Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:22, реферат
Прежде, чем говорить об избирательном праве 1905-1917 гг. хотелось бы сначала дать само определение избирательного права и выяснить, что оно означает. Существует два значения избирательного права:
1. Объективное избирательное право – система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
2. Субъективное избирательное право – гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).
Оглавление
Введение 3
Избирательное право 1905-1917 гг. 5
Первоначальный проект избирательного закона 5
Дальнейшее развитие избирательного закона 7
Избирательное право после Февральской революции 1917 г. 10
Заключение 16
Библиографический список 18
В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов, в отдельных же округах в порядке изъятия из общего правила применялась мажоритарная система.
Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».
Избирательное право России на этом этапе было самым демократичным в мире, что обусловлено прежде всего его всеобщностью и равенством, низким возрастным цензом, отсутствием имущественного ценза и ценза оседлости.
Сложившееся в ходе революции, избирательное право вызвало определенные споры уже тогда. Выдвигались обвинения против большевиков, якобы придумавших его в своих корыстных целях. В действительности основные принципы этого права были выработаны самими трудящимися и закреплены в Основном Законе.
Принципы советского избирательного права стали складываться еще до Октября в процессе правотворчества трудящихся масс, притом, когда в Советах еще господствовали меньшевики и эсеры.
Уже
в ходе создания первых Советов рабочих
депутатов сложились новые
Не всегда, однако, Советы рабочих депутатов избирались только рабочими. Часто в выборах участвовали и служащие. Уже первый в стране Совет (Петроградский) с самого начала избирался с участием служащих.
В солдатских Советах и активное, и пассивное избирательные права получали также офицеры. В Самаре существовал Совет военных депутатов, в который 27 марта 1917 г. были избраны 221 солдат и 54 офицера6.
Что касается крестьянских Советов, то здесь в первое время классовый подход преимущественно не выдерживался. Выборы были всеобщими, не исключая и кулачество, сельскую буржуазию. 23 марта 1917 г. совещание крестьянских делегатов Минской губернии с представителями Совета рабочих и солдатских депутатов и общественных организаций решило подготовить крестьянский съезд губернии на основе всеобщих выборов.
Уже накануне Октября в ходе большевизации Советов изменялся и их классовый состав. Этот процесс усилился после Октября и был возглавлен центральными органами Советского государства.
Комиссариат по внутренним делам в обращении «Ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов» 24 декабря 1917 г. указал: «При организации Советов крестьянских депутатов необходимо иметь в виду... чтобы в них не было места кулакам, торговцам и прочим сторонникам насадителей кабальных отношений». Эта идея в более широком звучании была закреплена и в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа: «...В момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти». Местная практика пошла еще дальше. Во многих местах эксплуататоров стали лишать и активного избирательного права7.
В это же время складываются и различные нормы представительства от разных социальных групп трудящихся. Первое время в этом деле была необычайная пестрота, даже внутри одной социальной группы и в пределах одного уезда.
С течением времени, и особенно после Октября, принимаются меры к определенной унификации норм представительства. Однако до конца и повсеместно такая унификация вплоть до принятия Конституции проведена не была. Вместе с тем в жизни укоренился принцип, по которому новое избирательное право складывалось как не вполне равное.8
Прежде всего, это касалось различий между рабочими и крестьянами, точнее – между городским и сельским населением при избрании губернских, областных и всероссийских органов. Такое различие сложилось в силу того, что до января 1918 г. существовали две системы Советов:
У каждой из систем есть свои нормы представительства. При слиянии этих систем уже принятые нормы представительства автоматически сохранились. Разница в нормах оказалась в пользу рабочих, хотя бы потому, что, несмотря на то, что крестьян в России было в несколько раз больше, съезды Советов объединялись на паритетных началах. Понятно, что при примерно равном числе делегатов от рабочих и крестьян удельный вес голоса крестьянина оказывался в несколько раз ниже. Организационный комитет по созыву I съезда Советов крестьянских депутатов предложил норму представительства: 1 делегат от 150 тыс. сельского населения. Всероссийское Совещание Советов установило норму представительства на I съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: 1 делегат на 25 тыс. избирателей. Неравенство существовало не только между городскими и сельскими избирателями, но и внутри этих категорий. Оно вытекало из того положения, что наряду с гражданами в выборах участвовали и их организации – партийные, профессиональные и пр. Следовательно, один и тот же человек мог иметь два, три и больше голосов как член рабочего коллектива, член той или иной партии, профсоюза, кооператива и т.п. В городах неравенство избирателей иногда складывалось потому, что местные Советы устанавливали разные нормы представительства для различных категорий трудящихся, например, для рабочих и служащих, для рабочих и солдат, для рабочих и неорганизованного населения (домохозяйки, пенсионеры, прислуга и т.п.)9.
Практика
деятельности Советов выработала и
соответствующий порядок
Наряду
с этим усложнение системы Советов,
появление съездов Советов, особенно
губернских и всероссийских, приводит
к возникновению
Разнообразно
складывался и порядок
Первое время, еще в ходе Февральской революции, Советы нередко выбирались прямо на митингах. Так, например, было в Чиатурах, где 11 марта 1917 г. Совет рабочих депутатов был избран на митинге. Но обычно выборы проводились на собраниях рабочих коллективов. В деревнях выборы проходили на сходах – сельских или волостных10.
Анализируя разделы данной работы, мы пришли к следующим выводам: выборы и избирательное право напрямую связаны с функционированием государства. Избирательное право в период Временного правительства представляло собой высшее достижение государственно-правовой практики всей монархической России.
Избирательное право и избирательный процесс самым непосредственным образом связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно регламентирует реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.
Новое
в избирательном праве и
Положительное
разрешение этой дилеммы заключено
в идеологии и практике свободных
демократических