Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:18, реферат
Интерес к социально-экономической проблематике вообще характерен для советской историографии, сказался он и в изучении Киевской Руси. Анализ ее необходим для того, чтобы определить характер общественного строя наших предков. Общепринятым в исторической науке стал вывод, сделанный академиком Б. Д. Грековым о древнерусском обществе как об обществе феодальном. Выводы Б. Д. Грекова стали общепризнанными в советской историографии, и, хотя в дальнейшем были уточнены многие нюансы и детали, большинство авторов и по сей день считают Киевскую Русь раннефеодальном государством.
Христианизация
Руси должна была увеличить спрос
также и на рыбу, так как рыбная
диета теперь предписывалась на время
постов, особенно на время Великого
поста (пасхальный пост). Однако даже в
двенадцатом столетии русские плохо
соблюдали посты, а князья по любому
поводу старались получить освобождение
от них. Только в монастырях посты являлись
строгим правилом. Несмотря на то, что
религиозный мотив для предпочтения рыбной
диеты дал меньшие результаты, чем можно
было ожидать, рыбу на Руси ели и до и после
крещения, и рыболовство, следовательно,
играло не последнюю роль в русской экономике.
Товарное рыболовство развивалось преимущественно
на больших реках и озерах. Рыболовецкие
артели на севере Руси, такие как на реке
Волхов и озере Белом (Белоозеро), упоминаются
в источниках двенадцатого века. Тогда
же галицкие рыбаки обосновались в низовьях
Дуная. Самой ценной рыбой считался осетр.
Самостоятельные
рыболовы ловили рыбу на удочку на малых
реках и прудах, а в товарном
рыболовстве преимущественно
Берега рек
и озер, пригодные для рыболовства,
могли находиться в частном владении.
Монастыри особенно старались получить
собственные рыбные угодья, чтобы обеспечить
братию необходимым запасом рыбы на время
Великого поста.
В связи с
рыболовством можно также упомянуть
ловлю моржей в Северном Ледовитом
океане и на Белом море. Моржей в
основном добывали из-за их клыков, называемых
по-древнерусски "рыбий зуб". Новгородцы
торговали ими уже в начале двенадцатого
века.
Земледелие и
скотоводство. Главная географическая
особенность "Европейской Руси"
(Западной Евразии) - деление страны
на природные зоны - предопределила,
как мы видели, развитие лесных промыслов
в районах севернее границы степной зоны.
С земледелием ситуация была иной, поскольку
тогда, как конечно и сейчас, получение
урожаев возможно и в степной, и в лесной
зонах. Тем не менее существование различных
природных зон оказало большое влияние
на агротехнические методы и в результате
привело к заметной разнице между севером
и югом. Степная зона с ее богатой черной
почвой (черноземом) открыта для крестьянина
во всех отношениях, и единственная проблема,
преимущественно техническая, с которой
он сталкивается, - это эпизодическое орошение
земель в пограничных районах между степной
и засушливой пустынной зонами.
В лесной зоне человек
должен был сначала выкорчевать
лес, чтобы получить участок пашни.
В переходной лесостепной зоне было
возможно использовать для земледелия
свободные от деревьев островки земли
даже до вырубки окружающего их леса.
И на севере и
на юге Руси земледелие - последовательно,
но медленно вырастая из примитивных
условий - прошло много стадий. В
целом можно сказать, что самая
ранняя стадия заключалась в разрыхлении
верхнего слоя почвы мотыгой или другим
примитивным инструментом подобного рода
с одновременной посадкой семян. На этой
стадии каждый участок земли только временно
использовался как пашня. Постепенно была
достигнута следующая стадия, на которой
поля постоянно использовались и, обрабатывались
регулярно.
В лесной зоне работа
должна была начинаться с вырубки
деревьев и выжигания подлеска. Такие
выжженные участки леса, пригодные
для земледелия, были известны как
лиады (множественное число от лиадо).
Вся операция в целом называется подсека
(вырубка) или лиада (выжигание). В первые
два-три года урожай был высоким, так как
древесный пепел - хорошее удобрение. Однако
через три-четыре года такой участок земли
переставал давать достаточный урожай,
и использовались новые, заранее подготовленные.
Тем временем оставленный участок быстро
покрывался молодой порослью, которую
опять нужно было выжигать, когда земледелец
возвращался к нему. Такие вновь поросшие
участки земли в лесу были известны как
лиадины. В целом задача по очистке и уходу
за лиадами, требовавшая тяжелого труда
и большого количества работников, была
не под силу одной крестьянской семье.
