Избранная рада

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 23:21, контрольная работа

Описание работы

Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования
государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27
февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская
дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне
(очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”)
было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение
Русского государства в сословно-представительную монархию, создание
центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было
то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с
санкции представителей господствующего класса, в числе которого
значительную роль играли дворяне.

Содержание

1. ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ 1
2. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг. 3
2.1 Военная реформа 3
2.2 Судебник 1550 г. 3
2.3 Дворцовая тетрадь 4
2.4 Стоглав 4
2.5 Земельные реформы 5
2.6 Земская реформа 5
3. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1556 - 1560 ГГ. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7
ЛИТЕРАТУРА: 8

Работа содержит 1 файл

контр.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Оглавление  

  
 

      
 

1.   ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ  ИЗБРАННОЙ РАДЫ

 

Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования

государственного  аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27

февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская

дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне

(очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор  примирения”)

было фактически первым Земским собором. Его созыв  ознаменовал превращение

Русского государства  в сословно-представительную монархию, создание

центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было

то, что важнейшие  государственные мероприятия начинают приниматься с

санкции представителей господствующего класса, в числе  которого

значительную роль играли дворяне.

       Решение Собора  1549г.  показало,  что  правительство  собиралось  в

дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и  дворян. Оно было  явно

не в пользу феодальной аристократии, так как  она  должна  была  поступиться

рядом своих привилегий  в пользу  основной  массы служивого люда.  Отмена

подсудности дворян  (в  дальнейшем  Судебник  1550г.)  означала  постепенное

оформление сословных  привилегий дворянства.

       В связи с тем, что в феврале  1549г. было решено  “давать  суд”  если

человек обратился  с челобитным на бояр,  казначеев  и  дворецких,  создается

особая Челобитная изба, которой  ведал  А.Адашев  и,  возможно,  Сильвестр.1

Автор Пискаревского  Летописца дает ее расположение у  Благовещения в  Кремле.

Но в действительности местонахождение Челобитной  избы  не  вполне  ясно:  у

Благовещения находилось помещение  казны.  Не  будучи  формально  казначеем,

Адашев в 50х  годах XVIв. фактически возглавлял деятельность  государственной

казны.2 Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с  реформами

середины  века несомненна. В Челобитную избу  поступали  челобитные  на  имя

государя, здесь  же по ним принимались решения-  Челобитная  изба  была  бала

своего  рода  высшим  апелляционным  ведомством   и   контрольным   органом,

надзиравшим над  другим правительственным учреждением.

        Одновременно  с  “Собором  примирения”  происходили   заседания   и

церковного  собора,  который  установил  церковного  празднования   еще   16

“святых”  и  рассмотрел  жития  этих   “чудотворцев”.   В   условиях   роста

реформационного  движения  церковь  канонизацией   своих   видных   деятелей

стремилась укрепит  свой падающий авторитет.

       После февральских соборов правительственная   деятельность  в  1549г.

развернулась в  различных  областях.  Рост  народных  движений  в  городе  и

деревне заставил  возобновит  проведение  губной  реформы,  после  торжества

Шуйских в 1542г.. 27 сентября  1549г.  был  выдан  губной  наказ  крестьянам

Кириллова  монастыря.  Этот   наказ   свидетельствовал   о   росте   влияния

дворянства. Теперь  губные  дела  передавались  в  ведение  выборных  губных

старост из числа  детей бояр.

       Формирование различных изб происходило  по функциональному  различию,

а не по  территориальному.  Это  свидетельствовало  о   значительном  успехе

централизации управления.1  Однако  част  изб  не  порывала  окончательно  с

территориальным принципом управления.

       1549г. был годом активного наступления   на  иммунитетные  привилегии

духовных феодалов.  4  июня  1549г.  в  Дмитров  послали  грамоту,  согласно

которой ряд монастырей лишался права  беспошлинной  торговли  в  Дмитрове  и

других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли.

        К  концу  1549г.  все   настойчивее   стали   раздаваться   голоса,

подталкивающие  правительство на проведение реформ. Царю  подал  свой  проект

Ермолай-Еразм,  предполагавший   ценой   некоторых   уступок   предотвратить

возможность  новых  волнений.  Он   начал   меры   по   унификации   системы

поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.

