Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, реферат
В источниках, посвященных истории Германии в двадцатом веке, не уделяется достаточного внимания характеристике экономического положения Западной Германии в 1945 г. Основные работы по экономической истории освещают лишь отдельные аспекты этого вопроса. Экономическое положение Западной Германии в 1945 г. рассматривается неотделимо от действий стран-победительниц и процессов, происходивших в Западной Германии после войны. Однако четкая характеристика итогов функционирования нацис
Контрольная работа
На тему:
«Экономическое развитие Германии после
второй Мировой войны»
Введение
В источниках, посвященных истории Германии в двадцатом веке, не уделяется достаточного внимания характеристике экономического положения Западной Германии в 1945 г. Основные работы по экономической истории освещают лишь отдельные аспекты этого вопроса. Экономическое положение Западной Германии в 1945 г. рассматривается неотделимо от действий стран-победительниц и процессов, происходивших в Западной Германии после войны. Однако четкая характеристика итогов функционирования нацистской модели экономики Германии имеет большое значение, так как позволяет оценить эффективность данной модели, проанализировать эффективность и адекватность эконо-мических мероприятий западных союзников по антигитлеровской коалиции в период 1945-1948 гг., и выявить ряд предпосылок, которые позволили Эрхарду в 1948 г. начать экономические реформы, получившие впоследствии название «экономическое чудо».
К окончанию второй мировой войны экономическая система Германии имела следующие черты
1. Централизованное управление ценами, заработной платой и рентой (фиксация в 1936 г.).
2. Регулирование потребительского рынка, рынка труда, жилищного рынка и рынка сельскохозяйственной продукции.
3. Централизованное распределение сырья и инвестиционных товаров между отраслями экономики.
4. Преобладание частной собственности на средства производства.
Территория
Западной Германии (246 тыс. км2) составляла
примерно 52% территории Третьего рейха
(470 тыс. км2), здесь до войны проживало
около 57% населения страны. В западных
зонах оккупации находились основные
производственные мощности (61% промышленного
производства), но производилось лишь
43% сельскохозяйственной продукции Германии.
Это стало одной из причин дефицита продовольствия.
После окончания войны Западная Германия
могла самостоятельно обеспечить только
50% своей потребности в продовольствии
(до войны - 80%).
1. Послевоенное положение экономики Германии
После Второй мировой войны Германия была разделена на два самостоятельных государства: ФРГ и ГДР. На тяжелое состояние экономики Германии, помимо военной разрухи, оказывали влияние демонтаж оборудования промышленных предприятий, принятый по решению Потсдамской конференции глав правительств держав - победительниц в войне 2 августа 1945 г. в качестве компенсации ущерба, а также разделение страны. В 1948 г. при непосредственном участии Л. Эрхарда - архитектора политики экономического возрождения Западной Германии, экономиста и государственного деятеля (сначала министра экономики, а затем канцлера ФРГ) была проведена денежная и экономическая реформа.
Тщательно подготовленная экономическая реформа проводилась одновременно с денежной реформой, реформой цен, перестройкой централизованного управления. Прежняя система была разрушена сразу, а не постепенно. Рост цен остановился примерно через полгода. Успех реформы определялся и своевременной корректировкой (например, пересмотром обменного курса национальной валюты) и наличием сильной и авторитетной власти Эрхарда относят к представителям неолиберального направления, но он не был «чистым» неолибералом и широко использовал государственные рычаги для перехода на принципы либерализма. Вслед за проведением денежной реформы были упразднены административное распределение ресурсов и контроль над ними.
