Избирательное право 1905 – 1917

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:22, реферат

Описание работы

Прежде, чем говорить об избирательном праве 1905-1917 гг. хотелось бы сначала дать само определение избирательного права и выяснить, что оно означает. Существует два значения избирательного права:
1. Объективное избирательное право – система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
2. Субъективное избирательное право – гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).

Содержание

Оглавление
Введение 3
Избирательное право 1905-1917 гг. 5
Первоначальный проект избирательного закона 5
Дальнейшее развитие избирательного закона 7
Избирательное право после Февральской революции 1917 г. 10
Заключение 16
Библиографический список 18

Работа содержит 1 файл

Иогп реферат.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 

РОСТОВСКИЙ  ФИЛИАЛ 

Кафедра теории и истории государства и права  

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История отечественного государства и права»

    на  тему: «Избирательное право 1905 – 1917 гг.» 
 
 
 

                студента 2 курса

                юридического  факультета

                дневного  отделения

                Ермола  М.А. 

                Научный руководитель:

                д. и. н., профессор Киселёва Н.В. 
                 
                 
                 
                 

Ростов-на-Дону

2010

Оглавление

 

Введение

     Прежде, чем говорить об избирательном праве 1905-1917 гг. хотелось бы сначала дать само определение избирательного права и выяснить, что оно означает. Существует два значения избирательного права:

     1. Объективное избирательное право  – система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

     2. Субъективное избирательное право  – гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).

     К обобщённым принципам избирательного права относятся:

     1) Всеобщность (избирательные права  признаются за всеми взрослыми  и психически здоровыми гражданами).

     2) Свободное участие в выборах  (избиратель сам решает, участвовать  ли ему в избирательном процессе и в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным – болезнь, отъезд, отсутствие интереса, так и политическим – своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов).

     3) Равное избирательное право – это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона («один человек – один голос»). Нарушение этого принципа – плюральный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые – несколько голосов.

     4) Прямые и непрямые выборы. Прямое (непосредственное) – означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность.  Косвенное (многостепенное) – означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.

     5) Тайное голосование (Исключение  внешнего наблюдения и контроля  за волеизъявлением избирателя). Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом).

 

Избирательное право 1905-1917 гг.

     В период с 1905 года по 1917 год развитие избирательного права и формирование избирательной системы происходило в момент формирования российской государственности и конституционализма. Возрастающее революционное движение вынудило российское правительство пойти на расширение политических прав подданных, что повлекло создание системы представительных учреждений, состоявшей из Государственной Думы и Государственного Совета. Данные органы наполовину формировались путем выборов представителей от духовенства, науки, торговли и промышленности, земских собраний и дворянских обществ (всего 98 выборных членов).

Первоначальный  проект избирательного закона

     Выборы  в Государственную Думу проводились  на основе избирательных законов. Согласно первоначальному проекту избирательного закона, подготовленному Советом министров и обсужденному на Петергофских совещаниях, выборы в Государственную Думу предполагалось проводить на основе цензового представительства.

     Первым избирательным законом стало Положение о выборах в Государственную Думу, утвержденное 6 августа 1905 г.

     Избирательных прав лишались следующие категории лиц:

  1. Иностранные подданные,
  2. лица моложе 25 лет,
  3. женщины,
  4. учащиеся,
  5. военные, состоящие на действительной службе,
  6. бродячие инородцы,
  7. признанные виновными в преступлениях, наказание за которые предполагает поражение в правах, в краже, мошенничестве, присвоении вверенного имущества, укрывательстве, покупке или принятии в заклад заведомо краденного или полученного через обман имущества, а также за уклонение от воинской повинности,
  8. отрешенные от должности по суду (в течение 3 лет после отрешения),
  9. состоящие под судом и следствием за все вышеперечисленные преступления, кроме уклонения от воинской повинности,
  10. банкроты (до определения причины),
  11. состоящие под опекой (под опекой помимо малолетних состояли глухонемые, душевнобольные и признанные расточителями)
  12. исключенные из сословных обществ по их приговорам, а также губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники (во вверенных им территориях)
  13. полицейские (работающие в избирательном округе).

     Запрещалось иметь кому-либо два голоса1.

     По  закону 3 июня 1907 года права голосовать по курии землевладельцев лишались арендаторы и управляющие имениями. В закон включили ряд положений упоминавшихся указом Сената. В остальном условия избирательного права оставались теми же2.

     Для избирателей малых городов выборы были двухстепенные:

  1. городской съезд,
  2. губернское собрание.

     Выборы  в губернских избирательных собраниях  и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях – тайным голосованием «посредством записок».

     Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.

