Этология конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Применение этологического подхода в конфликтологии помогает в объяснении природы конфликтов, дает их эволюционную перспективу. В конфликтологии очень важным моментом, по существу – ключевым, является анализ конфликта и поведения человека в нем. Для более полного представления о конфликте и возможных способах его разрешения необходимо понять движущие человеком мотивы, причины того или иного его поведения, что и будет являться целью данной работы. Этология человека как раз и раскрывает нам механизмы поведения, объясняет его возникновение и развитие.
Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты конфликтологии 4
1.1 Природа конфликта 4
1.2 Типы и причины конфликта 6
1.3 Последствия конфликта 11
2. Этологический подход к конфликтам 13
2.1. Этология как наука 13
2.2. Агрессивность 15
2.3. Демонстративное поведение 19
2.4. Иерархия 26
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая история.docx

— 66.20 Кб (Скачать)

       1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной  группы имеется определенный  набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.

      Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.[1, c.90]

       2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировозрения у различных групп общества.

      3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

      4. Причины конфликтов, лежащие в  отношениях между элементами  социальной структуры. Конфликты  появляются в результате разного  места,

которое занимают структурные элементы в  обществе, организации или упорядоченной  социальной группе. Конфликт по этой причине может быть связан, во первых, с различными целями, преследуемыми отдельными элементами. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

      Любая из перечисленных причин может послужить  толчком, первой

ступенью  конфликта только при наличии  определенных внешних условий.

      Начало  конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями: 
1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.; 
2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него; 
3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался. [5, c.80]

     Из  этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны  начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому  конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и  ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей  в качестве зачинщика конфликта.

1.3. Последствия конфликта

      Последствия социального конфликта весьма противоречивы. Конфликты, с одной стороны, разрушают  социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.[]

  Так многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие этого

предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный,

разрушительный  характер.

  Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности.

      Предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные, разрушительные, так и интегративные, созидательные  моменты.

      Конфликт  способен разрушать социальные общности. Кроме того, внутренний конфликт разрушает групповое единство.

  Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление

группового  взаимодействия. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации.

  Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:

  • дезинтегрированные последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных проблем;
  • интегративные последствия, которые определяют выход из сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов ее членов.

2. Этологический подход  к конфликтам

2.1. Этология как наука

     Слабое  место многих наук о человеке - их замкнутость на один объект, один зоологический  вид, в то время как в природе  обитает не один миллион видов  животных, и все они разные. Одни из них (например, человекообразные обезьяны) похожи на нас в силу близкого генетического  родства: 95% текста ДНК у человека и шимпанзе совпадают! Пятипроцентное расхождение - результат независимой  эволюции в течение 10 млн. лет. Другие - в силу параллельного с нами развития исходно одних и тех  же генетических программ, а третьи - конвергентно, т.е. в сходных условиях и для сходных целей у них  и у нас выработались очень  похожие приспособления, но их генетическая основа разная

     Этология - наука об инстинктивном (врожденном, имеющем в основе генетические программы) поведении животных. Этологи научились  распознавать эти программы и  прослеживать их преобразования в эволюции. Этологи узнают общую генетическую основу внешне не очень сходных форм поведения животных, подобно тому как сравнительные анатомы находят общее между передней конечностью любого позвоночного животного - плавником рыбы, крылом птицы, рукой человека.

     Этологи знают, что для достижения одной  и той же цели у животного имеется  не одна программа, а целый набор  разных вариантов, многие из которых  возникли в разное время. Программы  поведения создаются естественным отбором так же медленно и постепенно, как генетические программы морфологических  признаков, и отмирают столь же медленно. Об этом забывают даже некоторые биологи: нам почему-то кажется, что поведение - это нечто эфемерное. Ставшие  ненужными программы могут не исчезать, а храниться в качестве рудиментов и атавизмов, но при случае дают о себе знать. Каждый из нас  может вызвать с задворок генетической памяти программу шевеления ушами (она не нужна миллионы лет), только одному для этого придется основательно потрудиться, а у другого уши зашевелятся по первому требованию.

     Программы поведения срабатывают в ответ  на особый сигнальный стимул, признаки которого заложены в программу. Задача распознания в окружающем мире врожденного  сигнального стимула для мозга  сложна, поэтому инстинктивные программы  часто ошибаются, запускаются по сигналам, случайно несущим признаки стимула. Набор программ действий и  образов врожденных стимулов образуют систему передаваемых по наследству знаний об окружающем мире и правил поведения в нем. Животное родится  на свет не "tabula rasa", и человек  в этом не исключение. Без программ мозг не способен работать. Если нет  соответствующей программы - нет  и сколько-нибудь сложного и эффективного поведения.

