Изменения системы призрения в России в первой половине XΙX

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 01:55, реферат

Описание работы

Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую половину XIX в. Процесс помощи, институты помощи, субъекты и объекты помощи начинают рассматриваться в рамках указов и постановлений, которые являются официальными нормативными критериями жизнедеятельности, ценностями, «правилами общественного поведения». Нуждающийся в поддержке соотнесен с одним из государственных институтов помощи. При этом он лишен свободы выбора и поступка. Не он определяет институт помощи, а институт помощи определяет его дальнейшую судьбу. И здесь намечаются как позитивные, так и негативные черты сложившейся системы помощи.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа 2.docx

— 33.08 Кб (Скачать)

     Введение 

     Современное состояние общественных структур неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. При внимательном взгляде на окружающую нас действительность мы убедимся, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. Если рассматривать социальные явления в процессе их развития, в них всегда окажутся остатки минувшего, выражающие сущность качества настоящего и зачатки будущего.[3, стр.4]

     Значительные  изменения в жизни страны и  в области общественного призрения  связаны с деятельностью Петра  Ι, первого императора России. В годы правления им была создана государственная  система призрения нуждающихся, введены меры борьбы с социальными пороками и многое другое. Преобразовательные мероприятия продолжила Екатерина ΙΙ, централизируя дело призрения на государственной бюрократической основе.

     Государственно-административное общественное и частное призрение  складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как  системы происходит с XVIII по вторую половину XIX в. Процесс помощи, институты помощи, субъекты и объекты помощи начинают рассматриваться в рамках указов и постановлений, которые являются официальными нормативными критериями жизнедеятельности, ценностями, «правилами общественного поведения». Нуждающийся в поддержке соотнесен с одним из государственных институтов помощи. При этом он лишен свободы выбора и поступка. Не он определяет институт помощи, а институт помощи определяет его дальнейшую судьбу. И здесь намечаются как позитивные, так и негативные черты сложившейся системы помощи.[3, стр 73]

     Целью контрольной работы является изучение реформ в области заботы о нуждающихся в годы правления Петра Ι и Екатерины ΙΙ, а так же ознакомление с изменениями системы общественного призрения во первой половине XIX в. 

Глава 1. Реформы Петра  Ι и Екатерины  ΙΙ в области заботы о нуждающихся. 

     Петровские  преобразования в начале XVIII века существенно  изменяют систему защиты и помощи нуждающихся. В обществе изменяется подход к человеку. Если средневековая  концепция человека строилась исходя из отрицания ценности личности, приоритета ценностей коллективизма, который  закреплялся экономическими факторами (владение собственностью на землю  либо общиной, либо монастырем, либо под  патронажем государственных органов), то эта концепция меняет свое содержание в эпоху формирования абсолютизма. Ценность человека рассматривается  с позиций его трудовой стоимости. Вот почему при Петре Великом  происходит активизация политики в  отношении профессионального нищенства, усиливается роль государства, расширяются  мероприятия, направленные на секуляризацию  монастырских земель.

     На  первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны с  секуляризацией монастырских земель и  реформированием деятельности Монастырского  приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык, поделил  их на две категории: доходы одних  шли на нужды монастыря, других —  в казну.

     Только  с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как богадельным  нищим финансовая помощь оказывается  постоянно, причем отпускаемые им.суммы  превосходят суммы для детей  и вдов. В том, что на первых порах  большая часть денежных средств  тратится на нищих, людей церкви, видится  противоречивая политика государственной  власти. Она вытекает из условий  государственного реформирования, когда  новая власть не может решить все  социальные проблемы. Отсюда видна  попытка и законодательно, и при  помощи финансовых средств «заставить»  церковь выполнять свои прямые обязанности  по призрению людей церкви. Административная реформа 1708 г. (Россия разделяется на губернии) и перестройка органов центрального управления 1718 г. (приказы заменяются коллегиями) идут параллельно с судебной реформой и реформой налогообложения.

