Календарь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:18, доклад

Описание работы

Слово календарь произошло от латинских слов "caleo" – провозглашать и "calendarium" – долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Календарем принято называть систему счисления продолжительных промежутков времени, использующую периодичность явлений природы, проявляющуюся особенно отчетливо в движениях небесных светил.

Работа содержит 1 файл

kalendar.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

 

  1. Лунно-солнечное счисление. Основные циклы.

Задачи, стоящие  перед так называемым лунно-солнечным  календарем, значительно сложнее, так как он должен быть согласован и со сменой лунных фаз и с наступлением начал астрономического года, то есть с равноденствиями. Для определения соответствующих циклов исходим из основных данных:

1 солнечный  год — 365,2422 суток

1  лунный месяц – 29,5306 суток.

Отсюда получаем отношение:

Дробная часть  этого отношения, будучи развёрнута в непрерывную дробь, даёт следующие подходящие дроби:

Предпоследняя из них приводит к следующему приближённому равенству:

1 солнечный  год = лунного месяца, или 19 солнечных лет=235 лунным месяцам, что служит основой лунно-солнечного календаря. Календарные лунные месяцы имеют либо 29, либо 30 дней (в первом случае они называются «пустыми», во втором — «полными»). Считая солнечный год, как у александрийцев, равным З65¼ дня, найдём: 19 солнечных лет = 69393/4 дня = 235 лунным месяцам. Взяв 110 пустых и 125 полных, получим как раз 6940 дней. Итак, 19 солнечных лет приближённо равны 110 месяцам пустым + 125 полным. Этот результат составляет так называемое «золотое правило» хронологии, высказанное впервые древнегреческим астрономом Метоном (в 433 до н.э.). Оно служит основой почти всех действовавших лунно-солнечных систем. Для приспособления его к календарю следует только распределить все месяцы по 19 годам круга. Обычно считают 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет по 13 лунных месяцев. Вставные тринадцатые месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. έμβολισμός — вставка, включение). Порядковое число года в 19-летнем круге называется золотым числом этого года.

 

  1. Древневавилонский и древнееврейский календари.

Древневавилонский календарь был выработан уже в начале 3-го тысячелетия до н.э. Год состоял из 12 месяцев; начало их определялось непосредственным наблюдением первого появления лунного серпа. Когда с течением времени первый лунный месяц года слишком далеко отходил от весеннего равноденствия, год удлинялся вставкой 13-го месяца. Происхождение этих вставок, несомненно, связано со сменой времён года — основой периодичности хозяйственной деятельности людей. В 6 веке до н. э. в Вавилоне применялся неточный 8-летний круг, а с 380 до н. э.— исключительно 19-летний круг.

Та же система  лунно-солнечного календаря лежала и в основе древнееврейского летосчисления; но окончательная выработка довольно сложных правил этого календаря произошла только в 5 веке н. э. На 19 лет круга полагается 7 лет по 13 лунных месяцев. Поэтому календарные годы могут быть или обыкновенные (длина их 353, 354 или 355 дней), или же эмболисмические (их продолжительность — 383, 384 или 385 дней). Вставной месяц повторяет 6-й месяц года (адар) и носит название второго адара (веадар). Начальным месяцем в древности был весенний месяц нисан; 15-го числа этого месяца празднуется еврейская пасха. В последние столетия перед нашей эрой начало еврейского года было перенесено на осень (новолуние осеннего месяца тишри). Начальная дата еврейского летосчисления есть условный момент 7 октября 3761 до н. э., это так называемая эра иудеев.

 

  1. Древнегреческий календарь.

В Древней  Греции действовали исключительно упомянутые выше циклы. Установление «октаэтериды», то есть 8-летнего круга, относится к 6 веку до н. э. В этом круге считали 48 пустых месяцев и 51 полный, что даёт 2 922 дня с довольно значительной ошибкой в 1,5 дня против действительной продолжительности 99 лунных месяцев (2923,53 дня). Год начинался обычно с летнего солнцестояния; поэтому в календаре, согласованном с Солнцем, начала лунных календарных месяцев должны были через несколько циклов заметно отходить от дней новолуния. В основу древнегреческой хронологии историк Тимей (р. ок. 345—340 — ум. ок. 250 до н. э.) положил счёт времени по олимпиадам — всенародным празднествам и играм, происходившим 1 раз в 4 года в Олимпии. Эрой олимпиад принимается лето 776 до н. э.; по преданию, в этом году происходила первая олимпиада. Годы в этом счислении обозначаются номером олимпиады и номером года в 4-летии, что записывается, например, так: олимпиада 117,3, причём олимпиада 1,1 соответствует 776 до н. э. Для перевода этих датировок в обычный исторический счёт в годах до нашей эры нужно номер олимпиады, уменьшенный на 1, умножить на 4, прибавить номер года в данной олимпиаде, тоже уменьшенный на 1, и вычесть сумму из 776; так, например, олимпиада 117,3 соответствует 776 — (110´4 + 2) = 310 до н. э.

