М. Ф. Владимирский-Буданов
классифицировал в своё время
приказы по роду дел, которыми
они занимались, по классам лиц и по территориям,
которыми они управляли, на 6 групп. Первую
группу составляли органы дворцово-финансового
управления: уже упомянутые Дворцовый
(или приказ Большого Дворца) – ведомство
бывшею дворецкого, управлявший людьми
и территориями, обслуживавшими дворец;
Приказ Большой Казны, осуществлявший
сбор прямых налогов и ведавший монетным
двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре
к ним добавились ещё 2 важных приказа:
Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные
налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие
деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное
контрольное ведомство.
Вторую группу
составляли органы военного управления:
Разрядный приказ, ведавший служилым
населением, который разделился
вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный,
Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный
и др. В третью группу необходимо включить
органы судебно-административные, для
которых судебная функция была главной:
Поместный приказ (распределение и перераспределение
поместий и вотчин, тяжбы по имущественным
делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной)
уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский
осуществлял полицейское и судебное руководство
населением Москвы.
К четвертой
группе необходимо отнести органы
областного управления, создававшиеся
по мере присоединения к Москве новых
территорий: в XVI в. Московская, Владимировская,
Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные
приказы – по числу 4), в XVII в. их число увеличилось
до 6 и более, к ним прибавились наряду
с другими Сибирская четверть (Сибирский
приказ), приказ Малороссийский.
Органы специальных
ветвей управления могут быть
объединены в пятую группу: Посольский,
Ямской (почтовая гоньба), Каменный
(каменное строительство и каменные
сооружения), Книгопечатный (со времен
Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный
(государственная печать) и др. Наконец,
последнюю, шестую, группу составляли
ведомства государственно-церковного
управления: Патриарший двор. Приказ церковных
дел, Монастырский приказ.
Созданием
централизованной приказной системы,
в деятельности которой главную роль
играло служилое дворянство, государство
ограничило роль феодальной верхушки
и свело на нет систему вотчинного управления.
Эта же тенденция – увеличение роли государства
с опорой на формирующееся третье сословие
– прослеживается и в реформе местного
управления.
1.3.
Русская православная Церковь
в XVI веке.
В формировании
единого русского государства
большое значение имело становление
национальной Русской православной
церкви.
В процессе
становления национальной Русской
православной церкви можно выделить две
стороны — формально-организационную
и содержательно-духовную. Формально-организационная
сторона связана с постепенным обретением
Русской православной церкви самостоятельности
по отношению к Византийской, получение
статуса автокефальной (независимой) церкви.
Как известно, с начала своего образования,
Русская православная церковь находилась
под юрисдикцией Константинопольского
патриарха. Высшее должностное лицо на
Руси — митрополит Киевский, затем Владимирский
и Московский прямо назначались Константинополем
и были по национальности греки. В XIII-ХV
вв., в связи с татаро-монгольским нашествием
на Балканский полуостров и захватом крестоносцами
Византии, процедура назначения и утверждения
митрополита несколько изменилась. Чаще
всего митрополит посвящался дома, на
Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение.
В конце
XV века в отношениях православных
церквей Руси и Константинополя
произошли существенные изменения.
В 1439 г. для того, чтобы обеспечить
защиту Византии от нашествия
турок на Вселенском соборе в итальянском
городе Флоренция православная церковь
подписала с католической церковью унию
— документ об объединении восточной
и западной христианских церквей. Этим
документом признавался догмат о главенстве
папы Римского над всеми христианскими
церквями, но сохранялось для православия
право совершать обряды по его каноническим
правилам. Веками православная Русь воспитывалась
в духе ненависти к Римской католической
церкви. Поэтому заключение Флорентийской
унии было расценено Русской православной
церковью и всем русским обществом как
предательство, отступничество от истинной
веры. Флорентийская уния была отвергнута,
и это послужило мощным толчком для отделения
Русской православной церкви от Константинопольской
патриархии. Участвовавший во Вселенском
соборе и подписавший унию ставленник
Константинопольского патриарха митрополит
Исидор был низложен и в 1448 г. собор русских
епископов впервые без участия Константинополя
избрал митрополитом русского человека
— Иону. Окончательно Русская православная
церковь становится самостоятельной (автокефальной),
а следовательно и в полном смысле этого
слова национальной церковью в 1589 г. В
этом году Русская православная церковь
превращается из метрополии Константинопольского
патриарха в автокефальную Московскую
патриархию и первым русским патриархом
на Поместном соборе избирается патриарх
Иов. В содержательно-духовном плане в
формирование единого русского государства
и становлении национальной православной
церкви большое значение имело создание
общерусских святынь. Известный российский
историк и общественный деятель П.Н.Милюков
отмечал, что еще во времена Киевской Руси
жители каждой местности любили иметь
у себя свою особенную, специально им принадлежащую
святыню: свои иконы и своих местных угодников,
под покровительством которых находился
тот или другой край. Естественно, что
такие местные угодники и чтились лишь
в пределах своего края, а другие области
их игнорировали и даже относились кним
враждебно.