     Роль  Монастырского приказа, а позднее  и Святейшего Синода, после разделения России на губернии была в основном контролирующей, полицейско-административной. Таким образом, духовенство приравнивалось к светским чиновникам, для которых  указы и распоряжения Сената являлись обязательными к исполнению.

     Но  если роль духовенства в деле призрения  становится все более подотчетной  и регламентируемой, то значение губерний возрастает. На них возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность  в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им ведено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей). Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ».

     Правовые  регламентации изменяются с начала XVIII века. «Препровождение» бродящих распространяется как на мужчин, так и на женщин. Появляются органы контроля и надзора  в виде Монастырского приказа, который  должен направлять нищих по месту  приписки (Указ от 21 января 1712 г.). Нищих  «ловили» и отдавали в «работу». Параллельно велась борьба и против тех, кто подавал милостыню. С  этой целью в городах создавались  специальные штаты «нарочных  поимщиков». Устанавливалось взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведении находились здоровые побирающиеся нищие: помещиков, вотчинников, как мирян, так и  представителей духовенства. Перед  духовенством ставится задача выявить  те стороны милостыни, которые провоцируют  рост профессионального нищенства, и те, которые идут на пользу обществу: «добрый чин милостыни определить». Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».

     В Регламенте укзаны основные институты  призрения: «смирительные дома», предназначенные для людей «непотребного жития»; «прядильные дома» —для женщин «непотребного женского бытия»; «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» — для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; « другие домы от разных болезней бедных лечат». Надлежало данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Дальнейшее развитие системы социальной защиты, которая включала в себя меры не только оперативного и превентивного характера, находит в инструкциях о внутренней регламентации монастрыней и о магистрате.

     Святейшему  Синоду было предписано: 1. Отставных  солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число  определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать «шпитали по регламенту»; 2. Монахов определить для «служения» отставным военным, лишним монахам, не задействованным  на «служении», выделять монастырские земли, чтобы они на ней работали; 3. Монахиням «лишним» вместо пашни  вменялось рукоделие, «пряжею на мануфактурные заводы».

     В инструкциях магистратам (от 31 января 1724 г.) в § 33 говорилось о необходимости  обучения малолетних детей, не только «пожиточных, но и бедных».

     Помимо  создания государственных структур помощи и контроля, предпринимаются  попытки организации новых источников финансирования общественного призрения. Среди них:

     • увеличение сбора венечных денег;

     • контроль за продажей восковых свечей;

     • «установление вычетов» из жалованья  на «гошпитали»;

     • обучение монахинь ремеслам, и обращение  средств с них на общественные, а не на личные нужды;

     • сбор подаяний при церквах на «гошпитали»;

     • сбор штрафных денег с раскольников.[3, стр. 73-79] 

     Екатериной  ΙΙ в первые годы правления  были приняты, меры к учреждению в каждой из 26 епархий по одной богадельне составлены правила о пристройстве безумных. Крупнейшим же делом этого периода царствования Екатерины Великой было учреждение двух больших по своим размерам заведений для призрения незаконнорожденных детей. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях крупнейшая организационная мера Екатерины II, заключающаяся в создании ею целой сети специальных учреждений под названием "Приказов общественного призрения", открытых в сорока губерниях на основании учреждения о губерниях" 1775 г. По этому закону"приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании: 1) на народных школ; 2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания3) установление и надзирание госпиталей, или больниц для излечения больных; 4) установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют; 5) установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют; 6) установление и надзирание дома для сумасшедших; 7) установление и надзирание работных домов для обоего пола; 8) установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей.

