История средневекового Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:30, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 35 вопросов.

Работа содержит 1 файл

регионы.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

 Сунская династия столкнулась с проблемами недостатка земель и пополнения казны. В 11 в проводятся несколько реформ: 1) упорядочение системы налогообложения; 2) гос-во устанавливает контроль за торговлей; 3) ремесленники объединяются, во главе их чиновник от следил за порядком, контролировал процесс уплаты налогов, через него осуществлялась коммуникация; 4) контролируется ростовщическая сфера.; 5) вводилась рекрутская повинность.

 Ван Ань-ши – реформатор. Все эти реформы  укрепили гос-во, но были краткосрочными.

 Сунская империя просуществовала до нач 13 в. Но к этому времени террит его уменьшилась под влиянием северных соседей. Китаю пришлось уступить северные террит и платить дань кочевникам.

 С 1027 – 1280гг – период южно-сунской империи. Этот период отмечен целым рядом  нововведений: изобретение компаса, пороха, ксилографии. В Китае появились гении кот появились в европе в период Возрождения. Они проявили свои способности в разных областях.

 Танско-сунский  период – период взлета искусства  и культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

30. Сасанидский Иран 

 К началу средневековья на территории Ирана  существовало парфянское государство. Парфия не была полностью централизованным государством. В областях существовали самостоятельные правители. В 20-х  годах III в., когда Парфия была истощена длительной борьбой с Римом, правитель области Парс Арташир поднял восстание и сверг Артабана V (227-229). Завершил создание державы САСАНИДОВ сын Арташира Шапур I (241-272). Существенных отличий от прежней династии не было достаточно долго. Постепенно персидское наречие вытеснило другие диалекты. В государстве развивалась и земледельческая, и кочевая экономика. Важную роль играли города, которые в западной части государства были самоуправляющимися единицами. На протяжении всего сасанидского периода продолжался подъем городов.  
Население делилось на две группы: полноправные члены общин и неполноправные, среди последних были и рабы. Община представляла собой агнатическую группу. Группы эти различались по своему юридическому и социальному положению. Кроме того, существовали особые сословия (профессии). В принципе они идентичны индийским варнам. Сословия эти постепенно дробились, но их руководители занимали точно определенное положение в государстве. Постепенно усиливалась родовая верхушка деревни - дехкане. 
Государственной религией в стране был зороастризм, центром которого была мысль о постоянной борьбе тёмного и светлого начал, Добра и Зла. Сложный культ совершали в специальных храмах жрецы - хербады и мобады. Храмы Огня владели значительным имуществом- землями, рабами. Религия требовала постоянных приношений, за несоблюдение обрядов назначались разнообразные штрафы. Жрецы полностью контролировали судебную и образовательную системы страны. Протесты против жестокого контроля приняли вид ересей.  
В III в. распространилось учение пророка Мани (род. в 215 г., начал проповедовать в 242 г. в Ктесифоне). Пророк пытался основать синтетическую, всемирную религию. Основываясь на разнообразных философских и религиозных учениях, он создал теорию, которая оказала заметное влияние на духовную жизнь средневековья в Европе и в Азии. Мани учил, что люди и существующий мир являются порождениями Зла и что спасение может быть достигнуто лишь в результате освобождения духа от всего материального, земного. Для освобождения света, смешавшегося с тьмой, мир должен погибнуть. Поэтому люди должны отказаться от мясной пищи и вести нравственный образ жизни. Наставникам людей, "избранным", нельзя вступать в брак. Манихейцы первоначально получили поддержку властей, так как шаханшахи стремились ограничить влияние жречества. Однако, когда начались массовые выступления не только против религии, но и против власти, пропаганда манихейства была запрещена, а сам он казнен (276 г.).  
В IV в. на значительной части территории страны начался переход от родовых отношений к раннегосударственным. В процессе объединения дехкан вокруг азатов развернулась их социальная борьба с господствующим военно-рабовладельческим сословием. Арташир II (379-383) пытался облегчить положение новой местной власти и издал указ об освобождении крестьянства от податей на 10 лет, но был свергнут. Йездигерд I (399-420) сумел подавить несколько крупных восстаний знати, но в конце концов погиб.  
В результате на рубеже V-VI вв. страна переживала острейший социальный кризис: движение Маздака, сына Бамдада, происходившего из жреческого сословия. В основе движения, начавшегося в 488 г., лежала идея закономерности победы светлого начала над темным при непосредственном участии человека. Человек должен активно вмешаться в борьбу со злом ради уничтожения имущественного и социального неравенства. Шаханшах Кавад I в 496 г. был свергнут знатью и духовенством, но в 499 г. сумел восстановить свою власть с помощью эфталитов и дехкан Ирана, принял реформу Маздака и придал ей государственный характер. Маздак стал одним из высших должностных лиц. Последовавшие репрессии усилили влияние радикального крыла маздакитов, Кавад I потерял контроль над ситуацией, влияние перешло к его сыну, Хосрову, происходившему из дехкан. В 528-529 гг. Хосров жестоко подавил движение еще при жизни Кавада. Теперь дехкане были уравнены в правах с родовой знатью, получили возможность собирать крупные земельные наделы. Расширение контроля землевладельцев-дехкан над окрестным населением привело к раздробленности, облегчившей в дальнейшем арабское завоевание. Но учение маздакитов не исчезло, оно воздействовало и на ислам. Восстания под лозунгами Маздака продолжались до IX в.  
Хосров I провел военную и административную реформы, окончательно уничтожив прежнее военное сословие. Правитель стал главой армии, в которую отныне активно привлекали дехкан. Однако социально-политическая борьба в государстве не прекращалась. В стране произошло восстание Бахрама Чубина, позднее, в 628 г., был убит Хосров II Парвиз. Хосров I старательно проводил централизацию государства, разделив его на четыре большие части и приблизив центральное управление к местному. Однако новые правители частей государства (останы и марзпаны) вскоре тоже начали стремиться к обособлению.  
Налоговая реформа Хосрова I обеспечила постоянные ставки земельных податей в деньгах (хараг) в зависимости не от размеров урожая, а от обрабатываемых площадей и возделываемых культур. Была введена подушная подать (гезит) для всего податного населения (рам). Реформы в целом способствовали формированию особого сословия дабиров - чиновничества.  
Сасанидский Иран проводил активную внешнюю политику. Уже Шапур начал войны с Римом на западе и с Кушанским царством на востоке. Однако по договору 298 г. персы были вынуждены передать Риму часть Месопотамии и признать контроль Рима над Арменией. В 387 г. Иран заключил новый договор с Римом, уже о разделе Армении. Бахрам V Гур (421-38) вел трудные войны с восточной империей и эфталитами и притеснял христиан, вызвав восстание в Армении. Йездигерд II и его преемник Пероз вели тяжелые войны на востоке, с эфталитами.  
Войны с Византией продолжались с переменным успехом свыше 30 лет. Мир 561 г. сохранил прежние границы. В 563-67 гг. эфталиты были, наконец, побеждены. Из Йемена были изгнаны эфиопы, южная часть Аравийского полуострова перешла под контроль персов. поражения от Византии и ее союзников-тюрок привели к невыгодному миру 591 г. В 602 г. Хосров II возобновил войну с Византией, и она продолжалась до его убийства в 628 г. Преемник Хосрова, его старший сын Кобад Шахруйе принужден был просить мира у Византии. Обе державы за четверть века войн были обескровлены и не смогли противостоять исламскому наступлению. Как оказалось, Иран надолго потерял свою национальную государственность.
 
