Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:30, шпаргалка
Ответы на 35 вопросов.
Сунская династия столкнулась с проблемами недостатка земель и пополнения казны. В 11 в проводятся несколько реформ: 1) упорядочение системы налогообложения; 2) гос-во устанавливает контроль за торговлей; 3) ремесленники объединяются, во главе их чиновник от следил за порядком, контролировал процесс уплаты налогов, через него осуществлялась коммуникация; 4) контролируется ростовщическая сфера.; 5) вводилась рекрутская повинность.
Ван Ань-ши – реформатор. Все эти реформы укрепили гос-во, но были краткосрочными.
Сунская империя просуществовала до нач 13 в. Но к этому времени террит его уменьшилась под влиянием северных соседей. Китаю пришлось уступить северные террит и платить дань кочевникам.
С 1027 – 1280гг – период южно-сунской империи. Этот период отмечен целым рядом нововведений: изобретение компаса, пороха, ксилографии. В Китае появились гении кот появились в европе в период Возрождения. Они проявили свои способности в разных областях.
Танско-сунский
период – период взлета искусства
и культуры.
30. Сасанидский Иран
К началу
средневековья на территории Ирана
существовало парфянское государство.
Парфия не была полностью централизованным
государством. В областях существовали
самостоятельные правители. В 20-х
годах III в., когда Парфия была истощена
длительной борьбой с Римом, правитель
области Парс Арташир поднял восстание
и сверг Артабана V (227-229). Завершил создание
державы САСАНИДОВ сын Арташира Шапур
I (241-272). Существенных отличий от прежней
династии не было достаточно долго. Постепенно
персидское наречие вытеснило другие
диалекты. В государстве развивалась и
земледельческая, и кочевая экономика.
Важную роль играли города, которые в западной
части государства были самоуправляющимися
единицами. На протяжении всего сасанидского
периода продолжался подъем городов.
Население делилось на две группы: полноправные
члены общин и неполноправные, среди последних
были и рабы. Община представляла собой
агнатическую группу. Группы эти различались
по своему юридическому и социальному
положению. Кроме того, существовали особые
сословия (профессии). В принципе они идентичны
индийским варнам. Сословия эти постепенно
дробились, но их руководители занимали
точно определенное положение в государстве.
Постепенно усиливалась родовая верхушка
деревни - дехкане.
Государственной религией в стране был
зороастризм, центром которого была мысль
о постоянной борьбе тёмного и светлого
начал, Добра и Зла. Сложный культ совершали
в специальных храмах жрецы - хербады и
мобады. Храмы Огня владели значительным
имуществом- землями, рабами. Религия требовала
постоянных приношений, за несоблюдение
обрядов назначались разнообразные штрафы.
Жрецы полностью контролировали судебную
и образовательную системы страны. Протесты
против жестокого контроля приняли вид
ересей.
В III в. распространилось учение пророка
Мани (род. в 215 г., начал проповедовать
в 242 г. в Ктесифоне). Пророк пытался основать
синтетическую, всемирную религию. Основываясь
на разнообразных философских и религиозных
учениях, он создал теорию, которая оказала
заметное влияние на духовную жизнь средневековья
в Европе и в Азии. Мани учил, что люди и
существующий мир являются порождениями
Зла и что спасение может быть достигнуто
лишь в результате освобождения духа от
всего материального, земного. Для освобождения
света, смешавшегося с тьмой, мир должен
погибнуть. Поэтому люди должны отказаться
от мясной пищи и вести нравственный образ
жизни. Наставникам людей, "избранным",
нельзя вступать в брак. Манихейцы первоначально
получили поддержку властей, так как шаханшахи
стремились ограничить влияние жречества.
Однако, когда начались массовые выступления
не только против религии, но и против
власти, пропаганда манихейства была запрещена,
а сам он казнен (276 г.).
В IV в. на значительной части территории
страны начался переход от родовых отношений
к раннегосударственным. В процессе объединения
дехкан вокруг азатов развернулась их
социальная борьба с господствующим военно-рабовладельческим
сословием. Арташир II (379-383) пытался облегчить
положение новой местной власти и издал
указ об освобождении крестьянства от
податей на 10 лет, но был свергнут. Йездигерд
I (399-420) сумел подавить несколько крупных
восстаний знати, но в конце концов погиб.