Таким образом, примитивное земледелие
в лесах предполагало существование кооперативных
объединений в форме общин {задруга).
В степной зоне
первоначальная система использования
земли называлась перелог, суть ее заключалась
в том, что после первых урожаев
землю оставляли под паром
на несколько лет, не соблюдая какого-либо
определенного чередования ни во
времени, ни в севообороте. В степях девственная
почва была настолько плодородной, что
вспаханная однажды она давала хорошие
урожаи в течении нескольких сезонов даже
без дополнительной обработки. Когда сорняки
разрастались, и заглушали посевы, земледелец
распахивал новый участок степи и возвращался
к первому только через несколько лет.
Такая расточительность
в отношении
На стадии постоянного
возделывания полей требовалось
гораздо меньше труда для их обработки,
чем при подсеке. Таким образом,
с точки зрения экономики не существовало
препятствия для выхода отдельных семей
из задруги: так появились небольшие хозяйства.
С другой стороны, большие земельные наделы
могли прибыльно эксплуатироваться при
использовании рабов или наемного труда.
В письменных источниках
киевского периода существуют многочисленные
свидетельства того, что регулярно обрабатываемые
поля находились в частной собственности.
Известны копии документов, в которых
детально описываются границы каждого
владения. В "Русской Правде" установлены
штрафы за распахивание земель вне установленных
границ.
Что касается орудий
труда, то на начальной стадии развития
земледелия в лесной зоне, как правильно
отмечает Греков, топор можно называть
главным сельскохозяйственным инструментом,
без него мотыга была бы бесполезной.
На этой стадии не было необходимости
в использовании тягловой силы, и действительно,
согласно Третьякову, в верховьях Волги
лошадь первоначально использовалась
как скот, на мясо, а не для работы, и только
где-то в пятом веке ее приспособили для
сельскохозяйственных работ. Северный
русский плуг (соха) представлял собой
деревянное орудие с тремя зубьями. Позже
его сделали более эффективным, добавив
металлический лемех. На юге настоящий
плуг (рало) использовался со скифских
времен. Соху тянула лошадь или несколько
лошадей, а рало - лошади или волы.
Из зерновых
на юге как основные культуры выращивали
полбу, пшеницу, гречиху, на севере - рожь,
овес и ячмень. При трехпольной
системе возделывали только следующие
культуры: волокнистые, пригодные для
ткачества (лен и коноплю); бобовые
(горох и чечевицу) и репу на отдельных
полях.
Совсем немного
известно о садоводстве в Киевской
Руси. Вероятно яблоневые и вишневые
сады существовали на Украине с персидских
времен. Видимо в местном ассортименте
фруктов не было большого разнообразия,
так как фрукты импортировали из Византии.
В "Патерике" Киево-Печерского монастыря
говорится, что монахи выращивали некоторые
виды фруктовых деревьев. Товарные огороды
существовали вокруг Киева и других городов,
обычно в низких влажных местах, затопляемых
весенними паводками (болонье). Выращивали
капусту, горох, репу, лук, чеснок и тыкву.
Монахи тоже имели огороды на монастырских
землях, и огородники упоминаются среди
людей, живших и работавших в частных поместьях.
Разведение лошадей
и крупного рогатого скота практиковалось
в Южной Руси в течение веков и представляло
собой важную отрасль русской национальной
экономики в киевский период. Князья уделяли
особое внимание разведению лошадей, частично
в связи с военными нуждами, и огромные
табуны лошадей содержались в княжеских
имениях. В качестве примера можно привести
эпизод столкновения между князьями Давыдовичами
и Ольговичами в 1145 году: согласно Ипатьевской
летописи, Давыдовичи, совершив набег
на неогороженное пастбище Ольговичей
в Рахне, угнали три тысячи кобыл и тысячу
жеребцов.
"Русская Правда"
содержит большое количество
статей, касающихся продажи или
кражи скота. В так называемом
Карамзинском списке (пространной
редакции "Правды") есть интересные
расчеты общего увеличения
Лошади и скот
разного рода, включая верблюдов,
также импортировались от тюркских
кочевников - печенегов и, позднее, половцев.
Венгерские иноходцы упоминаются в
"Слове о полку Игореве".
Поскольку охота
играла в Киевской Руси значительную
роль, и князь, чаще всего, был страстным
охотником, следует упомянуть, что разведению
охотничьих собак тоже уделяли большое
внимание в княжеских имениях. Птицеводство
также было важной отраслью сельского
хозяйства, птицу держали как для личного
потребления, так и для торговли.
