Итальянское возрождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:42, реферат

Описание работы

Возрожде́ние, или Ренесса́нс — эпоха в истории культурыЕвропы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета

Работа содержит 1 файл

имц.docx

— 43.32 Кб (Скачать)

множество самых общих  признаков, можно понять культурный смысл Возрождения

как:

    — расцвет  культуры;

    — переворот  в культуре;

    — переходный  культурный этап;

    — восстановление  античности.

 

Каждый из этих признаков  может проявляться независимо от Ренессанса, но

только их комплекс образует качественно новую ступень культуры. Европейское

Возрождение — время  мощного культурного расцвета и  восстановления многих

культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная

перестройка и переходный этап к новому времени в истории  европейской

цивилизации.

    Расцвет характеризуют  повышенная энергия культурной  деятельности,

создание и реализация новых стимулов культурного творчества. В этом смысле

Возрождение можно сравнить в истории мировой культуры с "греческим чудом"

VIII—V вв. до н.э. В основе сравнения лежат:

    — особая  интенсивность культурной жизни,  существование множества ее

центров;

    — многообразие  проявлений творчества, творческая  свобода;

    — соединение  жизненности и эстетичности;

    — избыток  духовной энергии;

    — удивительная  концентрация на небольшом пространственно-временном

отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших  новые пути

творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да

Винчи, Микеланджело могут  быть провозглашены символами культуры Ренессанса.

 

 

 

    ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ

 

КУЛЬТУРЫ

 

    Главное в  Возрождении — это выдвижение  на первый план и утверждение  в

культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные

формы возрожденческого антропоцентризма.

    Именно в  нем и происходит формирование  основ новоевропейского

 

чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей

собственную ценность, активно  действующей и испытывающей потребность в

свободе. С этого момента  человеческая личность, а не мир, не целое, впервые

становится исходным моментом для формирования системы  восприятия мира. Этот

грандиозный перелом  в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый

способ мировидения  формируется   в Италии в первой половине XV в.

Происходит утверждение  человеческой личности в культуре. Впервые произошло

обособление этой личности, выделение ее из мира.

    В итоге  произошел распад целого мира  на отдельные индивидуализированные

и начавшие замыкаться в  себе вещи. Однако в Возрождении  и этот процесс не

был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо

меньше распространяясь  на другие вещи мира.

    Результатом  стало перемещение человека в  центр материального мира,

постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а

следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение

самого человека в  активную творческую силу в нем. Антропоцентризм  первой

половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как

активное, деятельное начало.

    В связи  с этим  была остро поставлена  проблема достоинства человека,

утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в

материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало

понятие «славы» как  цели, к которой должен двигаться  человек.

    В итоге  всего этого утверждения творческого,  деятельного материального

начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип —

«hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек

производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую

афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».

 

     У человечества  есть, своя биография: младенчество, отрочество и

зрелость. Эпоху, которую  называют Возрождением, вернее всего  уподобить

периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками

индивидуальности, борьбой  с предрассудками прошлого. Без Возрождения  не

было бы современной  цивилизации. Искусство Возрождения  возникло на основе

гуманизма (от лат. —

 

«человечный») — течения  общественной мысли, которое зародилось в XIV г- в

Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в

других европейских  странах. Все

 

основные виды искусства  — живопись, графика, скульптура, архитектура  —

чрезвычайно изменились.

    В архитектуре  утвердились творчески переработанные  принципы античной

ордерной системы, сложились  новые типы общественных зданий. Живопись

обогатилась линейной и  воздушной перспективой, знанием  анатомии и пропорций

человеческого тела. В  традиционную религиозную тематику произведений

искусства проникало  земное содержание. Усилился интерес  к античной

мифологии, истории. бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с

монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные  сооружения,

появилась картина, возникла живопись масляными красками.

