Экономика древнего Вавилона

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Судебник Хаммурапи как исторический источник………………….
Глава 2. Развитие сельского хозяйства…………………………………………
Глава 3. Ремесло, торговля и ростовщичество…………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы…………………………..

Работа содержит 1 файл

Вавилон1.docx

— 39.82 Кб (Скачать)

    В условиях  существования частной собственности как на движимое,  так и недвижимое  имущество,  большое  развитие  получил  договор  купли-продажи.

Продажа  наиболее  ценных  предметов   (земли,   построек,   рабов,   скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных  табличках)  при  свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества,  изъятого  из оборота  (например,  имущество  илку),  считалась недействительной.  

Кроме названных,  законодательство  Хаммурапи  знает  договоры  хранения(поклажи), товарищества, мены, поручения,

    Из  кодекса   Хаммурапи  видно,  что  государство   пыталось   остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии  от  других восточных  экономических  трудов  не   имеют   религиозного   и   морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить  общественный строй государства  господствующей  силой  в котором должны  были  являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы  слабого".  Эти законы являются первой попыткой управлять экономической  жизнью  страны  при помощи правовых норм.

Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п. ), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие “простейшие“ случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте где они могут быть вставлены.

Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к  гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает  ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом “если” после  чего следует изложение возможной  ситуации и вытекающих из неё юридических  последствий. При издании текста законов современными учеными он был разбит на “параграфы“, или  “статьи“, снабженные нумерацией (сам  текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть ). Всего таких параграфов - 282.

Нормы внутри Законов Хаммурапи  группируются по “предмету“ регулирования, а расположение норм внутри групп  и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - 5 ) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и “ изменение “ судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 - 25 ) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел ( п. 26 - 41 ), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни ( не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “ ). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе ) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм ( п.42 - 88 ) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

 

Глава 2. Развитие сельского хозяйства.

Во времена Хамурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли сельского хозяйства как садоводство (разведение финиковых пальм), получение больших урожаев злаковых (ячмень) и масленичных культур. В значительной степени это достигалось за счет расширения ирригационной сети по всей  стране. Специальные чиновники обязаны были наблюдать за состоянием больших и малых каналов. Государственная власть в лице царя не только заботится о расширении оросительной системы, но и о содержании ее в порядке. Царь постоянно дает распоряжения местным чиновникам относительно расчистки каналов и производства различных работ, связанных с ирригацией. Если поддерживать в порядке всю оросительную сеть было функцией государства, то содержание в порядке каждого отдельного участка было в первую очередь делом общины. На это указывают статьи 53-56 кодекса Хаммурапи. Эти статьи устанавливают ответственность каждого общинника за сохранение в порядке данного участка ирригации, причем если по чьей-то вине произошел в плотине прорыв и был затоплен соседний участок, то виновный должен был возместить уничтоженный хлеб. Если же он не в состоянии возместить хлеб, то по ст.54 его самого и его имущество следует продать, обратив вырученные деньги на возмещение понесенных убытков. Из документов архива Мари явствует, что к выполнению ирригационной повинности привлекалось все способное к труду население - от свободных до рабов, за уклонение от нее виновных наказывали вплоть до смертельной казни. Целый ряд других документов этого времени указывает на усиленный контроль, проводившийся центральной властью на содержание оросительной системы. Если в царский дворец поступали сведения о том, что в той или иной области не хватает воды для орошения, то из дворца немедленно направлялось соответствующее распоряжение местному чиновнику о принятии мер для обеспечения полей водой. Арендаторы, снимавшие в аренду участки царской земли, должны были быть обеспечены водой для орошения земли. В том случае, если воды для орошения этих арендованных полей не хватало, местные чиновники должны были принять меры к орошению  этих полей, либо заменить неорошенное поле орошенным. На это указывают многочисленные царские письма, возлагающие на местных чиновников материальную ответственность за нормальное орошение всех арендованных земель. В случае неурожая из-за плохого орошения местный чиновник должен был платить за арендатора недоимку его арендной платы. Важным своим деянием Вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного “Нар-Хамурапи” (“рекой Хамурапи”), о котором говорилось, что это “богатство народа”, приносящее воды “Шумеру и Аккаду”.

