Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, реферат
В источниках, посвященных истории Германии в двадцатом веке, не уделяется достаточного внимания характеристике экономического положения Западной Германии в 1945 г. Основные работы по экономической истории освещают лишь отдельные аспекты этого вопроса. Экономическое положение Западной Германии в 1945 г. рассматривается неотделимо от действий стран-победительниц и процессов, происходивших в Западной Германии после войны. Однако четкая характеристика итогов функционирования нацис
Инфляция.
С июня 1948 г. инфляция в ФРГ была практически остановлена. Инфляцию в целом рассматривают как негативное опасное явление. Однако не во всех случаях это так. Инфляционная тенденция до 4% в год, например, свидетельствует о здоровой экономике с сильным ростом. Экспондирующей экономике требуется все больше капитала для расширения инвестиций. Галопирующая инфляция, напротив, разрушает народное хозяйство. Прогрессирующее обесценивание стоимости денег ведет к тому, что никто больше не делает денежных накоплений стараясь обратить все в реальные ценности. Возникающее в таком случае давление спроса взвинчивает цены, коммерсанты, ожидая еще более высоких цен, сдерживают продажу товаров, что опять таки уменьшает предложение и в свою очередь увеличивает цены - порочный круг, который можно разорвать разве что радикальной денежной реформой.
Демократия (местное самоуправление).
Переплетение между федерацией, землями и коммунами в Германии настолько тесно, что появилось понятие «федерализма с прожилками». Коммуны могут принимать решения о застройке и использовании площадей, избирать по собственному усмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своей компетенции финансовый план, могут взимать с граждан определенные пошлины, взносы, налоги. Коммуны различают задачи, выполняемые по поручению, и задачи самоуправления. Порученческими являются обязанности, возложенные на них федерацией и данной землей. Это строительство и содержание школ, канализация или организация дел в области охраны общественного порядка, социальных услуг, регистрация населения, уличного движения; проблемы культуры от краеведческого музея до оперы.
Государственный сектор.
Государственный сектор ФРГ сравнительно невелик - меньше 20% акционерного капитала страны. В послевоенные годы здесь не проводилась национализация. В руки боннского правительства перешла собственность фашистского государства и военных преступников, а в дальнейшем государственный сектор увеличивался за счет государственных инвестиций и нового строительства. Впрочем, государственные компании дают 95% электроэнергии ФРГ, 75% каменного угля, 80% железной руды, 50% алюминия, 40% автомобилей. В руках государства находится почти вся инфраструктура. В кредитной системе страны также господствует государственный сектор. Через государственный бюджет проходит около 40% валового национального продукта и именно бюджет является главным государственным регулятором экономического развития.
В ФРГ, как и во Франции, практикуется индикативное планирование. Государственные программы воздействия на экономику разделяются на краткосрочные (антициклические) и долгосрочные (структурные), связанные с прогнозированием и программированием. Антициклические меры заключаются в том, чти в периоды спадов государство увеличивает инвестиции, в основном, в отрасли инфраструктуры, и усиленно субсидирует промышленников, а в годы подъема государственные инвестиции и субсидии уменьшаются. Долгосрочное планирование ориентировано на поддержание оптимальной структуры производства. Государство стимулирует развитие наиболее перспективных для Германии отраслей одновременно поддерживает развитие малорентабельных производств и инфраструктуры.
Мы не коснулись экономических последствий объединения ФРГ и ГДР. Объединение государств стало свершившимся фактом, но для слияния двух экономических систем требуется длительное время, и все результаты такого слияния станут очевидными лишь в будущем.
Пока очевидно лишь то, что с присоединением ГДР экономическая мощь ФРГ и ее вес в Европейском хозяйстве существенно возрастают.
3. Ремилитаризация Германии и вступление
ФРГ в НАТО
Для
того чтобы закрепиться в Германии, а Соединенным
Штатам и в Центральной Европе, западные
державы с конца 1947 г. пошли на раскол германской
территории путем создания западнее Эльбы
сепаратного государства. Раскол Германии
углублялся по мере того, как западные
державы во главе с США все более явно
рвали с Потсдамскими соглашениями и всячески
поощряли процесс политической и экономической
реставрации империализма и реакции в
трех западных зонах. Подготовительным
шагом к возрождению на немецкой земле
государства с традициями только что поверженного
«третьего рейха» явилось образование
в западных оккупационных зонах сначала
Бизонии, в которую были включены американская
и английская зоны, а затем и Тризонии
путем присоединения французской зоны.
