Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:18, реферат
Интерес к социально-экономической проблематике вообще характерен для советской историографии, сказался он и в изучении Киевской Руси. Анализ ее необходим для того, чтобы определить характер общественного строя наших предков. Общепринятым в исторической науке стал вывод, сделанный академиком Б. Д. Грековым о древнерусском обществе как об обществе феодальном. Выводы Б. Д. Грекова стали общепризнанными в советской историографии, и, хотя в дальнейшем были уточнены многие нюансы и детали, большинство авторов и по сей день считают Киевскую Русь раннефеодальном государством.
Строительство.
Суровость русского климата создавала
необходимость строить дома, которые
могли бы защитить человека во время
зимних холодов, что было особенно важно
на севере Руси. Поскольку прекрасный
лес был в достатке во всей лесной зоне
- то есть, в Северной и Центральной Руси
- дома там строили из дерева. В степной
зоне деревянные каркасы стен заполняли
глиной и штукатурили. Северная русская
изба и украинская хата, таким образом,
представляют собой два традиционных
типа жилья.
С накоплением
богатства высшими классами и
ростом княжеской власти строились
все более сложные по конструкции
особняки, в большинстве своем
из дерева. Однако у княжеского дворца
в Киеве уже в 945 году была каменная часть.
Роскошные дворцы Суздальских князей
в конце двенадцатого века были уже полностью
построены из камня. Крепости и городские
стены в киевский период сооружались в
основном из дерева, однако, епископ Ефрем
Переяславльский построил каменную стену
вокруг города в 1090 году, столетием позже
князь Рюрик возвел такую же вокруг монастыря
Святого Михаила в Выдубичах недалеко
от Киева, который входил в систему Киевских
фортификационных сооружений (1190 год).
В целом же только в церковной архитектуре
активно использовали камень. К концу
двенадцатого столетия все соборы и большинство
церквей главных городов были построены
из камня или кирпича. В небольших городах
и сельских районах, особенно в Северной
Руси, преобладали деревянные церкви.
В самые древние
времена вряд ли существовали профессиональные
строители. Каждый человек или, скорее,
каждая семейная община самостоятельно
строила себе дома. Однако с ростом
высших слоев и появлением спроса
на большие дома и особняки, а особенно
с возвышением Церкви, специализация стала
неизбежной. Новгород, великая метрополия
на севере, был известен как колыбель деревянных
строительных ремесел в киевский период.
Один из районов
Новгорода был известен как «Плотницкая
слобода». Так как Новгород расположен
на обоих берегах реки Волхов, а его улицы
были вымощены деревом, новгородские мостостроители
были широко известны своим мастерством;
«Русская Правда» содержит интересную
таблицу гонораров для строителей мостов.
По-видимому, новгородских мастеров-строителей
приглашали для работ в другие города,
по мере необходимости. Однако, судя по
всему, везде были и свои профессиональные
плотники.
Строительство
и ремонт городских стен, например
в Киеве, - другая важная задача, для
выполнения которой требовались мастера-строители.
Этот род строительных работ тоже упоминается
в «Правде».
Основным инструментом
древних русских плотников был
топор, и в умении обращаться с
ним они достигли высокого мастерства.
Изредка в источниках встречается
пила, но широкое применение на Руси она
нашла только в шестнадцатом веке. Среди
других инструментов упоминаются долото,
сверло, тесло.
Важной частью
древнерусского плотницкого дела было
судостроение. В «Русской Правде»
стоимость струга оценивается в
одну гривну, речного судна большего размера
- в две гривны, морского судна - в три гривны.
В то время как
плотницкое искусство родилось на русской
почве и развивалось в
Ткачество, скорняжное,
кожевенное и гончарное дело. Искусство
ткачества было известно восточным славянам,
а до них древним славянам, с незапамятных
времен. Для производства пряжи использовали
лен и коноплю. В Киевской Руси с ростом
населения, развитием ремесел и торговли
потребность в текстильной продукции
быстро возрастала. Из льняного и пенькового
полотна делали мужскую и женскую одежду.
Рост благосостояния высших классов привел
к определенному повышению качества жизни
и вкусу к роскоши. Появилась необходимость
в тонком белье. Новые потребности частично
удовлетворялись импортными товарами,
но также стимулировали совершенствование
технологий отечественных ремесел.
Кроме изготовления
одежды, льняная и пеньковая пряжа
были необходимы для технических
нужд. Огромный запас веревок требовался
для изготовления охотничьих и рыболовных
сетей. Из холстины и парусины делали
военные палатки. Большое количество
морской одежды и канатов шло на оснастку
кораблей ежегодных торговых караванов,
курсировавших между Киевом и Византией,
и новгородских судов, ходивших в Балтийском
море.