Промышленность
В исторически сложившейся единой предвоенной германской экономике территория нынешней ГДР представляла собой слабо развитую в промышленном отношении область, в огромной степени зависевшую от ее западной части. До войны восточная часть вывозила из западной 45% всей промышленной и сельскохозяйственной продукции. Сырьевая база, металлургическая, энергетическая и тяжелая промышленность располагались главным образом в западных областях Германии. К тому же в результате войны было выведено из строя 45% оборудования и без того слабо развитой промышленности, 70% энергетических мощностей и 40% сельскохозяйственных машин. По сравнению с 1936 годом объем промышленного производства на территории нынешней ГДР составлял всего 42%. Вся наличная экономическая база состояла всего-навсего из единственной доменной печи, традиционной текстильной промышленности, включая текстильное машиностроение, точной механики и оптики. Из-за раскола Германии по вине западных держав, образовавших сепаратное западногерманское государство, ГДР оказалась оторванной от традиционных центров тяжелой промышленности, металлургии и энергетики. В 1949 году, в год основания ГДР, молодому государству не хватало целых отраслей промышленности, а те, которые существовали, были очень слабо развиты. Ценой неимоверных усилий трудящимся удалось преодолеть за первые годы строительства наиболее пагубные диспропорции. С помощью Советского Союза заново были созданы целые отрасли промышленности, в том числе энергетическая база, металлургия, станкостроение, и значительная часть легкой промышленности. Референдум от 30 июня 1946 года о безвозмездной экспроприации 3843 предприятий активных нацистов и военных преступников, а также крупных землевладельцев послужил демократической основой для превращения многочисленных предприятий в общенародную собственность. Вместе с тем эта экспроприация и демократическая земельная реформа положили начало процессу перехода экономической власти в руки рабочего класса в союзе с крестьянством и всеми другими слоями трудящихся. В последующие годы с помощью Советского Союза трудящиеся создали многочисленные новые предприятия. Это были очень трудные годы промышленного строительства. Они потребовали от всех трудящихся огромного напряжения сил и стоили больших лишений. Враждебные социализму империалистические круги старались задержать новое развитие, помешать ему и даже сорвать его. Они злонамеренно использовали государственную границу между ГДР и Западным Берлином, которая до 1961 г. была открытой, подтачивая валютный режим ГДР, переманивая оттуда высококвалифицированных специалистов и вывозя в Западный Берлин большое количество жизненно необходимых товаров широкого потребления. По официальным данным, из-за существования до 1961 года открытой границы ГДР был нанесен материальный ущерб в размере свыше 100 млрд. марок. После осуществления мер по обеспечению безопасности государственной границы ГДР в 1961 году наступил значительный экономический подъем. После того, как почти все крестьяне, бывшие до этого единоличниками, объединились в сельско - хозяйственные производственные кооперативы, социалистическая собственность стала прочной экономической основой ГДР. После VI съезда СЕПГ, состоявшегося в 1963 году и принявшего решение о развернутом строительстве социализма, были приложены большие усилия по разработке, испытанию и применению на практике эффективных путей и методов управления и планирования промышленности и всех других областей народного хозяйства.
Политическая реформа
Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ними. Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства: демократического; федеративного; правового; социального.
План Маршалла 5 июня 1947 г. Джордж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американский конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В него входили не только финансовые средства, а и поставки оборудования, подарки. До 1952 г. США направили из фондов программы $ 1389 млрд. и $ 2127 млрд. иной экономической помощи в тогдашние западные зоны оккупации, позднее в Федеративную Республику Германии. Поощрение промышленности, рационализация В 1949 г. был создан Федеральный союз Германской промышленности (в 1990 г. в него входят 34 отраслевых союза на уровне федерации и представляют 80 тыс. частных предприятий). Союз явился важным объединением для представления интересов промышленников в Комиссиях Германского Бундестага.
Расположенный
во Франкфурте-на-Майне Германский Федеральный
Банк согласно статье 12 Закона о Федеральном
банке «независим от указаний» федерального
правительства. И все же он обязан поддерживать
общую экономическую политику федерального
правительства, что не само собой разумеется.
Посредством регулирования количества
находящихся в обороте денег, Федеральный
Банк проводит экономическую и коньюктурную
политику. Важнейшей, записанной в закон,
задачей Федерального Банка является
«обеспечение денежной стабильности»,
то есть он должен принимать все меры,
направленные на сохранение покупательной
способности немецкой марки. Федеральный
Банк приспосабливает количество денег
под растущее производство, сохраняя,
таким образом, стабильность валюты.
