Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 22:50, курсовая работа
Применение этологического подхода в конфликтологии помогает в объяснении природы конфликтов, дает их эволюционную перспективу. В конфликтологии очень важным моментом, по существу – ключевым, является анализ конфликта и поведения человека в нем. Для более полного представления о конфликте и возможных способах его разрешения необходимо понять движущие человеком мотивы, причины того или иного его поведения, что и будет являться целью данной работы. Этология человека как раз и раскрывает нам механизмы поведения, объясняет его возникновение и развитие.
Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад.
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты конфликтологии 4
1.1 Природа конфликта 4
1.2 Типы и причины конфликта 6
1.3 Последствия конфликта 11
2. Этологический подход к конфликтам 13
2.1. Этология как наука 13
2.2. Агрессивность 15
2.3. Демонстративное поведение 19
2.4. Иерархия 26
Заключение 32
Список используемой литературы 33
На дне самособирающейся пирамиды животные во многом деградируют. "Подонки" - совсем не нечто прямопротивоположное по своим качествам доминантам, а очень малоприятные существа, страдающие от трусости, зависти, нерешительности и подавляемой агрессивности, которую они могут переадресовывать только неодушевленным предметам. [13, c.130]
Человеку, попавшему на дно, тоже очень трудно сохранить себя, не деградировать. Миф о "чистых и неразвращенных низах общества" - опасный миф. Люди, нуждаясь в разрядке, тоже переадресуют агрессию неодушевленным предметам, совершая акты "бессмысленного вандализма".
Подмечая, сколько в разных странах разбитых витрин, сломанных лифтов, оборванных телефонов, разломанных вагонов, опрокинутых урн, исцарапанных стен, разбитых памятников и статуй, опоганенных кладбищ и храмов, можно составить представление о том, велико ли в обществе "дно" и сносно ли оказавшиеся на нем люди себя чувствуют. Ведь для этолога акты вандализма - то же, что клевки петуха в землю - переадресованная агрессия. Демагоги прекрасно знают, как легко направить агрессивность дна на бунт, разрушительный и кровавый. Много труднее помочь таким людям вновь почувствовать себя полноценными существами. Давно известно, что самое эффективное лекарство - ощущение личной свободы и удовлетворения инстинктивных потребностей иметь свой кусочек земли, свой дом, свою семью.
Конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта. В соответствии с современным пониманием, с точки зрения этологии, агрессия, будучи инстинктивно предопределенным и социально обусловленным поведением, напрямую связана с удовлетворением важных жизненных потребностей. Блокирование одной из них вызывает усиление агрессивных тенденций.
Итак, этологический подход, объясняет многие социокультурные феномены, их генезис. Он дает представление, в частности, для конфликтологии, о природных основах явлений представляющих интерес для этой дисциплины. Особенно эволюционный подход уместен в объяснении механизмов поведения, в частности – в конфликте. Это знание можно использовать для выработки путей и методов наиболее оптимального разрешения конфликтов, многие из которых порождены самой природой человека, а не являются чем-то внешним по отношению к человеку.
Так
же следует отметить, что объяснение
агрессивности в рамках теории Лоренца
является достаточно упрощенным, так как
при сравнении поведения человека и животного
не учитывается очень серьезный аспект,
а именно то, что социальное влияние и
обучение играют несомненно большую роль
в развитии человека, чем животных.
2001 г.