В результате на рубеже V-VI вв. страна переживала
острейший социальный кризис: движение
Маздака, сына Бамдада, происходившего
из жреческого сословия. В основе движения,
начавшегося в 488 г., лежала идея закономерности
победы светлого начала над темным при
непосредственном участии человека. Человек
должен активно вмешаться в борьбу со
злом ради уничтожения имущественного
и социального неравенства. Шаханшах Кавад
I в 496 г. был свергнут знатью и духовенством,
но в 499 г. сумел восстановить свою власть
с помощью эфталитов и дехкан Ирана, принял
реформу Маздака и придал ей государственный
характер. Маздак стал одним из высших
должностных лиц. Последовавшие репрессии
усилили влияние радикального крыла маздакитов,
Кавад I потерял контроль над ситуацией,
влияние перешло к его сыну, Хосрову, происходившему
из дехкан. В 528-529 гг. Хосров жестоко подавил
движение еще при жизни Кавада. Теперь
дехкане были уравнены в правах с родовой
знатью, получили возможность собирать
крупные земельные наделы. Расширение
контроля землевладельцев-дехкан над
окрестным населением привело к раздробленности,
облегчившей в дальнейшем арабское завоевание.
Но учение маздакитов не исчезло, оно воздействовало
и на ислам. Восстания под лозунгами Маздака
продолжались до IX в.
Хосров I провел военную и административную
реформы, окончательно уничтожив прежнее
военное сословие. Правитель стал главой
армии, в которую отныне активно привлекали
дехкан. Однако социально-политическая
борьба в государстве не прекращалась.
В стране произошло восстание Бахрама
Чубина, позднее, в 628 г., был убит Хосров
II Парвиз. Хосров I старательно проводил
централизацию государства, разделив
его на четыре большие части и приблизив
центральное управление к местному. Однако
новые правители частей государства (останы
и марзпаны) вскоре тоже начали стремиться
к обособлению.
Налоговая реформа Хосрова I обеспечила
постоянные ставки земельных податей
в деньгах (хараг) в зависимости не от размеров
урожая, а от обрабатываемых площадей
и возделываемых культур. Была введена
подушная подать (гезит) для всего податного
населения (рам). Реформы в целом способствовали
формированию особого сословия дабиров
- чиновничества.
Сасанидский Иран проводил активную внешнюю
политику. Уже Шапур начал войны с Римом
на западе и с Кушанским царством на востоке.
Однако по договору 298 г. персы были вынуждены
передать Риму часть Месопотамии и признать
контроль Рима над Арменией. В 387 г. Иран
заключил новый договор с Римом, уже о
разделе Армении. Бахрам V Гур (421-38) вел
трудные войны с восточной империей и
эфталитами и притеснял христиан, вызвав
восстание в Армении. Йездигерд II и его
преемник Пероз вели тяжелые войны на
востоке, с эфталитами.
Войны с Византией продолжались с переменным
успехом свыше 30 лет. Мир 561 г. сохранил
прежние границы. В 563-67 гг. эфталиты были,
наконец, побеждены. Из Йемена были изгнаны
эфиопы, южная часть Аравийского полуострова
перешла под контроль персов. поражения
от Византии и ее союзников-тюрок привели
к невыгодному миру 591 г. В 602 г. Хосров II
возобновил войну с Византией, и она продолжалась
до его убийства в 628 г. Преемник Хосрова,
его старший сын Кобад Шахруйе принужден
был просить мира у Византии. Обе державы
за четверть века войн были обескровлены
и не смогли противостоять исламскому
наступлению. Как оказалось, Иран надолго
потерял свою национальную государственность.
34. Турция сельджукского периода
Решающую роль внесло заселение на эту территорию тюрок. Тюрки во 2-й пол 1тыс н.э. не создавали своей гос-ти в этом регионе. Происходило консолидация культурных традиций пришлых тюрок и местных этносов.
10-11вв – тюрки закончили процесс культурного синтеза и стали влиять на историю региона. Они стали создавать гос образование – гос-во сельджуков.
Нижняя граница средневековья – 13в.
10-11вв – раннее средневековье – период сельджуков.
Турки-сельджуки пришли из Малой Азии, в этот момент они находились в стадии вызревания родоплеменных отношений. К 10в - турки приняли ислам кот в опред степени повлиял на модель гос-ти, складывающийся у сельджуков.
После распада Халифата, турки попали под власть династии Саманидов, к кон10в – караханидов.
Они двинулись на запад через Иран.