2.
Экономическая политика государства
Федеральное правительство, в свою очередь, может и должно оказывать влияние экономической политикой на ход конъюнктуры. Закон о стабильности дает ему возможность, которая получила название «волшебного четырехугольника»: высокая занятость, стабильность уровня цен, внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический рост должны быть целями государственной экономической политики. Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство обладают разделенными компетенциями, государство не может непосредственно влиять на денежную политику. Оно не может дать Федеральному Банку указания, скажем, напечатать больше денег для покрытия государственных долгов. К сожалению, такое случается во многих странах, что ведет к инфляционным ставкам в несколько сот процентов. Государственная конъюнктурная политика всегда оказывает только опосредованное воздействие на количество денег, а инструменты, как правило, представляют собой фискальные или налоговые политические меры. И в этом случае важно их антицикличное применение. Во времена экономического подъема не имеет смысла увеличивать государственные инвестиции, так как у частной промышленности нет отбоя от заказов. Повышение налогов, хотя и не популярная мера, ведет к «отсасыванию» денег из экономического круговорота, в результате чего инвестиционные желания изготовителей сдерживаются. Довоенный уровень промышленного производства в ФРГ был восстановлен несколько позже, чем в других европейских странах только в 1951 г. И не только из-за больших военных разрушений. Восстановление хозяйства задерживали проводимые в стране реформы по ликвидации военной промышленности, по разукрупнению монополий, задерживали финансовое истощение страны и наложенные на Германию репарации.
Но затем промышленность ФРГ стала ускоренно развиваться. Среднегодовые темпы роста промышленного производства ФРГ в 1950-1966 гг. составили 9,2%. За период с 1948 г. по 1990 г. промышленное производство ФРГ выросло в 12 раз, тогда как производство развитых капиталистических стран в целом - в 5,7 раза. В ФРГ производится более 9% промышленной продукции развитых капиталистических стран. Людвиг Эрхард справедливо считается отцом западного германского «экономического чуда». В четырех послевоенных правительствах ФРГ, 14 лет подряд, он был министром хозяйства. «Биологически искалеченная, интеллектуально изуродованная, морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без действующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты, нация, социальная структура которой была массовым бегством и изгнанием, страна, где голод и страх убили надежду». Так описывал послевоенную Германию известный публицист Густав Штольпер. Столь эмоциональная оценка основывалась на реальных и жутких цифрах: страна потеряла четвертую часть территории бывшего рейха (на Востоке), все свое имущество за границей, войной били разрушены 20% промышленности, 40 - транспорта и четверть - жилого фонда. Державы-победительницы постановили, что индустриальный уровень Германии должен составлять не более половины от уровня 1938 года, для чего приступили к демонтажу и вывозу оставшихся заводов (правда, в западных зонах это составило 8% мощностей, а в советской 45%).Помощь пришла оттуда, откуда ее не ждали. 5 июня 1947 года в речи перед студентами Гарвардского университета госсекретарь США Джордж Маршалл предложил экономическую программу возрождения Европы («план Маршалла»), в первую очередь - Западной Германии. Как известно, Сталин отказался от такой помощи не только нашей стране, н и советской оккупационной зоне. В целом западные зоны («Тризония») получили по «плану Маршалла» сырья и продовольствия на 1,8 миллиардов долларов, в рамках «Программы восстановления Европы» - 1,3 миллиардов и по другим программам - еще 235 миллионов долларов. Помощь извне сыграло свою роль. Но в «Тризонии» по-прежнему царила унаследованная от нацистского режима система продуктовых и промтоварных карточек, административного распределения сырья, замороженных цен и зарплаты, госконтроля над экспортом и валютой. Парадоксально, но факт: в 1947-48 годах против введения рыночного хозяйства в Западной Германии выступали не только социал-демократы и близкие к ним профсоюзы (они ратовали за «социалистическую экономику а плановым руководством»), но и ХДС во главе с будущем канцлером Аденауэром («Планирование и управление экономикой будет в больших масштабах и длительное время»). Требовался резкий толчок, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Им стала денежная реформа. Ее разработали американские специалисты в тесном сотрудничестве с группой экспертов-немцев, среди которых особо выделялся Людвиг Эрхард. 