Западная буржуазная пресса не скрывала
истинных целей империализма в германских
делах. «Эпоха Ялты прошла. Разделение
Германии развяжет нам руки для включения
Западной Германии в систему западных
государств», - писала тогда американская
печать. Весь послевоенный период свидетельствует
о том, что правящие круги западных держав
преднамеренно воздвигали на пути искоренения
германского милитаризма и нацизма одно
препятствие за другим, превращая их в
глухую стену, за которой до определенного
времени отсиделись бы милитаризм и реваншизм
в западной части Германии. Окончательная
оформление западногерманского государства
произошло в 1949 г. Сторонники раскола Германии
торопились изменить соотношение сил
на немецкой территории в свою пользу,
закрепить ее западную часть за собой
экономически и политически, оформить
ее конституционно. Конституция (основной
закон - «Grundgesetz») для Западной Германии
была принята 8 мая, а 24 мая она вступила
в силу. Крупный монополистический капитал
снова захватил здесь политическую власть
для осуществления и проведения в жизнь
своей старой милитаристской политики.
14 августа состоялись первые выборы в
бундестаг, 7 сентября 1949 г. Западная Германия
была провозглашена Федеративной Республикой
Германии со столицей в Бонне. Не прошло
и первых ста дней существования Западной
Германии, как мир убедился в истинных
намерениях пришедших к власти милитаристов.
В начале декабря 1949 года первый канцлер
Аденауэр в интервью американской печати
впервые высказался за вооружение ФРГ
и предложил включить в планировавшуюся
тогда армию «немецких солдат». Примерно
к этому же времени относятся и сообщения
мировой печати о действительном назначении
будущих вооруженных сил нового государства.
Основой для составления разного рода
военных прогнозов послужило первое правительственное
заявление Аденауэра, в котором он указал,
что федеральное правительство «ни при
каких обстоятельствах» не примирится
с установленной на международных конференциях
в Ялте и Потсдаме границей Германии по
Одеру и Нейсе и отделением от нее бывших
восточных областей, что оно никогда не
перестанет заявлять о своих «притязаниях
на эти области». США и другие западные
державы протаскивали вооружение Западной
Германии посредством включения ее в объединенные
военные системы империализма в Западноевропейский
союз и блок НАТО. Но это была одна сторона
милитаризации ФРГ. Параллельно с ней
развернулась лихорадочная деятельность
западногерманских правящих кругов по
скорейшему созданию политических, правовых
и экономических основ для развертывания
вооруженных сил. Анализ деятельности
западных держав в тот период говорит
о том, что НАТО и ремилитаризованная Западная
Германия в его системе явились порождением
американского империализма, были задуманы
и создались в одно время и с одной целью.
Североатлантический военно-политический
блок, сколоченный наспех 4 апреля 1949 года
(в этот день был подписан договор в Вашингтоне)
за полгода до образования боннской республики,
был призван, в частности, разрешить в
соответствии с интересами мирового капитализма
и проблему Германии, облегчить возрождение
германского милитаризма и тем самым создать
предпосылки для изменения соотношения
сил в Европе и возможной агрессии. «Именно
ремилитаризация Германии через НАТО,
- отмечает польский историк Ю. Лидер, -
была целью создателей Североатлантического
блока». Любопытно в этой связи признание
английского фельдмаршала Монтгомери,
бывшего в то время командующим британскими
войсками в Германии. В своих мемуарах
он пишет: «Я попросил его (речь идет о
разговоре с английским министром иностранных
дел Бевином в январе 1949 года), чтобы он
предпринял шаги с целью включения Западной
Германии в Западный союз, а впоследствии
в организацию Североатлантического пакта…
Я указал ему, что государства члены Западного
союза не имеют ни достаточного количества
людей, ни резервов, чтобы выставить соответствующие
вооруженные силы… а мы должны располагать
мощными силами; без Германии у нас не
было бы надежды их получить». Вопрос о
вооружении Западной Германии решался
Соединенными Штатами Америки в рамках
НАТО буквально на другой год после образования
боннского государства. На пятой сессии
совета НАТО, проходившей 16-18 сентября
1950 года в Нью-Йорке, США впервые официально
выступили с предложением ремилитаризовать
Западную Германию в интересах ее вклада
в «оборону» Европы. По утверждению американского
представителя Ачесона на сессии, его
правительство предусматривало якобы
«известные ограничения и гарантии»: немецкие
формирования должны быть не крупнее дивизии
(речь шла тогда о десяти дивизиях); каждое
из них может находиться только в составе
большого по численности союзного соединения;
сохраняется запрет на создание германского
генерального штаба, предусмотренный
Потсдамскими соглашениями; в важных видах
вооружения немецкие вооруженные силы
будут зависимы от иных государств, так
как сама Германия не должна их производить.