     Сила  этологов - в знании поведения огромного  числа разных видов животных. Человек  для этологов - один из видов: многие особенности его поведения, кажущиеся  другим уникальными или загадочными, не выглядят такими, если знаешь целый  букет сходных и родственных  образцов поведения других видов. Причем оказывается, что врожденную мотивацию  своего поведения человек, как правило, не чувствует (ему кажется, что он сам так решил, так хочет, так  надо), а объясняет обычно путанно  и неверно. Со своими объектами этолог не может поговорить об их поведении, поэтому все методы этологии ориентированы  на внешние проявления поведения. Приложения этого метода к человеку (меня не интересует, что ты думаешь, меня интересует только, что ты сделал и в ответ  на какой стимул) по-своему плодотворно, особенно тем, что удачно дополняет  достижения гуманитариев, анализирующих  в первую очередь мысли и чувства. В нашей стране с этологией  боролись, как могли. Один из результатов - не только полная неосведомленность, но и воинствующее неприятие самого этологического подхода к поведению  человека. Эта реакция выработана и у людей, в остальных отношениях непредвзятых, любознательных и доброжелательных.

      Начало  этологического подхода к конфликту  было положено в  30-х  годах работами  австрийского  естествоиспытателя,  лауреата   Нобелевской   премии Конрада Лоренца (1903—1989). Впервые  в  мировой  науке  им  была  высказана гипотеза  о  том,  что  главной  причиной  социальных  конфликтов   является агрессивность  индивида  и  толпы.   По   мнению   К.   Лоренца,   механизмы возникновения агрессивности у животных и человека однотипны,  а  агрессия  — постоянное  состояние  живого  организма.  Этологические  идеи  К.   Лоренца получили развитие  в  исследованиях  нидерландского  этолога  Н.  Тинбергена (1907—1988).

2.2. Агрессивность

     Ребенок проявляет первые признаки агрессивности  задолго до того, как научится говорить. Дети (особенно мальчики) начинают устанавливать  между собой иерархические отношения  в первые годы жизни; позднее они  начинают играть в иерархические  игры, а в 7-15 лет образуют между  собой жесткую пирамидальную  структуру соподчинения. Если этим процессом не управлять, борьба за власть в группах подростков принимает  жестокие формы, зачастую криминальные.

     Склонность  играть в эти игры, к сожалению, не проходит с возрастом. Более того, некоторые люди играют в них до старости, это становится смыслом  их жизни. Причем играют всерьез и  включают в игру и общество, и  государство, и весь мир.

     Достижения этологии в понимании природы агрессивности  нужно знать всем, потому что человек - весьма агрессивное существо, а агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным и непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Когда государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором для стада наподобие павианьевого, и к тому же обзаводится атомным оружием, это очень опасно. А если таких государств окажется несколько, будущее мира может повиснуть на волоске.

     В быту под агрессией мы понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. В этологии термин "агрессивность" означает злость, злобу, ненависть, ярость. Он не окрашен  никак - ни негативно, ни позитивно. Нейтрален.

     Такое определение агрессии дал К. Лоренц в великой книге "Das Zogenannte Bose: zur Naturgeschichte der Aggression" (Wienn, 1963) - "Злоба: естественная история агрессивного поведения". Агрессия часто проявляется в нападении, но нападение без злобы этологи не называют агрессией.   
В природе одни виды неизбежно нападают на другие. Но не всякое нападение этолог назовет агрессией. Когда волк ловит зайца - это не агрессия, а охота. Все они не испытывают к жертве ни неприязни, ни страха, ни гнева, ни ненависти. Агрессивное же поведение вызывается этими эмоциями. Вот когда собака выгоняет со двора незнакомого человека - это агрессия. И когда он в ответ бросает в нее камни - тоже агрессия, ибо оба они в этот момент ненавидят и боятся друг друга. Когда дрозд прогоняет от гнезда кота - это агрессия со стороны дрозда. Животное ведет себя по отношению к животному другого вида агрессивно потому, что оно его чем-то раздражает - либо угрожает ему самому (а также его территории, гнезду, детенышам), либо просто незнакомо, подозрительно выглядит.

Информация о работе Этология конфликта