При таких обстоятельствах началось
княжение младшего брата Юрия
– Ивана Даниловича Калиты.
2.4
ИВАН КАЛИТА. ЕГО ДЕЛА
И ПОЛИТИКА.
Иван Данилович Калита (год рождения
неизвестен, предположительно 1288 г.
- умер в 1340 году) – князь
московский с 1325 г., Великий князь
владимирский в 1328 – 1340 г.г.
Сын удельного московского князя
Даниила Александровича. Внук Александра
Невского. Это был очень расчетливый
хозяин, умный и дальновидный
политик, рассудительный и необычайно
упорный в достижении своих целей человек.
Иван Калита проводил искусную
политику усиления и расширения своего
княжества. Народ прозвал его Калитой
(сумка для денег у пояса), однако вошел
в историю как «собиратель земли русской»,
положившей начало возвышению Москвы.
Как само это прозвище, Калита, имеет двоякое
значение – толи деньги без счету раздавал
нищим, толи копил, собирая по копейке,
- так и отношение к Ивану двойственное.
Убийств на его совести не меньше, чем
у других князей, но шли они явно на пользу
Московскому государству. Возвышения
и расширения Московского княжества он
добивался разными путями: устраивал браки
местных князей с представительницами
своего рода; назначал в отдельные княжества
своих наместников; приобретал в других
княжествах земли для себя и содействовал
в этом своим боярам на началах частной
вотчинной собственности.
Иван стал заправлять на Москве
еще при жизни старшего брата,
когда Юрий сидел в Новгороде.
Москва непрерывно строилась,
требовала рабочих рук, и недостатка
в них не было: в Московское
княжество бежали татары от
произвола Узбека, русские из
разоренных городов, литовцы.
Князь подбирал себе людей
по деловым качествам, в Москве, при
Иване Даниловиче, получил окончательное
воплощение новый принцип строения государства
- принцип этничесокй терпимости, но обязательным
условием для получения государственной
службы было принятие православия. Силой,
связующей всех, кто пришел на службу к
московскому князю, стало православие.
Спасаясь от татар, русские люди собирались
к Москве, которая могла их защитить.
Иван Калита большими партиями
выкупал в Орде русских полоняников
(пленных) и селил их целыми
слободами под Москвой, за нынешним
Москворецким мостом. Память об
этих слободах «ордынцев», как
называли тогда выкупленных пленников,
до наших дней сохранилась
в названиях улиц – Большой
и Малой Ордынок.
Иван Калита добывал деньги
и пускал их оборот. Его задачей
было расширить границы Московского
княжества, и для этого все
средства были хороши. Раньше
земли можно было завоевать,
а теперь – купить. Разоренные
русские князья добровольно продавали
свои города и села. Территорию
Московского княжества Калита расширил
путем приобретения не только больших
сел, но и целых городов. Так, он «примыслил»
к своему уделу Звенигород, Серпухов, Рузу,
Радонеж, а также Углич, Белоозеро, Галич.
Имея в своих руках значительные
материальные средства, Иван скупил огромное
количество земель в разных местах: около
Костромы, Владимира, Ростова, на реке
Мсте, Киржаче и даже в Новгородской земле,
вопреки новгородским законам, запрещавшим
князьям покупать там земли. Он заводил
в Новгородской земле слободы, населял
их своими людьми и таким образом имел
возможность внедрять свою власть и этим
путем.
Внутрення политика Ивана, способствовавшая
расширению и укреплению Москвы
и княжества Московского, привела
к тому, что уже в начале 14 века
ощущается подъем в сельском
хозяйстве, где утверждается трехполье,
как основная система земледелия. Идет
освоение новых земель. Заметен подъем
ремесленного производства, особенно
в отраслях, связанных с военным производством.
Развитие ремесел и хозяйственной деятельности
стимулировало рост торговли и городов.
Возрождаются и растут старые, появляются
новые. Активное строительство ведется
и в самой Москве. Кремль при Иване Калите
был значительно расширен и обнесен прочной
дубовой стеной (1339), в нем были построены
первые каменные церкви, в том числе и
Успенский собор, сделавшийся усыпальницей
митрополитов, и Архангельский собор,
где хоронили московских князей. К сожалению,
каменные постройки, возведенные при Иване
1 Калите до нас не сохранились, так как
были заменены на новые при Иване 3.