Дальнейшее  развитие избирательного закона

     Вследствие  обострения социально-политической ситуации данный закон был пересмотрен. 11 декабря 1905 г. был утвержден Закон «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений», значительно расширивший круг избирателей. По-прежнему право выборов оставалось непрямым и неравным. В центральных и национально-окраинных местностях империи выборы проводились не одновременно. Причем  в национально-окраинных местностях выборы проводились на основании особых правил. Голосование проводилось по куриям: землевладельцами, горожанами, затем крестьянами и рабочими.

     Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные  собрания. Закон 11 декабря 1905 г.  значительно  увеличил число избирателей от горожан.

     По  избирательному закону 11 декабря 1905 года было создано 135 избирательных округов, в том числе 26 городских (избирали 34 депутата) 33 территориально-сословных конфессиональных и этнических округов(40 депутатов). По закону 3 июня 1907 года было 96 округов из них 13 городских (7 городов 19 депутатов) и 11 территориально-сословных конфессиональных и этнических округов (34 депутата). По закону 11 декабря 1905 года от губернии избиралось от 2 до 15 депутатов по закону 3 июня 1907 года от 1 до 14. От городов избиралось 1-6 депутатов.3

     По  закону 11 декабря 1905 года  Европейская Россия избирала 412 депутатов (79%) Польша – 37 депутатов (7%) Кавказ – 29 (6%) Сибирь и дальний Восток – 25(4%) Средняя Азия и Казахстан – 21 (4%). Всего по закону 1907  года от Европейской России избиралось 403 депутата (91%) от Кавказа – 10 (2%) от Польши – 14 (3%) от Азиатской России – 15 (4%).4

     Принципы  распределения мест между округами в законах указаны не были (указывалось лишь количество избираемых от каждого округа депутатов).

     Было  произвольно сокращено представительство  от некоторых европейских

     Губерний (Вятской Киевской Пермской и Уфимской) которые до этого избирали оппозиционных депутатов.

     Завышенное  представительство имели городские избирательные округа. Лишь немногие достигали 250-350 тысяч жителей имелись и города с отдельным представительством с населением лишь 60-70 тыс. человек.

     Российское  избирательное законодательство предусматривало две группы условий предоставления избирательных прав:

    1. Положительные.
    2. Отрицательные.

     Лица, подпадающие под отрицательные условия лишались избирательных прав в любом случае. Остальные могли голосовать лишь в том случае если они удовлетворяли в течении года перед составлением списков избирателей положительным условиям необходимым для включения в одну из курий.

     Для крестьян сохранились четырехступенные выборы в Государственную Думу,  им разрешили до начала выборов в Думу провести новое назначение выборных на волостных сходах. Избирательных прав лишались батраки, крестьяне, лишенные наделов за невзнос податей, проживавшие в городах или на территории казачьих войск, но не объединенные ни в волости, ни в особые селения (на Кавказе).

     Жалобы  на допущенные нарушения при выборах  рассматривались особыми уездными или губернскими комиссиями по делам  о выборах.

     Выборщики от рабочих принимали участие в выборах членов Государственной Думы в составе губернского или городского избирательного собрания. Устанавливался кворум — присутствие не менее половины от общего числа выборщиков, в противном случае собрание должны были проводить вновь через семь дней, и оно считалось уже состоявшимся независимо от числа прибывших выборщиков.

     Выборы  в Государственную Думу первого  созыва прошли в соответствии с указанным  Законом в феврале-марте 1906 г. По составу она была достаточно левой, иными словами, самым демократичным представительным органом монархической России. На основании Манифеста от 9 июня 1906 г. Дума была досрочно распущена.

     Выборы  в Думу второго созыва проходили  на основании того же Закона и дали еще более левый состав, деятельность которого также, мягко говоря, не устраивала правительство и царя. Она опять была распущена досрочно Манифестом 3 июня 1907 г.

     Положение о выборах от 3 июня 1907 г. в отличие  от предшествующего свода нескольких законодательных актов представляло собой единый, целостный закон, кодифицировавший законодательство о выборах применительно к центральным губерниям. На Урале, в Сибири и Дальнем Востоке выборы проводились на основании прежнего Положения. Этот  избирательный закон существенно ограничил представительство населения окраин.

     Избрание членов Государственной Думы по губерниям и областям производилось губернским избирательным собранием под председательством губернского предводителя дворянства и выборщиков, избранных в каждом уезде. В составе губернского избирательного собрания имели право участвовать выборщики, избиравшиеся губернскими съездами уполномоченных от рабочих предприятий фабричной, заводской и горнозаводской промышленности.

Избирательное право после Февральской  революции 1917 г.

     Новый этап в развитии избирательного права  начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.

     Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:

  • самый низший в мире возрастной ценз для избирателей – 20 лет;
  • избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
  • избирательными правами наделялись также военнослужащие;
  • отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
  • уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания5.
 

     В соответствии со ст. 1 Положения избирательное  право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах  лишь признанные в установленном  порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники – «злонамеренные банкроты»; военнослужащие –дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.

Информация о работе Избирательное право 1905 – 1917