       Таким образом, законодательным актом от 7 ноября 1775 г. получившим название "Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи", была заложена государственная система общественного призрения Приказы общественного призрения охватывали ту часть населения, которой была необходима помощь и поддержка Из доходов губернии разрешалось "единожды" на содержание приказов предоставлять 15 тыс. рублей. Причем эти деньги разрешалось пускать в оборот, т. е. давать под процент наращивая тем самым капитал.[2, стр. 47-49]

     Екатерина II стремилась заинтересовать в этой деятельности все население страны так как казна не могла сама справится со всеми проблемами. Повышению  общественной активности граждан по отношению к неимущим способствовало принятое в 1785 году «Городовое положение». В соответствии с этим законодательным актом учреждались, такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны проявлять заботу о своих нетрудоспособных представителях. Так, купечество, располагая крупными финансовыми средствами, курировало деятельность ряда домов для душевнобольных, богаделен, детских приютов, училищ, в которых оказывалась помощь всем страждущим независимо от социального положения.[1, стр 41] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Изменения системы  призрения в России в первой половине XΙX 

     В рассматриваемый период оформляется  не только финансовая, но и организационная  структура приказов общественного  призрения, хотя говорить о единой административной структуре еще рано. Приказы общественного  призрения управлялись коллегиально, но председательствовал непосредственно  губернатор. В состав правления входили  заседатели совместного суда, по одному от каждого сословия: дворянства, купечества, селян, при этом ведение дел возлагалось  на одного из членов правления. Система  ежедневных заседаний, составление  прошений и разрешений, согласование их с Министерством внутренних дел  создали достаточно громоздкую и  неоперативную систему помощи и  поддержки, что отмечалось современниками.

     Несмотря  на принимаемые усилия, все же эта  система имела большие недостатки — приказы развивали деятельность по своему усмотрению и на свои собственные  средства, призрение не являлось обязательным для всех нуждающихся, а было только выборочным. Отсюда такие различия в средствах, формах помощи и количестве оказываемых услуг

     Приказы общественного призрения хотя и  вели работу по оказанию поддержки  нуждающимся, но все-таки не могли удовлетворить  потребности населения, и не только потому, что средств было недостаточно и административно-хозяйственная  система была несовершенна. Этому  способствовала и «плохая слава  дореформенных заведений общественного  призрения». К тому же деятельность приказов не была постоянной в течение всего года.

     Вопросы оказания помощи нуждающимся на первых этапах данного периода решались в соответствии с традиционной практикой, сформированной христианской культурой  милосердия — пожертвованиями. Но далее  приказы общественного призрения  столкнулись с некоторыми проблемами: часто пожертвования были недостаточными или единовременными, что не позволяло открыть какой-либо тип заведения. Это вызвало необходимость создания обществ, организаций, которые бы позволяли объединять ресурсы благотворителей и направлять их на наиболее актуальные нужды.[3, стр.82-84]

     Активно развивалась образовательная деятельность, так Императрицей Марией Федоровной открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 г. в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 г. основан Павловский военно-сиротский институт и т.д. Открывались Вдовьи дома для вдов военных и гражданских чиновников,  больницы для бедных.

       Постепенно складываются новые  институты, формы помощи и поддержки  нуждающегося населения. Россия  стремится перенять европейский  опыт системы призрения и воспитания  различных категорий нуждающихся.  Формирование новых институтов  призрения осуществляется за  счет разрушения прежних: приходской и монастырской систем помощи.

     Отмечается  рост частной и общественной благотворительности. В России общественная благотворительность  имела свои специфические свойства. Некоторые общества действовали  самостоятельно и по своей программе, такие, как Императорское Человеколюбивое  Общество, Ведомство учреждений Императрицы  Марии (связанные с членами императорской  семьи) входили в разряд заведений «на особом положении». 18 августа 1814 г. были созданы Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о больных и раненых защитниках отечества, и специальный Комитет, который занимался попечением о раненых генералах, офицерах (и их семейств). 18 мая 1802 г. по решению Александра I былсоздан особый Медико-филантропический комитет. В 1804 г. Комитет разработал программу медицинской помощи и она была одобрена императором. В обязанности комитета входили:

Информация о работе Изменения системы призрения в России в первой половине XΙX