 

 34. Турция сельджукского периода

 Решающую  роль внесло заселение на эту территорию тюрок. Тюрки во 2-й пол 1тыс н.э. не создавали своей гос-ти в этом регионе. Происходило консолидация культурных традиций пришлых тюрок  и  местных этносов.

 10-11вв  – тюрки закончили процесс  культурного синтеза и стали влиять на историю региона. Они стали создавать гос образование – гос-во сельджуков.

 Нижняя  граница средневековья – 13в.

 10-11вв  – раннее средневековье –  период сельджуков.

 Турки-сельджуки  пришли из Малой Азии, в этот момент они находились в стадии вызревания родоплеменных отношений. К 10в - турки приняли ислам кот в опред степени повлиял на модель гос-ти, складывающийся у сельджуков.

 После распада Халифата, турки попали под  власть династии Саманидов, к кон10в  – караханидов.

 Они двинулись на запад через Иран.

 1035г-  они нанесли поражение годзевитскому султану и стали контролировать часть Россан

 1043 – Хорезм; 1055г  - Багдад

 Тулгур  Бек(предводитель) – получит титул  султана Запада и Востока. Они  продвигались по террит Ближ Востока, подошли к Византии. Одержав ряд побед, осели на террит Анатолии. Благодаря успешным завоеваниям они контролировали Иран, Ирак, Сирия, Палестина, Закавказье, часть Малой Азии – сельджукское гос-во.

 Но  гос-во было не прочным. Керманский, Харасанский, Иракский, Рунский султанаты – самые крупные.

 Столица Рунского султаната – Конья (конийский  султанат). Правители стали независимыми и выстраивали свою политику. Главная  цель – увеличение террит. Благодаря  успешным походам к серед 13 в Рунский  султанат подчинил всю Анатолию. Султан имел выход к черному морю (порт Синоп) и средиземноморье (Александрия). Поддерживали связь с Египтом и Венецией.