Слух о богатстве московского
князя расходился по соседним
волостям. Бояре оставляли своих
князей, переходили к Калите и
получали от него земли с
обязанностью службы.
Иван заботится о внутренней
безопасности, строго преследовал
и казнил разбойников и воров,
и тем самым давал возможность
ездить торговым людям по дорогам
спокойно, чем способствовал развитию
торговли. В устье реки Мологи
возникла тогда знаменитая Моложская
ярмарка, куда съезжалось множество
купцов с Запада и Востока.
Развивались ремесла и торговля,
росли и доходы великого князя,
собираемые с купцов.
Калита сумел также придать
Москве особенное нравственное
значение переводом в нее митрополичьей
кафедры из Владимира. Иван
приобрел такое расположение
митрополита Петра, что этот
святитель жил в Москве больше,
чем в других местах. Здесь
же он умер и был погребен.
Гроб святого мужа для Москвы
также драгоценен, как и пребывание
живого святителя: выбор Петра оказался
внушением божьим, и новый митрополит
Феогност уже не хотел оставить гроба
и дома чудотворца. Другие князья хорошо
видели важные последствия этого явления,
но поправить дела в свою пользу уже не
могли.
Трудно переоценить политическое
значение переноса митрополичьей
кафедры из Владимира в Москву.
Старая традиция связывала для
русских людей представления
о «царствующем городе» с тем
местом, где жили государь и
митрополит. Можно было и не
признавать притязаний московского
князя, но нельзя было под
страхом отлучения игнорировать
митрополита. Москва получила
неоспоримые преимущества перед
всеми другими городами, московская
иерархия поднялась неизмеримо
выше остальных. Митрополит держал
в своих руках право постановления
епископов и суда над ними
и нередко им пользовался, силу
духовной власти испытали даже
иерархи таких крупных городов, как
Новгород и Тверь. Немаловажной причиной
переноса митрополичьей кафедры в Москву,
что московские князья предоставили митрополитам
особо важные льготы по сравнению с тем,
что получали епископы в других княжествах.
Но дело было не в одних только льготах,
а в том, что московские князья обладали
достаточной реальной силой, чтобы поддержать
угодных для них кандидатов на митрополичий
престол. Немалое значение имело центральное
положение Москвы и относительное
удобство сношений с Константинополем.
Наконец, одним из мотивов переноса кафедры
митрополитов именно в Москву являлось
отсутствие в ней своих епископов. Митрополит
«Всея Руси» не задевал в Москве ничьих
церковных интересов. Иван Калита и митрополит
Петр положили начало тому своеобразному
союзу светской и духовной власти, которое
стало характерно для Москвы допетровского
времени. Так, маленький Кремль Калиты
уже вместил в себя зародыши другого, более
позднего «царствующего града Москвы».
Утверждение митрополичьего престола
в Москве было ударом по
тверским князьям, претендовавшим
на первенствующую роль среди
русских князей.
2.5
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА
КАЛИТЫ.
Время и исторический процесс
требовали появления на Руси
личности, способной понять ордынскую
политику, найти ее слабую сторону, нейтрализовать
ее губительное воздействие. Иван Калита
очень точно уловил, что нужно Орде в тот
момент: регулярный и все возрастающий
сбор дани хану, минуя ордынских вельмож,
успевающих перехватить значительную
часть того, что предназначалось хану.
Необходимо упорядочить сбор дани. Личные
интересы Калиты: победа над Тверью, получение
ярлыка – требовали мирных отношений
с Ордой. Иван Калита получил ярлык на
великое княжение и право собирать ордынский
выход.
Состояние Руси в то время
было плачевное. Татарское иго
и усобицы князей так ослабили
некогда могучую, грозную Древнюю
Русь, что она стала легкой
добычей инородцев. Раздробленная,
ослабленная страна, казалось, вот-вот
перестанет существовать.
Хитрая политика Калиты избавила
народ от разорительных татарских
набегов. По словам летописца,
«была тишина великая на всей
Русской земле, и перестали
татары убивать христиан».
Владения московского князя стали
заметно продвигаться на Дальний
Север. В 1337 г. московская рать
ходила в область Северной
Двины, принадлежавшую Новгороду.
В то время Двинская область
осталась в новгородском владении,
но Иван Данилович уже распоряжался
на Печере и жаловал «…сокольников печерских,
кто ходит на Печеру», различными льготами.