В Киевской Руси
также производили пряжу и
сукно из шерсти, которые в основном
использовали в зимней и верхней одежде.
Для изготовления головных уборов и зимней
обуви применяли фетр. В киевский период
на Руси не существовало производства
шелка - фактически до семнадцатого века.
В киевские времена шелковые изделия импортировали
из Византии и с Востока.
Первоначально
большая часть холстины и льняного
полотна была домотканая, а шерстяное
сукно - домашнего валяния. Каждая семейная
община представляла собой мастерскую.
Женщины пряли и ткали, а мужчины
валяли сукно и вили веревки. Когда,
после крещения Руси, были основаны монастыри,
монахи и монахини сами производили полотно
и сукно. В городах, по всей вероятности,
появлялось все больше профессиональных
ткачей и валялыциков, но, к сожалению,
очень мало говорится о них в доступных
источниках того периода.
Скорняжное дело,
надо полагать, было высоко развито
в киевские времена, так как меховая
верхняя одежда являлась предметом
первой необходимости, особенно на севере
Руси, в связи с суровостью климата.
Кроме того, меха носили как украшение.
Нет никакого сомнения в том, что на Руси
в тот период были высококвалифицированные
скорняки, однако, существует очень мало
данных относительно технологии скорняжного
дела в древней Руси.
О кожевенном деле
в наших источниках содержится только
несколько упоминаний. В сатирической
повести о посещении Новгорода Св. Андреем,
в которой описывается русская баня упоминается,
что новгородские славяне мазали себя
дубильной кислотой. История о поединке
русского с печенежским борцом, изложенная
в ПВЛ под 992 годом, говорит, что русский
герой был кожевником.
Гончарное дело
было известно русским славянам так
же давно, как и прядение. Они делали
горшки и кувшины самых разных
видов, некоторые из них искусно
украшали. С другой стороны, нет никаких
определенных свидетельств, что в Киевской
Руси производили стекло.
Торговля. Внешняя
торговля традиционно считалась
главной опорой Киевской экономики,
и даже если, как мы видели, необходимо
делать оговорки к традиционной точке
зрения, значение внешней торговли
отрицать невозможно. Однако нельзя также
пренебрегать ролью внутренней торговли
в киевский период; если благосостояние
высших классов в значительной степени
зависело от внешней торговли, то жизнь
массы населения еще в большей степени
была связана с внутренней торговлей.
Исторически во многих случаях внутренние
торговые связи между городами и отдаленными
регионами Руси предшествовали развитию
внешней торговли или, по крайней мере,
развивались в районах, впрямую не связанных
с внешней торговлей. Так, относительно
Днепровского речного пути, торговля между
Киевом и Смоленском происходила еще до
установления регулярных торговых отношений
между Новгородом, Киевом и Константинополем.
Главный фактор
развития внутренней торговли в Киевской
Руси, как и в других странах, можно
усматривать в различии природных ресурсов
страны. На Руси существовало коренное
отличие между Севером и Югом - лесной
и степной зонами. Различия между южными
провинциями - производителями зерна и
северными провинциями - потребителями
хлеба проходят через всю историю России
и сохраняются даже в наши дни. И, действительно,
историю отношений между Новгородом, с
одной стороны, и Киевом и Суздалем - с
другой, невозможно правильно понять,
не принимая во внимание зависимость северного
города от поставок южного зерна. Торговля
железом и солью была также результатом
различий в экономической географии Руси.
Другим фактором
развития внутренней торговли - скорее
социальным, чем географическим - являлось
различие между городами и сельскими
районами. Здесь перед нами случай
зависимости горожан от снабжения их сельскохозяйственной
продукцией крестьянами, и потребности
крестьян в орудиях труда и других товарах,
производимых городскими ремесленниками.
Социальную важность
внутренней торговли в Киевской Руси
наилучшим образом можно оценить, исследуя
роль рыночной площади в жизни города
и окружающих его сельских районов. Рыночная
площадь обычно представляла собой обширную
территорию, окруженную лавками и складами.
Палатки и лотки заполняли часть площади
между ними. Весы, проверенные представителями
городских властей, за небольшую плату
предоставляли как продавцам, так и покупателям.
Раз в неделю, обычно по пятницам, крестьяне
привозили свою продукцию на продажу,
и рыночная площадь превращалась в ярмарку.
Все это относится
к торговой природе рыночной площади как
таковой. Но в Киевской Руси она равным
образом была связана с политической жизнью
и управлением. Именно на рыночной площади
делались все официальные объявления.
