История в названиях улиц и площадей Санкт-Петербурга (на примере Василеостровского района)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

Уже третий год я живу в Санкт-Петербурге. И все это время моим первым домом было общежитие №1 СПГГИ (ТУ), а вторым домом – сам Горный институт, которые располагаются в Василеостровском районе города (рис. 1). Практически каждый день мне приходится прогуливаться, проходить и пробегать по этому острову, но в связи с большой занятостью, написанием и защитой кандидатской диссертации, мне никак не удавалось более подробно познакомиться с историей этого необычного района.

Содержание

Введение………………………………………………………..3 с.
Основная часть…………………………………………………4 с.
1 О происхождении названия острова – «Васильевский»……….4 с.
2 Остров Декабристов (Голодай) – вторая часть Василеостровского района …………………………………………………………...5 с.
3 Река Смоленка – главная внутренняя водная артерия Васильевского острова …………………………………………6 с.
4 Стрелка Васильевского острова (Биржевая площадь)………….7 с.
5 Набережная Лейтенанта Шмидта……………………………….13 с.
6 Главная «артерия» западной части Василеостровского района – Наличная улица………………………………….......................18 с.
Заключение…………………………………………………...22 с.
Список использованных источников……………………….23 с.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Петербурговедению.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

     В 1894 году в связи с закрытием  сквера на Коллежской площади было решено организовать новый сад на мысу Стрелки Васильевского острова. Его проект, утверждённый императором Николаем II в феврале 1895 года, разработал городской садовник И. П. Визе. Скульптуры и вазы для нового сада выполнил скульптор Д. И. Иенсен. Ограду с воротами и 20 скамеек изготовил завод Ф. К. Сан-Галли.

     В 1899 году разрабатывался план продолжения насыпи Стрелки, создания здесь нового Концертного зала. Этот план не был реализован, так как коренным образом менял уже состоявшуюся панораму Невы (рис. 6).

     В 1916 году стрелку Васильевского острова  с левым берегом Невы соединил постоянный Дворцовый мост. Ранее на этом месте функционировала наплавная переправа. 

Рис. 6. Биржевая площадь в 1903 г. 

     В начале XX века Биржевая площадь была ареной для митингов и демонстраций. Трибуной для выступающих служили ступени здания Биржи. 18 апреля 1917 года выступал здесь и И. В. Сталин, о чём свидетельствовала памятная доска, находившаяся здесь в начале 1950-х годов. В 1919-1920 годах на Биржевой площади устраивались праздники и гулянья [4].

     В 1920 году в сквере был организован  огород, спасавший жителей Петрограда от голода. В 1924 году наводнение разрушило  и огород и сквер. Новый, существующий сейчас сквер на Стрелке создан в 1925-1926 годах по проекту Л. А. Ильина. Лицом к зданию Биржи были установлены бюсты Д. Кваренги и К. Росси работы скульптора А. А. Улина. Ограда сквера была заменена гранитными тумбами с цепями.

     В 1937 году площадь переименовали в  Пушкинскую. Это было связано со 100-летием со дня гибели А. С. Пушкина, а также с близостью Пушкинского дома. Предлагалось установить здесь памятник поэту, был объявлен конкурс. Однако замысел реализован не был, помешала война. Впоследствии памятник был установлен на площади Искусств.

     Во  время блокады Ленинграда на стрелке  находились зенитные батареи.

     В 1949 году из сквера Стрелки Васильевского  острова были убраны бюсты Д. Кваренги и К. И. Росси. В 1960 году вводом в строй Биржевого моста закончилось формирование облика панорамы стрелки Васильевского острова. Этот мост был построен симметрично Дворцовому и повторил его облик.

     В 1989 году Биржевой площади было возвращено историческое название. В советское  время появилась устойчивая традиция. Молодожёны приходят на Стрелку и  разбивают о причальную стенку бутылку  шампанского - в знак предстоящего долгого и счастливого совместного семейного плавания. Здесь же, на спусках к Неве, молодожёнам предлагают запустить в небо белых голубей.

