Календарь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:18, доклад

Описание работы

Слово календарь произошло от латинских слов "caleo" – провозглашать и "calendarium" – долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Календарем принято называть систему счисления продолжительных промежутков времени, использующую периодичность явлений природы, проявляющуюся особенно отчетливо в движениях небесных светил.

Работа содержит 1 файл

kalendar.doc

— 458.00 Кб (Скачать)

КАЛЕНДАРЬ

 

Слово календарь произошло  от латинских слов "caleo" – провозглашать и "calendarium" – долговая книга. Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам. Календарем принято называть систему счисления продолжительных промежутков времени, использующую периодичность явлений природы, проявляющуюся особенно отчетливо в движениях небесных светил.

 

  1. Первичные формы счисления времени.

По богатому этнографическому материалу можно проследить, как одинаковые формы хозяйственного уклада приводят к образованию сходных календарных понятий. У всех народностей имеется понятие года; год подразделяется на сезоны, число которых чаще всего равно четырем, но может доходить до семи. Сезоны распадаются на менее крупные интервалы (от 10 до 12 в году), имеющие связь с лунными месяцами. Названия месяцев отражают хозяйственную основу быта, так, например, у сибирских эвенков-оленеводов имеется месяц «когда олень обдирает кожу с рогов», месяц «отела»; у тунгусов с берегов Амура есть месяц «прихода кеты», месяц «икрометания». Наблюдения светил имеют несомненную связь со счетом времени; у нанайцев имеется месяц «когда голова Медведя перед рассветом заходит». В тропических странах двойной цикл полевых работ (2 посева и 2 жатвы) совпадает с определенным положением на небе созвездия Ориона, в других странах столь же важную роль играют Плеяды.

 

  1. Календарь майя.

В основу календаря майя была положена мифическая начальная дата – 13 августа 3113 года до нашей эры. От нее – то путем простого отсчета количества прошедших дней и велось летосчисление.

Календарная система  майя включала 269-дневный счет по 13 дням недели (связан с периодом беременности - "цолькин"), 365-дневный счет, сориентированный по Солнцу (состоял из 17-20-дневных месяцев и пяти добавочных дней - "хааб"), и 52-летний большой цикл, разработанный на основе комбинации двух первых календарей.

Большую роль в жизни  майя играли 20-летний малый (короткий счет - "катун") и лунный циклы.

Для обозначения чисел  и месяцев майя использовали точки  и линейки. 

 

Математике и календарю  подчинялась даже архитектура. Майя строили свои сооружения не в силу необходимости, а тогда, когда им приказывал это календарь: каждые 5, 10 и 20 лет. И обязательно с указанием даты постройки. Это было связано с убеждением в существовании тесной взаимосвязи Земли и Космоса, основанной на принципах гармонического резонанса.

 

 

Календарь майя, несмотря на свою древность, удивительно точен. По современным расчетам, продолжительность солнечного года составляет 365,2422 дня. Майя вычислили значение в 365,2420 дня. Разница – всего в две десятитысячные. Для составления столь точного календаря, по мнению ученых, потребовалось бы наблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно десяти тысяч лет.

 

  1. Древний китайский календарь.

Над составлением и усовершенствованием  календаря китайские астрономы трудились много веков. Примерно за тысячу лет до нашей эры ими была уточнена продолжительность лунного месяца и солнечного года: соответственно 29,5 суток и 365,25 суток. На этой основе и были созданы лунно-солнечные календари.

Месяцы по такому календарю  начинались с новолуния. Началом  нового года считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Этот момент приходился на январь-февраль; к этому времени среднесуточная температура воздуха значительно повышалась, и наступал период подготовки к весенним полевым работам. Месяцы не имели собственных названий, а только порядковые номера: первый, второй, третий и так далее.

В период династии Цинь (246-201 до н.э.) был разработан и начал  применяться сезонный сельскохозяйственный календарь, в котором календарный год был разделен на 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике. Деление года на сезоны существовало независимо от деления на месяцы, связанное с движением Луны.

При помощи такого сезонного  календаря крестьянам было легче определять сроки посева, сбора урожая и выполнять другие сельскохозяйственные работы. Вот фрагмент календаря «Ся-сяо-чжень», использовавшегося в эпоху Ся:

«I месяц. В  начале ночи созвездие Цан (Орион) бывает в середине неба, хвост Большой Медведицы обращен книзу. В начале года земледельцы приготавливают сохи и выходят для размежевания полей; приносят жертву изобретателю сохи... После морозов греет Солнце и все оттаивает. Выходят из нор полевые крысы... Опушаются ивы. Куры садятся на яйца и выводят цыплят. В это время бывает большой ветер...

III месяц. В  начале ночи созвездие Цан  скрывается на западе. Молятся об урожае пшеницы, так как в этом месяце бывают небольшие засухи. Цветут тополя... подрастают ягнята. Полевые крысы превращаются в перепелок...

IX месяц. Высевают  озимую пшеницу. Воробьи, скрываясь  в море, превращаются в устриц».

