Иван Калита: дела и оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 12:15, реферат

Описание работы

Со школьной скамьи на знакомо это имя – Иван Калита. Но что можно сказать о человеке, носившем это имя и это прозвище? Первый московский правитель… Князь-скопидом, прозванный за прижимистость «денежным мешком»… Хитроумный и беспринципный лицемер, сумевший войти в доверие к хану Золотой орды и наводивший во имя своих личных интересов татар на русские города… Вот, кажется, и все.

Работа содержит 1 файл

ИВАН КАЛИТА.docx

— 97.63 Кб (Скачать)

       При таких обстоятельствах началось  княжение младшего брата Юрия  – Ивана Даниловича Калиты. 
 

         2.4            ИВАН КАЛИТА. ЕГО ДЕЛА И ПОЛИТИКА. 

        Иван Данилович Калита (год рождения  неизвестен, предположительно 1288 г.  -  умер в 1340 году) – князь  московский с 1325 г., Великий князь  владимирский в 1328 – 1340 г.г.  Сын удельного московского князя  Даниила Александровича. Внук Александра  Невского. Это был очень расчетливый  хозяин, умный и дальновидный  политик, рассудительный и необычайно упорный в достижении своих целей человек.

        Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. Народ прозвал его Калитой (сумка для денег у пояса), однако вошел в историю как «собиратель земли русской», положившей начало возвышению Москвы. Как само это прозвище, Калита, имеет двоякое значение – толи деньги без счету раздавал нищим, толи копил, собирая по копейке, - так и отношение к Ивану двойственное. Убийств на его совести не меньше, чем у других князей, но шли они явно на пользу Московскому государству. Возвышения и расширения Московского княжества он добивался разными путями: устраивал браки местных князей с представительницами своего рода; назначал в отдельные княжества своих наместников; приобретал в других княжествах земли для себя и содействовал в этом своим боярам на началах частной вотчинной собственности.

        Иван стал заправлять на Москве  еще при жизни старшего брата,  когда Юрий сидел в Новгороде.  Москва непрерывно строилась,  требовала рабочих рук, и недостатка  в них не было: в Московское  княжество бежали татары от  произвола Узбека, русские из  разоренных городов, литовцы.  Князь подбирал себе людей  по деловым качествам, в Москве, при Иване Даниловиче, получил окончательное воплощение новый принцип строения государства - принцип этничесокй терпимости, но обязательным условием для получения государственной службы было принятие православия. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.

        Иван Калита  большими партиями  выкупал в Орде русских полоняников  (пленных) и селил их целыми  слободами под Москвой, за нынешним  Москворецким мостом. Память об  этих слободах «ордынцев», как  называли тогда выкупленных пленников,  до наших дней сохранилась  в названиях улиц – Большой  и Малой Ордынок.

        Иван Калита добывал деньги  и пускал их оборот. Его задачей  было расширить границы Московского  княжества, и для этого все  средства были хороши. Раньше  земли можно было завоевать,  а теперь – купить. Разоренные  русские князья добровольно продавали  свои города и села. Территорию Московского княжества Калита расширил путем приобретения не только больших сел, но и целых городов. Так, он «примыслил» к своему уделу Звенигород, Серпухов, Рузу, Радонеж, а также Углич, Белоозеро, Галич.

         Имея в своих руках значительные материальные средства, Иван скупил огромное количество земель в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, на реке Мсте, Киржаче и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми и таким образом имел возможность внедрять свою власть и этим путем.

         Внутрення политика Ивана, способствовавшая  расширению и укреплению Москвы  и княжества Московского, привела  к тому, что уже в начале 14 века  ощущается подъем в сельском  хозяйстве, где утверждается трехполье, как основная система земледелия. Идет освоение новых земель. Заметен подъем ремесленного производства, особенно в отраслях, связанных с военным производством. Развитие ремесел и хозяйственной деятельности стимулировало рост торговли и городов. Возрождаются и растут старые, появляются новые. Активное строительство ведется и в самой Москве. Кремль при Иване Калите был значительно расширен и обнесен прочной дубовой стеной (1339), в нем были построены первые каменные церкви, в том числе и Успенский собор, сделавшийся усыпальницей митрополитов, и Архангельский собор, где хоронили московских князей. К сожалению, каменные постройки, возведенные при Иване 1 Калите до нас не сохранились, так как были заменены на новые при Иване 3.