Хотя на Руси
киевского периода существовали
хозяйства разных размеров, основной
объем сельскохозяйственной продукции,
несомненно, производился в крупных
поместьях. Они были трех видов: принадлежащие
князьям, боярам и представителям других
классов, церкви.
Свидетельства
об управлении и внутренней организации
больших земельных владений в
киевский период немногочисленны. По управлению
боярскими поместьями мы знаем только
название управляющего - тиун. Княжеское
поместье находилось под общим управлением
огнищанина; каждая часть поместья - село
- управлялась сельским старостой, за полевыми
работами наблюдал ратайный староста.
Тиун конюший отвечал за лошадей и их разведение,
овчар - за овец. Конюхи и пастухи чаще
всего были тюркского происхождения. В
летописях упоминаются доезжачие, отвечавшие
за княжеские псарни. Большинство княжеских
конюхов и пастухов, так же как и псарей,
видимо, являлись его рабами. Княжеские
земли обрабатывали, по крайней мере частично,
рабы - холопы и зависимые работники - закупы.
Однако привлекались и свободные наемные
рабочие - рядовичи и получившие свободу
холопы - изгои.
Вероятно некоторые
из этих наемных работников в княжеских
и церковных поместьях получали
в аренду небольшие наделы земли,
которые и возделывали. В таких случаях
они должны были отдавать хозяину часть
урожая или платить ренту деньгами.
Боярские поместья,
очевидно, строились по образцу княжеских,
хотя понятно, что в большинстве
случаев они были меньше. Некоторые
церковные поместья, особенно монастырские,
должно быть, были такими же большими экономическими
образованиями, как и княжеские, но они
отличались структурой производства и
ее организацией. В церковных поместьях
не разводили ни лошадей для военных целей,
ни охотничьих собак. Более того, поскольку
церковь находилась в оппозиции к рабовладению
как институту, рабский труд использовали
очень редко.
Металлургия. Как
я уже отметил, железо было единственным
металлом, добываемым в границах Киевской
Руси. Оно использовалось, главным
образом, для изготовления оружия и разнообразных
инструментов; можно сказать, что железо
формировало костяк материальной культуры
страны, как мирной, так и военной. Медь
и олово привозили с Кавказа и из Малой
Азии. Свинец поступал в основном из Богемии.
Из меди отливали церковные колокола.
Свинцом, иногда оловянными листами, покрывали
крыши церквей. Медь также использовали
при изготовлении кухонной и другой домашней
утвари: котлов, тазов, подсвечников и
т.п., а свинец для печатей.
Серебро доставлялось
с разных сторон: из Богемии, из-за Урала,
с Кавказа и из Византии. Золото получали
в результате торговли или войны от византийцев
и половцев. Золото и серебро использовали
для чеканки монет, изготовления печатей
и всевозможных сосудов: блюд, чаш и кубков.
Естественно, только князья и зажиточные
люди могли позволить себе иметь их. Церковь,
тем не менее, была постоянным покупателем
золотых и серебряных изделий. Кроме чаш
и других церковных сосудов, духовенство
заказывало золотые и серебряные кресты,
оклады для икон и Евангелий, используемых
во время церковной службы. У некоторых
соборных церквей были золоченые купола,
а иногда золотыми и серебряными пластинами
покрывали определенные части внутренних
стен и перегородок.
Хотя запасы
металлов, кроме железа, в Киевской
Руси были скудными, искусство металлургии
достигло высокого уровня. В ранний период,
как мы знаем, анты прославились как искусные
оружейники, а в девятом и десятом веках
их традиции продолжили поляне. Плавильни
и кузницы, литейщики и кузнецы упоминаются
по разным поводам во многих источниках
этого периода. В Киеве в двенадцатом веке
кузни занимали специальную часть города,
и городские ворота в этом районе назывались
Кузнецкими. В Новгороде в начале тринадцатого
века жили искусные литейщики, гвоздильщики
и мастера, изготовлявшие щиты.
Необходимо здесь
упомянуть и о соли. Она добывалась
в Карпатских горах Галицкого
княжества. Киев главным образом
зависел от этого источника, и
когда в одной из междоусобных
войн, в 1097 году, галицкие князья запретили
поставки, возник острый дефицит этого
продукта во всем Киевском регионе. Другой
важный источник соли находился в Крыму,
где запасы сформировались естественным
путем в мелководных заливах между полуостровом
и материком. На севере новгородцы добывали
соль из морской воды путем искусственного
испарения. Воду кипятили на больших железных
сковородах или в огромных котлах (салгах).