Объединение
земель требовало и изменения
взглядов на местные святыни. Собирая
уделы, московские князья без церемоний
перевозили важнейшие из этих святынь
в новую столицу. Таким образом появились
в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода,
икона I Благовещения из Устюга, икона
Божьей Матери Одигитрия из Смоленска
и др. Цель собирания этих святынь в Москве
не в том, чтобы лишать покоренные области
местных святынь, привлечь к себе их благосклонность,
а в том, чтобы привлечь все местные святыни
во всеобщую известность и таким образом
создать единую сокровищницу национального
благочестия . На решение этой же задачи
была направлена работа двух духовных
соборов в период правления Ивана Грозного
по канонизации русских святых. На первом
соборе (1547) было канонизировано, то есть
причислено к лику святых. 22 угодника.
На втором
(1549) — еще 17 угодников. Таким
образом, в Русской православной
церкви за 3 года было канонизировано
столько святых, сколько не было
канонизировано за пять предыдущих
веков ее существования. Таким
образом Русская православная
церковь доказала. что она имеет богатые
духовные основания и в этом плане способна
потягаться с любой древней христианской
церковью.
На фоне
возвышения международного авторитета
русского государства, роста национального
самосознания в недрах Русской
православной церкви уже в конце XV века
начинает формироваться идея о всемирно-исторической
роли Московского царства, о Москве как
«третьем Риме». Эта идея опирается на
представление о спасительной роли русского
православия для всего человечества после
заключения Флорентийской унии и захвата
Константинополя турками. Эту идею отчетливо
формулирует в послании Ивану III игумен
псковского монастыря Филарет. «Церковь
старого Рима пала неверием апполинариевой
ереси, второго же Рима — Константинопольскую
церковь иссекли секирами агаряне. Сия
же ныне третьего нового Рима — державного
твоего царствия — святая соборная апостольская
церковь во всей поднебесной паче солнца
светится. И да ведает твоя держава, благочестивый
царь, что все царства православной веры
сошлись в твое единое царство: один ты
во всей поднебесной христиан царь. Блюди
же и внемли, благочестивый царь, что все
христианские царства сошлись в твое единое,
что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому
не быть. Твое христианское царство уже
иным не достанется». Таким образом, московский
государь получил религиозное освещение
не только на управление всеми русскими
землями, но и всем миром.
В XVI веке
формирование национальной церкви
приобретает новые черты. Национальная
Русская православная церковь
во все возрастающей степени превращается
в государственную церковь. Предпосылки
такого превращения заложены в самой традиции
восточного христианства. Восточная церковь
признавала над собой верховенство государственной
власти и входила в рамки правительственных
учреждений. На Руси эту традицию стремился
продолжить князь Владимир и его наследники
-Андрей Боголюбский, Владимир Мономах
и др. Но после распада единого русского
государства на удельные княжества тесный
союз церкви и государства был нарушен.
Этот союз начинает восстанавливаться
по мере формирования единого русского
государства. Наибольший импульс установлению
такого союз, превращению в государственную
национальную церковь придали три крупных
церковных деятеля XVI века: игумен Волоколамского
монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и
Макарий. Как отмечает П.Н.Милюков, Иосиф
теоретически поставил русского князя
на то место, которое занимав в восточной
церкви император византийский. Даниил
практически подчинил церковь и ее представителей
воле светской власти. Наконец Макарий
применил теорию - практику светского
вмешательства к пересмотру всего духовного
содержания национальной церкви. Венцом
Иосифлеенской политики были духовные
соборы первых годов самостоятельного
правления Ивана Грозного .
Важнейшим
плодом такого союза между государством
и церковью было национальное возвеличивание
обоих — создание религиозно-политической
теории (идеологии), санкционирующей самобытную
русскую власть (государственность) и
ставящую ее под охрану самобытной национальной
святыни.
Задание 3.
