1.1
Эволюция власти великого князя.
Иван IV – первый царь Всея Руси.
При венчании
на царство в 1547 г. 17-летний
Иван IV как глава государства
принял титул не великого князя,
а царя (до этого на Руси
царем называли золотоордынских
ханов). Политические взгляды Ивана Грозного
свидетельствовали, что он категорически
не принимал европейский тип светского
государства.
Его идеалом
была неограниченная монархия, в
которой власть царя санкционирована
церковью. Высшим законодательным
органом и высшим органом управления
страной была Боярская дума – постоянно
действующий при государе совет, восходящий
по своему происхождению к совету при
князьях в Древней Руси. Боярская дума
не имела раздельной от монарха самостоятельной
компетенции.
Преобразования
в середине XVI в. связаны с деятельностью
лиц, приближенных к Ивану IV, так называемой
Избранной радой, бывшей неофициальным
правительством, возглавляемым А.Ф. Адашевым,
выдвинувшимся из придворных дворян, и
придворным священником Сильвестром.
За 10 лет своего пребывания у власти Избранная
рада провела столько реформ, сколько
не знало ни одно другое десятилетие в
истории средневековой России.
Ее политика
была компромиссной: не отнимая
у бояр прав, она распространяла
их на дворянство. Были осуществлены
реформы центрального и местного управления
и суда, сформирована приказная система
управления: число приказов к концу XVI
в. достигло 20, а к середине XVII в.– порядка
60.
Изменения
были внесены и в систему
управления на местах, где власть
издавна принадлежала наместникам
– они получали эти территории «в кормление».
Теперь кормления отменялись. Отправление
власти на местах возлагалось на выборных
представителей населения, т.е. было перестроено
на сословно-представительных началах.
Реформы коснулись
также организации господствующего
класса. Несколько ограничивалось местничество
(при назначении служилых людей на те или
иные должности учитывались прежде всего
их «порода», происхождение, а не личные
заслуги).
Одновременно
проводилась военная реформа.
Уложение о службе определяло порядок
несения военной службы и вотчинниками,
и помещиками. Было организовано стрелецкое
войско, что обеспечило победу над Казанью
и Астраханью. Существенные реформы коснулись
церкви. В 1551 г. на церковном соборе был
учрежден Стоглав – сборник предписаний
о церковной обрядности, внутренней жизни
церковного сословия, его взаимоотношениях
с обществом и государством.
В 1549 г.
был созван первый Земский
собор. Само появление земских
соборов – показатель объединения
русских земель в единое государство,
ослабления княжеско-боярской аристократии,
роста политического значения дворянства,
отчасти верхов посада, а также заметного
участия церкви в системе государственного
управления.
Через Земский
собор шел, хотя и ограниченный,
диалог власти и общества. Соборы
созывались официально возглавлявшим
их царем по мере надобности. Юридически
никаких прав они не имели и влиять на
ход дел в государстве не могли. Вместе
с тем соборы дважды сыграли историческую
роль: выбрали царя Бориса Годунова в 1598
г. и Михаила Романова в 1613 г.
Деятельность
местных сословно-представительных
учреждений, земских соборов позволяет
характеризовать монархию в России
середины XVI–середины XVII в. как
феодальную монархию с сословным
представительством. Сословные учреждения
не только приспособились к проведению
абсолютистской политики, но и сами во
многом способствовали утверждению именно
абсолютистских начал в государственном
управлении, а также консолидации сословий
и превращению их в классы – сословия.
На смену
периоду реформ правительства Избранной
рады постепенно пришла политика чрезвычайных
внутриполитических мер царя Ивана IV и
его нового окружения. В реальной политике
по укреплению государства власть компенсировала
свою слабость террором (опричнина 1564-1572
гг.), аппарат репрессий окутывал страну
атмосферой страха, что, в частности, помогло
в начале 80-х годов XVI в. загнать крестьян
в крепостное ярмо.
Произошло
общее огрубление нравов. В гражданской
жизни утверждалась жестокость:
были введены смертная казнь,
пытки, наказание кнутом, тюремное заключение
не имело сроков, часто превращалось в
пожизненное, распространилось массовое
доносительство. В московском обществе
шел процесс нивелирования личности, уничтожения
автономии общества, его полного подчинения
власти.
