Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа
На сегодняшний день процессы, происходящие в экономике Китая привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. «Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», - заявил в ходе своего визита в Китай бывший Президент России Владимир Путин, обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика экономики КНР…………………………… 5
1.1 Природно-географическая, социальная и политическая структура КНР…………………………………………………………………………
5
1.2 Экономическая составляющая КНР………………………………… 8
1.3 Внешнеэкономические отношения КНР………………………….…. 10
Глава 2. Основные направления экономической политики КНР…………… 12
2.1 Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике……… 12
2.2 Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства…… 16
Глава 3. Валютно-финансовая система Китая………………………………… 21
3.1 Организация банковской системы…………………………………... 21
3.2 Импорт капитала и инвестиционный климат Китая……………….. 26
3.3 Роль СЭЗ в экономике Китая…………………………………………. 28
Заключение………………………………………….………………………….. 32
Список используемой литературы…………………
3.2 Импорт капитала и инвестиционный климат Китая
Для активизации процесса экономического развития страны важное значение придается привлечению иностранного капитала. Китай использует различные каналы привлечения средств в форме займов и кредитов, прямых капиталовложений.
Кредиты
и займы обеспечили значительную
часть привлеченных средств. На них
пришлось свыше 70% реализованных инвестиций.
Кредиты иностранных
За счет кредитов иностранных правительств и международных финансовых организаций финансировалось сооружение свыше 300 объектов, 65% которых сосредоточено в отраслях энергетики, транспорта и связи. Часть средств используется также на развитие сырьевой промышленности, мелиорацию, охрану окружающей среды, науку, здравоохранение.
Значительная доля кредитов, полученных от международных финансовых организаций, приходится на Мировой Банк, в который Китай вступил в 1980г. одновременно с вступлением в Международный валютный фонд.
Наиболее
выгодными для Китая были кредиты,
предоставляемые структурным
Показатели, характеризующие долговое положение КНР, не вызывают опасений. Коэффициент долговой ответственности (отношение внешнего долга и ВНП) не превышает 15% при опасной границе в 20%. Коэффициент устойчивости задолженности (отношение внешнего долга к годовому экспорту) не превышает 80%.
Широкое развитие международной производственной кооперации способствовало расширению экспорта и улучшению его товарной структуры. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР в 1989г. составила 15%, в 1992г. этот показатель достиг 19,8%, а в 1996г. – уже 25,2%. Привлечение иностранных капиталовложений способствовало ускорению развития ряда экспортных отраслей КНР, в том числе текстильной, швейной, обувной, электронной, что позволило увеличить их вывоз на мировой рынок.
Особую
роль в области открытой внешнеэкономической
политики играют приморские районы страны.
На них приходится около 80% предприятий
с участием иностранного капитала,
функционирующих в КНР. В приморском
поясе созданы специальные
Все
вышеперечисленные меры КНР по привлечению
в страну иностранных инвестиций
привели к тому, что в 2002 Китай
потеснил США с места самого крупного
в мире получателя прямых иностранных
инвестиций – 53 миллиардов долларов США,
при тенденции роста на 13 % в год, что особенно
впечатляет на фоне общего падения объемов
прямых иностранных инвестиций в экономики
развивающихся стран на 25%. Китайское правительство
предсказывает, что объем прямых иностранных
инвестиций вырастит до 100 миллиардов
в 2006. До сих пор ведущие инвесторы к Китайской
экономике были США, Япония, Тайвань и
Сингапур, но и на данный момент сохраняются
значительные возможности для инвесторов
из других регионов мира, особенно из Европы.
3.3 Роль СЭЗ в экономике Китая
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости». Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полнстью иностранными. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны //М: 2000, с.135
К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.
СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной продукции в 2001 г. - $7,5 мрлд.
СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала - инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.
СЭЗ Сямэнь - 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.
СЭЗ Шаньтоу - более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Объем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.
СЭЗ Хайнань - 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - $22,3 млрд. СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)- 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд.
В
1984 г. было принято решение об «открытии»
14 городов-портов на побережье Желтого,
Восточно-Китайского и Южно-Китайского
морей. Фактически - это территории
с 20-ти млн. населением включают в себя
весь приморский пояс страны и значительно
распространяются в глубину материковых
районов. Эти 14 городов, открытых для
мирового рынка и интернационализации
производства не относились к бедствующим
районам с самого начала. Они давали
23% всего промышленного
В
открытых районах с льготным режимом
хозяйственной деятельности размещены
технопарки (15), разрабатываются новейшие
технологии с участием иностранного
капитала, функционирует
Приморские «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких технологий равен 15%, подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из открытых городов для иностранных инвесторов- 10% и др.).
«Открытые» порты получили значительные свободы в проведении экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные акты, регулирующие поток иностранного капитала, в том числе и части дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной платы за землю и т.д.
«Открытые» города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня.
Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.
Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:
1.
Подавляющее большинство
2.
Рост издержек на аренду земли
и рабочей силы, что влияет
на темпы привлечения
3. Дефицит сырья и энергии.
4. Отсутствие единого закона по СЭЗ.
5.
Злоупотребления со стороны
По
исследованиям индийских
Со
вступлением КНР в ВТО СЭЗ
тем более стали
И
все же, СЭЗ внесли значительное
улучшение в экономическое и
социального положение районов
их базирования, в зонах гораздо
быстрее, чем в среднем по стране,
растет занятость населения, уровень
жизни и квалификация рабочих
и служащих. Пусть это и незначительная
часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай
смог выйти на мировой рынок и заявить
о себе, производить товары с экспортной
ориентацией и «ужить» социалистическую
направленность страны и рыночные механизмы.
А само правительство Китая понимает,
что только иностранных инвестиций в СЭЗ
не достаточно для развития всей страны.
Заключение
Итак, целью моей работы было детальное рассмотрение Экономики Китая и её место в мире, её сущность, объем оказываемого влияния на экономику других, а также процессы регулирующие её.
Проделав,
эти исследования можно сказать,
что экономическая система
Если
говорить о перспективах и методах
совершенствования экономики