         Слух о богатстве московского  князя расходился по соседним  волостям. Бояре оставляли своих  князей, переходили к Калите и  получали от него земли с  обязанностью службы.

         Иван заботится о внутренней  безопасности, строго преследовал  и казнил разбойников и воров,  и тем самым давал возможность  ездить торговым людям по дорогам  спокойно, чем способствовал развитию  торговли. В устье реки Мологи  возникла тогда знаменитая  Моложская  ярмарка, куда съезжалось множество  купцов с Запада и Востока.  Развивались ремесла и торговля, росли и доходы великого князя,  собираемые с купцов.

         Калита сумел также придать  Москве особенное нравственное  значение переводом в нее митрополичьей  кафедры из Владимира. Иван  приобрел такое расположение  митрополита Петра, что этот  святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Здесь  же он умер и был погребен. Гроб святого мужа для Москвы  также драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра оказался внушением божьим, и новый митрополит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворца. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления, но поправить дела в свою пользу уже не могли.

         Трудно переоценить политическое  значение переноса митрополичьей  кафедры из Владимира в Москву. Старая традиция связывала для  русских людей представления  о «царствующем городе» с тем  местом, где жили государь и  митрополит. Можно было и не  признавать притязаний московского  князя, но нельзя было под  страхом отлучения игнорировать  митрополита. Москва получила  неоспоримые преимущества перед  всеми другими городами, московская  иерархия поднялась неизмеримо  выше остальных.  Митрополит держал  в своих руках право постановления  епископов и суда над ними  и нередко им пользовался, силу  духовной власти испытали даже  иерархи таких крупных городов, как Новгород и Тверь. Немаловажной причиной переноса митрополичьей кафедры в Москву, что московские князья предоставили митрополитам особо важные льготы по сравнению с тем, что получали епископы в других княжествах. Но дело было не в одних только льготах, а в том, что московские князья обладали достаточной реальной силой, чтобы поддержать угодных для них кандидатов на митрополичий престол. Немалое значение имело центральное положение  Москвы и относительное удобство сношений с Константинополем. Наконец, одним из мотивов переноса кафедры митрополитов именно в Москву являлось отсутствие в ней своих епископов. Митрополит «Всея Руси» не задевал в Москве ничьих церковных интересов. Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому своеобразному союзу светской и духовной власти, которое стало характерно для Москвы  допетровского времени. Так, маленький Кремль Калиты уже вместил в себя зародыши другого, более позднего «царствующего града Москвы».

        Утверждение митрополичьего престола  в Москве было ударом по  тверским князьям, претендовавшим  на первенствующую роль среди  русских князей.  

    

           

       2.5              ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА КАЛИТЫ. 

         Время и исторический процесс  требовали появления на Руси  личности, способной понять ордынскую политику, найти ее слабую сторону, нейтрализовать ее губительное воздействие. Иван Калита очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент: регулярный и все возрастающий сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевающих перехватить значительную часть того, что предназначалось хану. Необходимо упорядочить сбор дани. Личные интересы Калиты: победа над Тверью, получение ярлыка – требовали мирных отношений с Ордой. Иван Калита получил ярлык на великое княжение и право собирать ордынский выход.

         Состояние Руси в то время  было плачевное. Татарское иго  и усобицы князей так ослабили  некогда могучую, грозную Древнюю  Русь, что она стала легкой  добычей инородцев. Раздробленная,  ослабленная страна, казалось, вот-вот  перестанет существовать.

         Хитрая политика Калиты избавила  народ от разорительных татарских  набегов. По словам летописца,  «была тишина великая на всей  Русской земле, и перестали  татары убивать христиан».

