Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа
Суд является неотъемлемой частью государственного аппарата, и характеризуются теми качествами, которые присущи государственной власти, так как суд- орган государственной власти, а судебная деятельность это одна из функций государственного управления.
В современной России чрезвычайно остро стоит проблема защиты прав и свобод граждан. И зачастую для решения проблем используют опыт предков. Так, изучая историю советской судебной системы, можно выявить и решить проблемы, которые существуют в современной России.
Введение 3
Глава 1. Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.) 5
Глава 2. Законодательство о суде 20-30-х гг. 11
Глава 3. Советский суд в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и в послевоенный период. 16
Глава 4. Судебная система во второй половине 50 – начале 80-х гг. 18
Заключение 21
Список использованных источников и литературы. 23
Единство задач всех судебных учреждений обусловило построение единой судебной системы. Если раньше система революционных трибуналов была обособлена от системы народных судов, то с принятием Положения о судоустройстве революционные трибуналы были упразднены, а их функции переданы общим судам. В соответствии с новым Положением вводилась единая судебная система, состоящая из следующих звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР.
Для рассмотрения дел особых категорий ввиду их специфики или большой общественной опасности создавались специальные суды: военные трибуналы, особые трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии. Подсудность этих учреждений была крайне ограничена, поскольку в Положении было указано, что они действуют лтшь временно. Единство специальных и общих судебных учреждений обеспечивалось тем, что они были поднадзорны судебному органу республики – Верховному Суду РСФСР. Согласно положению о судоустройстве РСФСР 1922 года основным звеном судебной системы был народный суд, разбиравший основную массу гражданских и уголовных дел. Народный суд рассматривал все дела по первой инстанции с участием двух народных заседателей, которые, как и судьи, избирались из среды трудящихся.
Вторым звеном судебной системы стали губернские суды, созданные вместо ранее действовавших губернских отделов юстиции, революционных трибуналов и губернских советов народных судей. Губернские суды разбирали в качестве суда первой инстанции наиболее сложные дела, ранее отнесённые к подсудности революционных трибуналов. В качестве суда второй инстанции губернский суд выполнял функции, ранее принадлежащие советам народных судей. Кроме того, губернские суды осуществляли судебный надзор и судебное управление в отношении народных судов губернии. Первоначально поднадзорные полномочия губернского суда были ограниченными. Губернский суд рассматривал протесты, внесённые представителем губернского суда или губернским прокурором, но отменить вступившие в законную силу приговоры не имел права, он лишь передавал дело в Верховный Суд РСФСР. В 1934 году губернскому суду было предоставлено право с согласия прокурора отменять приговоры народных судов. Если такого согласия не было, дело передавалось в Верховный Суд РСФСР13.
Высшим судебным органом республики, объединившим деятельность всех судебных учреждений, стал Верховный Суд РСФСР, который рассматривал наиболее сложные дела, осуществлял полномочия кассационного суда по отношению к губернским судам и специальным судебным учреждениям, а также судебный надзор и судебное управление.
В соответствии с этим он действовал в составе президиума, пленума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, судебной, военной и военно-транспортной коллегий. В составе Верховного Суда действовала дисциплинарная коллегия.
В 1922 году образовался СССР. Первая союзная Конституция14 в целях утверждения единой законности на территории всего государства отнесла к ведению Союза ССР принятие основ судоустройства и судопроизводства, а также законов, определяющих порядок организации и деятельности союзных судебных органов. Верховному Суду специально посвящена седьмая глава первой союзной конституции. Верховный Суд был призван обеспечить соблюдение союзной Конституции. Верховный Суд СССР должен был осуществлять надзор за соответствием Конституции СССР постановлений, принимаемых ЦИК и СНК союзных республик или СНК СССР. Верховному Суду СССР было предоставлено право дачи руководящих разъяснений и толкований общесоюзного законодательства. В случае несоответствия общесоюзному закону постановлений центральных органов и наркоматов СССР и союзных республик, кроме постановлений ЦИК СССР и его Президиума, Верховный Суд СССР вправе был вносить в Президиум ЦИК представления о приостановлении и отмене незаконных актов.
На Верховный Суд СССР
было возложено рассмотрение в качестве
суда первой инстанции дел особой
важности либо дел по обвинению высших
должностных лиц в
В соответствии с Конституцией СССР II сессия ЦИК 2 созыва 29 октября утвердила Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик15.
Основы определили задачи суда:
Значение этого закона для системы советских судебных органов заключалось в том, что он обобщил опыт советского суда, накопленный в течение первых лет советского государственного строительства.
Судебная и правовая системы, сложившиеся в СССР в 20-е и первую половину 30-х гг. была закреплена в Основном законе государства – Конституции СССР 1936 года16.
Конституция СССР 1936 года формально расширила и закрепила демократические принципы организации и деятельности советских судов: осуществление правосудия только судами; рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей; выборность судей и народных заседателей; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики; обеспечение обвиняемому права на защиту и т. д..
На основе Конституции 1936 года в 1938 году был принят Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик17. Этот закон окончательно закрепил судебную систему СССР. В этом законе явно проявилась тенденция к ограничению прав и полномочий кассационных судов, что имело объяснение в общей социально-политической обстановке конца 30-х гг. Так, Закон значительно ограничил круг субъектов поднадзорного опротестования и число судебно-надзорных инстанций. Право принесения надзорных протестов предоставлялось лишь Председателю Верховного Суда СССР, Прокурору СССР, Председателям Верховных судов и прокурорам союзных республик.