Особо мрачный
характер этому периоду закрепления
всевластия государя и его
ближайшего окружения придавали
личные свойства Ивана Грозного
– человека немалых государственно-дипломатических
и литературных дарований, но
отличавшегося подозрительностью
и жестокостью. В 1584 г. Иван Грозный
умер.
1.2.
Формирование сословно-представительной
монархии в России: причины, сущность.
На Западе
сословно-представительная монархия
как характерная средневековая
форма государства возникла в
момент оформления сословий, с выходом
на историческую арену буржуазии. Горожане
(купцы, крупные ремесленники, предприниматели)
вместе с духовенством и светскими феодалами
представляли интересы своих сословий
в законодательных органах, ограничивающих
королевскую власть (парламента в Англии,
кортесов в Испании, Генеральных штатов
во Франции, рейхстагов и ландтагов в Германии).
В России третье сословие было немногочисленным
и такой роли, как в странах Европы, играть
не могло. В представительный орган России
– Земский собор – оно делегировало часть
купечества и верхов посада. Самой же многочисленной
прослойкой в нем было дворянство, заседавшее
вместе с аристократией и духовенством.
Дворянство же всем своим благополучием
напрямую зависело от царя, от его щедрот
и милостей.
Поэтому процесс
развития сословного представительства
и вообще процесс демократизации России
шел трудно, с перерывами в отдельные периоды
(во времена опричнины), с отставанием
от стран Запада. Тем не менее и в России
к середине XVI в. сформировались элементы
сословно-представительной монархии.
Органом сословного
представительства стали Земские
соборы, действовавшие в России
чуть более ста лет (первый
– в 1549 г., последний – в
1653 г.). В основе их деятельности
лежала идея соборности, т.е. общественного
согласия всего населения страны. От его
имени Земский собор принимал решения
по важнейшим проблемам текущей жизни,
а затем цари приводили эти решения, как
бы санкционированные всеми сословиями,
в исполнение.
В развитии
соборной деятельности в России
можно выделить 3 периода. Первый начинается
с Собора «примирения», созванного Иваном
IV после венчания на царство и призванного
достичь общественного согласия после
долгих лет боярской «смуты» времен его
малолетства, и закапчивается с пресечением
династии Рюриковичей (после смерти Федора
Ивановича в 1598 г.). В нем имели место 4 Собора.
Второй период совпадает с эпохой Смуты
начала XVII в., и в нем главным назначением
Собора становится «оформление» восшествия
на престол нового паря. Этот период завершается
в 1613 г. избранием царя Михаила Романова.
С 1613 по 1653 гг. — третий период, в котором
монархия и Земский собор выступают единым
фронтом в ликвидации последствий смуты.
Соборы в это время были самыми многочисленными,
заседали годами (своего рода сессии) и
решали не только политические, но и хозяйственные
вопросы. Ряд исследователей помимо Земского
собора 1653 г., принявшего решение о воссоединении
Украины с Россией, считают последним
Собор 1682 г., принявший решение об уничтожении
местничества.
Земский собор
состоял из трех частей: Освященного Собора,
куда входили иерархи русской церкви –
митрополит (затем патриарх), архиепископы,
игумены крупных монастырей; Боярской
думы – верхней палаты Собора – и выборных
или естественных представителей служилого
дворянства, городских посадов и частично
черносошного крестьянства. Имеются точные
данные о составе Собора 1566 г., где из 374
участников 32 являлись членами Освященного
Собора, 30 членами Боярской думы, 204 дворянами,
33 дьяками и служащими аппарата, 73 купцами
и представителями посадов.
Инициатива
созыва Земского собора исходила
от царя, а в условиях междуцарствования
– от Боярской думы или патриарха.
Определенных сроков не было,
Собор созывался по мере надобности.
Процедура выборов тоже не
была четко разработана. Известно,
что обычно на места посылалась царская
грамота, в которой указывалось число
вызываемых в Москву людей, при этом предписывалось
избирать в «депутаты» «лучших, средних
и молодших» людей (а не «худых»). Существовал
и своего рода нравственный ценз – в требовании
избирать людей «крепких, разумных, добрых,
постоятельных», то есть знающих народные
нужды и умеющих о них рассказать. Это
были люди, которым «государевы и земские
дела за обычай».