18 июня 1948 года западные союзники известили СССР и вводе новой немецкой валюты и предложили распространить ее на весь Берлин. Москва отказалась, и тут же восточногерманский Эмиссионный банк выпустил собственную валюту для советской зоны оккупации. На западе начался обмен вконец обесцененных старых «рейс марок» на новые «немецкие марки» (DM). Каждый немец получил 40 новых плюс еще 60 за сданные 60 «рейс марок»; остальные сбережения обменивались из расчета 100:5 (позже - 100:6,5), по квартплате и пенсиям перерасчет шел 1:1. Благодаря избранной схеме, богатые, что называется, поделились с бедными, поскольку значительная часть нажитого спекуляцией капитала оказалась аннулированной. Работодатели получили кредит в сумме 60 новых марок на одного занятого. Денежная реформа явила собой «чудо» Людвига Эрхарда. Вот как об этом писали тогда видные французские экономисты Жак Зюэфф и Андре Пьетр: «Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступило место шуму строй площадок. И как бы ни удивителен был размах этого подъема, еще более удивляла его внезапность. Он начался во всех областях. Экономической жизни в день валютной реформы как бы по удару колокола… Еще за вечер до этого немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, чтобы производить. Вечером их лица выражали безысходность, а на утро вся нация с надеждой смотрела в будущее. Поэтому нет сомнений в том, что решающий подъем в немецкой экономике начался с валютной реформы». Одновременно Людвиг Эрхард определил основы своей теории и практики. Его «социальное рыночное хозяйство», поощряя частную конкуренцию и создавая товарное изобилие, одновременно (это очень важен: потому такая экономика называется не только «рыночной», но и «социальной»!) - с помощью принятого по настоянию Эрхарда закона о спросе и предложений - удерживает рынок в определенных границах и уменьшает его негативные последствия для слабых общественных групп (безработный, малоимущие и пр.), а также для дотируемых отраслей (сельского хозяйства, горнодобывающей и судостроительная промышленность). Что же касается конкуренции товаропроизводителя, то Эрхард упразднил чрезмерную концентрацию производства, что, кстати, было характерно для Германии 20-х годов. Не следует думать, что после принятия «плана Маршалла» и введение новой «немецкой марки» западногерманская экономика покатилась, как по автобану. Уже в феврале 1950 года, всего через четыре месяца после создания ФРГ, ее постиг кризис: производство упало, число безработных составляло 13.5%. Причин тому было много. Эффективность американской помощи еще не сказалось в полной мере, страна не могла «переварить» гигантское количества беженцев (расходы на устройство, а также на инвалидов войны опустошали госбюджет), в результате чего половину всего импорта составляло продовольствие, и денег не хватало даже на ввоз необходимого сырья. Через два года ФРГ пришлось выплатить 3 миллиарда марок Израилю в качестве возмещения ущерба, нанесенного ущерба в годы нацизма. Налоги на трудящихся выросли почти до 32%.