Экономические реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Главная цель моей работы – попытаться на основе нового фактического материала разобраться в важном историческом периоде жизни нашей Родины, в его плюсах и минусах, тем более, что события тех дней во многом напоминают реалии наших дней.

Содержание

Введение
Краткая биография
После Сталина
4. Экономические реформы
5. Изменения в сфере промышленности
а) Курс на механизацию и автоматизацию производства

б) ускоренное развитие химической промышленности
в) реформа управления народным хозяйством (орг. совнархозов)

г)XXI съезд ком. партии - догнать и перегнать развитые капита-
листические страны по производству продукции на душу населения

д) XXII съезд КПСС - новая программа партии
6. Реформы в сельском хозяйстве
а) аграрное производство
б) освоение целинных земель
в) продажа с/х техники совхозам
г) "культ кукурузы"
7. Реформирование законодательства

8. Научно-технический прогресс
9. Международная политика

10. Заключение
11. Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Хрущев.docx

— 68.37 Кб (Скачать)

Однако чудо не наступило  и в 1962г. правительство приняло  решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен  на мясо. Новые цены не увеличили  количество мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них  в городе Ново Черкесске подавили силой оружия. Были жертвы. В следующем  году возникли перебои не только с  мясом, молоком и маслом, но и с  хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса  с помощью закупок американского  зерна. Главный итог был неутешителен : кризис сельского хозяйства углубился, обострилась продовольственная проблема в стране.1

 

РЕФОРМА СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Сложившаяся в 30-е годы образовательная  система нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать  перспективам развития науки и техники, новых технологий , переменам в социально-гуманитарной сфере. По определению известного педагога В.А.Сухомлинского , средняя школа « вместо того чтобы быть единой и разнообразной , стала единой и однообразной».За весь послевоенный период система управления школой практически не изменилась. Выпускники школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд непрестижным. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны.

Таким образом, реформа образования  должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к  высшему образованию и потребностями  экстенсивной экономики в новых  рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к жизни . Наконец, в 1958г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Согласно закону , осуществление всеобщего среднего образования( одиннадцатилетнего ) оставалось важнейшей задачей , но средняя школа приобрела « политехнический профиль ». Была ликвидирована система «трудовых резервов» ,т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го класса

С самого начала осуществления  реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая  база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного  обучения. В абсолютном большинстве  школ выбор профессий был невелик  и чаще всего носил случайный  характер.

К осени 1963г. стало очевидным, что средняя школа не годится  в качестве основного источника  пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали  себя и заочные и вечерние формы  среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее  образование избирала одиннадцатилетнюю  общеобразовательную школу. Общий  уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам. Почти не чего не дала и провозглашенная реформой идя производственного обучения в школах. Например в Рязанской области к 1963г. по специальности, приобретенной в школе, работало не более 15% выпускников.

Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный  потенциал общества снизился. С осени 1963г. средняя школа вновь стала  десятилетней.1

 

РЕФОРМИРОВАНИЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Крупным успехом внутренней политики 50-х годов явилось доведенное до конца преобразование советской  юстиции. Этапной для общества стала  декабрьская сессия Верховного Совета СССР в 1958г., утвердившая Основы уголовного законодательства СССР и союзных  республик. «Основы» закрепили ослабления централизации в законотворчестве и заложили фундамент разработки уголовных кодексов в каждой из союзных  республик , так как прежде многие субъекты Союза ССР следовали статьями УК РСФСР. Были приняты законы об отмене лишения избирательных прав по суду, об уголовной ответственности за воинские преступления и другие законодательные акты. Из перечня наказаний исключались «объявление врагом народа» и временное удаление за предел СССР. В соответствии с УК РСФСР 1690г. количество статей об ответственности за политические преступления снизилось с 17 до 10, в том числе « расстрельных » статей - с 12 до 7. Максимальный срок лишения свободы сократился с 25 до 15 лет с последующей 5-летней ссылкой. Отменялась смертная казнь для лиц до 16 лет, вводились исключительные меры принудительного воспитательного воздействия в отношении подростков до 14 лет, устанавливался особый список правонарушений 14-16-летних, за которые они могли подвергнуться уголовному наказанию- заключению в специальные колонии. Трудовые коллективы и общественные организации получили право ходатайствовать об условном осуждении и передаче правонарушителя на перевоспитание. Если раньше судимости могли погашаться только по незначительным преступлениям, то с 1958г. допускалась реабилитация по всем их видам. Правила рассмотрения производственных конфликтов 1928г. заменялись положением о трудовых спорах 1957г. Прекратились судебные преследования рабочих и служащих за самовольный уход с работы или прогулы, после XX съезда были отменены обязательные поставки сельхозпродуктов со двором колхозников и трудящихся совхозов.