Боярская
Дума – государственный орган,
сочетавший в себе функции
совещательно – законодательного
и судебного учреждения, состоявший
из 10-15 человек по выбору князя
(из представителей феодальной
аристократии) и поэтому не ограничивавший
княжескую власть. Являлась продолжением
княжеской думы в конце XIV века в новых
исторических условиях Московского царства.
Венчание
на царство – торжественный
обряд, возникший первоначально
на Востоке, отсюда перешедший
в Византию и из последней
заимствованный Россией. Первые более
точные сведения о Венчании на царство
государей не восходят далее половины
V века. По описанию византийских историков,
Венчание первых византийских императоров
соединяло в себе все особенности вступления
на престол прежних римских императоров.
Оно происходило не только в храме, но
и на поле, и в ипподроме. Избранного возводили
обыкновенно на возвышение, поднимали
его на щите среди сомкнутых рядов воинов,
облачали в царскую одежду и возлагали
на чело диадему. Со щитом и копьем в руках
он объявлял милости и говорил речь к народу.
Коронованный на поле император ехал в
церковь, здесь слушал литургию, и по окончании
ее на его голову возлагался венец, обыкновенно
самим патриархом. При этом государь давал
клятву беречь святую веру, заботиться
об упрочении мира, о возвеличении империи
и церкви и т. д. В X веке церковь провозглашала
императора святым, т. е. освященным в своей
власти для мира своего царства; в том
же X веке явилось и внешнее действие этого
освящения — миропомазание, основание
для которого представляла церковь Ветхозаветная.
Вера латинская
– одно из трёх - наряду с
православием и протестантизмом
- наиболее распространённое направление
в христианстве, оформившееся в
результате раскола христианских
церквей в XI в., имеющее свою
церковную организацию, возглавляемую
папой Римским, иными словами католичество.
Губа –
территориальный округ в Русском
государстве XVI - XVII вв., в пределах
которого в качестве местного
самоуправления с судебно-полицейскими
функциями действовали губные
власти (в лице старост с "целовальниками"),
избираемые населением.
Губная изба
– помещение присутствия Губного
старосты в уездном городе, в
котором сосредоточивалось все
Губное управление. При введении
воеводского управления губные
избы стали называться съезжая
или приказная изба.
Губной староста
– выборная земская власть, учрежденная
в первой полов. XVI в. с целью
изъять из ведения наместников
уголовные дела. Губные старосты
подчинялись разбойному приказу.
В 1689 г. были заменены сыщиками,
окончательно упразднены 1704 г.
«Домострой»
- анонимный памятник русской
литературы XVI века, свод правил и
норм поведения, охватывающий
буквально все стороны жизни
человека: от нравственных норм,
рекомендаций по воспитанию детей,
отношений в семье, до кулинарных
рецептов.
Духовенство
чёрное – общее название монашествующих
священнослужителей (иеродиаконы, иеромонахи,
игумены, архимандриты и архиереи).
Дьяк –
начальник и письмоводитель канцелярии
разных ведомств в России до
18 в. Различались дьяки: государевы,
крупных феодалов (в том числе церковных
— владычни, монастырские), вечные (при
городском вече), городские, земские и
т.д. В период феодальной раздробленности
княжие дьяки чаще всего были холопами.
С 15 в. дьяки уже землевладельцы, среди
них встречаются и мелкие феодалы. Дьяки
становятся чинами правительственной
администрации; наиболее высокопоставленные
из дьяков — думные дьяки (с 16 в.). Дьяки
руководили канцеляриями ("дьячими
избами") центральных (приказы) и местных
учреждений.
Ересь –
религиозные направления, отступающие
от официальной церковной доктрины и вызывающие
осуждение, отлучение и репрессии со стороны
церкви.
Жидовствующие
– принятое в православной
церкви название ряда религиозных
групп, существовавших в России
начиная со второй половины 15
в. и обвиняемых церковниками
в склонности к иудаизму. Аналогичное
обозначение («иудействующие») часто применялось
христианской церковью (особенно в Византии)
по отношению к различным еретическим
течениям, в которых усматривали близость
к иудаизму.
Земский Собор
– высшее сословно-представительное
учреждение с законосовещательными функциями,
собрание представителей городского,
областного, торгового и служилого класса,
являвшихся по призыву московского правительства
для разрешения важнейших административных
и политических дел в середине 16–17 вв.
Включал членов Освященного собора (архиепископов,
епископов и других во главе с митрополитом,
а с 1589 – с патриархом, то есть сановитого
духовенства), Боярской думы и думных дьяков,
«осударева двора», выборных от провинциального
дворянства и верхушки горожан.