Согласно «Русской Правде», если в городе
или окрестностях ловили вора, то заявитель
должен был, прежде всего, объявить об
этом на рыночной площади - это являлось
первым шагом в тяжбах такого рода, без
чего ни один судья не будет начинать разбирательство.
На городских
рынках народ собирался на вече,
особенно в тех случаях, когда горожане
были недовольны князем, и вече созывалось
оппозицией. Именно для того, чтобы не
позволить оппозиционному вече накапливать
силы, князь Изяслав I перенес главный
рынок из центра города на холм, поближе
к собственному дворцу (1069 год).
Возвращаясь к
торговым функциям рыночных площадей
в киевский период, можно сказать,
что на рынках главных русских
городов покупались и продавались
самые разнообразные товары. В
ряде источников того периода упоминаются
следующие товары: оружие, изделия из
металла, металлы, соль, одежда, шапки,
меха, полотно, гончарные изделия, лес,
древесина, пшеница, рожь, просо, мука,
хлеб, мед, воск, благовония, лошади, коровы,
овцы, мясо, гуси, утки и дичь. В небольших
городах, по всей видимости, торговали
только местные купцы, тогда как в крупных
городах купцы действовали в национальном
масштабе. Существует много свидетельств
в источниках о присутствии иногородних
купцов почти в каждом крупном русском
городе. Новгородские купцы проявляли
особую активность в открытии своих представительств
по всей Руси.
Теперь обратимся
к внешней торговле. Как мы знаем,
в восьмом и девятом столетиях
варяги проложили торговый путь через
Русь из Балтики в Азовское и Каспийское
моря. В десятом столетии русские
организовали собственную торговлю в
национальном масштабе, продолжая извлекать
прибыль из транзитной торговли. Днепровский
речной путь вскоре превратился в основную
артерию русской торговли, главный южный
конец которой теперь был в Константинополе.
Таким образом, Черное море стало играть
более важную роль в русской торговле,
чем Каспийское; тем не менее русские продолжали
отчаянно охранять путь на Каспий, и именно
с этой точки зрения мы наилучшим образом
можем понять заинтересованность русских
князей десятого и одиннадцатого столетий
в Тмутаракани и важность этого города
в русской истории раннего киевского периода.
В конце одиннадцатого века дорога на
Азовское и Каспийское моря была перекрыта
половцами, которые с этого момента - в
периоды перемирий - служили посредниками
между Русью и Востоком. Сходную роль играли
волжские булгары..
Существенные
перемены, которые произошли в
Средиземноморской торговле после
первого крестового похода (1096 -1099 годы),
подорвали византийскую и русскую
черноморскую торговлю, а разграбление
Константинополя рыцарями во время четвертого
крестового похода (1204 год) означало полный
конец киевской черноморской торговли.
Однако развитие в двенадцатом столетии
сухопутной торговли между Киевом и Центральной
Европой в определенной мере смягчило
неприятные последствия потери византийских
рынков. На Балтике торговля продолжала
расти, ас ней и значение северных русских
городов-республик Новгорода и Пскова.
Существовал также сухопутный торговый
путь из Германии в эти города; бременские
купцы пользовались им в середине двенадцатого
века.
Обзор основных
товаров русского импорта и экспорта
удобнее всего проводить по регионам.
В Византию в десятом веке русские
экспортировали меха, мед, воск и рабов;
не совсем ясна ситуация одиннадцатого
и двенадцатого веков. Рабы-христиане
более не продавались русскими за пределы
страны, а продавались ли грекам рабы-язычники,
такие как половецкие военнопленные, мы
не знаем, но хорошо известно, что половцы
продавали заморским купцам русских пленных
как рабов. Весьма вероятно, что в двенадцатом
веке Русь экспортировала в Византийскую
империю зерно. Из Византии в течение этих
трех столетий на Русь импортировали в
основном вина, шелка и предметы искусства,
такие как иконы и ювелирные украшения,
а также фрукты и изделия из стекла.
В страны Востока
Русь продавала меха, мед, воск, клыки
моржей и - по крайней мере в отдельные
периоды - шерстяное сукно и льняное
полотно, а покупала там специи, драгоценные
камни, шелковые и сатиновые ткани,
а также оружие дамасской стали
и лошадей. Следует отметить, что некоторые
товары, закупаемые русскими у восточных
купцов, такие как ювелирные камни, специи,
ковры и т. п., шли через Новгород в Западную
Европу. В десятом и одиннадцатом веках
византийские товары, особенно шелковые
ткани также поступали в Северную Европу
через Балтику. Новгородская торговля,
таким образом, частично была транзитной.