История возникновения государства древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

История древнего Рима – последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. (754/3г.г. до н.э. – традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. – падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные период. В VШ – Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. – П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V–V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Работа содержит 1 файл

Р.docx

— 53.59 Кб (Скачать)

   Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

   Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно, важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

    • законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
    • финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
    • по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;
    • внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

   Государственные  должности именовались магистратурами, которые делились на:

  • ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;
  • экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

   Диктатор назначался  по предложению сената одним  из консулов. Он обладал неограниченной  властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

   Магистратуры замещались  по следующим принципам: выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями; срочность - один год (за исключением диктатора);

коллегиальность; безвозмездность; ответственность.

Армия в Древнем Риме. Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

   Все граждане с  18 до 60 лет (как патриции, так и  плебеи), обладавшие имущественным  цензом, были обязаны нести воинскую  повинность и участвовать в  военных действиях (причем клиенты  могли выполнять военные обязанности  вместо своего патронов).

   В республиканский  период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

   В 107 г. до н.э.  консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель в Африке, Галлии и Италии. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов. Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия вошла в Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещалось.

Падение римской республики. Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными.

   Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями: 

  • восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг, до н. э.);
  • борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями - Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);
  • Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

   Во II—I вв. до н.э.  развитие рабовладельческого общества  в Риме приводит к обострению  всех его классовых и социальных  противоречий. Успешная завоевательная  политика, превратившая Средиземное  море во внутреннее море Римского  государства, подчинившая ему  почти всю Западную Европу  до Рейна, поставила перед Римом  новые сложные военные и политические  проблемы подавления  завоеванных  народов, обеспечения управления  ими.

   При завоевании  Италии в V—IV вв. до н.э. Рим  стремился, прежде всего, к  конфискации земель, так как рост  населения требовал расширения  земельных владений. Рабство приобретает  «классический», античный характер.

   Кроме того, рост  числа люмпенов (до 300 000) становится  убедительным  свидетельством  общей   деградации свободных.

   В этих условиях  становится все более очевидным,  что старое политическое устройство  уже бессильно справиться с  возникшими и обострившимися  противоречиями.

      Была проведена новая военная реформа. Было ограничено число обязательных для римских граждан военных походов, отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и вооружение от государств, и могли обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

   Необходимость выйти  из острого политического кризиса,  неприспособленность старой государственной  формы к новым историческим  условиям и переход к наемной  армии были основными причинами  падения полисно-республиканского  строя в Риме и установления  военно-диктаторского режима.

   Через короткий  промежуток времени после диктатуры  Суллы власть захватывает первый  триумвират (Помпеи, Красс, Цезарь). После него устанавливается диктатура  Цезаря, получившего в 45 году до  н.э. титул императора (до этого  дававшийся иногда как награда  полководцу). Затем образуется второй  триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями «для устроения государства». После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. - полномочия на управление государством и почетное наименование Август (солнце подобный), ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства — периода империи.

 

 

 

 

 

3. Римское право

 

Законы двенадцати таблиц. Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические порядки. В своем развитии оно прошло следующие стадии:

  • квиритское, или цивильное, право;
  • преторское право;
  • общенародное право;
  • собственно римское право, которое, в свою очередь, делится на публичное (право, которое относится «к положению римского государства» - Домиций Ульпиан, знаменитый римский юрист) и частное (относится «к выгоде отдельных лиц»).

   В царский период  источником римского права были  обычаи и немногочисленные законы. Оно характеризовалось влиянием общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом (малейшее упущение в форме судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима - квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным, правом.

   Важнейший памятник  права этой эпохи - Законы двенадцати  таблиц, которые созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середине V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме.

   Законы двенадцати  таблиц содержали постановления,  регулирующие сферу семейных  и наследственных отношений, а также нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Жестко скованное традициями цивильное право с IV - III вв. до н. э. стало корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным право-отношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр.

Право собственности и  обязательственное право. Для имущественных отношений эпохи Законов двенадцати таблиц характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную.

   Римские юристы  под собственностью понимали  полное и абсолютное право  пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, которые установлены договором или правом.

   Со времен Законов  двенадцати таблиц римское право подразделяло собственность на два типа:

  • к первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации;
  • ко второму - все прочие вещи, которые переходили от одного владельца к другому посредством бесформальной передачи на условиях, установленных договором - так называемой традиции.

   Одной из форм  ограничения права собственности  является сервитут -право на чужую вещь. Сервитут подразделялись на вещные (когда один собственник поступался правом на свою собственность в пользу другого) и личные (когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранности самой вещи).

   Для действительности  договора согласно римскому праву  необходимо:

  • согласие сторон, которые обязываются, и оно не должно быть порождено насилием или обманом;
  • его соответствие праву (закону).

   Все договоры римское  право разделяло на четыре  группы. 

   Вербальный договор  был древнейшим типом договора, словесным обязательством, на основе которого во времена Законов двенадцати таблиц совершались сделки разнообразных видов - купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов «даю», «сделаю». Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (религиозной клятвы).

   Литеральный договор  - письменные обязательства - возникли и распространились с течением времени.

   Реальные контракты,  выделенные римскими юристами в особую группу, характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи. К таким контрактам, например, относились:

  • договоры хранения;
  • договоры займа - такие договоры, предметом которых являются вещи, наделенные родовыми признаками: деньги, вино, зерно, то есть все заменимые вещи;
  • договоры ссуды, с которыми римское право связывало вещи индивидуально-определенные, незаменимые в принципе: подлежит возврату именно то, что было дано в ссуду.

   При консенсуальном договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма.

Семейное и наследственное право. В Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

    • брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа;
    • брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;
    • брак «сине ману» - без власти мужа.

Информация о работе История возникновения государства древнего Рима