Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:09, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение американо-японских экономических противоречий в 1990-е годы. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:
1. Показать особенности экономических отношений США с АТР.
2. Раскрыть историю развития экономических противоречий между США и Японией.
3. Проанализировать современные проблемы в экономических отношениях США и Японии.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Развитие американо-японских экономических отношений
1.1 Особенности развития АТР
1.2 Политика США по отношению к Японии
Глава 2. Экономические противоречия между Японией и США
2.1 Дисбаланс отношений между США и Японией
2.2 Развитие отношений между Японией и США на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Развитие
американо-японских экономических
отношений
1.1 Особенности
развития АТР
1.2 Политика США
по отношению к Японии
Глава 2. Экономические
противоречия между Японией и
США
2.1 Дисбаланс
отношений между США и Японией
2.2 Развитие отношений
между Японией и США на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Когда в 1979 г. американский
востоковед Эзра Вогель опубликовал
свою книгу «Япония – номер
один. Уроки для Америки», никто
не предполагал, что она надолго станет
бестселлером как в США, так и в Японии.
Ее успех объясняется тем, что она, более
чем какое-либо другое исследование, поколебала
устоявшееся представление о преимуществе
западной модели общественного развития
над восточной. Написанная в период «холодной
войны», эта книга побудила интеллектуалов
по обе стороны Тихого океана по-новому
взглянуть на проблему мирового лидерства[1].
Целью данной работы
является рассмотрение американо-японских
экономических противоречий в 1990-е
годы. Данная цель позволила сформулировать
следующие задачи данного исследования:
1. Показать
особенности экономических
2. Раскрыть
историю развития
3. Проанализировать
современные проблемы в экономических
отношениях США и Японии.
Актуальность
данной работы определяется тем, что
в последние годы, несмотря на принимаемые
на правительственном уровне меры,
обостряется американо-японское экономическое
противостояние. Прежде всего, Соединенным
Штатам "не по душе" наступление японской
высокотехнологической продукции как
на американский рынок, так и на рынки
других стран. Например, японский экспорт
в страны АТР значительно превышает американский.
Не выдерживая
экономической конкуренции, США
оказывают давление на правительство
Японии. К примеру, в ноябре 1995 г. США обратились
к Японии с предложениями, в которых призвали
японское правительство поддержать конкурентную
политику в торговле для гарантии того,
что "антиконкурентная частная практика
не будет использоваться для подавления
позитивных результатов либерализации
торговли"[2]. Суть этих предложений
– ликвидация "несправедливых" преимуществ
для японских компаний, что, якобы, мешает
иностранному доступу на японские рынки.
Отношения в
рамках японо-американского договора
о безопасности получили широкое освещение
как в США и Японии, так и в России.
Представленное
исследование базируется в основном
на анализе договоров, соглашений и
документов и других источников из
архивов министерств и ведомств
Японии и США. Основные тенденции в отношениях
двух стран становятся; особенно очевидны
при изучении выступлений их лидеров и
других официальных лиц. Именно по ним
легко проследить изменения в позициях
двух стран по отношению друг к другу в
исторической ретроспективе. Оригиналы
многих документов доступны на официальных
сайтах министерств и ведомств этих стран.
При анализе
экономических, социальных и экологических
аспектов чрезвычайно полезными
оказались информационные и статистические
издания Организации
Среди российских
изданий можно выделить фундаментальный
труд А. Дугина по обзору всей геополитической
мысли 20 века[3], геополитические тенденции
Азиатско-тихоокеанского региона затронуты
в книге К.С. Гаджиева[4]. Основные понятия
и термины современной теории международных
отношений доступно и лаконично раскрыты
в учебном пособии П.А. Цыганкова[5].
Среди российских
исследований наибольший интерес вызвали
работы, касающиеся проблематики АТР в
целом, раскрывающие общие для всего региона
проблемы, роль и интересы ведущих мировых
держав и другие вопросы (прежде всего
это монографии В. Кистанова[6], А. Богатурова[7],
О. Арина[8], В. Петровского[9]).
Среди японских
ученых проблемами азиатской безопасности
наиболее плодотворно занимается Т.
Иногути, который является автором
ряда исследований, по внешней политике
Японии[10] в частности в отношении
АТР[11], но, будучи разработаны в соавторстве
с американцами, его выводы не всегда беспристрастны.
В его последней работе достаточно подробно
раскрыта картина нынешних взаимоотношений
между государствами в АТР, где особый
акцент сделан на лидирующей и руководящей
роли США[12].
Американская позиция
хорошо объяснена в книгах Р. Бакли «США
на Тихом Океане с 1945 года до наших дней»[13]
и Дж. Хэффера «США и Тихий океан. История
границы»[14]. Обе эти работы дают краткий
исторический экскурс американской политики
на Тихом океане. Для анализа современной
стратегической ситуации в АТР, и в частности
особенностей функционирования американской
договорной системы полезной оказалась
совместная работа американских и австралийских
ученых Р. Блэкуила и П. Диба «Азиатские
союзники Америки»[15], хотя изложение носит
порой немного идеологизированный характер.
Глава 1. Развитие американо-японских экономических отношений
1.1 Особенности
развития АТР
В конце ХХ века
входящие в состав АТР страны, как
правило, вслед за США предпочитают
руководствоваться экономически детерминированными
критериями и считают экономические факторы
заслуживающими первостепенного внимания
при принятии политических решений, как
впрочем и в определении главного источника
опасности. Неудивительно, что весомость
голоса той или иной страны в Азиатско-тихоокеанском
регионе напрямую зависит от степени ее
участия во взаимозависимой экономической
жизни.