Американское предложение не являлось
чем-то неожиданным и свидетельствовало
об официальном и окончательном отходе
США от политики разоружения и демилитаризации
Германии, торжественно провозглашенной
в Потсдаме союзниками по антигитлеровской
коалиции в год окончания войны (Потсдамские
соглашения были заключены 2 августа 1945
года). Милитаризация Западной Германии
вызвала в западноевропейских странах
повышенную осторожность. Решение о создании
ее вооруженных сил затягивалось благодаря
сопротивлению миролюбивых сил во всех
странах, однако, с повестки дня не снималось.
Соединенные Штаты Америки были вынуждены
маневрировать, находить приемлемые решения,
чтобы протащить вооружение Западной
Германии любыми путями и способами. Под
давлением Вашингтона французское правительство
24 октября 1950 года внесло предложение
странам Западной Европы создать европейскую
армию, независимую от Североатлантического
союза. Согласно так называемому плану
Плевена «вооруженные силы участвующих
стран не должны были образовывать какой-либо
коалиционной армии, что-то по образцу
НАТО, но в материальном отношении и личным
составом они должны быть интегрированы
по возможности в небольшие соединения.
Не должно быть ни национальной германской
армии, ни германского генерального штаба».
Такое ограничение вызвало бурную реакцию
протеста в правящих кругах Бонна, а канцлер
Аденауэр, в целом одобрив французское
предложение, официально выступил против
«дискриминации» ФРГ и потребовал «равноправия»
в области вооружений с другими странами,
назвав его в качестве предпосылки для
«немецкого военного вклада» в
военный союз. Государства НАТО, отвергнув
«основную военную концепцию объединения
батальонов» различной национальной принадлежности,
согласились на компромиссное предложение
председателя постоянного совета НАТО
американца Ч. Споффорда о создании в европейской
армии «боевых групп», в том числе и немецких,
в качестве оперативных самостоятельных
национальных соединений силой до бригады
и численностью примерно 6 тысяч человек.
Решение об участии ФРГ в европейской
армии и Североатлантическом союзе было
принято на шестой сессии совета НАТО
18-19 декабря того же года в Брюсселе, где
речь шла уже о ее конкретном военном вкладе.
Но все же европейских партнеров по военному
блоку тревожило предоставление западногерманским
военным контингентам определенной самостоятельности.
Министры иностранных дел и обороны стран
Североатлантического союза вынуждены
были на сессии уточнить, что «немецкие
контингенты должны представляться в
НАТО в форме дивизий». Эту оговорку следует
привести здесь для того, чтобы убедиться,
как при дальнейшем развитии вооружения
Западная Германия постепенно освобождалась
от ограничений и контроля. Брюссельская
сессия дала толчок ко многим последующим
переговорам, дву- и многосторонним встречам
с обязательным участием боннских представителей.
Процесс втягивания ФРГ в военные приготовления
наращивался с каждой сессией совета НАТО:
восьмая, проходившая 23-26 ноября 1951 года,
высказалась в пользу создания европейской
армии в составе 43 дивизий (в том числе
12 западногерманских), а на девятой (20-25
февраля 1952 года) был одобрен план создания
Европейского оборонительного сообщества
(ЕОС) и доведения количества дивизий НАТО
в Европе до 90. Идея создания ЕОС и европейской
армии, которая в случае войны подчинялась
бы главнокомандующему НАТО в Европе,
преследовала две основные цели: во-первых,
легализовать ремилитаризацию Западной
Германии; во-вторых, включить вооруженную
Западную Германию в Североатлантический
союз. И хотя попытки создания ЕОС и европейской
армии, длившиеся более трех лет (1951-1954 гг.),
закончились провалом (Национальное собрание
во Франции 30 августа 1954 года отвергло
проект ЕОС), они не остались бесследными
в деле вооружения Западной Германии.
