Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа
На сегодняшний день процессы, происходящие в экономике Китая привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. «Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», - заявил в ходе своего визита в Китай бывший Президент России Владимир Путин, обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика экономики КНР…………………………… 5
1.1 Природно-географическая, социальная и политическая структура КНР…………………………………………………………………………
5
1.2 Экономическая составляющая КНР………………………………… 8
1.3 Внешнеэкономические отношения КНР………………………….…. 10
Глава 2. Основные направления экономической политики КНР…………… 12
2.1 Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике……… 12
2.2 Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства…… 16
Глава 3. Валютно-финансовая система Китая………………………………… 21
3.1 Организация банковской системы…………………………………... 21
3.2 Импорт капитала и инвестиционный климат Китая……………….. 26
3.3 Роль СЭЗ в экономике Китая…………………………………………. 28
Заключение………………………………………….………………………….. 32
Список используемой литературы…………………
Глава 2. Основные направления экономической политики КНР
2.1 Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике
Развитие КНР с конца 70-х годов связано с курсом на проведение экономической реформы и открытой внешнеэкономической политики.
III
пленум ЦК КПК одиннадцатого
созыва, состоявшийся в декабре
1978г., принял решение о переносе
центра тяжести в работе
Достижение
поставленных целей связывается
с построением «
В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. В программных документах КПК было заявлено о недопустимости противопоставлений планового хозяйства товарному и необходимости развития последнего как наиболее эффективного инструмента развития экономики.
Центральная роль отводилась реформе системы ценообразования -- постепенное сокращение номенклатуры товаров, цены на которые централизованно устанавливаются государством, переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа цен проводилась в несколько этапов. Первоначально были предприняты шаги по совершенствованию действующих государственных цен, их приближению к реальному уровню затрат. В значительной степени были увеличены традиционно заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию и повышены цены на средства производства. В области механизма ценообразования происходила постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления. На втором этапе стала осуществляться постепенная либерализация цен, которая охватывала все больший круг товаров производственного и потребительского назначения. Одновременно реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система, внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости.
Задача реформирования государственных предприятий -- в настоящее время наиболее сложная и масштабная проблема, стоящая перед экономикой КНР. Мероприятия по реформированию на государственных предприятиях КНР до последнего времени реализовывались «главным образом в направлении расширения их прав в хозяйственной деятельности при сохранении за государством права собственности на имущество предприятия. Основной имущественно-хозяйственной формой является система подрядно-хозяйственной ответственности предприятий, где наряду со старой системой отчисления прибыли осуществляется переход к системе налогообложения и практике возврата кредитов после уплаты налогов. Одновременно вводится акционерная система как более высокая форма имущественно-хозяйственной ответственности предприятий, которая используется по мере накопления опыта самостоятельной хозяйственной деятельности.
Сейчас
Китай вступил в «период
Кампания по приватизации возвещает, пишет «Washington post», о наступлении нового этапа перехода от планового хозяйства к рыночной экономике. Однако в Пекине подчеркивают, что этот переход не тождествен отказу от государственного регулирования экономики. Китайское руководство в ходе экономических преобразований намерено и дальше сохранять «командные высоты» в экономике и прежде всего в стратегически важных для развития страны отраслях и производствах. Под контролем государства по-прежнему останутся на правах общенародной собственности земля, ее недра и природные ресурсы, в том числе месторождения полезных ископаемых.
Значительные
изменения произошли в
Бюджетное
финансирование все в большей
степени заменяется кредитованием
капиталовложений, которое осуществляется
специализированными банками. Одной
из важнейших составных частей реформы
стало восстановление многоукладной
экономики. Курс на развитие многообразных
форм собственности и способов хозяйствования
был одобрен в основных государственных
документах и объявлен долгосрочной
линией. К началу 90-х годов XX в. в
стране сложилось четыре вида собственности
-- государственная, коллективная, частная,
индивидуальная. Каждая из них в свою очередь
имеет многообразные способы хозяйствования.
2.2 Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства
Индивидуальные
хозяйства работают на основе использования
общественной собственности (аренда, подряд)
и личной собственности на средства
производства. Индивидуальный предприниматель
использует в основном свой труд и
труд членов семьи. Сфера индивидуального
предпринимательства
Частными предприятиями, согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышающим восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального сектора. В программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного сектора стимулирует производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную самостоятельность получили предприятия коллективного сектора. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность и большая часть городов.
Особо
значительны процессы, которые произошли
в коллективном секторе китайской
деревни после перехода сельского
хозяйства на подворный подряд, прямо
увязывающий доходы крестьянского
двора с объемом произведенной
им продукции. В 60-70-е годы XX в. сельскохозяйственные
народные коммуны считались коллективным
сектором, однако по существу, т.е. по характеру
распоряжения собственностью, коллективными
они не были. Государство контролировало
процесс производства и процесс
распределения конечного
Переход к системе подворного подряда и прямым рыночным закупкам кардинально изменил ситуацию в деревне, активизировал человеческий фактор и способствовал быстрому росту производства сельскохозяйственной продукции. Изменяющаяся структура потребления предъявляет новые требования к производственной структуре сельского хозяйства в отношении качества и ассортимента. Возникла сложная проблема -- несоответствие между существующей структурой сельскохозяйственного производства и меняющейся структурой общественного спроса на продукты питания. Решение проблемы связано с повышением рентабельности, экономической эффективностью и изменением структуры сельскохозяйственного производства.
Важным элементом хозяйственного уклада в деревне стали сельские предприятия («предприятия волостей и поселков»): 70% валового производства этих предприятий приходится на промышленность, 10% -- на транспорт, далее идут строительство, торговля, общественное питание. Доля сельских предприятий в производстве валового общественного продукта в деревне составила в 2003г. 13,5%.
Государственный сектор продолжает занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности, розничном товарообороте, численности занятых. Вместе с тем к началу 90-х годов XX в. доля предприятий государственного сектора стала постепенно сокращаться.
Снижение
удельного веса государственного сектора
в численности предприятий
Значительно возросла роль коллективного сектора. В 1989г. на его долю приходилось 35,2% занятых в промышленности и 19% валовой промышленной продукции, а в 2003г. эти показатели составили 53,2% и 39,2% соответственно. Доля частного сектора с 1992 по 1996гг. увеличилась с 4 до 10% валовой промышленной продукции. В настоящее время предпринимаются меры по активизации развития этого сектора экономики, и в будущем, по оценкам, доля частной экономики в ВНП будет доведена до 30%. Я. Бергер, В. Михеев Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. - 2005. - №1. - с.110
Негосударственные секторы играют важную роль в экономике КНР. На них приходится более трети бюджетных доходов, около 60% экспорта.
Одним
из важнейших направлений
В
начале 80-х годов XX в. была разработана
новая структурно-