Несмотря на
неоднородность экономического развития
отдельных стран и
Тем не менее
в целом ситуация в регионе, несмотря
на относительное снижение военной
напряженности и форсированные
темпы экономической
Военно-стратегическое
противостояние СССР – США сменилось
экономическо-торговой конкуренцией по
линиям США – Япония, Китай –
Япония, США – Китай, и т.п. Взаимная
заинтересованность США и Японии
друг в друге частично амортизирует
остроту соперничества.
В регионе имеются
три ядерных государства (США, Россия,
КНР), а также существует потенциальная
возможность расширения "ядерного
клуба" (за счет Японии, КНДР и Южной
Кореи). В этой связи необходимо наряду
с сохранением действенного американского
присутствия, на котором продолжает зиждиться
региональная стабильность и безопасность,
также и прямое участие России в углублении
регионального сотрудничества, ее вклад
в интересах укрепления режима нераспространения
ядерного оружия.
Бесспорна, однако,
явно выраженная полицентричность данного
региона, важными центрами тяготения в
котором становятся Япония и Китай. При
всем при том за США по-прежнему сохраняется
основная роль в обеспечении безопасности
и решении узловых финансовых, технологических
и экономических проблем[17].
В западных аналитических
разработках не раз отмечался
ряд мер, которые Соединенным
Штатам стоило бы предпринять в ближайшее
десятилетие в качестве своего вклада
в формирование многополярной системы
баланса сил, обусловленной общим стремлением
стран АТР избежать войны и наращивать
масштабы сотрудничества, как экономического,
так и политического.
Реализовать такие
меры будет нелегко, однако не невозможно.
Прежде всего многополярный
Соединенными
Штатам в постконфронтационной обстановке
есть сугубо прагматическая целесообразность
четко определить суть своих интересов,
которые отстаивать в одностороннем
порядке будет все сложнее, "вычленить,
где они совпадают и в чем расходятся с
интересами ключевых региональных акторов",
с тем чтобы "использовать свое остаточное
влияние в Азии для содействия развитию
новых институтов и стандартов поведения,
которые облегчили бы взаимодействие
и разрешение конфликтов в регионе"[18].
Немаловажно, что у Соединенных Штатов сохраняются весомые материальные возможности воздействовать на структуру военной безопасности в АТР. Их диапазон внушителен даже без упоминания о наличии грозного ядерного оружия: огромные финансовые средства страны с годовым ВНП в 7,5 тлрн. долларов. Высокое качество постоянно обновляемого вооружения, отработанные методы быстрой концентрации войск в угрожаемом районе, давняя традиция эффективного присутствия в акватории мирового океана, разветвленная структура военных союзов и баз и т.п.
1.2 Политика США
по отношению к Японии
К модернизации
отношений с Токио американскую
администрацию понуждает ряд
обстоятельств. Прежде всего – не
ослабевающее с конца 80-х гг. давление
со стороны конгресса и общественного
мнения США, требующих возложить на Японию
гораздо более значительную, чем сегодня,
долю финансового бремени по обеспечению
американского военного присутствия в
АТР и выполнению в рамках стратегической
системы США тех, в основном вспомогательных,
функций, которые ей делегируются или
могут быть делегированы в будущем. Экономическим
основанием для таких требований служит
ссылка на огромные возможности Японии
как второй экономической державы мира,
психологическим – убежденность (далеко
не всегда обоснованная) в том, что Япония
несправедливо пользуется имеющейся у
нее благодаря американским гарантиям
возможность экономить на военных расходах
в ущерб американским экономическим интересам
в то время, как США из-за непомерного военного
бремени вынуждены перенапрягать свое
национальное хозяйство. Особенно сильно
эмоциональный фон японо-американских
отношений “перегревают” экономические
успехи Токио на фоне менее впечатляющих
темпов роста экономического могущества
США[19].
Американцев раздражает
ставшее заметным японское экономическое
присутствие в Соединенных
Вместе с тем,
понуждая Токио к принятию большей
доли ответственности, США вынуждены считаться
с реальностью: Япония, которую американские
средства массовой информации упрекают
в “безбилетном проезде” за счет американских
стратегических гарантий, на самом деле
тратит около 5 млрд. долл. ежегодно только
для оплаты содержания американских баз
на своей территории[21]. Не так удивительно,
что японская сторона считает американские
упреки несправедливыми, и возрастающая
часть японского истэблишмента начинает
полагать, что, став крупнейшим финансовым
спонсором американской стратегической
системы в АТР, Япония не может до бесконечности
оставаться “политическим карликом”,
лишенным права голоса в ключевых военно-политических
вопросах региональной обстановки. И хотя
мало кто в Японии решается открыто называть
анахронизмом японскую конституцию, зафиксировавшую
отказ Токио от силы как средства решения
международных споров, вопрос о пересмотре
подходов к обеспечению национальной
безопасности страны, что так или иначе
неизбежно подразумевает ревизию договора
безопасности с США, в 90-х годах звучит
в публикациях и политических дебатах
несравненно чаще, чем даже в 80-х.
Настроения в
пользу пересмотра отношений во многом
связаны и с изменением роли России
в региональной политике. Исторически
японо-американский союз складывался
как рассчитанный одновременно на противодействие
Советскому Союзу и Китаю, сплоченным,
как считалось, в единый фронт на базе
советско-китайского союзного договора
1950 г., а так же любой иной потенциальной
угрозе для Японии, которая могла бы исходить,
как имелось в виду, со стороны одного
из коммунистических государств региона
– например, со стороны КНДР, в случае
развязывания нового конфликта в Корее.
Информация о работе Экономические противоречия между Японией и США