    Разносторонностью  и вдумчивостью отличались проекты   И.С.  Пересветова,

защитника сильной  самодержавной  власти.  Централизация  суда  и  финансов,

кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,-

 вот некоторые  из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего  думы

и   чаяния   передовой   части   дворянства,   затронутого    реформационно-

гуманистическим движением.2

        Изначально в царских вопросах  ставилась  задача  издания законов,

которые должны были восстановит порядок,  существовавший  при  Иване  III  и

Василии III. Ссылка на “отца” и  “деда”,  встречающаяся  в  законодательстве

означала,  что  реформам  старались  придать  вид  мероприятий  направленных

против  тех  злоупотреблений  властью  боярами,  которыми  были  ”наполнены”

несовершеннолетние  годы Ивана IV.

       После постановки об отмене  местничества  в  проекте   изгалялся  ряд

соображений о  необходимости навести порядок  в вотчинном и  поместном  праве.

По мнению  автора  проекта,  необходимо  было  провести  проверку  земельных

владений (вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения  размеров  владений

и  исполнения   воинских   обязанностей   служилыми   людьми.   Нужно   было

перераспределить  имеющийся в распоряжении служебный фонд,  чтобы  обеспечить

малоземельных и  безземельных  феодалов.  Но  этот  проект  нарушал  исконные

вотчинные права  феодальной аристократии,  поэтому  проект  осуществления  не

получил.

       К числу финансовых  реформ  относится  проект  ликвидации  проездных

пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между  отдельными  землями

Русского  государства  ,  отражавшие  незавершенности   процесса   изживания

экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию  товарно-

денежных отношений.

       Если  подвести  итоги  рассмотрению  царских  “вопросов”,  то  можно

констатировать   далеко   идущие   намерения   правительства   удовлетворить

земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию

и государственные  финансы.

              2. РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг.

2.1 Военная реформа

      После неудачного похода на  Казань в ноябре  1549г.  встал   вопрос  об

осуществлении военной  реформы. Единоначалие укреплялось  путем  установления

старшинства  первого  (большого)  воеводы  большого  полка  по  отношению  к

воеводам всех  других  полков.  Укреплению  дисциплины  в  дворянской  армии

содействовало запрещение местничества на “службе”  с  воеводами.  Это  также

повышало роль воевод во время  военных  действий.  целом  июльский  приговор

1550г., ограничивший  местнические  счеты  на  основе  сложившейся  практики

взаимоотношений воевод в полках, имел большое  значение  для  боеспособности

дворянской  армии.1

          Наряду с попытками укрепления  дисциплины  дворянской  конницы  в

середине  XVI   века   закладывается   основа   формирующегося   постоянного

(стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550  Иван  Грозный

учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны  были  жить

в Воробьевской слободе  под предводительством  боярских  детей,  Речь  шла  о

реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне  войско  пищальников  стало

называться стрелецким. Для обеспечения  стрелецкого  войска  вводился  новый

подворный  налог  -  “пищальные  деньги”,  который  до  этого  собирался  не

повсеместно.   Стрельцы  сделались  ядром  постоянного  войска.  Они   имели

значительные преимущества над  дворянской  конницей,  постепенно  уступающей

ему место.

     2.2 Судебник 1550 г.

     Бесспорно,  самым крупным начинанием правительства  Ивана Грозного было

составленное в  июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который

заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были

совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался

координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник

1550 г., касается  двух важнейших вопросов - землевладения  и зависимого

населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном

землевладении в  целом. Так как дворянство все  больше и больше начинало

обеспечиваться  поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное

содержание статьи главным образом касалось землевладения  феодальной знати.

Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники,

подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной  земельной

собственности. Закон  стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал

отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.

          Второй закон, относящийся к проблеме  землевладения  провозглашал

ликвидацию   тарханов.   Статья   наносили   удар   по   основным    группам

привилегированных землевладельцев - тарханников, и была  направленна  против

податных привилегий духовных феодалов.

         Вторую группу статей Судебника  составляют законы  о  крестьянах  и

холопах. “В обстановке  роста  классовой  борьбы  правительство  Адашева  не

рискнуло пойти  на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к  этому  сводились

требования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам.”1

        Особое внимание Судебник уделял  вопросам  центрального  и   местного

управления.  В  этом  законодательном  памятнике  уже  намечаются   основные

направления,  по  которым  будет   проходит   перестройка   государственного

аппарата в 50-е  годы. Все преобразования начинаются с  местного  управления.

Судебник  1550г.  наглядно  отразил  эту  особенность:  его   преобразования

касаются  главным  образом  наместнического  управления.  Сохраняя  в  целом

Информация о работе Избранная рада