Постоянно чувствую потребность  в строительном материале, царь принимает  ряд мер к охране лесов, которые  были разбиты на отдельные “лесные  участки” и находились в ведении  особых “лесничих”, подчинявшихся  главному лесничему. Сохранился документ, в котором царь приказывает расследовать дело о порубке деревьев на лесных участках, порученных ведению главных  лесничих Аблианум и Синмагир, а также узнать, кто срубил деревья: лесничие или “чужая рука” (т.е. злоумышленник). Лесничие несли ответственность за сохранность лесов. За должностные преступления они карались смертной казнью.

Развивалось в крупных масштаба и скотоводство. Неоднократно в законах упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, если для пастьбы которых нанимаются пастухи. Часто скот отдается внаем для работы на поле, перевозке тяжестей. Целый ряд статей кодекса определяет ответственность за нанятый скот, возмещение убытка в случае причинения ущерба. 

 

 

Глава 3. Ремесло, торговля и ростовщичество.

Ремесло представлено самыми различными профессиями: строители  домов, кораблей, столяры, плотники, камнерезы, портные, ткачи, кузнецы, кожевники. К ремесленным профессиям в то время причисляли также врачей, ветеринаров, цирюльников, трактирщиков. Для оплаты труда ремесленников законы Хамурапи устанавливают твердую плату, а также суровую ответственность за сделанную работу. “Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил домовладельца, этот строитель должен быть казнен” - гласит ст.229. Оплата труда врача зависела от принадлежности пациента к тому или иному классу общества и соответственно повышалась или понижалась.

Развитию торговли способствовали объединение в рамках единого Вавилонского государства всей территории Месопотамии и сосредоточение всех внутренних и внешних торговых путей, идущих через долину Тигра и Ефрата, в одних руках. Предметом экспорта из Вавилонии было зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесленные изделия (ст.104, 237).  Импорт состоял из металлов, строительного камня и дерева, рабов, предметов роскоши. Торговля была предметом особой заботы государства и ею занимались особые специальные торговые агенты - тамкары, которые вели крупные государственную и собственную торговлю, осуществляя ее часто через более мелких торговцев- посредников. За свою службу тамкары получали земельные и садовые участки, дома. Они выступали и как арендаторы царской земли и земельных участков общинников, а также нередко являлись крупными ростовщиками. Тамкары вели торговлю под руководством особых чиновников, называвшихся “вакиль тамкары”. Наряду с крупной  оптовой торговлей существовала  также и мелкая, розничная. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или храма ссуды или товары, вели торговые операции на свой страх и риск. Законодатель, защищавший интересы собственников-богачей, и в данном случае принимал ряд мер к тому, чтобы гарантировать крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По ст.101 взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от ее возвращения, были военные действия (ст.103)

Торговые сделки на продукты сельского хозяйства совершались  на особых рынках, где устанавливались  цены на товары, стоимости взятого  взаймы зерна “по курсу дня, поскольку  стоимость различных продуктов  часто колебалась в зависимости  от общих хозяйственных условий, а также от времени года.  Важнейшими торговыми центрами являлись Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур.

Но хозяйственный строй  Вавилонии в основном остается натуральным. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро. Зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем повозок, волов и ослов, а также жалованье царским чиновникам и судьям.

Выгодное географическое положение Вавилона способствовало довольно значительному развитию торговли. К сожалению, в кодексе Хаммурапи сохранилось мало указаний на те предметы, которые были главными объектами торговли. Однако можно думать, что из Вавилонского царства, как из аграрной страны, особенно широко вывозились продукты сельского хозяйства. Так, в статье 104 в качестве товаров перечисляются хлеб, шерсть и масло, а в статье 237 к этим продуктам сельского хозяйства ещё добавлены финики. Торговля в Вавилонии принимала различные формы. Наряду с крупной оптовой торговлей существовала также и мелкая, розничная торговля. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или у храма ссуды или товары, вели торговые операции за свой страх и риск. Законодатель, защищающий интересы собственников-богачей, и в данном случае принимал ряд мер к тому, чтобы гарантировать крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По статье 101 взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от её возвращения, были военные действия (статья 103).