Во время правления Ивана Калиты
приобрело международный политический
вес и стало претендовать на
древнерусское наследство Литовско
– Русское княжество, объединявшее
в себе Смоленск, Подольск, Витебск,
Минск, Литву, впоследствии Среднее Приднепровье.
Орда поощряла и еще более разжигала противоречия
между двумя княжествами, поочередно принимая
сторону одной из сторон, следуя выработанной
еще при Чингисхане политике. Все эти достижения
ордынской политики в Восточной Европе
оказались возможными, видимо потому,
что в самой Орде происходили тогда важные
изменения. Калите приходилось учитывать
и этот фактор.
Усиление Московского княжества
происходило в условиях острой конкуренции
с Тверью, которая также стремилась объединить
под своей властью русские земли. В продолжение
своего княжения Калита ловко пользовался
обстоятельствами, чтобы с одной стороны,
увеличить свое владение, а с другой –
иметь первенствующее влияние на князей
в прочих русских землях. В этом более
всего помогла ему начавшаяся вражда между
Тверью и Ордой. Княживший в Твери после
смерти Дмитрия князь Александр Михайлович
принял участие в 1327 г. участие в народном
восстании, во время которого тверичи
убили татарского посла Чолкана и всю
его свиту.
Узбек, узнав об участи Чолкана, очень
рассердился. По некоторым известиям,
он сам послал за московским князем, а
по другим – Калита сам поехал в Орду без
зова, торопясь воспользоваться тверским
происшествием. Узбек дал ему ярлык на
великое княжение и 50 000 войска. Присоединив
к себе еще князя Суздальского, Калита
пошел в Тверскую волость; татары пожгли
города и села, людей повели в плен и по
выражению летописца, «положили пусту
всю землю Русскую». Спаслись лишь Москва
да Новгород, который дал татарским воеводам
2000 гривен серебра и множество даров. Александр
бежал во Псков. Брат его, Константин, управляя
разоренной Тверской землей, угождал Московскому
князю, любимцу хана. Князья других русских
земель поставлены были в такое же положение.
Одну из своих дочерей иван отдал за Василия
Давыдовича Ярославского, а другую – за
Константина Васильевича Ростовского
и самовластно распоряжался уделами своих
зятьев.
В 1328 году Иван Данилович снова
ходил в Орду и вернулся
с ярлыком на великое княжение,
оказавшимся в руках, умевших
крепко держать полученное добро.
Но он не переехал во Владимир-на-Клязьме.
Калита остался в Москве. Москва становится
с тех пор стольным городом сперва Северо-Восточной,
а с течением времени всей Руси.
По отношению к Орде московский
князь вел традиционную политику
отца и деда. В Орде он незаменимо
встречал большие почести от
хана Узбека, приходившегося ему
свояком. Узбек прислушивался
к мнению Ивана Даниловича, умевшего
направлять события в свою пользу. Калита
хорошо знал хищные ордынские порядки,
тщательно собирал с русских земель «выход»
и готов был идти навстречу денежным домогательствам
татар с тем, чтобы собирать в их пользу
дополнительный запрос. Но напрасно видеть
в Калите какого-то рьяного низкопоклонника
перед Ордой. Самый тяжелый денежный побор
был все-таки легче опустошительных татарских
набегов. Во всяком случае, Москва пользовалась
при Калите полным и невиданным до него
покоем: «…и бысть оттоле тишина велика
на 40 лет, и престаша погани воевати Русскую
землю и закалати христиан, и отдохнуша
и упочинуш христиане от великыя истомы
и многыя тягости и от насилия татарьского».
В 1337 году Алексанр Тверской помирился
с ханом и получил обратно свое княжество.
В 1339 году Иван поехал в Орду с доносом
на Александра. Вслед за тем тот получил
приказ явиться к хану. Александр поехал,
уже сознавая, что судьба его решена. И
действительно – и он сам, и его сын Федор
были казнены. Калита вернулся в Москву
в великой радости, послал в Тверь и приказал
снять с церкви св.Спаса колокол и привезти
его в Москву. По понятиям того времени
это было очень чувствительное унижение,
недвумысленно свидетельствующее о том,
что в соперничестве двух городов Москва
получила полное торжество над своим противником.