Иван Грозный: мыслитель, публицист, литератор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Объединение русских земель вокруг Москвы. Укрепилась роль дворян в управлении государством. Государство окончательно стало централизованным. Опричнина была заключительным актом длительной борьбы за объединение русских земель вокруг Москвы. В стране усилился феодальный гнет, обострились противоречия между феодалами и трудящимися. Присоединение Сибири к России было последней светлой радостью Ивана Грозного.
Карл Маркс отмечал два периода в правлении Ивана 4-го:
1. период успехов в области внешней политики и законодательства (он совпадает по времени с деятельностью Избранной рады);
2. «период сумасбродства» (он начинается со времени падения Сильвестра и Адашева).

Содержание

2
Введение 3
Ливонская война - роль Ивана Грозного 5
Положение в Европе. Реформы 8
Торговля с Англией 9
Опричнина. Её влияние на царя 10
Противоречие в строе Государства 14
Взятие Казани 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории.docx

— 58.66 Кб (Скачать)

После поражения  в Ливонской войне Иван 4-й рассчитывал  добиться успеха в дипломатической  игре и, будучи в седьмой раз женатым, посватался к племяннице английской королевы принцессе Мери Гастингс. В августе 1582 года в Лондон отправилось  посольство Федора Андреевиче Писемского для переговоров с Елизаветой о браке царя с ее племянницей… 

… Сватовство подходило  к развязке. В королевском окружении  принцессу Мери уже называли «московской  царицей». В Англии стали входить  в моду русские сарафаны и сапожки. Для оформления наметившегося союза  из Лондона в Москву отправился специальный  посол Джером Боус, но он поздал — «жених» не дожид до свадьбы. Королевский посол появился в Москве совсем некстати — в возникшей после смерти царя суматохе Боус был принят с оскорбительной для его высокого званият безучастностью. 

Настойчивое сватоство пожилого и больного царя- многоженца в наше время кажется странным. Но это была дипломатическая уловка Ивана 4-го с целью добиться союзнических отношений с могущественной Англией и с ее помощью укрепить свои позиции на Западе. Именно поэтому царь создал английским купцам самые благоприятные условия для их деятельности в России, предоставив права на беспошлинный провоз товаров в Шемаху, Бухару, Самарканд и Китай, устройство промышленных предприятий, чеканку английской монеты на русских монетных дворах, наем русских рабочих, пользование ямскими лошадьми, свободный проезд через Россию в другие страны. 

Даже в самый  мрачный период своего царствования Иван Васильевич не забывал об англичанах; он приказал взять из земщины в опричнину все английские дома в России, так как «в опричных владениях будет больше порядка «. Но как раз опричнина во многом дезорганизовала жизнь страны. 

Опричнина 

Глубокие душевные потрясения, испытанные в детстве, на всю жизнь лишили царя доверия  к подданным. Человек сложный, противоречивый и неуравновешенный, он в периоды  крайнего внутреннего напряжения, когда  его необузданные страсти выходили за нормы разумного, творил правый и  неправый суд над своими действительными  и мнимыми противниками. 

Политика Избранной  рады не удовлетворяла феодалов. Бояре  были недовольны отменой кормлений  и других привилегий, а дворяне  тем, что не получили новых поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение усугублялось неудачами  во внешней политике. Бесконечные  интриги, имевшие место вокруг государя, подорвали его психику. 

Первый кризис, оставивший глубокий след в обостренном  сознании Ивана Васильевича, был  связан с его внезапной и тяжелой  болезнью после возвращения из Казанского похода и составлением в марте 1553 года завещания в пользу младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Царь потребовал принесению присяги наследнику в пеленках, но у некоторых ближних бояр, которые  первыми целовали крест, появились  сомнения, и они, сказавшись больными, уклонились от присяги. Ходили слухи, что  они «хотели… на государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана 4-го. 