Торговые сделки на продукты сельского хозяйства совершались  на особых рынках, где устанавливались  цены на товары, как видно из документов, предусматривающих возвращение  стоимости взятого взаймы зерна  «по курсу дня». И действительно  из документов видно, что стоимость  различных продуктов часто колебалась в зависимости от общих хозяйственных  условий, а также от времени года. Так, в царствование Сингашида из Урука «3 гур зерна, или 12 мин шерсти, или 10 мин меди, или 30 ка растительного масла продавались по цене страны за 1 шекель серебра». Таким образом, серебро ценилось в 600 раз дороже меди, в 720 раз дороже шерсти, а стоимость 2 л масла равнялась стоимости 1 кг шерсти. Эта сравнительно низкая стоимость продуктов сельского хозяйства в эпоху Сингашида объясняется, очевидно, тем, что Урук в эпоху II вавилонской династии в связи с некоторым упадком Вавилона переживал время значительного хозяйственного расцвета. В царствование же Хаммурапи продукты сельского хозяйства стоили значительно дороже, чем при Сингашиде. Так, например, шерсть стоила вдвое дороже, растительное масло в три раза дороже, а зерно вдвое дороже. Эта дороговизна жизни при Хаммурапи, возможно, объясняется теми непрерывными войнами, которые в ту эпоху вёл Вавилон и которые должны были отразиться на хозяйственной жизни страны, вызвав значительное повышение цен на продукты сельского хозяйства.

В связи с ростом и усилением  Вавилонского государства расширялась  и та внешняя торговля, которую  вели вавилонские купцы. Так, мы знаем, что они отправлялись на иностранные  рынки, чтобы покупать и продавать  рабов. В некоторых документах стоимость  того или иного товара устанавливается  по курсу, который стоял в то время  на том или ином иностранном рынке, например в Туплиаше. Вавилон при I вавилонской династии постепенно превращается в крупнейший торговый центр всей Передней Азии.

Но хозяйственный строй  Вавилонии в основном остаётся натуральным. Зерно в расчётах играет такую же роль, как и серебро. Зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наём повозок, волов и ослов, а также жалованье царским чиновникам и судьям. Государство, владевшее огромным количеством земель и скапливавшее в своих складах множество самых различных продуктов, вполне естественно, было заинтересовано в том, чтобы производить все расчёты натурой. С другой стороны, господство натурального хозяйства в значительной степени объясняется прочным сохранением пережитков общинного строя. Маленькие и замкнутые сельские общины ещё в течение долгого времени жили в условиях примитивного натурального хозяйства.

Развитие торговли и ростовщичества, особенно заметное в период расцвета Вавилонского царства, способствовало дальнейшему социальному расслоению внутри древних сельских общин. Однако всё ещё сохранялись пережитки  древнего родового строя, на что указывают  некоторые статьи в судебнике  Хаммурапи. Так, за кровосмешение полагалось особое наказание — изгнание из родной местности или родного  дома (статьи 154–158). Несомненно в те времена люди были очень прочно связаны со своими сельскими и семейными общинами. Человек был связан с коллективом общины «…столь же тесно, как отдельная пчела с пчелиным ульем».[14] Поэтому насильственный отрыв людей от той среды, в которой они жили и от которой они экономически зависели, считался в те времена жестоким наказанием. Другим пережитком родового строя был обычай добавлять при внесении арендной платы 1/2 шекеля серебра, причём эта доплата носит странное название «баран поля». Возможно, что эта доплата вносилась в пользу покровителей рода — духов предков в том случае, когда имущество отдавалось за пределы рода. Само название «баран поля» указывает на древность этого обычая, восходящего к тому времени, когда скотом пользовались в качестве денег.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вавилон был примитивным  рабовладельческим государством древневосточного типа. Население жило оседло. Развивались  ремесла, каменные орудия постепенно сменялись  на медные и бронзовые. Ведущей отраслью народного хозяйства было земледелие, основанное на искусственном орошении. Техника земледелия в Вавилоне была примитивной, однако ирригационная система - совершенной. Принадлежала эта система государству, важнейшими функциями которого были ее содержание и ремонт, сооружение новых каналов и других построек. Земля принадлежала царю, т. е. государству. Значительная часть земли находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными крестьянами. Со временем общинные земли стали передаваться царем вельможам, чиновникам и военачальникам, возникало частное землевладение. В ходе захватнических войн земли присоединялись к царской собственности.

Информация о работе Экономика древнего Вавилона