Южное и Северное общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 19:55, реферат

Описание работы

Борьба за согласование программы и тактики. Ранние тайные общества декабристов. Политическая программа Южного общества. «Русская Правда» П.И.Пестеля. Политическая программа Северного общества. «Конституция» Н.Муравьева. Борьба за объединение Северного и Южного обществ.

Работа содержит 1 файл

6.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Южное и Северное общества 

После роспуска «Союза благоденствия» образовалось два центра новой революционной организации: в Петербурге - ядро Северного общества во главе с Н. М. Муравьевым, а на Украине, в войсках второй армии, - Южное общество из членов Тульчинской управы во главе с П. И. Пестелем. Южное общество сразу сложилось в крепкую, быстро растущую организацию. Успешная вербовка членов скоро привела к оформлению новых управ - Васильковской и Каменской. С начала 1822 г. регулярно созывались ежегодные съезды представителей всех управ в Киеве во время январских контрактов (ярмарок). Общество единодушно приняло республиканскую программу и тактику военной революции. Руководители его в начале 1823 г. установили связи с польским патриотическим обществом и обсуждали с его представителями планы совместного выступления против царизма.  

Первоочередной  задачей становилось согласование единой программы для обоих русских  обществ. Составление проектов такой  программы взяли на себя глава  Южного общества П. И. Пестель и один из первых учредителей столичных революционных обществ Никита Муравьев. Разработка проектов затянулась на ряд лет и отразила сложный путь формирования русской революционной идеологии в 20-х годах XIX в.  

По проекту  Пестеля, окончательно названному им в 1824 г. «Русской правдой», Россия должна была стать демократической республикой. Вся полнота законодательной, судебной и административной власти передавалась выборным народным представителям. Вводилось гражданское равноправие с предоставлением политических прав всем мужчинам, достигшим 20 лет. Крупные помещичьи имения подлежали конфискации. Все граждане могли получить в пользование земельные наделы из особого государственного фонда, включавшего половину всех земель. Вторая половина земель могла быть продана или сдана аренду. Таким образом, аграрный проект Пестеля подрывал основу феодализма - помещичье землевладение и открывал путь развитию буржуазной собственности на землю.  

В отличие  от Пестеля Н. Муравьев разработал проект конституционно-монархической программы. Его «Конституция» предусматривала ограничение власти императора основным законом и избрание народных представителей в законодательный орган. Работающие по найму совсем не пользовались политическими правами, а крестьяне-общинники могли посылать в избирательные собрания одного выборщика от каждых 500 душ. Право прямого участия в выборах получали владельцы собственности не менее как на 500 руб. серебром. Еще более высокий имущественный ценз - до 30-60 тыс. руб. серебром - устанавливался для кандидатов на высшие выборные должности. Муравьев решительно требовал освобождения крестьян от крепостной зависимости, но без обеспечения их землей. Помещичье землевладение сохранялось неприкосновенным.  

Таким образом, оба проекта содержали  требование ликвидации крепостного права и самодержавия, хотя по ряду других существенных вопросов серьезно расходились, были недостаточно последовательны и внутренне противоречивы. Многие из дворянских революционеров не решались на немедленную ломку всего самодержавно-крепостнического строя.  

Титульный лист 'русской правды' П. И. Пестеля. 
 

Классовая ограниченность первых русских революционеров сказалась и в принятии ими тактики военной революции. И Южное и Северное общества единодушно считали, что свержение феодального строя в России должно быть произведено только с помощью войск и отвергали участие народных масс в будущей революции. Некоторые участники обоих обществ противопоставляли Французскую революцию конца XVIII в. (которая, по их словам, «началась чернью, и потому произошли все ужасные безначалия») современной им «бескровной» революции в Испании. Один из активных членов Южного общества М. П. Бестужев-Рюмин говорил: «Наша революция будет подобна революции испанской: она не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведется одною армиею, без участия народа». 

 

Борьба  за согласование программы  и тактики 

Южное и Северное общества всегда рассматривались  их учредителями как части одной  революционной организации с  общими задачами и согласованным  планом единого революционного выступления. Активные участники обоих обществ постоянно стремились к достижению наиболее полной договоренности по вопросам программы и тактики.  

Уже в 1821 г. Н. Муравьев был введен в состав руководства Южного общества. На ежегодных  съездах Южного общества неизменно получал одобрение план совместных действий с Северным обществом, которому отводилась в будущем революционном выступлении решающая роль - захват власти в столице. О своих переговорах с польскими революционерами Южное общество сообщило столичной организации. Ту же цель обеспечения единства преследовали неоднократные поездки в Петербург представителей Южного общества и упорная борьба за создание согласованного программного документа общества. Разногласия по этому вопросу продолжали, однако, оставаться значительными. В отличие от «Русской правды», признанной на съезде Южного общества в 1823 г. его программой, «Конституция» Муравьева не получила одобрения руководящих членов Северного общества и резко осуждалась Пестелем.  

К. Ф. Рылеев. Миниатюра начала XIX в. 
 

Решительный шаг к объединению обоих обществ  наметился весной 1824 г., когда в  Петербург приехал Пестель. К  тому времени в Северном обществе усилилось влияние вновь принятых членов во главе с поэтом К. Ф. Рылеевым. Рылеев и его единомышленники  разделяли республиканские убеждения южан, резко критиковали ограниченность «Конституции» Муравьева и настаивали на активной подготовке революционного выступления. Пестелю удалось добиться принятия Северным обществом решения о том, что после переработки Пестелем и Муравьевым их конституционных проектов будет в 1826 г. созван объединительный съезд для принятия общей программы.  