Больной царь говорил  боярам: «Если вы сыну моему Димитрию креста не целуете, то значит у вас другой государь есть… Я вас привожу к крестному целованию, велю вам служить сыну моему Димитрию, а не Захарьиным; вы души свои забыли, нам и детям нашим служить не хотите, в чем нам крест целовали уже не помните; а кто не хочет служить государю — младенцу, тот и большому не захочет служить…» На это отозвался князь Иван Михайлович Шуйский: »Нам нельзя целовать крест не перед государем; перед кем нам целовать, когда государя тут нет?» Прямее высказался окольничий Федор Адашев, отец царского любимца: « Тебе, государю, и сыну твоему, царевичу князю Димитрию, крест целуем, а Захарьиным, Даниле с братьею, нам не служить; сын твой еще в пеленках, а владеть нами будут Захарьины, Данила с братьею; а мы уж от бояр в твое малолетство беды видали многие». Но к вечеру поцеловали крест Димитрию следующие бояре: князь И. Ф. Мстиславский, князь В. И. Воротынский, И. В. Шереметев, М. Я. Морозов, князь Дмитрий Палецкий, дьяк И. М. Висковатый и др. 

Откровенно предпочитали служить Владимиру Андреевичу Старицкому князья П. Щенятев, И. И. Пронский, C. Лобанов — Ростовский, Д. И. Немой, И. М. Шуйский, П. С. Серебряный, С. Микулинский, Булгаковы. Бояре покорились только после заявления царя, что к присяге он приводит сам и велит служить Дмитрию, а не Захарьиным. 

По известию одной  летописи, бояре насильно заставили  присягнуть князя Владимира Андреевича, обьявивши ему, что иначе не выпустят из дворца; к матери его посылали трижды с требованием, чтобы и она привесила свою печать к крестоприводной записи. «И много бранных речей она говорила. И с тех пор пошла вражда, между боярами смута, а царству во всем скудость», — говорит летопись. 

7 августа 1560г.  после болезни умерла Анастасия.  Ее смерть потрясла Ивана Васильевича.  Анастасия занимала особое место  в его жизни — он любил  ее и уважал как самого близкого  человека. Окружение Ивана 4-го  воспользовалась состоянием его полной растерянности тупого отчаяния и пустило слух, что Анастасия умерла не своей смертью, что «извели царицу своими чарами» Сильвестр и Адашев. Этого было достаточно — царь решил судить оговоренных заочно. 

Церковный собор  осудил Сильвестра на заточение в  Соловки (по видимому он там и умер). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи; его взяли под стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561г. 

Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все близкие и дальние родственники Алексея Федоровича, многие знатные  бояре и князья, их семьи, включая  детей — подростков, были либо физически  уничтожены, либо отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом. Карамзин восклицал в связи с  этим: «Москва цепенела в страхе. Кровь лилась, в темницах, в монастырях стенали жертвы!..» 

Теперь у государя появились новые любимцы. Среди  них особенно выделялись боярин Алексей  Данилович Басманов, его сын кравчий Федор Басманов, князь Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Малюта Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной фигурой. Малюта ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако, несмотря на это, сам Малюта был неплохим семьянином. Одна из его дочерей, Мария, была замужем за выдающимся человеком того времени- Борисом Годуновым. Умер Малюта Скуратов на поле боя — немцы изрубили его на стене крепости Витгенштейн в Ливонии во время штурма в 1573 году. 

 Массовые казни  вызвали бегство многих московских  бояр и дворян в чужие земли.  Ивана Грозного особенно поразило  и вывело из себя предательство  Андрея Курбского, которого он  ценил не только как заслуженного  воеводу и ближайшего государственного  советника, но и как личного  и доверенного друга. И вот  — неожиданная измена! И не  просто измена, а позорное бегство  русского воеводы с поля боя  в стан неприятеля в один  из самых трудных для России  моментов в ее затянувшейся  войне с Ливонией! Польский король  милостиво принял Курбского, сохранил  за ним все его высокие почести  и пожаловал богатым имением. 

«Между царем  и боярами шла глухая распря. Она  превратилась в жестокое гонение  на бояр после бегства в Литву  князя А. М. Курбского» (Платонов). 

