Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:42, реферат
Возрожде́ние, или Ренесса́нс — эпоха в истории культурыЕвропы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета
множество самых общих признаков, можно понять культурный смысл Возрождения
как:
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
— восстановление античности.
Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса, но
только их комплекс образует
качественно новую ступень
Возрождение — время мощного культурного расцвета и восстановления многих
культурных традиций греко-римской древности; решительная культурная
перестройка и переходный этап к новому времени в истории европейской
цивилизации.
Расцвет характеризуют повышенная энергия культурной деятельности,
создание и реализация новых стимулов культурного творчества. В этом смысле
Возрождение можно сравнить в истории мировой культуры с "греческим чудом"
VIII—V вв. до н.э. В основе сравнения лежат:
— особая
интенсивность культурной
центров;
— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;
— соединение жизненности и эстетичности;
— избыток духовной энергии;
— удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном
отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути
творчества. Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да
Винчи, Микеланджело могут
быть провозглашены символами
ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в
культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные
формы возрожденческого антропоцентризма.
Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского
чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей
собственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность в
свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые
становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот
грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый
способ мировидения формируется в Италии в первой половине XV в.
Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло
обособление этой личности, выделение ее из мира.
В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные
и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не
был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо
меньше распространяясь на другие вещи мира.
Результатом стало перемещение человека в центр материального мира,
постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а
следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение
самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой
половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как
активное, деятельное начало.
В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека,
утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в
материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало
понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.
В итоге
всего этого утверждения
начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип —
«hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек
производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую
афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».
У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и
зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить
периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками
индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не
было бы современной цивилизации. Искусство Возрождения возникло на основе
гуманизма (от лат. —
«человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV г- в
Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в
других европейских странах. Все
основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура —
чрезвычайно изменились.
В архитектуре
утвердились творчески
ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись
обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций
человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений
искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной
мифологии, истории. бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с
монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения,
появилась картина, возникла живопись масляными красками.
Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже
выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то
время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная
одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры,
скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой.
поэзией и философией с изучением точных наук
Понятие творчески богатой, или «ренесссанской личности стало впоследствии
нарицательным.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и
художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был
неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к
естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство
стало всеобщей духовной потребностью.
Формирование
ренессансной культуры в
независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую
роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей
(правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиком
произведений живописи, скульптуры и архитектуры.
Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция,
Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя. Милан и позже всех, во второй
половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского
Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства.
кроме Венеции, утратили прежнее значение.
2?
Почему же родиной Возрождения – Ренессанса, стала именно Италия, а точнее итальянские города и государства на Апеннинском полуострове?
Развитие культуры и цивилизации
трудно отделить от социально-экономических
и политических условий существования
той или иной страны. Это подтверждает
как сегодняшняя реальность, так
и исторический опыт. Находясь в
центре Средиземноморья, Италия на рубеже
I-II тысячелетий оказалась своего
рода мостом в отношениях между Западом,
едва приходящим в себя после долгих
веков «спячки», и Востоком, где
стремительно строилась новая империя
– Арабский халифат. Причем арабы
преуспели не только в расширении
своих владений, но и в том, что
сумели творчески освоить и
Контакты с арабами способствовали развитию и итальянской экономики, особенно торговле и связанному с нею мореплаванию. В торгово-экономические отношения между Европой и Ближним Востоком, откуда везли редкие для европейцев товары, наиболее активно вовлекались ведущие морские центры Апеннин. За пальму первенства в этой сфере вели спор Венеция, Генуя, Пиза и Амальфи. Купцы-мореплаватели из них бороздили не только воды Средиземного моря, но вполне успешно вели торговые операции даже в портах Чёрного и Азовского морей, поднимаясь вплоть до Киева. Так, о венецианцах («венедици») в Киеве упоминается в «Слове о полку Игореве». Это – конец XII века, а спустя полвека итальянский монах-францисканец Плано Карпини первым из европейцев совершил путешествие в ставку Великого монгольского хана и на обратном пути встретил в Киеве среди прочих купцов генуэзцев, венецианцев и пизанцев.
Торговля делала своё дело. Богатели приморские города, давая в свою очередь импульс экономическому развитию других районов Италии, особенно в её Северной и Центральной части. Плодородная земля приносила хорошие урожаи. В городах развивались ремёсла, и мастеровые уже объединялись в цеха, постепенно осознавая себя как серьезную социальную и политическую силу. С приходом достатка постепенно менялось и самосознание людей, особенно горожан, стремившихся ко всё большей самостоятельности. На территории Италии, начиная уже с XI века, появляется и утверждается новая форма городского управления, когда жители городов добиваются для себя определённой автономии. Горожане пытаются избавиться от излишней зависимости от «синьора». Так возникает феномен городов-коммун с выборными должностными лицами для их управления, или же во главе города остаётся «синьор», но с ограниченными правами. Некоторые из этих городов-коммун сыграли огромную роль в развитии государственности, экономики и культуры Италии. Этому способствовало и то, что на Апеннинах, в отличие от остального европейского континента, не получили такого распространения идеи абсолютизма.
Конечно, итальянские города соперничали или даже враждовали между собой, но они забывали о взаимных распрях, когда им грозила общая опасность быть подчинёнными папскому Риму, представлявшему собой тогда особое, специфическое государство, или же оказаться во власти германских императоров, мечтавших присоединить Италию к своим владениям. Противостояние с сильным противником ещё больше закаляло характер вольнолюбивых итальянцев, и порой они сами наносили чувствительные удары по войскам как германского императора, так и римского папы. Изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни на Апеннинах не могли не сказаться на духовных запросах граждан. Они уже не могли довольствоваться только тем, что им могла дать католическая церковь. Стала проявляться тяга к светскому началу, а наиболее просвещённые люди все в большей степени интересовались историческим прошлым и особенно античностью. Для итальянцев это были и Древняя Греция, и их собственная земля – Древний Рим.
Все больше обозначались сдвиги
в культуре и, в частности, в архитектуре
и изобразительном искусстве. От
романского стиля, когда всё внимание
приковывалось к массивным и
приземлённым формам, начался переход
к готике, позволявшей человеку поднять
голову, устремляя взгляд ввысь. Правда,
готика не была изобретением итальянцев,
она пришла из континентальной Европы.
Но у итальянской готики было своё
лицо. Например, знаменитые готические
соборы Реймса или Кёльна с их высокими
шпилями скорее подавляют верующего
человека своими размерами. В то время
как итальянская готика, пионером
которой был скульптор и
Главные этапы ит.возрождения.
Первый этап итальянского Возрождения
приходится на 15 в. Это время отмечено
в политической жизни Италии продолжающимся
господством свободных
В деятельности великого предшественника Возрождения Данте и первых итальянских гуманистов Петрарки и Боккаччо народные и ученые элементы переплетаются и взаимно оплодотворяют друг друга, причем вторые еще не подавляют и не оттесняют первых. Самое обращение к античности, возникающий у Петрарки культ классической древности являются не прихотью образованных людей, оторванных от народной жизни. Напротив, оно вырастает в качестве ответа на запросы широких кругов итальянского общества, притом вырастает на почве никогда, в сущности, не прерывавшейся в Италии латинской культурной традиции.
В 15 в. общее направление и содержание
литературы гуманистов решительно видоизменяются
вследствие значительных изменений
в социально-политической структуре
итальянских городов. Гуманисты 15 в.
теряют связь с народным движением,
они борются с ранним гуманизмом,
связанным с культурой