Нельзя сказать, что все нормы судопроизводства, закреплённые в Конституции 1936 года и Законе о судоустройстве Союза ССР, были фикцией. Созданная система судебных органов оказалась достаточно эффективной в деле борьбы с преступностью и обеспечении общественной безопасности. Но при этом, конечно же, нельзя забывать и о том, что именно в 30-е годы судебная система была фактически поставлена на службу власти, стала одним из важных средств подавления и уничтожения политических оппонентов, внесла свой "вклад" в становление тоталитарного общества и государства.
На годы Великой Отечественной войны пришёлся наиболее сложный и драматичный этап в развитии советской судебной системы и советского государства в целом.
Условия военного времени потребовали укрепления государственной дисциплины и общественного порядка, мобилизации всех сил общества. В решении этих задач важное место принадлежало деятельности судебных органов, реорганизованных на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении"18.
В местностях, объявленных на военном положении, расширялась подсудность военных трибуналов. Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, были изъяты из ведения общих судебных органов и переданы в военные трибуналы. Сохранилась подсудность народных судов и в области общеуголовного преступления. Военные власти имели право передавать в военные трибуналы дела о злостном хулиганстве, спекуляции и иных преступлениях.
Условия военного времени потребовали реорганизации в военные трибуналы линейных судов железнодорожного и водного транспорта. В местностях, объявленных на осадном положении, народные и областные суды преобразовывались в военные трибуналы.
При рассмотрении уголовных дел военные трибуналы руководствовались принципами правосудия, закреплёнными в Конституции и Законе о судоустройстве СССР. Однако для них были установлены и некоторые особые правила, обеспечивающие быстроту и меткость судебной репрессии по отношению к лицам, посягавшим на обороноспособность страны. Так, члены военных трибуналов не избирались, а назначались совместными приказами НКЮ СССР и .наркома обороны. Дела в военных трибуналах рассматривались постоянными судьями без участия народных заседателей. Приговоры трибуналов, действовавших в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, не подлежали кассационному обжалованию. Для приближения надзора к местным военным трибуналам право пересмотра приговоров, вступивших в законную силу, было предоставлено военным трибуналам округов и фронтов19.
После окончания Великой Отечественной войны произошла существенная реорганизация судебной системы СССР. Были в основном отменены акты военного времени. Так, военные трибуналы, ранее действовавшие в прифронтовой полосе, были преобразованы в народные и областные суды. Военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в линейные суды железнодорожного и водного транспорта. При рассмотрении дел в военных трибуналах стали применяться общие процессуальные нормы без ограничений, обусловленных военным временем.
В целях повышения ответственности судей за правильное осуществление правосудия 15 июля 1948 г. было принято общесоюзное Положение о дисциплинарной ответственности судей20, которое устанавливало, что за служебные упущения и поступки судьи несут ответственность в дисциплинарном порядке только перед вышестоящими судебными органами.
Эффективно организованная
судебная система и система
Новый этап в развитии Советского государства, наступивший после смерти Сталина и связанный с общей "либерализацией" политической жизни, не мог не принести изменений и в функционирование судебной системы.
Так, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. "Об образовании президиумов в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей"21 круг лиц, правомочных приносить протесты в порядке надзора, а также судебных инстанций, обладающих правом пересмотра приговоров в порядке надзора, вновь был существенно расширен.
Этим же указом в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей были образованы президиумы22. Президиумы этих судов должны были рассматривать в порядке надзора дела по протестам Генерального Прокурора СССР, Председателя Верховного Суда СССР, прокурора союзной республики, председателя Верховного суда союзной республики и их заместителей, а также прокурора автономной республики, области, автономной области и председателя Верховного суда автономной республики, края, области, автономной области.
Функции краевых (областных) судов впоследствии были расширены. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1956 г. после упразднения Министерства юстиции23 для дальнейшего улучшения работы народных судов и сосредоточения контроля за их деятельностью в одном органе на краевые (областные) суды было возложено осуществление судебного управления; производство ревизий народных судов. Областные суды стали также осуществлять руководство деятельностью нотариальных контор.
Закон, принятый Верховным Советом СССР 11 февраля 1957 г., отнёс к ведению союзных республик принятие законодательства об устройстве судов. За Союзом ССР было закреплено право устанавливать Основы законодательства о судоустройстве. 12 февраля 1957 г. было утверждено Положение о Верховном Суде СССР24. Согласно положению "в целях осуществления надзора и обеспечения социалистической законности" Верховный Суд СССР стал рассматривать протесты Председателя Верховного Суда СССР и Генерального Прокурора СССР на постановления Верховных судов союзных республик в случае их противоречия общесоюзному законодательству или нарушению интересов других союзных республик.
Верховный Суд СССР в соответствии с Положением обобщал материалы судебной практики и статистики, давал руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, разрешал поры между судебными органами союзных республик.
В 1957 году были упразднены транспортные суды, их функции были переданы общим судам. Это стало важным шагом на пути унификации и дальнейшего укрепления судебной системы СССР25.