Внутренняя  жизнь Северного общества заметно  оживилась. Под давлением рылеевской группы Н. Муравьев в новых вариантах «Конституции» сначала признал право крестьян на усадьбу, а затем и на земельный надел в две десятины, пошел на некоторое расширение избирательного права, снизив имущественный ценз. В свою очередь Пестель, заново перерабатывая «Русскую правду», уточнял и обосновывал ее принципиальные положения, возбуждавшие разногласия.  

Оба общества окрепли и в организационном  отношении. В Петербурге группа Рылеева  развернула усиленный прием новых  членов, и к ней перешло руководство Северным обществом. В Южное общество в это время вступило несколько десятков офицеров «Общества соединенных славян», основанного в 1823 г. офицерами Петром и Андреем Борисовыми и польским революционером Юлианом Люблинским. Братья Борисовы являлись сторонниками всеобщего равенства, осуждали власть денег, ненавидели тиранию. Они намечали широкий план революционного освобождения славян и создания федеративной республики в составе русских, поляков, чехов, хорватов, далматинцев, сербов, а также и венгров.  

Силы  Северного и Южного обществ росли. Но в то же время стали поступать тревожные сведения о доносах правительству на их революционную деятельность. Опасаясь раскрытия революционных организаций, руководители обществ решили ускорить подготовку восстания. Пестель наметил совместное выступление обществ на весну 1826 г., по-прежнему отводя захвату власти в столице первостепенное значение Этот план был согласован с С. Трубецким как представителем Северного общества. Неожиданная смерть Александра I ускорила ход событий. 

http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000036/st151.shtml 
 
 

Введение  

Одним из важнейших событий XIX века было восстание  декабристов. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс, сопоставление его с виденным в Западной Европе стали одними из главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов.  

В 1810-х  годах в первом сословии России стали  происходить вещи, немыслимые при  Екатерине II или Павле I. Люди все  более стали ценить друг друга  не по чинам, званиям или капиталам, а по образу мыслей и по родству душ. На смену картам, вину, танцам пришли книги, журналы, шахматы, споры по социальным и политическим вопросам.  

История декабризма начинается с 1810-1811 гг., когда  в гвардейских полках стали возникать офицерские артели. В них не было еще ничего политического, оппозиционного правительству, они противостояли, скорее, привычному образу жизни и мышления 

Декабристы  с полным основанием называли себя «детьми 1812-го года». Действительно, войны с Наполеоном не только дали толчок росту самосознания общества, не только заставили дворян осознать себя защитниками Отечества, показали им народ во всей его патриотической силе, но и позволили сравнить условия и порядки жизни в России и Европе, познакомили дворянскую молодежь с новейшими идеями века.  

Идеология декабризма была «верхним этажом» дворянского  свободолюбия, протеста против казенщины в мыслях, чувствах и поступках. Она базировалась на философии Просвещения. Либерализм и революционность в ней были еще тесно переплетены. 

Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов . 

Большое влияние на формирование освободительных  идей декабристов оказал патриотический подъем в Отечественной войне 1812г. Победа русского народа в войне способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России. Именно война 1812г. глубоко и остро поставила перед будущими декабристами вопрос о судьбах России, путях ее развития, выявила огромные возможности русского народа, который, как верили декабристы, освободив свою страну от иноземного нашествия, рано или поздно должен был найти в себе силы сбросить ярмо крепостного рабства. 

Декабристы  постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главные  цели своей деятельности. Они формировали свои взгляды, вникая в жизнь помещичьих крепостных имений, которую с детства хорошо знали, в события Отечественной войны 1812г., на полях которой они проливали кровь, защищая Родину от вторгшегося Наполеона, в заграничных походах, освобождавших Европу, где они воочию увидели «войну народов и царей» против феодального угнетения. 

Движение  декабристов проходило в русле  общемирового революционного процесса, составляя его органическую часть. «Нынешний век, - писал в своих показаниях П.И.Пестель, - ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать…Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».[1]  

Возрастал интерес декабристов к чтению политических и философских сочинений западноевропейских и русских мыслителей, к изучению политэкономии, древней и новой истории. Они интересовались новыми книгами, передовыми иностранными газетами и журналами. Идеи Западной Европы и Америки облегчили и ускорили развитие русской освободительной идеологии. 

Глава 2. Ранние тайные общества декабристов.  

2.1. Союз  спасения.  

Тайное  общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге. Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. 

Союз  спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания не более 10 – 12 членов. Лишь в конце своего существования она достигла 30 человек. 

Наиболее  видными членами Союза были князь  Сергей Петрович Трубецкой, старший  офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов – Павел Иванович Пестель. 

Основные  цели борьбы были в общем ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны.  

Одной из основополагающих идей Просвещения  являлся тезис о том, что мнение правит миром, что порядки в стране соответствуют господствующему в ней общественному мнению. Задачей революционеров поэтому является не подготовка заговора, не захват и удержание власти, а воспитание прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, сметет старое правительство. 

Информация о работе Южное и Северное общества