Рис. 7. Стрелка  Васильевского острова сегодня 

     В 2003 году в сквере установлен якорь-кошка. Этот якорь был найден при работах на Шкиперском протоке. Рядом с ним находится памятная доска: «Русский якорь корабля Русского флота Олонецкий завод 1723 год. Найден на Васильевском острове в 2001 году. Установлен в честь 300-летия Санкт-Петербурга». В это же время здесь был установлен рельефный бронзовый план стрелки Васильевского острова с наименованием всех зданий, датами их строительства и именами архитекторов. Этот барельеф был установлен в дар городу от Северо-Западного таможенного управления. С мая 2003 года напротив стрелки Васильевского острова начал работать один из самых больших фонтанов Европы. Он работает с музыкальным сопровождением, в тёмное время суток - со световым представлением. Этот фонтан быстро стал одной из самых популярных петербургских достопримечательностей.  

     5 Набережная Лейтенанта Шмидта

     С особым интересом хотелось бы описать  историю набережной Лейтенанта Шмидта, где расположено место основной работы – Горный институт (рис. 8).

     Берег Невы вдоль современной набережной Лейтенанта Шмидта был застроен типовой жилой застройкой уже в первой половине XVIII века. Васильевский остров должен был стать центром Санкт-Петербурга, поэтому здесь активно раздавали участки под застройку. Уже в это время берег Большой Невы был оборудован деревянными ограждениями. Вместе с Университетской набережной эта трасса именовалась набережной Большой Невы, дома имели общую нумерацию [2, 3]. Дома строились по типовым проектам, и многие из них до сих пор сохраняют очертания, приданные им в начале XVIII века (дома №31, 39, 41).

     В конце XVIII века на набережной было построено здание Морского кадетского корпуса (ныне Военно-Морской институт-корпус Петра Великого). В начале XIX века здесь построено здание Горного института.

     Работы  по устройству гранитной набережной начались параллельно со строительством Благовещенского моста - первого постоянного моста через неву в Санкт-Петербурге. Первоначальный проект работ был составлен строителем моста С. В. Кербедзом и инженером А. А. Серебряковым 2-м в 1842 году. Он был рассмотрен в 1844, утверждён в 1847 году. Вся набережная задумывалась как большая пристань, разделённая на пять участков, в соответствии с «местными потребностями». Рядом с мостом была спланирована площадь, позже названная площадью Трезини (рис. 9). Для её создания, также как и для создания набережной, берег расширили на 26 метров. Таким образом, стенка набережной оказалась достаточно далеко от первоначального берега, что обеспечило достаточную глубину для судов. Никаких ограждений здесь не предусматривалось, берег оборудовался причальными тумбами. Все спланированные работы были завершены к 1854 году, хотя их планировали закончить на четыре года ранее. 

Рис. 8. Здание Горного института – место работы автора 

     Участок набережной близ моста предназначался для ожидания кораблями проводки через разводную часть Благовещенского  моста. Здесь был устроен специальный  полукруглый пандус со съездом к  реке. От 7-й до 10-й линии следовал причал для пассажирских судов, где находились частные Кронштадская и Стокгольмско-Гельсингфорсская пристани. Широкий причал был вымощен гранитом и разделён параллельно берегу чугунными столбами с цепями. Напротив здания Морского кадетского корпуса, между 11-й и 12-й линиями, была оборудована причальная стенка. Зимой здесь стояли учебные фрегаты. В центре этого участка расположилась широкая 30-метровая лестница.

Рис. 9. Набережная Лейтенанта Шмидта в XIX в. 

     Между 13-й и 20-й линиями набережная Лейтенанта Шмидта получила двойной тротуар. Напротив здания Горного института была оборудована  такая же причальная стенка и лестница, как у Морского кадетского корпуса.

     В 1859 году на набережной Лейтенанта Шмидта появилась первая в Санкт-Петербурге конно-железная дорога (рис. 10). Она служила для перевозки грузов от пристаней к Таможне. Эта дорога просуществовала до 1881 года, когда торговый порт был переведён на Гутуевский остров и таможня на стрелке Васильевского острова утратила своё значение [2].  

Рис. 10. Конно-железная дорога

     Проект  Кербедза предусмотрел художественное оформление спуска набережной напротив Морского кадетского корпуса. Это было выполнено в 1870-1873 годах, когда здесь был установлен памятник адмиралу И. Ф. Крузенштерну, одному из самых известных выпускников и руководителей этого учебного заведения. С 1887 года набережная от 7-й до 22-й линии называлась Николаевской (по Николаевскому, ныне Благовещенскому мосту).