Многочисленные переговоры и совещания
на различных уровнях, участие в них крупных
штабов и парламентская борьба, развернувшаяся
в странах военного блока, подготовили
условия для открытого вооружения боннского
государства и предоставили ФРГ время
и возможности для разработки основ военного
строительства, общей структуры вооруженных
сил, организационных форм войск, системы
комплектования, военного законодательства,
проектов уставов и наставлений, способов
оснащения боевой техникой. План создания
ЕОС являлся, по существу, вариантом номер
1 в легализации западногерманских вооруженных
сил. В официальном западногерманском
издании «Справочнике по военным вопросам
за 1966-67 годы» о вооружении ФРГ через «европейскую
армию» говорится как о «первом плане»
(«первый план: немецкие солдаты в европейской
армии»). Вариантом номер два стали впоследствии
Парижские соглашения (1954 г.), которые почти
ничего не изменили в запланированной
по первому варианту армии ФРГ, явились
хитро задуманной операцией по протаскиванию
милитаристских планов через парламентские
институты. Расчет был весьма несложен:
отказаться от первого плана в пользу
второго, как раз и нужного для милитаристов
НАТО и ФРГ. Такова динамика втягивания
боннского государства в военные блоки
Запада. Следовательно, почти за четыре
года (с осени 1951 года) до начала открытого
вооружения был определен размер вооруженных
сил (12 дивизий), оставшийся в основном
без изменения и в дальнейшем планировании.
С этого времени ФРГ стала постоянным
партнером США во всех военных приготовлениях
и основным элементом в стратегических
планах американского командования в
Европе, верным союзником Вашингтона в
проведении его военной политики в Западной
Европе. Осень 1954 года стала определяющей
в дальнейшем военном развитии западноевропейских
государств, и в особенности ФРГ. 23 октября
в заключенный в марте 1948 года в Брюсселе
«пакт пяти держав» (Франция, Великобритания,
Бельгия, Нидерланды, Люксембург), именовавшийся
также Западным союзом, вступили ФРГ и
Италия, а сам союз был переименован в
Западноевропейский.
Заключение
Главной особенностью экономики были реформы Эрхарда, которые быстро дали положительный результат. В одном из диспутов 1951 г. Эрхард приводит сведения о том, что в Германии самый высокий в Европе индекс заработной платы: он составлял 123%, тогда как в Великобритании - 109, Италии - 113, Бельгии - 109, Нидерландах - 111, Швеции - 101%.
К концу 1949 г. промышленность достигла уровня 1936 г., а к концу 50-х гг. превысила его на 14,4%.
С начала 60-х годов темпы роста экономики замедляются и, как следствие, уменьшается доля ФРГ в мировом капиталистическом промышленном производстве. Накапливаются внутренние противоречия капиталистического воспроизводства, которые вылились в 1966-1967 гг. в первый послевоенный циклический кризис. Наиболее глубокий в истории ФРГ кризис перепроизводства 1974-1975 гг. поразил все отрасли западногерманской экономики, вызвал сокращение валового национального продукта на 5%, промышленного производства - на 12,3%, внутренних частных инвестиций в основной капитал - на 18,6%. Резко возросло число банкротств, подскочили показатели инфляции. Циклический спад производства сопровождался энергетическим кризисом, носившим мировой характер, и структурными кризисами ряда отраслей промышленности. В 1980-1982 гг. экономика ФРГ испытала третий за свою историю циклический кризис перепроизводства.
Кризис предопределил приход к власти осенью 1982 г. в ФРГ, как и в некоторых других развитых капиталистических странах, консервативного правительства. В 1982 г. канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль, отказавшийся от кейнсианских методов регулирования экономики. Специфика западногерманского неоконсерватизма заключалась в «смягченном» варианте консервативной политики при стратегической линии, направленной на обеспечение прибыли крупного капитала. С 1983 г. в ФРГ начался экономический подъем.
3 октября 1990 г. произошло объединение Германии. Территория страны увеличилась на 1/3, население - с 64 до 80 млн. В пяти новых землях начались рыночные преобразования, потребовавшие больших капиталовложений, что привело к бюджетному дефициту, увеличению государственного долга и безработице.
Несмотря на имевшие место негативные тенденции в экономике страны после объединения, ФРГ остается одной из ведущих стран ЕС. Основные причины динамичного экономического развития ФРГ:
1) высокий уровень потребительского спроса;
2) увеличение занятости и зарплаты;
3) расширение немецкого внутреннего рынка за счет пяти новых
федеральных земель;
4) быстрое развитие научно-технического прогресса;
5)
преимущественное развитие отраслей экспортной
ориентации.
Литература
Информация о работе Экономическое развитие Германии после второй Мировой войны