Этапы развития исторического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Одно из самых древних поэтических произведений античности, включившее мнoгo элементов устнoгo Hapoанoгo творчества, цикл «Илиада» И «Одиссея», долгое время рассматривалось как чистый вымысел, даже вопрос о том, существовал ли действительно Гомep (VII в, до н.э.) и был ли он автором этого цикла, считался спорным. Однако со временем, в том числе после проведения археологических раскопок в XIX -XX вв, В Малой Азии, получила признание та точка зрения, что миф о Троянской войне имеет под собой реальную историческую подоплеку.

Работа содержит 1 файл

курс всемирной истории.docx

— 200.77 Кб (Скачать)

Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие  в  осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в  случае  войны.  Кроме того, каждый общинник должен был платить  налог  государству,  т.  е.  царю, который формально владел всей землей. Несмотря на достаточно тяжелые  повинности,  принадлежность  к  общине была привилегией: свободные общинники  обладали  гораздо  большими  правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины  имел  свои  особенности:  она была замкнута  экономически,  то  есть  жила  натуральным  хозяйством,  сама производила  все   необходимое   для   своего   существования.   Государство вмешивалось в ее жизнь в основном  когда нужно было  собирать  налоги  или вести   войну.   Такая   обособленность    общины    подкреплялась    правом самоуправления. Спорные вопросы решались  на  собрании  общинников.  Даже  в отношении  религии  община  была  вполне  самостоятельна:  почти  в   каждой местности были свои особые божества и культы. Человек в общине чувствовал себя, прежде всего, частью  коллектива,  а не отдельной личностью, которая может сама, независимо  от  других,  строить свою жизнь.  И  поэтому  изгнание  из  общины  рассматривалось  как  суровое наказание. Существование общины было построено на традиционности, неукоснительном соблюдении древних, тысячелетиями  не  менявшихся  обычаев.  Во  многом  это объяснялось  тем,   что  малейшее  отступление   от   опыта,   выработанного  предшествующими поколениями, грозило большими потерями для хозяйства и  даже гибелью. В результате жизнь общины, и хозяйственная и духовная, была  оGжень консервативной. Однако не все крестьянство принадлежало  к  общинам;  многие  лишались своих наделов, . к. в общине шел, хотя и медленно,  процесс имущественного расслоения. Оказавшиеся вне  общины  крестьяне,  как  правило,  работали  на землях, находившихся во владении храмов, знати или  самого  царя.  Они  тоже получали надел, но уже на других основаниях, как бы в аренду; при  этом  они не только должны были платить оброк, но и  не  имели  права  уйти  со  своих участков. В древних  восточных  цивилизациях  существовало  рабство.  Рабы,  как правило, входили в состав большой патриархальной семьи,  поэтому  такой  вид рабства принято называть домашним. Труд рабов использовался также на  землях и в мастерских,  принадлежавших знати, в дворцовых  храмовых хозяйствах,  на рудниках и строительствах. Рабами  становились  в  основном  военнопленные,  но  существовали   и внутренние источники. Например, долговое  рабство,  которое  росло  по  мере расслоения  общины.  Впрочем,   долговое   рабство   не   обязательно   было пожизненным: отработав  свой  долг,  вчерашний  невольник  вновь  становился свободным человеком.  Численность  рабов  могла  быть  весьма  значительной скажем, в Китае в III в. до н.э. работорговля  приняла такие размеры,  что

создавались рынки для продажи невольников. В Египте,  во II  тысячелетии  до н.э. рабов имели  даже  люди  среднего  достатка:  ремесленники,  садовники, пастухи. Труд рабов оставался на  Востоке  дополняющим  по  отношению  к  труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников:  он  не  играл  определяющей роли в экономической жизни. Что же выпадало на долю основной части населения  восточных  деспотий, лишенного доступа к власти? Какой простор для личной  инициативы  открывался перед «средним» человеком, который жил в иерархическом обществе? Конечно, у такого человека были возможности повысить  свое  социальное положение. В Египте во II тысячелетии до  н.э.  в  средних  слоях  населения появилось  много  зажиточных  людей,   с  которыми  подчас   не   брезговали родниться  и  знатные  люди.  Простолюдин  мог  превратиться  в  вельможу  и благодаря удачному  стечению  обстоятельств:  проявив  храбрость  на  войне, благодаря милости царя и т.д.  Зажиточный  крестьянин  или  ремесленник  мог отдать  сына  на  обучение,  после  чего  тот,   как   правило,   становился

чиновником. 
 