     При прокладке на набережной трамвайной линии в 1906 году возле Николаевского  моста был построен павильон общественного  туалета. На рубеже XIX и XX веков на участке дома №27 было построено здание церкви для подворья Киево-Печёрской лавры. Купол храма с тех пор стал заметной доминантой южного берега Васильевского острова (рис. 11).  

Рис. 11. Подворье Киево-Печерской лавры 

     Несмотря  на переезд торгового порта, здесь  продолжали (и продолжают) причаливать  корабли. Для многих туристов того времени  знакомство с Санкт-Петербургом, а  иногда и с Россией, начиналось именно здесь. А. Н. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» так описывает эту местность [7]:

     «В далеких перспективах Васильевского острова пылал осенний закат. Багровым и мрачным светом были озарены баржи с дровами, буксиры, лодки рыбаков, дымы, запутавшиеся между решетчатыми кранами эллингов. Пожаром горели стекла пустынных дворцов. С запада, из-за дымов, по лилово-черной Неве подходил пароход. Он заревел, приветствуя Ленинград и конец пути. Огни его иллюминаторов озарили колонны Горного института, Морского училища, лица гуляющих. И он стал ошвартовываться у плавучей, красной, с белыми колоннами, таможни. Началась обычная суета досмотра».

     В 1918 году набережная получила имя выпускника Морского кадетского корпуса - П. П. Шмидта, принимавшего активное участие в восстании на Черноморском флоте в 1905 году. В 1936-1937 годах при реконструкции моста был перестроен и ближний к нему участок набережной Лейтенанта Шмидта. В 1956-1957 годах по проекту Л. А. Носкова и Б. Б. Левина на набережной от 12-й до 21-й линии была продолжена парадная отделка. Здесь появился бульвар и чугунная ограда на гранитных столбах. В доме №11-13 в 1950-х годах работал Морской вокзал.

     Берег вдоль набережной Лейтенанта Шмидта и в настоящее время продолжает использоваться для стоянки судов (рис. 12). В 1996 году здесь пришвартовался ледокол «Красин», находящийся у набережной по сей день. Этот корабль стал единственным в мире ледоколом-музеем.

Рис. 12. Набережная Лейтенанта Шмидта сегодня

6 Главная «артерия»  западной части  Василеостровского  района – Наличная  улица

     Наличная  улица появилась в Санкт-Петербурге в первой трети XVIII века. С момента  своего рождения она обозначала западную границу беднейшего района города - Гавани. Первоначально дорога походила вдоль двух кварталов, от Среднегаванского проспекта до Шкиперского протока. Застраивалась она только с восточной стороны, с запада практически вплотную подходила к морю. Оттого улица и стала называться Наличной, то есть улицей «лицом к морю». В домах на Наличной улице жили в основном служители Галерной гавани.

     Для жителей Гавани здесь строились  храмы. Один из них (полотняная церковь Святой Троицы) находился на месте современной проезжей части в створе Среднегаванского проспекта. В 1733 году на участке дома №8 была построена церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1792 году обветшавший деревянный храм по указу Екатерины II был капитально перестроен по проекту архитектора Якова Перрена (рис. 13). 

     

     Рис. 13. Церковь во имя Святой Живоначальной  Троицы

     В начале XIX века существовало ещё одно название - 1-я линия Гавани. В это  время улица была продлена до Малого проспекта. Новый отрезок проходил вдоль огородов. От Большого проспекта Васильевского острова улицу отгораживали постройки Адмиралтейского ведомства. На участке домов №35 и 37 находился участок маркиза И. И. де Траверсе. Когда де Траверсе был морским министром, Балтийский флот не покидал пределы восточной части Финского залива. Именно тогда Финский залив и был назван «Маркизовой лужей».

     В середине XIX века улице вернули первоначальное название - Наличная. В 1886-1887 годах по проекту А.К Павловского и                              А.И. Поликарпова здесь был построен дом церковного приюта для бедных (дом №9). К 1890-м годам Наличная улица была продлена до Большого проспекта [2].

     В октябре 1927 года церковь во имя Святой Живоначальной Троицы закрыли, а  в 1932 году снесли.

     В первой трети XX века на территории к  западу от начальной части Наличной улицы располагались ангары авиационного подразделения. В 1932 году этот участок  был передан НИИ морской связи, которому стал принадлежать и дом №6. С 1930-х годов территория за Наличным переулком была занята свиносовхозом «Василеостровец».

Информация о работе История в названиях улиц и площадей Санкт-Петербурга (на примере Василеостровского района)