 

  1. Древнеримский календарь и его реформа при Юлии Цезаре.

Первичной формой счисления времени у древних римлян служил аграрный год, непосредственно связанный с циклом полевых работ. В ранние периоды римской истории этот аграрный год начинался с марта; он состоял из 10 месяцев, носивших привычные для нас названия, кроме 5-го и 6-го месяцев (лат. quintilis от quintus — пятый и sextilis от sextus — шестой). Около 700 до н. э. число месяцев было увеличено двумя, вставленными перед мартом (январь и февраль). Кроме того, тогда же была введена в Риме и примитивная форма лунно-солнечного летосчисления. Возникла необходимость определять дни новолуний либо непосредственным наблюдением первого появления серпа молодой Луны, либо предвычислениями. Эти обязанности постепенно перешли к касте жрецов (понтификов); в классовых интересах верхушки рабовладельческого общества они могли вносить произвол и путаницу в счёт времени. Календы издревле являлись днём денежных расчётов; передвигая дни календ, можно было нарушать все сроки обязательств, внесения налогов и т. п. Устранение произвола и путаницы в действующем календаре стало острой экономической проблемой, требующей разрешения. В 46 до н. э. Юлий Цезарь произвёл коренную ломку римского календаря. По совету египетского учёного Созигена он перешёл к простым формам египетского солнечного года. В календаре Цезаря продолжительность четырёхлетия была определена в 1461 день; она получилась из сочетаний 3 лет по 365 дней и 1 года в 366 дней; начало года было перенесено на 1 января, с которого начинался римский хозяйственный год, но продолжительность отдельных месяцев была существенно изменена.

 

Весьма своеобразен  у римлян был счёт дней внутри каждого месяца. Они не обозначали их порядковыми числами: 1-е, 2-е и т. д., а отсчитывали всегда назад от 3 определённых моментов внутри каждого месяца; то были упомянутые уже календы (Calendae) — первый день месяца, долженствовавший совпадать с новолунием, затем ноны (Nonae) — день первой четверти Луны, наконец, иды (Idus) — полнолуние. Римляне говорили, например: «в шестой день перед мартовскими календами», или «в третий день перец январскими нонами» н т. п.

В новом календаре  остался только 1 вставной день. Цезарь поместил его тоже в феврале, в наших обозначениях между 23 и 24 февраля; у римлян этот день назывался ante diem bissextum Calendas Martias, то есть повторный шестой день перед мартовскими календами; из сочетания слов bis sextus возникло впоследствии одно слово: bissextus, откуда произошло русское «високос». Роль этого дня теперь играет 29 февраля, вставляемое в календарь один раз в четырёхлетие. Правильное применение юлианского календаря началось с 7 года н. э., с этой эпохи и вплоть до григорианской реформы все годы юлианского календаря, порядковое число которых делится на 4, являются високосными. Тогда же месяцы «квинтилис» и «сек-стилис» были переименованы в июль и август (в честь Юлия Цезаря и Октавиана, получившего титул Августа, то есть «священного»).

 

  1. Календарь в допетровской России.

Древнеславянские названия месяцев, которые перешли в ряд славянских языков и отчасти удержались, например, в украинском и белорусском, свидетельствуют о большом внимании к явлениям природы. Таковы, например, Травень, Листопад, Грудень, Студень и т. д. Однако уже в летописях эти названия уступают место привычным нам латинским (и созвучным с ними новогреческим).

С 14—15 вв. в церковно-славянском изложении календарных вопросов создаётся несколько новых хронологических элементов. Важнейший из них есть так называемый «вруцелето», то есть день недели на 1 сентября текущего года. Эти дни, из которых первый есть «неделя», то есть воскресенье, обозначались буквами славянского алфавита (неделя – аз, понедельник – веди, и далее: глаголь, добро, есть, зело, земля). Зная «вруцелето» для данного года, можно без труда определить день недели (в современном смысле) на любую дату этого года. Эра русских летописцев «от сотворения мира» (отнесенного к 21 марта 5509 года до н.э.) применялась в двух «стилях»: первично началом года считалось 1 марта, а с конца 15 века (по-видимому, с 1492) начало года было перенесено на 1 сентября. Сентябрьское начало года и счисление лет «от сотворения мира» удержались на Руси до 1700 года. Петр I указом от 15 декабря 1699 года установил новое начало года: вслед за 31 декабря 7208 «от сотворения мира» наступило 1 января 1700 года н.э.

