Экономика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день процессы, происходящие в экономике Китая привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. «Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», - заявил в ходе своего визита в Китай бывший Президент России Владимир Путин, обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика экономики КНР…………………………… 5
1.1 Природно-географическая, социальная и политическая структура КНР…………………………………………………………………………
5
1.2 Экономическая составляющая КНР………………………………… 8
1.3 Внешнеэкономические отношения КНР………………………….…. 10
Глава 2. Основные направления экономической политики КНР…………… 12
2.1 Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике……… 12
2.2 Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства…… 16
Глава 3. Валютно-финансовая система Китая………………………………… 21
3.1 Организация банковской системы…………………………………... 21
3.2 Импорт капитала и инвестиционный климат Китая……………….. 26
3.3 Роль СЭЗ в экономике Китая…………………………………………. 28
Заключение………………………………………….………………………….. 32
Список используемой литературы…………………

Работа содержит 1 файл

РАСПЕЧАТАЙ МЕНЯ.docx

— 62.30 Кб (Скачать)

     Глава 2. Основные направления  экономической политики КНР

     2.1 Этапы и проблемы  перехода Китая  к рыночной экономике

     Развитие  КНР с конца 70-х годов связано  с курсом на проведение экономической  реформы и открытой внешнеэкономической  политики.

     III пленум ЦК КПК одиннадцатого  созыва, состоявшийся в декабре  1978г., принял решение о переносе  центра тяжести в работе партии  и правительства на решение  экономических проблем и провозгласил  задачу модернизации экономики  страны. Этот пленум рассматривается  в КНР как «великий переломный  момент», с которого началось  становление страны на правильный, отвечающий условиям Китая путь  экономического развития. Хотя сроки  выполнения программы модернизации, конкретные пути осуществления  экономической реформы неоднократно  пересматривались, основные цели  остаются неизменными и заключаются  в том, чтобы превратить Китай  в богатое, демократическое социалистическое  государство с душевым доходом  населения на уровне среднеразвитых  стран мира.

     Достижение  поставленных целей связывается  с построением «социалистической  рыночной экономики», сочетающей использование  двух хозяйственных систем: планово-распределительной  и рыночной, постепенное внедрение  элементов рынка и сокращение централизованного распределения, уменьшение доли госсектора при увеличении доли других форм собственности, сосуществование  регулируемых государственных и  свободных рыночных цен. Преобразование хозяйственного механизма рассматривается  в Китае в качестве чрезвычайно  сложной, масштабной задачи, требующей  системного подхода и длительного  периода времени, что, в частности, отмечалось в докладе Цзян Цзэмина на XV съезде КПК в сентябре 1997г. По мнению китайского руководства, система социалистической рыночной экономики в полном объеме может быть создана в течение 20-30 лет путем преодоления множества трудностей и проблем Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 619..

     В период 1984-1990гг. официальной моделью  преобразований было провозглашено  создание системы социалистического  товарного хозяйства. В программных документах КПК было заявлено о недопустимости противопоставлений планового хозяйства товарному и необходимости развития последнего как наиболее эффективного инструмента развития экономики.

     Центральная роль отводилась реформе системы  ценообразования -- постепенное сокращение номенклатуры товаров, цены на которые централизованно устанавливаются государством, переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа цен проводилась в несколько этапов. Первоначально были предприняты шаги по совершенствованию действующих государственных цен, их приближению к реальному уровню затрат. В значительной степени были увеличены традиционно заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию и повышены цены на средства производства. В области механизма ценообразования происходила постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления. На втором этапе стала осуществляться постепенная либерализация цен, которая охватывала все больший круг товаров производственного и потребительского назначения. Одновременно реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система, внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости.

     Задача  реформирования государственных предприятий -- в настоящее время наиболее сложная и масштабная проблема, стоящая перед экономикой КНР. Мероприятия по реформированию на государственных предприятиях КНР до последнего времени реализовывались «главным образом в направлении расширения их прав в хозяйственной деятельности при сохранении за государством права собственности на имущество предприятия. Основной имущественно-хозяйственной формой является система подрядно-хозяйственной ответственности предприятий, где наряду со старой системой отчисления прибыли осуществляется переход к системе налогообложения и практике возврата кредитов после уплаты налогов. Одновременно вводится акционерная система как более высокая форма имущественно-хозяйственной ответственности предприятий, которая используется по мере накопления опыта самостоятельной хозяйственной деятельности.

     Сейчас  Китай вступил в «период рекордно высокого уровня слияний и приобретений», в ходе которого около 90 % государственных  предприятий страны перейдут в частные  руки, т.е. будут приватизированы (термин «приватизация» в Пекине стараются  не употреблять, там предпочитают другой термин - «преобразование характера  собственности»). Правительство надеется, что частные владельцы помогут  сделать убыточные компании, лежащие  тяжелым бременем на китайской экономике, рентабельными. При этом учитывается, что приватизация приведет к росту  армии безработных, тем более  что уже 25 миллионов человек потеряли работу. Поэтому принято решение, что средства, вырученные от продажи  госпредприятий, пойдут в первую очередь  на поддержку неимущих слоев, в том  числе на систему здравоохранения, пенсионную систему и систему  социального обеспечения. Также  один из путей решения этой проблемы -- создание малых предприятий, развитие индивидуального сектора, что, по различным оценкам, до 2006г. может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны.

     Кампания  по приватизации возвещает, пишет «Washington post», о наступлении нового этапа перехода от планового хозяйства к рыночной экономике. Однако в Пекине подчеркивают, что этот переход не тождествен отказу от государственного регулирования экономики. Китайское руководство в ходе экономических преобразований намерено и дальше сохранять «командные высоты» в экономике и прежде всего в стратегически важных для развития страны отраслях и производствах. Под контролем государства по-прежнему останутся на правах общенародной собственности земля, ее недра и природные ресурсы, в том числе месторождения полезных ископаемых.