1035г- они нанесли поражение годзевитскому султану и стали контролировать часть Россан
1043 – Хорезм; 1055г - Багдад
Тулгур Бек(предводитель) – получит титул султана Запада и Востока. Они продвигались по террит Ближ Востока, подошли к Византии. Одержав ряд побед, осели на террит Анатолии. Благодаря успешным завоеваниям они контролировали Иран, Ирак, Сирия, Палестина, Закавказье, часть Малой Азии – сельджукское гос-во.
Но гос-во было не прочным. Керманский, Харасанский, Иракский, Рунский султанаты – самые крупные.
Столица Рунского султаната – Конья (конийский султанат). Правители стали независимыми и выстраивали свою политику. Главная цель – увеличение террит. Благодаря успешным походам к серед 13 в Рунский султанат подчинил всю Анатолию. Султан имел выход к черному морю (порт Синоп) и средиземноморье (Александрия). Поддерживали связь с Египтом и Венецией.
В результате
синтеза культ традиций складывались
специфические поземельные
Земельные владения: Мульк – частнособственническое владение, владелец обязан платить установленный налог.
Вакуфы (Вакф) – владения духовных лиц
Икта – условное владение, служебное пожалование кот давалось за службу. В Сельд период к иктам относились и крупные земельные пожалования (их владельцы – эмиры) и небольшие.
Обещанные земли – власть закрепляла за кочевниками. Кочевники рассм собственность как общественную, не признавали зависимость (взамен несли военную обязанность).
Наличие
частной собственности –
Социальная организация: стремление к размытой структурой общества. В основном это «Верхи» (завоеватели и правители) и «Низы» (все остальные). Среди элиты можно встретить и не тюрок. Низы – производители, имеет синтетический характер.
В городах удельный вес идет на население не тюркского этноса (армяне, грузины). Но тюрки желают контролировать городское общество. Ремесленники и торговцы объединяются в корпорации.
Ик ди ши – полицейская функция, следили за порядком, сбор налогов.
Политическая организация: синтетическая. Сельджуки пытались создать гос-во с исламским освещением, но пополняли византийским церемониалом.
Неразветвленный аппарат управления. Султан опирался на двух помощников:
Ниже стоит аппарат исполнителей:
Визир – премьер-министр
Диван – кабинет министров. В Диване заседали визир и главы центр ведомств: Гос казначейство; канцелярское; военное; управление султанских владений.
Так же действовал судебный аппарат, разветвленный на два штаба: Кадии; Кадии – аскеры (военные судьи).
Местный
аппарат сельджукского периода:
отсутствует унифицированная
Админ-террит единицы:
- бейлерберство (на границе)
- субаш
(провинция кот создана на
- эмираты – крупная единица, независимая. Эмиры – ближайшие люди султана, собирали налоги и содержали военные отряды.
Правители Сельджук были султаны.
К серед 13в происходит ослабление султанской власти на террит конийского султаната. Начались м\у усобицы.
К нач
13в неспокойная внешняя
В 1258г – монголы захватили Багдад. Стали притеснять Анатолию, сначала это были подданнические отношения.
Но с нач 70х ильханы стали вмешиваться во внутреннюю политику. В результате антимонгольское настроение.
Действие ильханов привели к распаду султаната. Образовалось несколько десятков бейликов и эмиратов.
С к
13в начался период бейликов.
35. Османская Турция
С к13в
изменяется поземельное отношение,
уменьшается частная
Аскеры – военные поселения.
Период бейликов – большая культурная либерализация.
Суфийский ордер – Бекташи – возник во 2 пол 13в. Проповедали веротерпимость, культовую практику считали не главной. Они предложили вид исламский троицы: Аллах, Мухаммед, Али.
Начинает укреплять свои позиции бейлик Осман. Правитель Османа проявляли большой интерес к соседним странам; формировали большие вооруженные силы- выступали наемниками западных правителей.
С 40-50г 14в Османы начинают проявлять интерес к западным террит, начинаю набеги на Балканы, завоевывают террит и присоединяют к бейлику.
К 80г14в бейлик Осман расширил свою террит за счет Македонии. У них появляется огнестрельное оружие.
В нач 15в Османы потерпели поражение от войск Тимура, но им удалось продолжить свою захватническую политику.
30г
15в вторглись на террит
1448г – Одержали победу на Косовом поле- распростр свое влияние на всю юго-восточную Европу.
Т.о. Бейлик Осман превратился в крупное гос-во – влияние на часть Малой Азии и значит часть балканского полуострова.