  1. Григорианская реформа календаря.

В юлианском  календаре и в александрийском  счислении средняя длина года принята равной 365 дням 6 часам; она больше действительной длины тропического года на 11 минут 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет астрономическое равноденствие происходит на 1 день раньше, чем это следует по календарю. В 325 году на Никейском церковном соборе впервые был составлен так называемый христианский календарь. Весеннее равноденствие в этот год приходилось на 21 марта. Постановлением Никейского собора день равноденствия был «навсегда» связан с 21 марта по юлианскому календарю. Поэтому непрерывное отступление равноденствия от этой даты являлось изъяном календаря, требовавшим устранения. Неточность календаря стала предметом богословских споров. Вопрос об исправлении календаря дебатировался на пятом лютеранском соборе (1512—17), куда Николай Коперник был приглашён представить своё мнение о календарной реформе. Коперник считал, что длина года еще недостаточно точно известна, чтобы исправлять календарь. Реформа была проведена лишь в конце 16 века при папе Григории XIII (в 1582). Было предписано следующую после четверга 4 октября 1582 пятницу считать 15 октября. Весеннее равноденствие 1583 года с 11 марта было возвращено на 21 марта, в чём и состояла первая задача григорианской реформы; таким образом, осуществился переход на новый стиль. Помимо этого, реформа предусмотрела и исправление юлианского календаря. Так как юлианский календарь опаздывал почти на 3 дня в 400-летие, было решено впредь каждые 400 календарных юлианских лет укорачивать на 3 дня. Для этого годы, порядковое число которых делится на 100, стали считать високосными только в том случае, когда число сотен в них делится на 4. Исходная 10-дневная разница обоих календарей (старого и нового стилей) в последующем нарастает: в 18 веке — 11 дней, в 19 веке — 12 дней, в 20 и 21 веках — 13 дней, в 22 веке — 14 дней и т. д.

Средняя величина года в григорианском календаре  превосходит истинную длину тропического года на 26 секунд; эта ошибка составит 1 сутки лишь за 3300 лет. Григорианский календарь был немедленно введён в действие во Франции, Италии, Испании и Португалии; в других странах — значительно позднее. В дореволюционной России вопрос о переходе на новый общераспространённый стиль несколько раз безуспешно выдвигался прогрессивными кругами общества, и лишь после Великой Октябрьской социалистической революции вопрос о реформе календаря получил своё разрешение. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января 1918 новый календарь был введён с 1 февраля (по старому стилю) 1918: вместо 1 февраля старого стиля считалось 14 февраля нового стиля.

  1. Календарь французской революции 1798 года.

На следующий же день после свержения королевской  власти  во Франции (21 сентября 1792 года) было объявлено, что отныне «все общественные акты будут датироваться 1 годом Свободы». Через  несколько месяцев был подготовлен детальный проект нового календаря, узаконенный Конвентом 5 декабря 1793 года. Основные элементы нового летосчисления были следующие: христианская эра и григорианский календарь отменяются; начало года с 1 января переносится на день осеннего  равноденствия;   первый год французской эры начинается 22 сентября 1792 года (которое совпало с днём равноденствия). Никакой системы вставки високосных годов по 366 дней не устанавливается, начало года определяется каждый раз астрономическими вычислениями. Впрочем, високосные годы в дальнейшем шли либо 1 раз в 4 года, либо 1 раз в 5 лет, когда они  назывались  «задержанными». Год  состоял  из 12 месяцев по 30 дней в каждом, месяцы делились на 3 декады.  После 360 дней вводились 5 или 6 «дополнительных» дней (первично названных «санкюлотидами»).  Праздничными    днями    считались: 1-й день 1-го месяца, 10-й, 20-й, 30-й день каждого месяца и все дополнительные дни.  Названия дней недели имели в основе латинские количественные числительные:    primidi – первый день, duodi – второй день, tridi – третий день, quartidi - четвёртый день (от лат. Primus — первый, duo — два, tres — три, quartidi — четвёртый и dies — день) и т. д. Названия месяцев приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Месяцы календаря французской  революции 1789 года.

Осенние

вандемьер

месяц сбора винограда

брюмер

месяц туманов

фример

месяц заморозков

Зимние

нивоз

месяц снегов

плювиоз

месяц дождей

вентоз

месяц ветров

Весенние

жерминаль

месяц произрастания

флореаль

месяц цветения

прериаль

месяц лугов

Летние

мессидор

месяц колосьев

термидор

месяц жары

фрюктидор

месяц плодов

Информация о работе Календарь