Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:19, контрольная работа
Екатерина II была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. С одной стороны она – приятная и любвеобильная женщина, а с другой – крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок – хитрить и притворяться.
Введение
1.Начало царствования………………………………………….4
2.Забота о благе страны и народа………………………………7
3. « Просвещенный абсолютизм» Екатерины II………………9
3.1.Дела законодательства. Комиссия об Уложении. « Наказ»…………....10
3.2.Предотвращение «оскудения» дворянства. Вольное экономическое общество……………………………………………………………………………...11
3.3.» Приватизация» земель: Генеральное межевание……………………....12
3.4.Административно-территориальное деление и местное управление…..13
3.5.Жалованные грамоты……………………………………………………….13
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Челябинский государственный педагогический университет
(ГОУВПО «ЧГПУ»)
Профессионально-педагогический
институт
Реферат
по предмету: История Отечества
«Эпоха Екатерины II –
время
просвещенного абсолютизма
в России»
Содержание
Введение
1.Начало царствования………………………………………….4
2.Забота
о благе страны и народа…………………
3. «
Просвещенный абсолютизм»
3.1.Дела законодательства. Комиссия об Уложении. « Наказ»…………....10
3.2.Предотвращение «оскудения»
3.3.» Приватизация» земель: Генеральное межевание……………………....12
3.4.Административно-
3.5.Жалованные грамоты……………………
Заключение
Список
литературы
Введение
Екатерина II родилась 21апреля (2 мая) 1729 г. в немецком приморском городе Штеттин, умерла 6(17)ноября 1796 г. в Царском селе (г. Пушкин). Урожденная Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода.
Екатерина II была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. С одной стороны она – приятная и любвеобильная женщина, а с другой – крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок – хитрить и притворяться.
В 1745 году Екатерина II приняла православную веру и была выдана замуж за наследника российского престола, будущего Петра III.Попав в Россию пятнадцатилетней девушкой, она задала себе еще два урока - овладеть русским языком, обычаями и научиться нравиться. Но при всех способностях приспосабливаться, великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со стороны мужа Петра Федоровича. Ее самолюбие страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала массу книг французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина усвоила идеи просветителей об общественном благе, как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием. Все эти черты характеризуют ее как «сильную женщину». Екатерина медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре, после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.
Таким образом, дворцовым переворотом 28 июня 1762 г. на российский престол была возведена не случайная женщина, как бывало не раз в истории России 18 века, а человек, долго и целеустремлённо готовившийся к принятой на себя роли.
1.Начало царствования.
Екатерина II пришла к власти путем переворота, опираясь на гвардейские полки, и находилась на престоле 34 года – с 1762 по 1796 г. Любопытно, что одной из главных причин активного участия гвардейцев в перевороте было оскорбленное национальное чувство: пренебрежение Петра III,сменившего Елизавету на престоле, ко всему русскому и его симпатии к Пруссии. Это был второй переворот, совершенный гвардейцами по тем же мотивам. В 1741 году гвардия, будучи возмущенной произволом временщиков, свергла антинациональное правительство Анны Леопольдовны. Но тогда на престол была воздвигнута дочь Петра I Елизавета. А Екатерина была немкой и при живом муже не имела никаких прав на российский престол. Даже в случае цареубийства, которое казалось неизбежным, ей предстояло доказать, что она способна выразить национальные интересы русских. Она смогла это сделать, войдя в историю как великая государыня. Во многом это произошло потому, что в эпоху Екатерины II удалось значительно укрепить международное положение страны, усилить ее влияние на европейскую политику, продвинуть границы на запад и юг.
Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Однако среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, сына Екатерины, а ей позволить править до его совершеннолетия. Это не входило в планы Екатерины. Чтобы заставить признать всех законность своей власти она как можно скорей решила короноваться в Москве. Церемония была совершена 22.09.1769 года в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонения к святым местам.
В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осторожность и осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования, Екатерина II проявила великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить с плеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.
В начале царствования
Екатерина II не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать. «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному». Императрица, разумеется, сгустила краски, но не настолько, чтобы считать её характеристику положения страны совершенно недостоверной.
Сразу после воцарения
Смерть Иоанна Антоновича (05.07.1764г.) избавила Екатерину II от страха за будущее своего трона. Теперь её честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов. Она накопила определённый опыт управления, появились замыслы реализовать новшества. Екатерина II принадлежала к числу тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать, но и управлять.
Интересна история с
Секуляризация имела важные
Екатериной II был подтверждён указ
Петра III об упразднении Тайной розыскных
дел канцелярией, которая, собственно,
умирала сама собой. Однако орган такой
остался, Тайную канцелярию заменили Тайные
экспедиции при Сенате в столице и при
сенатской конторе в Москве. Екатерина
вывела Тайную экспедицию из ведения Сената
и подчинила её генерал-прокурору.
2. Забота о благе страны и народа.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила.
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от холода и голода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из «дома» они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и Отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.
Здравоохранение тоже
Екатерина II путешествовала по стране. Она старалась всё увидеть своими глазами, всё услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.
Информация о работе Эпоха Екатерины II – время просвещенного абсолютизма в России