Деление календарного года по климатическим периодам является одной из особенностей китайского календаря. В деревнях часто применяют сезонный календарь и в настоящее время. С ним связано много пословиц и поговорок, сложившихся на основе многолетних наблюдений за явлениями природы.

Календарь использовался  и для астрологических целей. В нем отразилась вера людей в предсказания. Древние китайцы верили, что по расположению небесных светил можно определить свою судьбу, выбрать удачный день для начала тех или иных дел, избежать опасности. Так, например, второй день I месяца считался несчастливым, в этот день нельзя было начинать никаких важных дел. Третий день I месяца считался удачным для начала торговых дел. А в четвертый день рекомендовалось брить голову, приниматься за лечение и тому подобное.

Вера в астрологию заставляла постоянно совершенствовать календарь, изобретать все новые и новые способы счета времени.

Китайский календарь  не имеет аналогов среди европейских календарей. Это так называемый 60-летний циклический календарь.

С глубокой древности  в Китае ведут счет времени  по «Таблицам циклических знаков». Точная дата введения циклических знаков неизвестна. Легенда относит зарождение циклических таблиц для счета времени к эпохе полулегендарной династии Хуан Ди. Достоверно известно, что этот способ уже применялся во времена периода Чуньцю («Весна и Осень», 722-481 до н.э.). Началом китайского летосчисления принято считать 2387 г. до н.э. «Таблицы циклических знаков» применялись в Китае вплоть до революции 1911 г. В Пекинском университете хранятся кости животных и панцири черепах с вырезанными на них циклическими знаками 60-летнего цикла.

Китайский календарь  — это календарь лунно–солнечно–юпитерианский. С древнейших времен в странах  Восточной и Юго-Восточной Азии при составлении календарей большое значение придавали периодичности движения не только Солнца и Луны, но и Юпитера и Сатурна. Хотя астрономическая наука тогда еще не располагала точными данными о времени обращения планет (считалось, что все планеты вращаются вокруг Земли), все же было определено, что Юпитер совершает свой кругооборот примерно за 12, а Сатурн — за 30 лет. Кроме того, придавая большое значение символике чисел, и особенно поискам циклов в движении космических тел, китайские составители календаря подобрали такое соотношение периодов обращения планет Юпитера и Сатурна, при котором исключались бы дробные результаты деления большего числа на меньшее. Так, они приняли за основу цикла время двух оборотов Сатурна, равное 60 годам. За это время Юпитер совершает пять оборотов.

Каждый год внутри круга получает свое иероглифическое  обозначение. Построение цикла показано в таблице 1, состоящей из 5 двойных столбцов, соответствующих 5 «стихиям», или «элементам» (дерево, огонь, земля, металл, вода – их знаки: Му, Хо, Ту, Цзинь, Шуй). Каждая стихия может быть представлена в двух состояниях: мужском (нечетные столбцы) или женском (четные столбцы). Так получаются 10 шестичленных периодов, или «небесных ветвей»;  каждая из них имеет свой циклический знак. Каждая из 12 строк составляет один пятичленный период, или одну «земную ветвь» со своим циклическим знаком; каждая из ветвей обозначается еще названием животного (мышь, корова, тигр и т.д.).

В нечетные «земные ветви» входят только номера годов из мужских столбцов; в четные – только годы из женских столбцов. Каждый год получает двойное название (первое – знак столбца, второе – знак строки). Так, год первый имеет циклические знаки Цзя-Цзы, его название – год «дерева и мыши», год 7-ой имеет знаки Гэн-У и называется годом «металла и коня» и т.д. Переход от года данного цикла к следующему году соответствует переходу в таблице направо вниз по диагонали. Если известен 1-й год данного цикла в европейском счислении, то обозначение любого другого года внутри цикла легко определить по таблице. Так, 1-м годом текущего теперь китайского цикла был 1924 н.э. Поэтому 1955 год, который является 32-м годом того же цикла, есть год «дерева и овцы». 60-летняя система счета годов получила название «бытовой».

После китайской революции 1911 года с 1 января 1912 года в Китае стали применять наряду с 60-летним циклическим календарем и григорианский календарь. В настоящее время много периодических изданий выходит с двойной датой: по григорианскому календарю и по 60-летнему циклическому.

 

  1. Древнеегипетский календарь

Древнеегипетский календарь, связанный с видимым годичным движением Солнца, является прообразом всех так называемых солнечных календарей. Он был создан еще в 4-м тысячелетии до н. э. с целью регулирования полевых работ.