          Владения московского князя стали  заметно продвигаться на Дальний  Север. В 1337 г. московская рать  ходила в область Северной  Двины, принадлежавшую Новгороду.  В то время Двинская область  осталась в новгородском владении, но Иван Данилович уже распоряжался на Печере и жаловал «…сокольников печерских, кто ходит на Печеру», различными льготами.

         Во время правления Ивана Калиты  приобрело международный политический  вес и стало претендовать на  древнерусское наследство Литовско  – Русское княжество, объединявшее  в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, впоследствии Среднее Приднепровье. Орда поощряла и еще более разжигала противоречия между двумя княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя выработанной еще при Чингисхане политике. Все эти достижения ордынской политики  в Восточной Европе оказались возможными, видимо потому, что в самой Орде происходили тогда важные изменения. Калите приходилось учитывать и этот фактор.

          Усиление Московского княжества  происходило в условиях острой конкуренции с Тверью, которая также стремилась объединить под своей властью русские земли. В продолжение своего княжения Калита ловко пользовался обстоятельствами, чтобы с одной стороны, увеличить свое владение, а с другой – иметь первенствующее влияние на князей в прочих русских землях. В этом более всего помогла ему начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери после смерти Дмитрия князь Александр Михайлович принял участие в 1327 г. участие в народном восстании, во время которого тверичи убили татарского посла Чолкана и всю его свиту.

         Узбек, узнав об участи Чолкана, очень рассердился. По некоторым известиям, он сам послал за московским князем, а по другим – Калита сам поехал в Орду без зова, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя Суздальского, Калита пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и по выражению летописца, «положили пусту всю землю Русскую». Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал во Псков. Брат его, Константин, управляя разоренной Тверской землей, угождал Московскому князю, любимцу хана. Князья других русских земель поставлены были в такое же положение. Одну из своих дочерей иван отдал за Василия Давыдовича Ярославского, а другую – за Константина Васильевича Ростовского и самовластно распоряжался уделами своих зятьев.

         В 1328 году Иван Данилович снова  ходил в Орду и вернулся  с ярлыком на великое княжение, оказавшимся в руках, умевших  крепко держать полученное добро. Но он не переехал во Владимир-на-Клязьме. Калита остался в Москве. Москва становится с тех пор стольным городом сперва Северо-Восточной, а с течением времени всей Руси.

          По отношению к Орде московский  князь вел традиционную политику  отца и деда. В Орде он незаменимо  встречал большие почести от  хана Узбека, приходившегося ему  свояком. Узбек прислушивался  к мнению Ивана Даниловича, умевшего направлять события в свою пользу. Калита хорошо знал хищные ордынские порядки, тщательно собирал с русских земель «выход» и готов был идти навстречу денежным домогательствам татар с тем, чтобы собирать в их пользу дополнительный запрос. Но напрасно видеть в Калите какого-то рьяного низкопоклонника перед Ордой. Самый тяжелый денежный побор был все-таки легче опустошительных татарских набегов. Во всяком случае, Москва пользовалась при Калите полным и невиданным до него покоем: «…и бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и престаша погани воевати Русскую землю и закалати христиан, и отдохнуша и упочинуш христиане от великыя истомы и многыя тягости и от насилия татарьского».

        

          В 1337 году Алексанр Тверской помирился с ханом и получил обратно свое княжество. В 1339 году Иван поехал в Орду с доносом на Александра. Вслед за тем тот получил приказ явиться к хану. Александр поехал, уже сознавая, что судьба его решена. И действительно – и он сам, и его сын Федор были казнены. Калита вернулся в Москву в великой радости, послал в Тверь и приказал снять с церкви св.Спаса колокол и привезти его в Москву. По понятиям того времени это было очень чувствительное унижение, недвумысленно свидетельствующее о том, что в соперничестве двух городов Москва получила полное торжество над своим противником.

Информация о работе Иван Калита: дела и оценки