Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 22:50, курсовая работа
Применение этологического подхода в конфликтологии помогает в объяснении природы конфликтов, дает их эволюционную перспективу. В конфликтологии очень важным моментом, по существу – ключевым, является анализ конфликта и поведения человека в нем. Для более полного представления о конфликте и возможных способах его разрешения необходимо понять движущие человеком мотивы, причины того или иного его поведения, что и будет являться целью данной работы. Этология человека как раз и раскрывает нам механизмы поведения, объясняет его возникновение и развитие.
Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад.
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты конфликтологии 4
1.1 Природа конфликта 4
1.2 Типы и причины конфликта 6
1.3 Последствия конфликта 11
2. Этологический подход к конфликтам 13
2.1. Этология как наука 13
2.2. Агрессивность 15
2.3. Демонстративное поведение 19
2.4. Иерархия 26
Заключение 32
Список используемой литературы 33
1. Наличие противоположных
Конфликты
по причине противоположных
2. Идеологические причины.
3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.
4.
Причины конфликтов, лежащие в
отношениях между элементами
социальной структуры.
которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.
Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой
ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.
Начало
конфликта связано, по меньшей мере, с
тремя условиями:
1) первый его участник сознательно и активно
действует в ущерб другому участнику путем
физических действий, демаршей, заявлений
и т. д.;
2) второй участник сознает, что эти действия
направлены против него;
3) второй участник в ответ предпринимает
активные действия против инициатора
конфликта; с этого момента можно считать,
что он начался. [5, c.80]
Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.[]
Так многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие этого
предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный,
разрушительный характер.
Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности.
Предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные, разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты.
Конфликт способен разрушать социальные общности. Кроме того, внутренний конфликт разрушает групповое единство.
Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление
группового взаимодействия. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации.
Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:
Слабое место многих наук о человеке - их замкнутость на один объект, один зоологический вид, в то время как в природе обитает не один миллион видов животных, и все они разные. Одни из них (например, человекообразные обезьяны) похожи на нас в силу близкого генетического родства: 95% текста ДНК у человека и шимпанзе совпадают! Пятипроцентное расхождение - результат независимой эволюции в течение 10 млн. лет. Другие - в силу параллельного с нами развития исходно одних и тех же генетических программ, а третьи - конвергентно, т.е. в сходных условиях и для сходных целей у них и у нас выработались очень похожие приспособления, но их генетическая основа разная
Этология - наука об инстинктивном (врожденном, имеющем в основе генетические программы) поведении животных. Этологи научились распознавать эти программы и прослеживать их преобразования в эволюции. Этологи узнают общую генетическую основу внешне не очень сходных форм поведения животных, подобно тому как сравнительные анатомы находят общее между передней конечностью любого позвоночного животного - плавником рыбы, крылом птицы, рукой человека.
Этологи
знают, что для достижения одной
и той же цели у животного имеется
не одна программа, а целый набор
разных вариантов, многие из которых
возникли в разное время. Программы
поведения создаются
Программы
поведения срабатывают в ответ
на особый сигнальный стимул, признаки
которого заложены в программу. Задача
распознания в окружающем мире врожденного
сигнального стимула для мозга
сложна, поэтому инстинктивные
Сила этологов - в знании поведения огромного числа разных видов животных. Человек для этологов - один из видов: многие особенности его поведения, кажущиеся другим уникальными или загадочными, не выглядят такими, если знаешь целый букет сходных и родственных образцов поведения других видов. Причем оказывается, что врожденную мотивацию своего поведения человек, как правило, не чувствует (ему кажется, что он сам так решил, так хочет, так надо), а объясняет обычно путанно и неверно. Со своими объектами этолог не может поговорить об их поведении, поэтому все методы этологии ориентированы на внешние проявления поведения. Приложения этого метода к человеку (меня не интересует, что ты думаешь, меня интересует только, что ты сделал и в ответ на какой стимул) по-своему плодотворно, особенно тем, что удачно дополняет достижения гуманитариев, анализирующих в первую очередь мысли и чувства. В нашей стране с этологией боролись, как могли. Один из результатов - не только полная неосведомленность, но и воинствующее неприятие самого этологического подхода к поведению человека. Эта реакция выработана и у людей, в остальных отношениях непредвзятых, любознательных и доброжелательных.
Начало этологического подхода к конфликту было положено в 30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903—1989). Впервые в мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние живого организма. Этологические идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидерландского этолога Н. Тинбергена (1907—1988).
Ребенок
проявляет первые признаки агрессивности
задолго до того, как научится говорить.
Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать
между собой иерархические
Склонность играть в эти игры, к сожалению, не проходит с возрастом. Более того, некоторые люди играют в них до старости, это становится смыслом их жизни. Причем играют всерьез и включают в игру и общество, и государство, и весь мир.
Достижения этологии в понимании природы агрессивности нужно знать всем, потому что человек - весьма агрессивное существо, а агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Когда государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором для стада наподобие павианьевого, и к тому же обзаводится атомным оружием, это очень опасно. А если таких государств окажется несколько, будущее мира может повиснуть на волоске.
В быту под агрессией мы понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. В этологии термин "агрессивность" означает злость, злобу, ненависть, ярость. Он не окрашен никак - ни негативно, ни позитивно. Нейтрален.
Такое
определение агрессии дал К. Лоренц
в великой книге "Das Zogenannte Bose: zur
Naturgeschichte der Aggression" (Wienn, 1963) - "Злоба:
естественная история агрессивного поведения".
Агрессия часто проявляется в нападении,
но нападение без злобы этологи не называют
агрессией.
В природе одни виды неизбежно нападают
на другие. Но не всякое нападение этолог
назовет агрессией. Когда волк ловит зайца
- это не агрессия, а охота. Все они не испытывают
к жертве ни неприязни, ни страха, ни гнева,
ни ненависти. Агрессивное же поведение
вызывается этими эмоциями. Вот когда
собака выгоняет со двора незнакомого
человека - это агрессия. И когда он в ответ
бросает в нее камни - тоже агрессия, ибо
оба они в этот момент ненавидят и боятся
друг друга. Когда дрозд прогоняет от гнезда
кота - это агрессия со стороны дрозда.
Животное ведет себя по отношению к животному
другого вида агрессивно потому, что оно
его чем-то раздражает - либо угрожает
ему самому (а также его территории, гнезду,
детенышам), либо просто незнакомо, подозрительно
выглядит.