     Значительные  изменения произошли в инвестиционной политике. Система мобилизации и  распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления  политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли  предприятий и дальнейшем распределении  средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения. Осуществляется децентрализация государственных капиталовложений в сторону увеличения роли источников финансирования, находящихся в руках местных властей и государственных предприятий.

     Бюджетное финансирование все в большей  степени заменяется кредитованием  капиталовложений, которое осуществляется специализированными банками. Одной  из важнейших составных частей реформы  стало восстановление многоукладной  экономики. Курс на развитие многообразных  форм собственности и способов хозяйствования был одобрен в основных государственных  документах и объявлен долгосрочной линией. К началу 90-х годов XX в. в  стране сложилось четыре вида собственности -- государственная, коллективная, частная, индивидуальная. Каждая из них в свою очередь имеет многообразные способы хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Основные сдвиги  в отраслевой структуре  народного хозяйства

     Индивидуальные  хозяйства работают на основе использования  общественной собственности (аренда, подряд) и личной собственности на средства производства. Индивидуальный предприниматель  использует в основном свой труд и  труд членов семьи. Сфера индивидуального  предпринимательства распространяется на такие области, как бытовое  обслуживание населения, строительство, культура, операции с недвижимостью, розничная торговля.

     Частными  предприятиями, согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышающим  восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального  сектора. В программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как  он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного сектора стимулирует  производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную  самостоятельность получили предприятия  коллективного сектора. В настоящее  время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность  и большая часть городов.

     Особо значительны процессы, которые произошли  в коллективном секторе китайской  деревни после перехода сельского  хозяйства на подворный подряд, прямо  увязывающий доходы крестьянского  двора с объемом произведенной  им продукции. В 60-70-е годы XX в. сельскохозяйственные народные коммуны считались коллективным сектором, однако по существу, т.е. по характеру  распоряжения собственностью, коллективными  они не были. Государство контролировало процесс производства и процесс  распределения конечного продукта. В результате та форма хозяйствования не смогла обеспечить высокий уровень  производительности труда.

     Переход к системе подворного подряда  и прямым рыночным закупкам кардинально  изменил ситуацию в деревне, активизировал  человеческий фактор и способствовал  быстрому росту производства сельскохозяйственной продукции. Изменяющаяся структура потребления предъявляет новые требования к производственной структуре сельского хозяйства в отношении качества и ассортимента. Возникла сложная проблема -- несоответствие между существующей структурой сельскохозяйственного производства и меняющейся структурой общественного спроса на продукты питания. Решение проблемы связано с повышением рентабельности, экономической эффективностью и изменением структуры сельскохозяйственного производства.

     Важным  элементом хозяйственного уклада в  деревне стали сельские предприятия («предприятия волостей и поселков»): 70% валового производства этих предприятий  приходится на промышленность, 10% -- на транспорт, далее идут строительство, торговля, общественное питание. Доля сельских предприятий в производстве валового общественного продукта в  деревне составила в 2003г. 13,5%.

     Государственный сектор продолжает занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции  промышленности, розничном товарообороте, численности занятых. Вместе с тем к началу 90-х годов XX в. доля предприятий государственного сектора стала постепенно сокращаться.

     Снижение  удельного веса государственного сектора  в численности предприятий привело  к определенному уменьшению доли государственного сектора в общем  объеме промышленного производства. Если еще в 1990г. на долю государственного сектора приходилось около 55% промышленного  производства, то в 1996г. -- уже не многим более 40%.

     Значительно возросла роль коллективного сектора. В 1989г. на его долю приходилось 35,2% занятых в промышленности и 19% валовой промышленной продукции, а в 2003г. эти показатели составили 53,2% и 39,2% соответственно. Доля частного сектора с 1992 по 1996гг. увеличилась с 4 до 10% валовой промышленной продукции. В настоящее время предпринимаются меры по активизации развития этого сектора экономики, и в будущем, по оценкам, доля частной экономики в ВНП будет доведена до 30%. Я. Бергер, В. Михеев Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. - 2005. - №1. - с.110

     Негосударственные секторы играют важную роль в экономике  КНР. На них приходится более трети  бюджетных доходов, около 60% экспорта.

     Одним из важнейших направлений экономической  политики периода реформ стала реализация задачи достижения оптимальной сбалансированности народного хозяйства. К концу 70-х  годов XX в. в народном хозяйстве КНР существовала воспроизведетвенная структура, при которой 33,7% ВНП создавалось сельским хозяйством; 46,3% -- промышленностью и строительством и 20% -- третичной сферой. Такую структуру промышленно-развитые страны имели в конце XIX -- начале XX вв. В производственной структуре КНР проявлялось отставание сельского хозяйства от развития промышленности: среднегодовой прирост валовой продукции сельского хозяйства за период 1953-1978гг. составил 3,1%, а валовой продукции промышленности -- 11,4%; отставание транспорта, связи, других отраслей.

     В начале 80-х годов XX в. была разработана  новая структурно-экономическая  политика на длительную перспективу, которая  намечала следующие основные задачи: обеспечение сбалансированного  развития промышленности и сельского  хозяйства; направление на ускоренное развитие легкой промышленности и привлечение  тяжелой промышленности к снабжению  населения потребительскими товарами; ликвидация сложившихся диспропорций внутри тяжелой промышленности -- между  отраслями горнодобывающего, сырьевого  и перерабатывающего комплексов, решение энергетической и транспортной проблемы; стимулирование развития наиболее прогрессивных видов производства с целью интенсификации экономики, повышения ее технического уровня (в частности электронной промышленности).

Информация о работе Экономика Китая