И все же в октябре 1953 года, когда Кондор Аденауэр вторично возглавил кабинет, сам канцлер и его министр хозяйства Эрхард своими приоритетами провозгласили: дальнейшее развитие «социальной рыночной экономики» с упором на жилищное строительство и производство массового автомобиля. Еще два года спустя Людвиг Эрхард издал свою книгу «Благосостояние для всех», где подчеркнул: конкуренция есть основа подъема промышленного производства, а разрыв между богатыми и бедными должен сглаживать как социальной помощью государства, так и приобретением капитала неимущими слоями. На первый план здесь вышла жилищная проблема. О 25% разрушенного войной жилья уже говорилось, но в больших городах этот урон составил 50%. Кризис усугубили миллионы беженцев. Для его решения в ход были пущены средства федерации, земель и общин, на которые в ФРГ было построено 500 тысяч квартир, из них половина - «социальных» (скромное жилье, хотя и более комфортабельные, чем наши «хрущебы», и сдававшиеся за умеренную плату малоимущим семьям). Впрочем уже с 1960 года в ФРГ отказались от государственного распределения жилья: к тому времени общее число квартир в стране выросло с 10 до 16 миллионов, превысив уровень 1939 года. Канцлер Аденауэр (разумеется с подачи Эрхарда) объявил о переходе у рынку и в этой области, но при строгом сохранении «социального права граждан на жилье и его аренду». Это означало, что, наряду продажей квартир и домов в частную собственность и сдачей их за высокую плату людям, государство по прежнему будет строить «социальное жилье», сдавая его действительно нуждающимся. Что касается автомобиле строения и курсе на «народный автомобиль» («фольцваген»), то здесь успехи были еще более ощутимы. Уже в 1951 году концерн «Адам Опель АГ» выпустил 250 тысяч машин, а «Фольцваген» производил по 1500 своих знаменитых «жуков» ежедневно…Людвиг Эрхард скончался в мае 1977 года на 81-м году жизни. Этот сын баварского торговца текстилем оставил о себе самую добрую память в Германии.
Финансовая система Германии.
После окончания войны на Потсдамской конференции было принято решение ликвидировать монополии, которые стояли за спиной Гитлера. В Западной Германии это решение было проведено в жизнь в форме их «разукрупнения»: гигантский трест делился на ряд самостоятельных компаний. «Стальной трест» был разбит на 10 частей, концерн Круппа - на 7. Однако ничто не препятствовало им через некоторое время путем слияний восстановиться в прежнем объеме, и в настоящее время ведущие места в списке германских корпораций занимают те же компании, что и в годы фашизма.
К началу 80-х гг. среди 10 крупнейших банков мира не было ни одного германского. Из 20 крупнейших промышленных корпораций мира лишь одна германская, «Сименс», да и та занимает предпоследнее место.
В 80-х годах в хозяйстве ФРГ господствовало несколько финансовых групп. Крупнейшая из них, которую возглавляют «Немецкий банк» и электротехническая корпорация «Сименс», контролируют 1/3 акционерного капитала страны. В ее состав вошли концерн «Тиссен» до этого составлявший самостоятельную группу, АЭГ, прежде входивший в состав группы Дрезденского банка, «Даймлер - Бенц». Группа контролирует предприятия черной металлургии, а также электротехнические, автомобильные и др.
На втором месте - группа, возглавляемая Дрезденским банком и концерном Круппа. В ее составе - предприятия черной металлургии, машиностроения, некоторых отраслей легкой промышленности. 3-е место занимает группа Коммерческого банка, контролирующая торговые компании, машиностроительные и строительные концерны.
Нетрудно заметить, что головное положение в финансовых группах ФРГ занимают, наряду с банками, и промышленные корпорации. Более того, еще недавно некоторые промышленные корпорации («Тиссен», «Флик», химические компании - наследницы «Фарбе - индустрии») составляли самостоятельные группы, без банков. Это было следствием относительного ослабления власти банков над промышленностью после мировых войн. После войны «большую тройку» германских банков пришлось даже спасать от банкротства, потому что их капитал к этому времени в основном составляли долговые обязательства фашистского государств которые, конечно, теперь ничего не стоили.
Другая особенность корпораций и финансовых групп ФРГ - далеко зашедший процесс диверсификации. Отрасли разрезаны между разными группами и в составе разных групп - одни и те же отрасли. Переход к многоотраслевой структуре здесь облегчали два обстоятельства: старая традиция образования многоотраслевых монополий с расчетом на «самообслуживание» («Крупп», «Стальнойтрест»), «разукрупнение» монополий после войны: разукрупненные компании сращивались уже с учетом процесса диверсификации
Информация о работе Экономическое развитие Германии после второй Мировой войны