японии, Германии, Швеции, Финляндии, Египте, Италии.

Определенная работа была проведена по охране памятников археологии и истории культуры. Осуществлена полностью или частично паспортизация памятников в областях Казахстана, издан в 1994 г. первый из 10 томов "Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область". В настоящее   время издаются следующие тома Свода.

Список использованной литературы.

 

 

1.      История Казахстана. Канн Г. В. (алматы 2006г.)

2.      История Казахстана. Очерк. (алматы 1993г.)

3.      История Республики Казахстан. Кузембаев, Абишев. (алматы 2001г.)

4.      История Казахстана. Артыкбаев. (алматы 2007г.)

 

13

 



Информация о работе Каменный век