Иван Грозный

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

Цель исследования: раскрыть значение правления Ивана IV (Грозного) в истории Российского государства.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме.
2. Собрать и систематизировать материал по истории России.

Работа содержит 1 файл

Иван Грозный.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     В мае 1583 года заключается 3-летнее  Плюсское перемирие со Швецией,  по которому уступались Копорье,  Ям, Ивангород и прилегающая к  ним территория южного побережья Финского залива. Русское государство вновь оказалось отрезанным от моря.

                                                       Опричнина.

  Опасаясь мятежа и измены боярской знати, 3 декабря 1564 года царь неожиданно для многих выехал из Москвы вместе с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян. Взял он также с собой казну и "святости". После посещения Троице-Сергиева монастыря он направился в свою летнюю резиденцию - Александровскую слободу (ныне г. Александров в 100 км к северо-востоку от Москвы). Отсюда в начале января 1565 года Иван IV Грозный шлет в Москву две грамоты. В первой - адресованной боярам, духовенству и служилым людям - он обвинял их же в изменах и потворстве изменам, а во второй царь объявлял московским посадским людям, что у него "гневу на них и опалы никоторые нет". Послания царя, прочитанные на Красной площади, вызвали в городе огромное волнение. Московское "людье" потребовало, чтобы царя уговорили вернуться на престол, угрожая, что в противном случае они "государственных лиходеев и изменников" сами "потребят". Через несколько дней в Александровской слободе Иван Васильевич принял делегацию духовенства и боярства и согласился вернуться на престол.

   В 1565 году он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла - чтобы выметать измену, и собачьи головы - чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 году царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 году крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль.

   В годы Большого опричного террора  ярко высветились другие личные качества Ивана IV  - это пристрастие к маскарадам. Великий Государь рядился в монашеский подрясник, а опричники привязывали к седлам собачьи головы и метлы. Но при этом государь активно утверждал культ собственной личности. Так, на переплете первой русской печатной книги- “Апостола” Ивана Федорова 1564 г. был оттиснут конный портрет Ивана Грозного. На знаменитой иконе “Церковь воинствующая” (“Страшный суд” сер. ХIV в. Из собрания ГРМ) вверху изображено возвращение русских войск из взятой Казани в стольный град - Москву. Во главе русских полков изображен на коне Иван IV. Верующие, читавшие “Апостол” Ивана Федорова, или молившиеся перед этой иконой, видели государя, причислившего себя при жизни к лику святых. (Отметим, что церковь эту акцию не проводила). Иван Грозный лично правил русскую историю, редактируя по своему усмотрению русские летописи.

                                                   Заключение.

    Но, тем не менее, Иван IV вошел в историю не только как тиран.

Он был  одним из самых образованных людей  своего времени, обладал феноменальной  памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в т. ч. к Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Территория страны к концу правления Ивана IV, увеличилась в 10 раз, по сравнению, что унаследовал его дед Иван III. Что подтверждает выдвинутую мною гипотезу о ключевом значении личности Ивана IV в истории развития Российского государства в XVI в.

  С вхождением земель Поволжья, Приуралья, Западной Сибири появились новые плодородные земли, но их ещё надо было усваивать. Укреплялась централизованная власть. Но попытки грубой силой разрешать противоречия в стране могли дать лишь временный эффект. Яркий пример -  годы опричного террора.

   Между тем понимая, что разделение страны пагубно сказалось на экономике государства (огромное число земель было разорено и опустошено) в 1581 году с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета - временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. С 1578 года царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 года каялся в содеянном.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Библиография. 

   

   1. Все монархи мира. Россия/ под рук. К. Рыжова. - Москва: Вече, 1999.

 

    2. Орлов А.С. учебник. – Москва: Проспект, 2008.

   

  1. Мусский И.А. 100 великих диктаторов. - Москва: Вече, 2000.
 
  1. Энциклопедия "Мир вокруг нас" (cd).

Информация о работе Иван Грозный