Общее число
членов Земского собора колебалось
от 195 до 450. Избранные получали от своих
избирателей наказы – инструкции (с указанием
насущных нужд) и запас (содержание). Впрочем,
дворянство получало за свою работу в
Соборе и жалованье из казны.
Заседания
проходили в царских палатах
в 3 главных формах: 1 – открытие
Земского собора после торжественного
богослужения в Успенском соборе и первое
общее собрание во дворце, на котором прочитывалась
речь царя (им самим или от его имени думским
дьяком). В речи излагалась цель созыва
Собора и ставились вопросы для обсуждения.
Вторая часть работы – обсуждение поставленных
вопросов и выработка ответов на них каждой
составной частью Собора в отдельности,
т.е. по палатам. Третий акт – свод мнений
и формулировка общего решения на втором
общем заседании. Решение оформлялось
в виде приговорной грамоты (часть их с
указанием всех членов Собора поименно
сохранилась).
Прерогативы
Земского собора: утверждение новых
законов, решение вопросов о
войне и мире, введение новых
налогов, избрание царей и пр.
Следует подчеркнуть также, что
Земские соборы помогали государственной
власти в лице царя блюсти интересы всех
классов в обществе, знание их нужд и пожеланий
лучшего управления способствовало сближению
ее с народом. Это знание находило свое
отражение в узаконениях и распоряжениях,
многие из которых начинаются так: «Ведомо
нам учинилось, что в городах воеводы и
приказные люди всяким людям чинят насильства
и убытки, и продажи великие, и посулы и
кормы емлют многие», после чего следовал
приказ не давать взяток и даровой прислуги
воеводам, не пахать на них пашни, провести
в случае необходимости судебное расследование
и пр.
Дворцово-вотчинная
система управления не отвечала
потребностям единого государства,
но она явилась основой формирования
новых органов центрального управления.
В дворцовом ведомстве, находившемся
под руководством дворецкого и его тиунов,
казначеев, дьяков, выделились поначалу
особые хозяйственные комплексы (или пути):
сокольничий, конюший, стольничий, чашничий,
ловчий, постельничий, судный. Их возглавляли
путные бояре. Естественно, они распространяли
свои властные полномочия и за пределы
дворца.
Кроме «путей»
уже в XV в. стали выделяться
особые отрасли управления (дела),
которые в каждом конкретном
случае поручались (приказывались)
какому-нибудь дьяку или боярину,
и те самостоятельно, независимо
от путных бояр, исполняли поручение (приказ),
привлекая к делу других людей, создавая
свою канцелярию и делопроизводство. Так
возникли приказы – новые органы управления.
Уже Судебник 1497 г., говоря об особых людях,
которым «люди приказаны ведати», свидетельствует
об их существовании. По мере усложнения
хозяйственных и административных функций
особые дьячьи избы (новые отделы) выделяются
и в системе дворцового управления. Они
тоже получают название «приказов». (Казенный
– ведавший личным имуществом великого
князя, его казной; Дворцовый; Конюшенный;
Посольский – ведомство иностранных дел
и пр.).
Новые органы
центрального управления – приказы
– возникли без законодательной
основы, спонтанно, по мере надобности.
Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала
надобность, другие дробились на отделы,
превращавшиеся в самостоятельные приказы.
На протяжении XVII в. зафиксировано до 80
приказов, постоянно действующих было
до 40. Не существовало и строгого разграничения
функций между приказами (в Посольском
приказе, к примеру, пытали участников
восстаний, брали у них «распросные» и
«пыточные» речи). Все приказы, ко всему
прочему. являлись не только административными
учреждениями, но и судебными (приказных
людей называли судьями). Во главе приказа
стоял боярин или думный дворянин, руководивший
штатом чиновников, состоявшим из дьяков,
подьячих и других должностных лиц. Подьячие
возглавляли канцелярию приказа, делившуюся,
в свою очередь, на столы и повытъя по ветвям
управления.
В XVI в., в
княжение Василия III, стали создаваться
дьяческие семейства с наследственной
профессиональной ориентацией. И хотя
смена политического курса в государстве
нередко сопровождалась «перетряской»
дьяческого состава, к XVII в. приказные
служащие составляли уже вполне замкнутую
общественную группу. В 1640 г. было запрещено
принимать в штат приказов лиц из других
сословий, кроме дворян и детей приказных
служащих. При Петре I приказы были заменены
коллегиями,