Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:33, реферат
Каменный век самый древний и самый продолжительный период в истории развития человечества. Это время когда первобытный человек использовал в обиходе изделия из камня, рога, кости, дерева. Но в массовом количестве главным сырьем для изготовления орудий был, конечно же, камень. Его продолжали использовать и с освоением металла (бронзовый век, ранний железный век — камень в быте изредка встречаются), да и в наше время некоторые каменные изделия находят применение в медицине (по остроте каменные ножи в несколько раз превосходят металлические скальпели).
Введение.
Каменный век самый древний и самый продолжительный период в истории развития человечества. Это время когда первобытный человек использовал в обиходе изделия из камня, рога, кости, дерева. Но в массовом количестве главным сырьем для изготовления орудий был, конечно же, камень. Его продолжали использовать и с освоением металла (бронзовый век, ранний железный век — камень в быте изредка встречаются), да и в наше время некоторые каменные изделия находят применение в медицине (по остроте каменные ножи в несколько раз превосходят металлические скальпели).
Каменный век на территории Казахстана подразделяется на палеолит (древний каменный век, ок. 800—11тысяч лет назад), мезолит (средний каменный век, ок. 11—6 тысяч лет назад) и неолит (новый каменный век, ок. 6- 3 тысяч лет назад).
Древнейшие каменные орудия первобытных людей найдены в районе хребта Каратау (Борыказган, Танирказган и др.), на полуострове Мангыстау (Шахбагата, Кумакапе), в Северном Прибалхашье (Семизбугу, Туранга и др.), в Левобережном Прииртышье (Кудайколь, Карасор), в Сары-Арке (Обалысан, Музбель и др.), в Верхнем Прииртышье (Козыбай) и т. д. В это время получают широкое распространение рубила различных форм (бифасы), галечные орудия, орудия на сколах (скребла, остроконечники и т.д.).
Поздний палеолит
Поздний палеолит(40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э.) — завершающий период палеолита. Это же время становления человека современного вида — кроманьонца, нас с вами, происходит расселение по всем климатическим условиям, образование родовой общины, формирование рас и расовых групп. Создается матриархальная община.
Человек полностью осваивает духовную составляющую культуры: существует сложный погребальный обряд, зарождается пещерная живопись, скульптура, зачатки религиозных воззрений и т.д. Появляется новые типы орудий.
Количество позднепалеолитических памятников в Казахстане невелико: Шахбагата и Онежек на Мангышлаке, Кудайколь и Шульбинка в Прииртышье, стоянки им. Ч. Ч. Валиханова и Ащисай в горах Каратау, недефлированные серии в инвентаре стоянок Семизбугу, Майбулак близ Алматы, Ешкитау в Западном Казахстане. Небольшое количество известных памятников объясняется слабой пока еще археологической изученностью территории Республики. Имеющиеся материалы дают возможность проследить непрерывность развития материальной культуры людей древнекаменного века, а также процесс заселения территории Казахстана.
Первые крупные археологические исследования Прииртышья были осуществлены исследователями Черниковым С.С. и Гохманом И.Н. в 40-х годах ХХ-го столетия. В этот период на территории Прииртышья был открыт ряд палеолитических стоянок у аула Канай, сел Свинчатки, Новоникольское и т.д.
В 1951 г. геологами в долинах рек Курту-Озек, Оленты и Карасу, были найдены каменные скребки древних поселенцев. Секция каменного века в Музее института археологии им. А.Х. Маргулана представлена палеолитическими материалами из Южного Казахстана (Каратау, сборы Х.А. Алпысбаева) и Северного Прибалхашья (Семизбугу, сборы А.Г.Медоева). Материалы представлены подъемными сборами, относятся к разным периодам: ранний и поздний палеолит.
Мезолит
Следующий период, именуется Мезолитом. Продолжительность этого периода различна в разных местах, но, в общем, для него приняты хронологические рамки: 11—6 тыс. лет до н.э. Вследствие, глобальных климатических изменений (аридизация и таяние ледников) изменились и условия жизни древних людей. Вымерли мамонты и многие стадные животные, на которых охотился древний человек. Людям пришлось приспосабливаться к новым ландшафтам, искать новые объекты добычи. Было сделано великое изобретение — лук с составными стрелами. Достигла расцвета вкладышевая техника — в оправу из кости, рога или дерева вставляли мелкие острые каменные вкладыши геометрической формы (геометрические микролиты). Теперь из одного нуклеуса можно было получить сотни каменных орудий. Человек мог удаляться на огромные расстояния от месторождений кремня, захватив с собой несколько каменных желваков. Широко использовались изделия из недолговечных материалов — сети, корзины и т.п.