Сам Курбский впоследствии писал, что бежал, опасаясь готовящейся  над ним расправы. В письме к  царю он осуждал его за разгон Избранной  рады, за самовластие. Иван Грозный  истребил близких родственников  Курбского, брошенных им в Москве, отомстив недругу. 

В ответе на гневное  послание Курбского Иван 4 исчерпывающе и лаконично изложил кредо  самодержца: неограниченность воли монарха, власть которого санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле монарха всех подданных. 

Иван Грозный  говорит о своем праве на самодержавный  престол, праве древнем, неизменном, неутраченном: «Самодержавства нашего начало от святого Владимира: мы родились на царстве, а не чужое похитили». 

… Иван Грозный  придумывает невиданное на Руси лицедейство-добровольно оставляет трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская игра имела свой политический смысл. 

В воскресенье 3 декабря 1564г. Иван со своими детьми и царицей  под охраной и в сопровождении  большого обоза уехал из Кремля «неведомо  куда бяше». Он отслужил молебен в Троице — Сергиевом монастыре, а затем отъехал в Александрову слободу, где обосновался надолго. Через месяц Иван Васильевич прислал в Москву гонца с двумя грамотами. Первая,» гневная» грамота была направлена митрополиту Афанасию. В ней государь описывал все беззакония боярского правления, перечислял вины бояр и обвинял митрополита и духовенство в зловредном пособничестве боярам. Вторая, »слезная», грамота предназначалась «посаду, всем людям» и читалась в собрании народа. В этой грамоте царь заверял московских посадских людей в том, что зла и гнева на них не держит, явно стремясь заручиться их поддержкой. 

Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре, сановники, приказные люди просили митрополита  умилостивить государя. Чтобы «ударить челом царю и плакаться», в Александрову слободу отправилась представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав этих посланцев «всего народа», Иван Грозный согласился вернуться  в Москву, но на определенных условиях. В самом общем виде они заключались  в следующем: отныне царь будет по своему усмотрению «невозбранно казнить  изменников опалою, смертию, лишением достояния», без всяких претензий со стороны духовенства. 

2 февраля 1565г.  Иван Васильевич торжественно  въехал в столицу, а на другой  день объявил духовенству, боярам  и знатнейшим чиновникам об  учреждении опричнины. 

Что же такое опричнина  Ивана Грозного? Термин «опричнина»  происходит от старославянского «опричь»- кроме, поэтому опричников называли еще кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества, которую после смерти князя выделяли его вдове «опричь» всех уделов. Царская реформа включала три  группы мероприятий: 

1. В системе  централизованного государства  Иван Васильевич выделил «опричь»  всей земли значительные территории  на западе, севере и юге страны, которые и составили его особое  личное владение- государев узел или опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с улиц, перешедших в государственный удел, надлежало насильственно выселить всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками. 

2. Для своей  охраны государь создал из  князей, бояр, дворян и детей боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал 1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить только царю. За все это государь жаловал всех отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину… Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев — крамольников. Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет, что царь со всей Русской земли собрал себе «человеков скверных и всякими злостью исполненных» и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями, но и с родителями, а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест. 

3. Та часть государства,  которая осталась за пределами  государева удела- опричнины, стала именоваться земщиной. Текущими государственными делами здесь по прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в области международных отношений, как и прежде, был царь. 

4 февраля 1565г., т. е. на второй день после  учреждения опричнины, началась  новая полоса жестоких расправ  за «великие изменные дела» с теми, кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили, других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т. д. Имущество всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян. 

Есть все основания  думать, что опричники расправлялись  с неугодными царю лицами!.. 

Очевидно, царь видел  в своем двоюродном брате Владимире  Старицком главного противника. В 1556 г. он отобрал у своего кузена в  орпичнину значительную часть его удела. Таким образом Иван Грозный лишил старицкого князя последней опоры — поддержки старицких феодалов. Итак, главная цель ведения опричнины — борьба с пережитками политической децентрализации. 

Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княженской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались опричники, где они бесчинствовали и грабили «всех и вся» без какого-либо разбора. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией. 

Информация о работе Иван Грозный: мыслитель, публицист, литератор