6. Особенности древнеегипетской  цивилизации.

Древнеегипетская  цивилизация  

Древнеегипетская  цивилизация возникла в регионе  дельты Нила. За историю Древнего Египта сменилось 30 династий правителей. 32 г. до н. э. считается рубежом существования  древнеегипетской цивилизации. 

Окруженность Египта горами предопределила замкнутый характер возникшей здесь цивилизации, которая носила земледельческий характер. Сельскохозяйственный труд, благодаря благоприятным климатическим условиям, не требовал больших физических затрат, древние египтяне собирали урожай два раза в год. Обрабатывали глину, камень, дерево и металлы. Орудия земледелия изготовляли из обожженной глины. Кроме того, использовались еще гранит, алебастр, сланец и кость. Небольшие сосуды вытачивали иногда из горного хрусталя. 
 

Восприятие  и измерение времени в Древнем  Египте обуславливалось ритмом разлива  Нила. Каждый новый год расценивался египтянами как повторение прошлого и определялся не солнечным циклом, а временем, необходимым для сбора  урожая. Они изображали слово  “год” (“ренпет”) в виде молодого ростка с почкой. Годовой цикл делился на три сезона по 4 месяца каждый: разлив Нила (ахет – “разлив, половодье”), после которго наступал сезон сева (перет – “выхождение” земли из-под вод и прорастание всходов), а за ним сезон сбора урожая (шему – “засуха”, “сухость”), т.е. спад Нила. Месяцы не имели названий, а нумеровались. Каждый четвертый год был високосным, каждый пятый день декады был выходным. Счет времени велся жрецами. 

Египтяне  разделяли день на двенадцать часов  и на двенадцать – ночь. Каждый час  имел свое название. Первый час дня  назывался “блистающим”, шестой  -- “час подъема” и т.п. 

Кроме того, все дни года делились на три категории  – счастливые, опасные и несчастливые – в зависимости от событий, которые  отметили их в те времена, когда на земле жили боги. Таким образом, египтяне вели себя в зависимости от дней. В несчастливые дни они старались  не выходить из дома, особенно на закате и ночью. В такие дни нельзя было купаться, плавать на лодках, отправляться в дорогу, есть рыбу и все, что  происходит из воды. Главную роль в  регламентации поведения играли традиции. Чтобы освежить память и  подсказать правильное решение в  сомнительных случаях, существовали календари  с отмеченными счастливыми и  несчастливыми днями. 

Высокий уровень  жизни и благополучие древних  египтян подтверждаются фактом наличия  у них двух обычаев, не характерных  для других древних цивилизаций: оставлять в живых всех стариков и всех новорожденных младенцев. Основной одеждой египтян была набедренная  повязка. Сандалии они носили очень  редко, а главным средством демонстрации социального положения было количество украшений (ожерелий, браслетов). 

Египтяне  обожествляли Нил, как и всю природу. Его изображали в виде тучного  мужчины с отвислыми сосками, жирным, в складках, животом, перепоясанным  поясом, в сандалиях, что считалось  символом богатства. Его называли “отцом богов”. Многие города носили его имя. Когда должен был начаться разлив, божественному Нилу приносили жертвы во многих храмах. 

Египтяне  верили, что все на свете принадлежит  богам, что боги – источник всеобщего  процветания, что они знают их помыслы и желания и могут  в любой момент  вмешаться в  дела людей. В то же время природа  богов была единосущна с человеческой: богам приписывались человеческие качества, у каждого был свой характер, у них были семьи. Сам человек  за свои добрые дела, по представлениям древних египтян, после смерти мог  стать богом. Они также обожествляли животных, птиц, особенно почитали крокодила, ибиса. С не меньшим почитанием относились к растениям. Каждый город, например, поклонялся своему священному дереву. Жертвоприношения богам совершались в храмах. Таким образом, верующие в любой момент могли прийти к богу в его храм, чтобы испросить совет, пожаловаться, или поблагодарить. 