Мезолитических памятников на территории Казахстана известно не так много, очевидно, мезолитическое население, за редкими исключениями, было очень подвижным.
Представляет интерес многослойная стоянка Шидерты в Северном Казахстане, где выделено несколько культурных слов от мезолита до бронзы. В Западном Казахстане выделяется дюнная стоянка Новая Казанка. Несколько тысяч орудий, собранных на небольшой площади, говорят о том, что люди здесь жили долгое время, если не постоянно, то в течение многих сотен сезонов. Среди орудий преобладают вкладыши в виде сегментов, очень мелкие скребки, ножевидные пластинки.
Неолит и Энеолит.
Завершающий период каменного века представлен Неолитом и Энеолитом. В 1925 г. английский археолог В.Г.Чайлд ввел в науку термин «неолитическая революция» - Переход от культуры присвоения к культуре производства. Время расцвета техники и обработки камня. Появляются новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление, использовались все трудно обрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.
Важнейшей чертой эпохи неолита является зарождение скотоводства и земледелия, так называемого производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы – собирательству и охоте.
В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, господства коллективного труда и общей собственности на средства производства. Вместе с тем, это было время более высоких форм организации общества: образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Неолитические племена Казахстана, сохраняя специфику и своеобразие культурных традиций, развивались в тесном взаимодействии с племенами соседских регионов и областей.
Однако, процесс перехода от охотничье-собирательского к земледельческо-
В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 500 неолитических памятников, но представлены большей частью эпизодическими (кратковременными) стоянками у родников (в мелкосопочнике Центрального Казахстана), на берегах рек и озер — в других регионах Казахстана. Памятники: р. Урал, район городов Актюбинска, Казалинска, Туркестана, Караганды, рек Чу и Талас. Стоянка Караунгур в Южно-Казахстанской области, стоянка Куль Сары в Западном Казахстане, Кызыл-Су в Восточном Казахстане, Токтаул в Центральном Казахстане.
На небольших стоянках со смешанным материалом неолитические и энеолитические каменные изделия расчленить трудно, но на территории Казахстана имеются и крупные памятники эпохи энеолита с погребенными культурными слоями, остатками жилищ: Ботай, Кожай 1, Шебир 7, Коскудук 1 и др.
Многие памятники позднекаменного века встречаются в вместе с памятниками более позднего времени — бронзового века, что говорит о культурной преемственности и автохтонном происхождение насельников бронзового века.
Неолитическая революция.
Переход от культуры присвоения к культуре производства получил название "неолитическая революция". Термин был введен В. Г. Чайльдом и сегодня стал общеупотребительным. В. Г. Чайльд считал, что переход от охоты, собирательства и рыболовства, которые характерны для культуры присвоения, к земледелию и скотоводству, - видам деятельности, составляющим культуру производства, происходит относительно быстро. Он сопровождается переходом к осёдлости, появлению первых поселений, архитектуры и т. д., то есть к обогащению культуры на основе регулярно получаемого избыточного продукта.
Современные исследования процессов перехода к культуре производства отмечают, что этот процесс вызревает ещё в недрах старой культуры, он происходит постепенно, проходя ряд промежуточных этапов. Так, на первом этапе человек в основном пытается ещё не преобразовать природу, а сохранить её, законсервировать, добиться гармонии в отношениях с природой. Оказавшись в благоприятных условиях, культура присвоения подчас сохранялась вплоть до ХХ века. Но чаще всего человек вынужден был искать новые пути взаимодействия с природой, преобразовывать её для производства в соответствии со своими потребностями, умениями, интересами. Это привёло к появлению земледелия из собирательства, скотоводства из охоты. А вот рыболовство ещё долго сохраняется, не приобретая облик производящей деятельности, и только в ХХ веке от него отпочковывается марикультура.
Раньше считали, что переход к земледелию или скотоводству облегчает труд человека, даёт ему больше свободного времени. Последние исследования показывают упрощённость такой трактовки: переход к культуре присвоения в её аграрном, сельскохозяйственном виде сопровождается увеличением рабочего времени, усилением напряженности, монотонности труда, потерей его творческого характера. Единая ранее, синкретичная культура охотников и собирателей разделяется: из материальной культуры выделяется умственная, духовная культура в качестве самостоятельного вида деятельности.
Теперь единство культуры достигается в результате обмена избыточного продукта на услуги, духовную продукцию. Каждая из культур специализируется в своей области, взаимно дополняя друг друга, способствуя развитию друг друга, то есть выступает в коэволюционных связях. Тот или иной вид культурной деятельности закрепляется за определённой группой лиц и передаётся со временем по наследству: происходит становление каст, варн, сословий и т. д.