 

 

Известно, что около 2800 до н. э. основной единицей счёта времени был год; он делился на 3 сезона (наводнение, зима и посев, жатва) по 4 месяца в каждом. Месяц подразделялся на 3 декады, то есть имел 30 дней. После 12 месяцев в календарь вставлялись ещё 5 дополнительных дней. Таким образом, все годы имели одинаковую длину в 365 дней. Начало календарного года фиксировалось днём первого видимого (или гелиакического, то есть происходящего на фоне зари) восхода Сириуса (a Большого Пса). В древнейшие периоды египетской истории первый восход Сириуса на широте Мемфиса приходился приблизительно на 19 июля, если считать по так называемому юлианскому календарю. Но в те эпохи эта дата почти совпадала с днём летнего солнцестояния (ныне оно передвинулось на 22 июня). В дни солнцестояния происходит разлив Нила — событие первостепенной важности для земледельческого Египта. Однако средний промежуток между двумя гелиакическими восходами Сириуса равен не 365 дням, а почти точно 365,25 дня. Поэтому, продвигаясь постепенно вперёд по всем датам календарного года, восход Сириуса обходил весь круг египетских календарных дат в 365´4=1460 египетских лет; но так как только 1461 египетский год по 365 дней равен 1460 годам Сириуса по 365,25 дня, то цикл заканчивался лишь после истечения этого промежутка времени («периода Сотиса»). Таким образом, календарный египетский год в 365 дней был «блуждающим» по отношению к солнцестоянию и к первому восходу Сириуса.

 

  1. Армянский календарь и календарь Омар Хайяма. Александрийское счисление.

Система египетского  блуждающего года получила некоторое  распространение в Средней Азии; там она действовала с 7 века н. э. параллельно с системой мусульманского лунного календаря. Подобная же система действовала в Армении; после 12 месяцев по 30 дней вставлялось 5 дополнительных дней. Начальная эра этого счисления, то есть 1-е навасарди 1-го года армянской эры, приходилась на 10 июля 552 н. э., но с каждым 4-летием начало армянского года отступало на 1 день назад в счёте по юлианскому календарю. Совпадение начальных дней обоих счислений произошло только в 14 веке (1-е навасарди 766 армянской эры есть 1-е января 1317 н. э.). Несколько позднее армянский календарь (так называемый «томар») был заменён юлианским.

Знаменитый таджикский поэт и учёный Омар Хайям (ум. в 1123) создал один из самых совершенных солнечных календарей. В нём на 33 года приходится 8 високосных лет, таким образом, средняя длина года в этом цикле равна 365,24242 дня, что больше истинной длины тропического года всего на 19 сек. Начальная эпоха этого счисления («эра Джалала, или эра Малики») — 15 марта 1079 года.

В Египте во: время правления римского императора Августа (27 до н.э.— 14 н.э.) был тоже совершён переход от блуждающего года к более совершенным формам счисления. В ту эпоху начало египетского года (1-е тот) приходилось на 29 августа (считая по юлианскому календарю). С целью навсегда удержать 1-е тот в том же положении относительно солнцестояния и первого восхода Сириуса, 4-летие с 26 по 22 год до н. э. было удлинено на один дополнительный день, затем такие же вставки (интеркаляции) делались 1 раз в 4 года. Так возникло Александрийское счисление; средняя длина года в нём равна 365¼ дня. От юлианского календаря оно отличается только тем, что 6-й дополнительный день вводится на 3-м году 4-летнего цикла; поэтому 1-е тот соответствует всегда либо 30 августа (в годах, предшествующих юлианским високосам), либо 29 августа во всех остальных. Начальная эра этого счисления 29 августа 284 н. э. («эра Диоклетиана»).

 

  1. Мусульманский лунный календарь.

Мусульманский лунный календарь, так называемый хиджра, является единственным, в котором течение календарных месяцев связывается только с изменением фаз Луны. К чисто лунному календарю предъявляется только одно условие: начало календарных месяцев должно по возможности соответствовать моментам новолуний; поэтому единственный эталон длительности в этой системе есть средняя длина лунного синодического месяца, или месяца лунных фаз, равная 29 дням 12 часам 44 минутам 2,9 секундам = 29,530588 дня. В лунном календаре естественно считать месяцы попеременно в 29 и в 30 дней. 12 таких лунных месяцев дают лунный год в 354 дня; он на 11 дней (в среднем) короче тропического года, поэтому начала лунных годов отступают в нашем счислении с каждым лунным годом на 11 дней и обходят весь круг времён года приблизительно в 33 года. Хотя лунный календарь мало пригоден для планирования хозяйственной жизни, им по традиции пользуются народы Турции и Пакистана. До Великой Октябрьской социалистической революции он применялся и у некоторых народностей СССР. Так как продолжительность 12 лунных месяцев равна 354,3071 дня (а не 354 дням), то и в календарь вводились удлинённые (так называемые лунно-високосные) годы в 355 дней. Распределение их в календаре будет наилучшим тогда, когда цикл из определённого числа лунно-високосных и лунно-простых лет (по 354 дня) будет в возможной точности равен целому числу дней; таких циклов два: «турецкий», где на протяжении 8 календарных лунных лет вставляется 3 високосных, и «арабский», в котором на 30 календарных лунных лет приходится 11 високосных. Ошибка первого составляет +0,06 дня, второго — всего –0,01 дня; эта последняя достигает 1 дня только через 100 циклов, то есть через 3 тысячи лет, следовательно, этот цикл весьма точен. В лунно-високосных годах на 1 день удлиняется последний месяц. Началом счисления в годах хиджры принимается первый день первого месяца того года, в котором, по преданию, произошло бегство, или переселение, Мухаммеда (Магомета) из Мекки в Медину: по юлианскому календарю 16 июля 622 н. э. (пятница).

Информация о работе Календарь