Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:38, реферат
Экономическая реформа 1965 г. В СССР, (в СССР известная как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) – реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1971 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.
I.Введение.
II.Основные положения реформы.
III.Развитие и реализация реформы «Золотая пятилетка».
IV.Причины неудачи.
V.Заключение и оценки.
VI.Список литературы.
Главное в решениях Пленума – перераспределение бюджета в пользу сельского хозяйства, увеличение капиталовложений в сельскохозяйственное производство. Это была, по сути, та же попытка, как в промышленности, дополнить административные рычаги управления экономическими. И последствия этих полумер были такими же, как в промышленности. С одной стороны, повышалась роль Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве сельскохозяйственным производством, а с другой – реальных материальных стимулов к труду у колхозников не было. Без этого все остальные меры не были эффективными.
Огромные деньги в сельском хозяйстве тратились на оснащение техникой, на его электрификацию, химизацию, мелиорацию и на частичное решение социальных проблем села. Но одновременно росли цены на сельхозтехнику, строительные материалы, запчасти, горючее, удобрения, и суммы, которые государство вкладывало в сельское хозяйство, были гораздо меньше изымаемых из него. При низкой трудовой дисциплине и минимальной заинтересованности в труде в умонастроениях крестьянства превалировал афоризм: «Мы делаем вид, что работаем, а они делают вид, что нам платят». И если прирост продукции в сельском хозяйстве за годы 8-й пятилетки (1966-1970) составил 21%, то за 11-ю пятилетку (1981-1985) всего 6%.
Экономика
сельского хозяйства
становилась все более
затратной и убыточной.
С годами продовольственная
проблема все больше
и больше превращалась
в политическую.
XXV съезд КПСС определил 10 пятилетку (1976 - 1980 гг.) как "пятилетку эффективности и качества". Однако, в действительности пятилетка таковой не стала. Промышленность, сельское хозяйство, строительство в девятой, десятой и одиннадцатой пятилетках с планами не справились. Причем по важнейшим показателям итоги второй половины 70-х годов были значительно ниже, чем в начале десятилетия. Это признавалось на самом высоком уровне.
Реформы
1965-1970гг. при всей своей ограниченности
и непоследовательности оказали значительное
позитивное воздействие на народное хозяйство
страны. Пройденный период знаменовался
новыми крупными успехами в области экономики
и социально-культурной жизни.
V.
Заключение и оценки.
В
современной историографии
Если в 1967 году (в разгар Косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это были не реформы, а путь в никуда...
— Сергей Константинов
Среди
причин «захлёбывания» реформы обычно
приводятся сопротивление консервативной
части Политбюро ЦК (негативную позицию
по отношению к реформе занимал Н.
По воспоминаниям Н. К. Байбакова, особенно негативную
роль играло внутриаппаратное соперничество
между А. Н. Косыгиным и Н.
А. Тихоновым.
Контрпродуктивными были разногласия
между Совмином, Госпланом СССР с одной
стороны, и Министерством обороны - с другой.
Маршал (Д. Ф. Устинов) выступал за постоянный
рост военных расходов, против увеличения
которых выступали Косыгин и Байбаков.
Неблагоприятным "антистимулом"
для развития реформаторских усилий мог
быть рост поступлений от экспорта энергоносителей,
дающий возможность консервативному советскому
руководству конца 1970-х гг. поддерживать
экономический рост и удовлетворять внутренний
потребительский спрос за счёт быстрого
увеличения импорта.
А. Н. Косыгину приписываются слова, сказанные в беседе с главой правительства Чехословакии Л. Штроугалом в 1971г.: «Ничего не осталось. Все рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду».
В
некоторых исследованиях
Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-е - 80-е гг. следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:
Объективно,
в ходе реформы в СССР была сделана
попытка перехода к интенсивному
качеству экономического роста, само понятие
экономической эффективности создало
условия для дальнейшей децентрализации
хозяйственной жизни и создания постиндустриальной
экономики. Использование понятия прибыли
вскрыло неэффективность существующей
экономической системы и, в, конечном счете,
предопределило переход к перестройке, с ее идеологией возврата
к рыночным
отношениям
Проблемы
советской экономики лежали в
области политической системы. В
отсутствие демократических механизмов
лидеры не ощущали давления снизу, по
бюрократической лестнице поднимались
мастера аппаратных интриг, существующее
положение консервировалось и в результате,
выражаясь терминами западной политологии,
советская машина рекрутирования элит
оказалась неспособной выдвинуть лидеров,
которые на теоретическом уровне поставили
бы и решили проблемы, вставшие перед советским
обществом в результате НТР и перехода
к мирному строительству.
Итак,
реформы 60-х гг. были
проявлением «остаточного
либерализма», попыткой
в какой-то мере ослабить
административные рычаги
бюрократической системы,
внедрить элементы экономических
отношений во все более
и более деградирующий
тоталитарный режим.
В конечном счете победил
умеренно – консервативный
курс Брежнева. Этот курс опирался на
настроение слоев общества, чьи ожидания
не оправдались в хрущевское десятилетие.
В то же время поворот нового был продиктован
инстинктивным стремлением правящего
класса восстановить, разрушенную хрущевской
«оттепелью», целостность советской системы.
Хрущевские весенние ветры не принесли
«демократического лета» и наступила
длительная брежневская осень торжества
административно – командной системы.