    Искусство  ещё не совсем оторвалось от  ремесла, но на первое место  уже

выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в  то

время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная

одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области  архитектуры,

скульптуры, живописи, совмещали  увлечение литературой.

    поэзией и философией с изучением точных наук

 

Понятие творчески богатой, или «ренесссанской личности стало впоследствии

нарицательным.

    В искусстве  Возрождения тесно переплелись  пути научного и

художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был

неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к

естественности оно  не опускалось до мелочной повседневности. Искусство

стало всеобщей духовной потребностью.

    Формирование  ренессансной культуры в Италии  происходило в экономически

независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую

роль сыграли Церковь  и великолепные дворы некоронованных государей

(правящих богатых  семейств) — крупнейших покровителей  и заказчиком

произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

 

Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция,

Сиена, Пиза, затем —  Падуя. Феррара, Генуя. Милан и позже всех, во второй

половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского

Возрождения стал Рим. Начиная  с этого времени местные центры искусства.

кроме Венеции, утратили прежнее значение.

 

2?

Почему же родиной Возрождения  – Ренессанса, стала именно Италия, а точнее итальянские города и  государства на Апеннинском полуострове?

Развитие культуры и цивилизации  трудно отделить от социально-экономических  и политических условий существования  той или иной страны. Это подтверждает как сегодняшняя реальность, так  и исторический опыт. Находясь в  центре Средиземноморья, Италия на рубеже I-II тысячелетий оказалась своего рода мостом в отношениях между Западом, едва приходящим в себя после долгих веков «спячки», и Востоком, где  стремительно строилась новая империя  – Арабский халифат. Причем арабы  преуспели не только в расширении своих владений, но и в том, что  сумели творчески освоить и переосмыслить  культурное наследие Древней Греции и Ближнего Востока. Особую роль в  их отношениях с Европой играли мусульманская  Испания и остров Сицилия, где  арабы и норманны совместно с  другими населявшими её народами создали удивительный симбиоз –  могущественное и процветающее государство, давшее европейцам дотоле невиданный пример этнической и религиозной  терпимости. Большая заслуга в  этом последнего норманнского короля Рожера II. А высшая точка его развития приходится на первую половину XIII века, во времена правления императора Фридриха II. Он, как считают многие ученые, явился по существу одним из родоначальников Проторенессанса. Основатель Неаполитанского университета, Фридрих покровительствовал наукам и искусству, и сицилийская поэзия, создававшаяся под влиянием арабов и провансальских трубадуров, стала одной из составных частей формировавшейся тогда итальянской литературы.

Контакты с арабами  способствовали развитию и итальянской  экономики, особенно торговле и связанному с нею мореплаванию. В торгово-экономические  отношения между Европой и  Ближним Востоком, откуда везли редкие для европейцев товары, наиболее активно  вовлекались ведущие морские  центры Апеннин. За пальму первенства в этой сфере вели спор Венеция, Генуя, Пиза и Амальфи. Купцы-мореплаватели из них бороздили не только воды Средиземного моря, но вполне успешно вели торговые операции даже в портах Чёрного и Азовского морей, поднимаясь вплоть до Киева. Так, о венецианцах («венедици») в Киеве упоминается в «Слове о полку Игореве». Это – конец XII века, а спустя полвека итальянский монах-францисканец Плано Карпини первым из европейцев совершил путешествие в ставку Великого монгольского хана и на обратном пути встретил в Киеве среди прочих купцов генуэзцев, венецианцев и пизанцев.

Торговля делала своё дело. Богатели приморские города, давая  в свою очередь импульс экономическому развитию других районов Италии, особенно в её Северной и Центральной части. Плодородная земля приносила  хорошие урожаи. В городах развивались  ремёсла, и мастеровые уже объединялись в цеха, постепенно осознавая себя как серьезную социальную и политическую силу. С приходом достатка постепенно менялось и самосознание людей, особенно горожан, стремившихся ко всё большей самостоятельности. На территории Италии, начиная уже с XI века, появляется и утверждается новая форма городского управления, когда жители городов добиваются для себя определённой автономии. Горожане пытаются избавиться от излишней зависимости от «синьора». Так возникает феномен городов-коммун с выборными должностными лицами для их управления, или же во главе города остаётся «синьор», но с ограниченными правами. Некоторые из этих городов-коммун сыграли огромную роль в развитии государственности, экономики и культуры Италии. Этому способствовало и то, что на Апеннинах, в отличие от остального европейского континента, не получили такого распространения идеи абсолютизма.