Законодательная реформа  переплеталась с преобразованием  в социальной сфере. Государство  сначала значительно сократило  подписку на займы, а потом и вовсе  отказалось от них, подняло зарплату низкооплачиваемых работников, повысило размер необлагаемого налогом минимума зарплаты , значительно увеличило пенсии по инвалидности и старости. Рабочий день вновь сократился до 6-7 часов, подросткам устанавливался 6-часовой рабочий день. В предпраздничные и праздничные дни продолжительность рабочей смены сокращалась. Рабочая неделя уменьшалась на 2 часа. Было отменено уголовное преследование за аборты. С 1958г. казна перестала брать с одиноких женщин за бездетность. Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. В мае 1960г. принимается закон об отмене с 1 октября 1962г. всех налогов с зарплаты рабочих, служащих, однако накануне его введения в действие, в связи с дополнительными расходами бюджета по обеспечению населения продовольствием, товарами широкого спроса и укреплению обороноспособности, сроки освобождения от налогов были перенесены впредь «до особого распоряжения». С конца 50-х годов началась продажа товаров длительного пользования в кредит. В июле-ноябре 1964г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозников. Символично, что июльское представление проекта закона « О пенсиях и пособиях членам колхозов» было последним выступлением Н.Хрущева на сессии Верховного Совета. Другое решение законодателей повышало зарплату работников, занятых непосредственным обслуживанием населения на 21%, в том числе просвещенцам- на 25%, медикам- на 23% и т.д. Одновременно предусматривалось завершить повсеместное введение минимальной заработной платы до уровня, близкого к прожиточному минимуму.1

 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  ПРОГРЕСС.

 

Символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса.

Первые космические успехи явились результатом деятельности блестящей группы учёных, возглавляемых  академиком Коралёвым. Он и предложил опередить американцев в запуске спутника. Хрущёв горячо поддержал его. В октябре 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. Первые временные неудачи аналогичных экспериментов в США усилили впечатление превосходства советской науки. А в апреле 1961г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек-Юрий Гагарин. Советский Союз отныне владел не только ядерным оружием, но и межконтинентальными ракетами, способными доставить его в заданную точку мира. Началось освоение человеком околоземного пространства с помощью искусственных спутников. С этого момента США утратили неуязвимость из-за океана. Если раньше в мире существовала одна сверхдержава, то теперь появилась вторая, более слабая, но имеющая достаточный вес для определения всей мировой политики. На американцев, недооценивших возможности своего «противника», это произвело шоковое впечатление. С Советским Союзом США отныне пришлось считаться и считаться серьёзно. Однако покорение космоса потребовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес. Верили, что недалеко время, когда советские космонавты как радушные хозяева будут встречать в далёком космосе посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества .

