Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:36, контрольная работа
До колонизации Якутии Россией якуты управлялись тойонами - главами крупных клановых объединений. В последней четверти XVII - XVIII вв. тойонам удалось отстоять не только свои властные полномочия, но и расширить их в рамках русской системы управления Сибири. Их общественная активность способствовала становлению улусного административного управления в Якутии.
Царское правительство, заинтересованное в установлении прочной системы управления сибирскими "инородцами", шло навстречу властолюбивым тойонам.
Введение 1
Экономическое положение Якутии 5
Реформы Первой ясачной комиссии 9
Вторая ясачная комиссия (1828-1834 гг.) и новое положение ясачных. 14
Заключение 19
Список литературы 22
В 1831 г. по случаю неулова зверей тунгусов Олекминского округа постигла голодовка, во время которой помощь им оказали витимские крестьяне. В 1839 г. значительная часть оленей кангаласских тунгусов пала от сибирской язвы. Все это приводило к большим государственным недоимкам. В результате отдельные группы тунгусов нередко откочевывали из центральных районов Якутии к Амуру и Нелькану, а из Вилюйского округа, как отмечалось выше, - в Туруханский округ.
В первой половине XIX в. в результате сближения тунгусоязычного населения с соседями, главным образом с якутами, произошли глубокие изменения в их хозяйстве, образе жизни.
Обязанность собирать ясак и прочие поступления, производить раскладку налогов тунгусские и ламутские князцы и старшины нередко использовали для собственного обогащения. Они выступали также в качестве торговцев. В частности, из ламутов выделилась зажиточная верхушка, занимавшаяся в 1850-1860 гг. грузоперевозками по Якутско-Алданскому тракту.
Царская администрация пыталась создать в среде “бродячих” народов аристократическую верхушку. Но это почти не удавалось. Попытки выявить знатных наследственных князцов не удавались.
Тунгусы и ламуты нередко подкочёвывали к якутским и русским соседям. Связывались и роднились с ними путём браков. В случаях голодовок нередко поселялись в юртах якутов. Сближение с соседями, главным образом якутами, привело к глубоким изменениям в хозяйстве, образа жизни и общественном строе тунгусов. Так, Второй ясачной комиссией в 1830 г. среди вилюйских тунгусов были выделены “кочевые” группы (кэлтякский и угулятские роды), которые занимались скотоводством. Под влиянием якутов к скотоводству перешла и большая часть Олёкминских тунгусов. Важным событием в эти годы был переход части майских тунгусов к земледелию.
Голодовки, которые преследовали юкагиров в первой половине XIX в., приводили к переселениям в русские посёлки, способствовали сближению юкагиров с русскими старожилами. В этой связи часть юкагиров перешла на русскую речь, воспринимая одновременно и русский образ жизни. Исчезает чуванский диалект юкагирского языка, тогда же исчезает юкагирский язык между Леной и Яной и между Яной и Индигиркой. В эти трудные годы определённую помощь юкагирам и русским оказывали и некоторые купцы. Так, например, в 1850 г. купец Барамыгин пожертвовал 100 пудов хлеба и 100 оленей нижнеколымским мещанам и юкагирам, а в 1858 г. он же выделил голодающим юкагирам и ламутам 150 пудов мяса.
Эти тяжёлые годы на севере области сопровождались эпидемическими заболеваниями. Положение усугублялось и деятельностью торговцев. Скупщики пушнины продолжали грабить их, спаивая и опутывая долгами.
Пользуясь отдалённостью Колымского округа, купцы продавали здесь свои товары по вздутым ценам. Мало того “артели” купцов отнимали у юкагиров “рыбные пески” и звериные угодья.
К началу XIX в. территория, занимаемая юкагирами, резко сократилась. На северо-восток в юкагирские области - бассейны Анадыря и Чауна, - воспользовавшись ослаблением чуванцев и хадынцев, проникли чукчи. На Колыме, Индигирке и Яне резко расширились районы расселения якутов и эвенов. Происходит резкое уменьшение численности колымских юкагиров, иной облик приобрела их традиционная культура. В указанное время в низовьях Колымы изменились пути миграций диких оленей, а в верховьях уменьшилось поголовье лосей. Потомки юкагиров между Леной и Индигиркой перешли на ламутский и якутский языки. В 1859 г. общая численность юкагиров Колымского округа, объединенных в 8 родов, составляла 886 чел. А юкагиры двух алазейских родов кочевали в тундре между Колымой и Алазеей совместно с ламутами.