Конечно, итальянские города соперничали или даже враждовали между собой, но они забывали о  взаимных распрях, когда им грозила  общая опасность быть подчинёнными папскому Риму, представлявшему собой  тогда особое, специфическое государство, или же оказаться во власти германских императоров, мечтавших присоединить Италию к своим владениям. Противостояние с сильным противником ещё  больше закаляло характер вольнолюбивых  итальянцев, и порой они сами наносили чувствительные удары по войскам как германского императора, так и римского папы. Изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни на Апеннинах не могли не сказаться на духовных запросах граждан. Они уже не могли довольствоваться только тем, что им могла дать католическая церковь. Стала проявляться тяга к светскому началу, а наиболее просвещённые люди все в большей степени интересовались историческим прошлым и особенно античностью. Для итальянцев это были и Древняя Греция, и их собственная земля – Древний Рим.

Все больше обозначались сдвиги в культуре и, в частности, в архитектуре  и изобразительном искусстве. От романского стиля, когда всё внимание приковывалось к массивным и  приземлённым формам, начался переход  к готике, позволявшей человеку поднять  голову, устремляя взгляд ввысь. Правда, готика не была изобретением итальянцев, она пришла из континентальной Европы. Но у итальянской готики было своё лицо. Например, знаменитые готические соборы Реймса или Кёльна с их высокими шпилями скорее подавляют верующего  человека своими размерами. В то время  как итальянская готика, пионером которой был скульптор и архитектор Бенедетто Антелами, благодаря своим разумным параметрам, изяществу, особому духу оказалась более близкой человеку.  
 

Главные этапы ит.возрождения.

Первый этап итальянского Возрождения  приходится на 15 в. Это время отмечено в политической жизни Италии продолжающимся господством свободных городских  коммун, которые переживают, однако уже пору своего разложения. Рост капиталистических  отношений порождает новые, значительно  обостренные, по сравнению с 13 в., формы  классовой борьбы между имущими  и неимущими слоями городского населения, которые превращаются в эксплуататоров и эксплуатируемых. Страх буржуазии перед начинающимися в городах народно-революционными движениями вызывает переход ряда итальянских городов-государств от республиканского строя к монархическому – к принципату. Такой переход совершается в Милане, Вероне, Ферраре и др. городах. В целом же культурная и литературная жизнь Италии еще связана с городскими коммунами. Это придает особый народно-демократический характер раннему Возрождению.

В деятельности великого предшественника  Возрождения Данте и первых итальянских  гуманистов Петрарки и Боккаччо народные и ученые элементы переплетаются  и взаимно оплодотворяют друг друга, причем вторые еще не подавляют  и не оттесняют первых. Самое обращение  к античности, возникающий у Петрарки культ классической древности являются не прихотью образованных людей, оторванных от народной жизни. Напротив, оно вырастает  в качестве ответа на запросы широких  кругов итальянского общества, притом вырастает на почве никогда, в  сущности, не прерывавшейся в Италии латинской культурной традиции.

В 15 в. общее направление и содержание литературы гуманистов решительно видоизменяются вследствие значительных изменений  в социально-политической структуре  итальянских городов. Гуманисты 15 в. теряют связь с народным движением, они борются с ранним гуманизмом, связанным с культурой свободных  городов и частично еще проникнутым  средневековыми традициями. Антидемократические  настроения выражаются в пренебрежении  к итальянскому языку, заменяемому  латинским.

Информация о работе Итальянское возрождение