Развитие получили в середине 50-х – начале 60-х годов средства массовой информации. Радиовещание охватило всю страну. В 1958г. в стране действовало  уже 53 телецентра, а число телевизоров  достигло 3 млн., тогда как еще  в 1953г. телецентров в стране было лишь три, а число телевизоров  едва превышало 200 тыс. Расширилась  металлургическая база СССР , существенно возросла мощность электростанций. Был построен ряд крупнейших предприятий в химической, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Наиболее быстро развивалось машиностроение. Увеличилась протяженность железных дорог, составившая в 1958г.122,8 тыс. км, росла их пропускная способность, с 1957 г. было прекращено производство паровозов, осуществлялся перевод железнодорожного транспорта на электрическую и тепловую тягу

Впечатляющими для советских  людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола «Ленин». В воздух поднялся первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-104.Рывок осуществила  химическая промышленность, получившая более 500 новых заводов и крупных  производств. Рост объемов производства опережал плановый. Ускоренными темпами  увеличивалось производство электроэнергии, продукции машиностроения и металлообработки, химической промышленности, добыча нефти  и газа.1

Безусловно, это были крупные  события. Но ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии, о необходимости  строжайшего соблюдения технологической  дисциплины, повышения уровня безопасности на ядерных объектах. Не узнал советский  народ и об аварии в г. Кыштым близ Челябинска, в результате которой  произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей сотни людей облучились, свыше 10 000 сельских жителей были отселены из радиоактивной зоны, хотя десятки тысяч сельских жителей продолжали там жить ещё долгие десятилетия.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА.

 

Прогрессивные изменения  в первой половине правления Хрущева  происходили и во внешней политике. В мае 1953г. были восстановлены дипломатические  отношения с Югославией, а в 1955г. Хрущев и Булганин во время визита в Белград принесли югославскому руководству официальные извинения  и договорились о полной нормализации партийных и межгосударственных отношений. В 1955г. по договоренности между  СССР и США были выведены советские  и американские войска из Австрии, которая  благодаря этому избежала раскола  по германскому образцу на два  государства и стала нейтральной. В 1956г. с Японией была подписана  декларация о прекращении состояния  войны и восстановлении дипломатических  отношений.2

Большое влияние оказала  на международные отношения "холодная война". После окончания Второй мировой войны доверие друг другу  союзников по анитигитлеровской коалиции стало неумолимо таять. Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нарастание антиколониального освободительного движения в Юго-Восточной Азии привели к новой расстановке сил на мировой арене, к постепенной конфронтации между вчерашними союзниками. Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х годов стал корейский конфликт. Он показал, как легко «холодная война может перерасти в вооружённое столкновение. Новое руководство нашей страны продемонстрировало стремление к динамизму внешней политики. Оно предприняло ряд поездок за рубеж с целью установления личных контактов с лидерами дружественных стран. Советское правительство постоянно предлагало расширять торговые отношения. Это приветствовали страны Западной Европы, которые начали нести убытки от длительного эмбарго объявленного США. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой и техникой, устанавливались контакты и начался обмен делегациями с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов аккредитованных в Москве. Наша печать начала писать не только о том, что плохого произошло в других странах, но и о том полезном, что можно там найти.

Важной вехой в укреплении отношений между социалистическими  государствами было создание Организации  Варшавского Договора - Союза, провозгласившего своей целью проведение оборонной  политики. Затронула оттепель и отношения  нашей страны со странами Запада. Был  заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком противоречий между Востоком и Западом явился "карибский  кризис" (1962 г), вызванный размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Идея размещения ракет на Кубе принадлежала самому Н.С.Хрущеву. При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения США.У СССР была и другая , более важная цель : попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении. Хотя Н.С.Хрущев неоднократно заявлял на весь мир, что мы делаем «ракеты, как сосиски», реальное положение было иное. По данным министерства обороны США в тот период превосходили СССР по количеству стратегических ядерных боеголовок в 17 раз.Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов.

Ещё одной проблемой переговоров  и разногласий с Западом, и  особенно США было разоружение. В  ядерной гонке Советский Союз, к удивлению США, достиг значительных успехов. Однако это было трудное  соревнование, которое налагало на нашу экономику непосильное бремя  и не позволяло повысить жизненный  уровень советских людей и он оставался по-прежнему низким.

Информация о работе Экономические реформы