Пожизненное закрепление за тем или иным видом деятельности приводит к ограничению свободы человека. Выбрав один вид занятий, он не может заниматься другими. Закрепление специфического вида культуры за группой лиц и передача этой деятельности по наследству приводят к ещё большей потере свободы. Теперь человек теряет право выбора уже самим фактом своего рождения в касте. Например, он обречен быть воином и никем другим.
Но процесс дифференциации и специализации имеет и положительные стороны: быстрее происходит накопление опыта в конкретной области культуры, его сохранение и передача. Теперь отдельно накопленные знания, умения, навыки не теряются, а передаются внутри слоя и чаще всего - внутри семьи: от отца к сыну, от матери - к дочери.
Специализация культуры имеет ещё одну сторону - она сама является важнейшим фактором роста производительности труда. Теперь работник материального производства заинтересован в производстве не только необходимого, но и избыточного продукта с тем, чтобы обменять его на услугу, продукт духовной деятельности - шамана, колдуна, певца, сказителя, врачевателя и т. д. В то же время, последние заинтересованы в производстве продукции, востребованной производителями материальных благ, что является важнейшим стимулом для духовного творчества.
Переход к новой культуре сопровождается и изменениями в объекте поклонения. Ранее это были хозяева природного богатства - духи покровителей, хранителей леса, воды, стад, рыбьих стай и т. д. "Взяв" у них часть богатства, необходимо было вернуть им "эквивалентный" продукт - жертву.
С переходом к земледелию и скотоводству объектом поклонения стали иные боги - ответственные за производство, создатели - творцы, демиурги - порождающие новый продукт: зерно, животных и самого человека. Создаются и иные праздники: сельскохозяйственного цикла у земледельцев, природного цикла обновления степей и домашних животных - у скотоводов. Объекты поклонения приобретают зооморфную, а позднее антропоморфную форму. Важную роль начинают играть солярные (солнечные) и астральные (звёздные) культы.
Заключение
У истоков развития казахстанской археологии стояли выдающиеся востоковеды и историки - В.В. Бартольд, В.В. Радлов, П.И. Лерх, Ч.Ч. Валиханов, а также представители передовой русской интеллигенции.
Показательно их отношение к истории и культурному наследию казахского народа. Так, известный деятель В.В. Стасов отмечал, что казахские археологические памятники представляют не меньший интерес, чем классические древности Рима. "Отчего старому городу возле Джанкента (развалины на Сырдарье вблизи Казалинска) не быть нашей Помпеей", - писал он в одной из своих работ.
В советское время в становлении археологической науки республики велика заслуга ученых Москвы, Ленинграда - С.П. Толстова, А.Н. Бернштама, М.П. Грязнова, С.С. Черникова, С.С. Сорокина, О.А. Кривцовой-Граковой, Л.Р. Кызласова.
Как самостоятельное научное направление в Казахстане археология сформировалась в системе созданной в 1946 году Академии наук Казахской ССР, в составе которой был организован Институт истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова (ИИАЭ). Руководителем отдела археологии стал А.Х. Маргулан. Он же возглавил первую археологическую экспедицию - Центрально-Казахстанскую, которая продолжает исследования до сих пор. С 1955 по 1989 г.г. отдел археологии возглавлял К.А. Акишев, важная роль в становлении и развитии археологии Казахстана общепризнанна.
Период, который охватывает послевоенное время и заканчивается концом 60-х г.г., характеризовался организацией крупных экспедиций, работами в зоне целинных земель, находками палеолита в Каратау, раскопками могильников Сары-Арки, Прииртышья, Семиречья и Приаралья, средневековых городищ Тараз, Баба-Ата, исследований поселений и городищ Южного Казахстана и Семиречья.
Следующий период отличается тем, что археологическая наука выросла организационно, появились новые отделы - лаборатория археологической терминологии, отдел средневековой археологии, музей археологии, отделы новостроечных экспедиций и свода памятников. В 1969 г. они были объединены в Археологический центр в составе Института истории, археологии и этнографии, который возглавил К.М. Байпаков.
В 1969 г. был раскопан курган Иссык, находки из которого позволили поставить и решить многие вопросы социальной и культурной жизни саков.
В 1971 г. были возобновлены работы Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции, начавшей многолетние масштабные раскопки городищ Отрар, Куйрыктобе, Кок-Мардан, а также работы в долине и на склонах Каратау.