Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 07:17, реферат
После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь. Открывалась потенциальная возможность перемен экономике и культуре. "Демократическому импульсу" войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Восстановление экономики…………………………………………..…..5
1.1 Состояние экономики СССР после окончания войны………….....5
1.2 Восстановление промышленности, перевооружение армии….....19
1.3 Экономические дискуссии 1945-1946 г…………………………...24
2. Денежная реформа 1947 года
и развитие внутренней торговли………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………....29
Список литературы…...…………
Критиковались также и другие композиторы, "придерживающиеся
формалистического, антинародного направления", - С.С. Прокофьев, Д.Д.
Шостакович, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский. После выхода этого постановления началась чистка и в Союзе композиторов. Произведения опальных композиторов перестали исполняться, консерватории и театры
отказались от их услуг. Вместо их произведений звучали хоровые и сольные
восхваления Сталина и счастливой жизни советских людей, строящих под
руководством партии райскую жизнь на земле. Все это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало ее от лучших достижений мировой культуры. И все же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь - в освоении огромного классического наследия.
Научные "дискуссии". В годы войны знания ученых были востребованы властью, многих из них возвратили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на загнивание. Творческая атмосфера не была утрачена и после победы, когда развернулись оживленные дискуссии среди историков,
философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для "усиления партийной направленности науки", а отдельными ее представителями - для сведения счетов с научными оппонентами.
Наиболее типичной из таких "дискуссий" стала дискуссия по проблемам биологии. Ее инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина Т.Д. Лысенко. Сделав головокружительную карьеру в 30-е гг. на критике "кулаков от науки". Добившись ареста в 1940 г. академика Н.И. Вавилова (умер в саратовской
тюрьме в 1943 г.), Лысенко в 1947-1948 гг. возобновил атаку на генетиков и
биологов-менделистов. Началась компания в печати, направленная на шельмование "антидиалектической" генетики и ее представителей, ставивших опыты на мухах-дрозофилах. Критика "мухолюбов - человеконенавистников" завершилась тем, что на августовской (1948г.) сессии ВАСХНИЛ академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А.Сперанский, И. Шмальгаузен и их ученики (несколько сот человек) были изгнаны из академии, лишились возможности заниматься исследовательской работой. Вместе с ними оказалась на долгие годы в "изгнании" и сама генетика, в которой отечественные ученые в 30-е гг. занимали ведущие позиции.
В 1950 г. Сталин принял личное участие в научной дискуссии по проблемам языкознания. Лингвистика была лишь поводом для постановки вопроса о взаимоотношениях базиса и надстройки. Сталин в ходе дискуссии "научно доказал" абсолютную необходимость незыблемого и всесильного государства в СССР, отвергнув тем самым тезис Ф. Энгельса об отмирании государства по мере продвижения к коммунизму.
Дискуссии в исторической науке были сведены, по сути, к укреплению
безраздельного влияния концепции "Краткого курса" для оправдания
существующего положения вещей. В ходе этих дискуссий, например,
прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и его
опричники, боровшиеся с боярской оппозицией почти сталинскими методами.
Лидеры национальных движений (например, Шамиль) были объявлены платными агентами зарубежных спецслужб. Полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор. В гротескном виде были показаны многие исторические деятели царской России. Множество имен и событий, не вписывавшихся в сталинскую концепцию, были надолго забыты.
Борьбой с влиянием западных философских концепций была пронизана критика книги Г.Ф. Александрова, руководителя отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП (б), "История западно-европейской философии" (автора объявили в терпимости к идеалистической, буржуазной и декадентской философии, отсутствии должной полемичности) и другие философские дискуссии.
Экономические дискуссии, начало которым было положено еще в годы войны работами академика Е.С. Варги (по проблемам развития мирового капитализма), завершились с выходом в свет работы Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952 г.), отвергавший любые проявления рыночной экономики и обосновывавшей еще большее огосударствление экономической жизни в СССР.
Таким
образом, если в послевоенные годы вся
сущность культуры и все ее задачи
были сведены, по сути, к выполнению функции
очередного "приводного ремня" в
обработке общественного сознания, то
роль науки сводилась, кроме этого, еще
и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных
задач и добиться "партийной направленности"
не только гуманитарных, но и естественных
наук.
Сладкая эйфория победы не требовала принуждения к тяжелому труду по восстановлению разрушенной страны. Энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что ее необходимо было «переключить» на мирное строительство.
По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза превысил уровень 1940 г. Сделано было много - возрождались к жизни разрушенные города, восстанавливались и строились новые предприятия.
Но
нельзя забывать о том, какой ценой
достигался этот рост. Война усилила
контроль над всеми сферами жизни. Снижение
цен в городах проводилось за счет ухудшения
жизни сельского населения. Неадекватная
оплата за напряженный производительный
труд не давала возможности поднять уровень
благосостояния народа. В ответ, как бы
в вознаграждение народу за перегрузки
двух десятилетий, принципом государственной
политики было сделано постоянное, хотя
бы и скромное, улучшение жизни населения.
Именно тогда возникли закрепленные в
государственной идеологии (и укрепляющие
государство) специфические стереотипы
советского массового сознания: уверенность
в завтрашнем дне и убеждение, что жизнь
может только улучшаться. Народ же со своей
стороны, в очередной раз предоставил
государству, власти огромный кредит доверия
- мирился с теми невзгодами, которыми
была отмечена их жизнь, их быт, верил в
«светлое будущее».