Египтяне  считали, что после смерти они  пападут на суд бога Осириса (Усир – царь загробного мира), который будет взвешивать на весах их плохие и добрые дела. Они стремились, чтобы загробная жизнь ничем не отличалась от жизни земной. Тела бальзамировали. Состоятельные люди заранее готовили для себя загробный дом, поэтому каждый город живых имел город мертвых (в пустыне рядом с городом). Стены домов живых людей расписывались геометрическим и растительным орнаментом, а стены домов мертвых – сценами из их жизни. 

Древнеегипетское  государство имело черты централизованной деспотии. Фараон являлся персонификацией  государства: в его руках объединялась административная, судебная и военная  власть. Древние египтяне считали, что  бог Ра (бог солнца в египетской мифологии) заботится об их благосостоянии и посылает на землю своего сына – фараона. Каждый фараон расценивался как сын бога Ра. В задачи фараона  входило выполнение сакральных, культовых  обрядов в храмах, для того, чтобы  страна была благополучной. Повседневная жизнь фараона строго регламентировалась, поскольку он был верховным жрецом всех богов. Говоря современным языком, фараоны были профессиональными  государтвенными деятелями, имевшими необходимые знания и опыт. Их власть была неограниченной, но не безграничной. А так как власть наследовалась у египтян по материнской линии, старший сын фараона и его старшая дочь должны были вступать в кровосмесительный брак. 

Древнеегипетское  государство делилось на определенные географические единицы – номы, которыми управляли всецело подчиненные  фараону номархи. Особенностью политической системы Древнего Египта являлось то, что, во-первых, центральные и местные  органы власти были в руках одного и того же социального слоя –  номовой знати, а во-вторых, административные функции, как правило, сочетались со жреческимию То есть храмовое хозяйство содержало и часть чиновников госаппарата. В целом, для системы управления древнеегипетским государством была характерна нерасчлененность экономических и политических функций, неразделенность законодательной и исполнительной власти, военной и гражданской, религиозной и светской, административной и судебной. 

В Древнем  Египте уже с додинастических  времен существовала эффективная система  внутренней и обменной торговли. Особенно большое распространение внутренняя торговля получает во 2 тыс. до н.э., когда  в египетском лексиконе впервые  появляется слово “торговец”. Слитки серебра постепенно вытесняют зерно  в качестве мерила рыночных ценностей. В Древнем Египте не золото, а  серебро выполняло функцию денег, поскольку золото было символом божественности, обеспечивающим телу фараона вечную загробную жизнь. Главным транспортным средством в Египте были корабли  и лодки, основными торговыми  путями служили реки и каналы. На сухопутных дорогах, которые прокладывались по дамбам, использовали вьючных животных, прежде всего ослов. 

Системным признаком организации древнеегипетского  общества было владение профессией. Основные должности – воина, ремесленника, жреца, чиновника – наследовались, но можно было и “вступить в должность” или быть “назначенным на должность”. Социальным регулятором служили здесь ежегодные смотры трудового населения, во время которых люди получали своеобразный годичный “наряд” на работу в соответствии со своей профессией. Основная масса трудоспособных египтян использовалась в земледелии, остальные бвли заняты в ремесле или сфере обслуживания. Наиболее сильные юноши отбирались во время смотров в армию. Из числа отбывающих трудовую повинность простых египтян формировались отряды, работавшие на постройке дворцов и пирамид, храмов и усыпальниц. В большом объеме неквалифицированный труд использовался при сооружении ирригационных систем, в гребном флоте, при транспортировке тяжестей. Строительство таких колоссальных монументов, как пирамиды, способствовало формированию новой структуры организации людей, при которой управляемый государством труд мог быть направлен на выполнение общественных работ. 
 

7. Города-государства   Древней Греции

Информация о работе Этапы развития исторического знания