 В результате синтеза культ традиций складывались специфические поземельные отношения:

 Земельные владения: Мульк – частнособственническое владение, владелец обязан платить установленный налог.

 Вакуфы (Вакф) – владения духовных лиц

 Икта – условное владение, служебное пожалование кот давалось за службу. В Сельд период к иктам относились и крупные земельные пожалования (их владельцы – эмиры) и небольшие.

 Обещанные земли – власть закрепляла за кочевниками. Кочевники рассм собственность как общественную, не признавали зависимость (взамен несли военную обязанность).

 Наличие частной собственности – компонент  до тюркской истории.

 Социальная  организация: стремление к размытой структурой общества. В основном это «Верхи» (завоеватели и правители) и «Низы» (все остальные). Среди элиты можно встретить и не тюрок. Низы – производители, имеет синтетический характер.

 В городах  удельный вес идет на население не тюркского этноса (армяне, грузины). Но тюрки желают контролировать городское  общество. Ремесленники и торговцы объединяются в корпорации.

 Ик ди ши – полицейская функция, следили за порядком, сбор налогов.

 Политическая  организация:  синтетическая. Сельджуки пытались создать гос-во с исламским освещением, но пополняли византийским церемониалом.

 Неразветвленный аппарат управления. Султан опирался на двух помощников:

  1. Атабек – воспитатель наследника, доверенное лицо
  2. …. – личное доверенное лицо, глава двора, оказывает помощь в принятие политических решений.

 Ниже  стоит аппарат исполнителей:

 Визир – премьер-министр

 Диван – кабинет министров. В Диване заседали визир и главы центр ведомств: Гос казначейство; канцелярское; военное; управление султанских владений.

 Так же действовал судебный аппарат, разветвленный  на два штаба: Кадии;  Кадии –  аскеры (военные судьи).

 Местный аппарат сельджукского периода: отсутствует унифицированная админ-террит деление и аппарат.

 Админ-террит единицы:

 - бейлерберство  (на границе)

 - субаш  (провинция кот создана на террит  проживания отдельных племен, возгл  губернатор и чиновник)

 - эмираты  – крупная единица, независимая. Эмиры – ближайшие люди султана, собирали налоги и содержали военные отряды.

 Правители Сельджук были султаны.

 К серед 13в происходит ослабление султанской власти на террит конийского султаната. Начались м\у усобицы.

 К нач 13в неспокойная внешняя политическая ситуация, на террит вторглись монгольские племена, началась усиленная эмиграция тюрок.

 В 1258г  – монголы захватили Багдад. Стали  притеснять Анатолию, сначала это  были подданнические отношения.

 Но  с нач 70х ильханы стали вмешиваться  во внутреннюю политику. В результате антимонгольское настроение.

 Действие  ильханов привели к распаду султаната. Образовалось несколько десятков бейликов и эмиратов.

 С к 13в начался период бейликов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 35. Османская Турция

 С к13в  изменяется поземельное отношение, уменьшается частная собственность, увеличивается число кочевников. Появляется новая форма служебного пожалования – Тимор – даваемое за военную службу, владельцы – тимариоты или синахи. В этих условиях гос-во вмешивается в взаимоотношения тимариотов и крестьян, устанавливает налог. Крупные тимары – хасы. Т.о. в период бейликов усложняются поземельные отношения.

 Аскеры  – военные поселения.

 Период  бейликов – большая культурная либерализация.

 Суфийский ордер – Бекташи – возник во 2 пол 13в. Проповедали веротерпимость, культовую практику считали не главной. Они предложили вид исламский троицы: Аллах, Мухаммед, Али.

 Начинает  укреплять свои позиции бейлик Осман. Правитель Османа проявляли большой  интерес к соседним странам; формировали  большие вооруженные силы- выступали  наемниками западных правителей.

 С 40-50г 14в Османы начинают проявлять интерес  к западным террит, начинаю набеги на Балканы, завоевывают террит и  присоединяют к бейлику.

 К 80г14в  бейлик Осман расширил свою террит за счет Македонии. У них появляется огнестрельное оружие.

 В нач 15в Османы потерпели поражение от войск Тимура, но им удалось продолжить свою захватническую политику.

 30г  15в вторглись на террит Солонии,  Албании, Греции, Сербии.

 1448г  – Одержали победу на Косовом  поле- распростр свое влияние  на всю юго-восточную Европу.

 Т.о. Бейлик Осман превратился в крупное гос-во – влияние на часть Малой Азии и значит часть балканского полуострова.

  

Информация о работе История средневекового Востока