Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:30, шпаргалка
Ответы на 35 вопросов.
1.История регионов мира.
Восток – термин социокультурный. Когда говорят страны Востока имеют ввиду страны Азии, Африки и Латинской Америки. Критерием служит сущность этого понятия. Именно греки первые начали изучать и фиксировать восточные страны. Восток стал определятся вместе с западом. На западе есть частная собственность, на востоке её нет. Но греки отмечали крупную богатую культуру на востоке, считая его очагом развития цивилизации, присуще мудрость.
Восток с самого начала стал постигаться в сравнении. Средневековая Европа воспитана античными представлениями о востоке, но христианство внесло изменения. Азиатская история была включена во всемирную историю. Ассиро-вавилонская, персидская, греко-македонская и римская монархии следовали друг за другом, а восток рассматривался как утративший свою культуру. Представление европейцев о востоке очень мифологизировано.
В период средних веков формируется резкое негативное восприятие ислама со стороны католичества. Это становится особенностью восточных регионов и именно ислам воспринимается как угроза христианству. Несмотря на то, что восточная история была включена во всемирную, существовала большая отгороженность.
В период нового времени мнение не изменилось. Но он был исключен из всемирной истории. Новое время – возврат в античность, а восток не входил в этот этап развитии. Эпоха нового времени содержательна и соединительна с капиталистическим развитием, а восток с этой стороны считался слаборазвитым и поэтому стало возможным установить колониальную форму управления. Именно в новое время начинает складываться европоцентрийская теория. История как наука сложилась в Европе и это повлияло на формирование представлений о востоке.
В нач 19 века инициатива проявляется со стороны самого востока. Но это больше публицистическое, чем научное. Середина 20в. Считается переломным, т.к. это время обретения независимости колоний. На востоке начинает формироваться аналогичная европоцентрийской теории ориенталийская. Азиаты сами хотят выбирать свой путь.
Существует несколько подходов в изучении истории, главная – центристская.
В момент древности и Европа и восток развивались одновременно, но в европе произошла архаическая революция (в Греции появились представления о частной собственности). В 8-7 в европа и восток разошлись. Запад пошел по общестенно-формационному пути, а восток по азиатскому: отсутствие демократии и частной собственности, но есть значительная роль гос-ва и гос-во монополизирует сферу собственности. Для востока характерна роль религии, которая дает представление о правителе как о божестве.
В 20в
стала проблема методологии изучение
истории востока, необходимость
новых терминологий.
2. Периодизация истории стран востока.
Периодизация связанна со временем. У европейцев линейное представление о времени, т.е. есть какая-то отправная точка, ей присуще поступательное движение, а та же есть конец.
На востоке присутствует представление о времени как о цикличности – отсутствие представление о начале (оно не существенно), само историческое развитие идет по пути повторения, так же не конца.
Ярко цикличная история выражена в Китае. Идеальным временем для восточной системы является время когда есть сильное гос-во. В условиях сильного гос-ва удается минимизировать негативное проявление человеческой природы.
Осознав специфику, обнаружилась проблема адекватной периодизации, кот присуще всем странам Востока. Поэтому используется линейное с некоторыми добавлениями. Рубежная точка – встреча с западом и формирование колоний. Для Китая Васильев предлагает в качестве рубежа от древнейших времен до средневековья 3в. Н.э. С начала этого века идет троецарствие, в результате этого столкновения возникает нова китайская империя.
Для Японии в качестве границы определяется 7в н.э. наиважнейшим событием этого века был переворот Тайка. Для Японии менее характерна цикличность.
Для Индии – 6в. – время возникновения индуизма, укрепилась община. Так же есть предположение 8в- мусульмане становятся соседями.
Для Ирана – 7в- включение Ирана в состав арабского халифата.
Турция
– 8-9вв – Бейлик Асман
частной собственности). В 8-7 в европа и восток разошлись. Запад пошел по общестенно-формационному пути, а восток по азиатскому: отсутствие демократии и частной собственности, но есть значительная роль гос-ва и гос-во монополизирует сферу собственности. Для востока характерна роль религии, которая дает представление о правителе как о божестве.
В 20в
стала проблема методологии изучение
истории востока, необходимость
новых терминологий.
3. Проблема феодализма
Проблема феодализма связанна с определением периодизации. То что средневековье – это феодальный период было известно еще до Маркса. У Маркса Ф. стал формационным периодом. Эта теория была распространена и на историю востока. В советский период стало понятно, что восточное средневековье не соответствует определению феодализма – так и появилась проблема феодализма. Обсуждая с 60хг на этапе постсоветском произошел возврат к этой проблеме и в наст время выявлено несколько подходов к этой проблеме:
1.ортодоксальный\
2.концепция азиатского способа производства (АСП)
3. модернизированный восточный \ концепция восточного феодализма
Первый подход был популярен в советское время, сейчас небольшое кол-во сторонников. Суть: также как и западное общество восточное общ вступило в феод период в серед тысяч н.э. и сопровождался столкновением с варварами. В результате чего древнее общество разрушилось и обозначилось новое – феодальное. Феодализм – наличие совокупного производства. Субъект – человек, объект – земля, орудия труда и информация. Производственные отношения – отношения в кот вступает субъект при материальных ценностях.
Для Ф. характерно наличие:
- натур хоз-ва, главное – земля;
- жесткая сословная система
- классовый
хар-р: класс феодалов и
С полит точки зрения для Ф. харак слабое гос-е образование кот ищет поддержки у господ класса и защищает его интересы. Гос-во имеет классовый харак. Аристократы выражают готовность поддерживать г-во в том случае если её интересы будут выполнятся. Высшая аристократия выводится путем получения иммунитета. Она должна служить гос-ву. Так же харак возникновение междоусобных войн.
В соц-эконом
плане Ф. харак наличие феода
– как особая форма собственности
кот перераспределяется в качестве
пользований среди
Догматический
период не способен выявить это. Критике
подвергся и вопрос о слабости гос-ва и
их сословности, наличие частной собственности.
Не одна из этих характер не соответствует
восточным обществам. Поэтому в рамках
ортодоксального подхода стали говорить
о специфики Ф. на востоке: сильное гос-во,
г-во – собственник.
Осмысление этой теории было в 60х разработчик Васильев. «никакого Ф. на востоке не было. Формационный подход вообще не может объяснить восточное общество. Понять его можно только по пути осмысления гос-ва, его роли. Политогенез (возник г-ва) на востоке обусловлено объективными причинами, прежде всего природно-климатическими. На востоке гос-во механизм принуждения всех сословий, а не только непревилигерованого. Так же причина возник гос-ва это укоренение пришлых народов, сохранение её самоидентификации. Эти объединения выполняли политич фун-ции.
Васильев: гос-во на востоке возникло в глубокой древности до его осложнения, до возникновения классов. Оно не защищало интересы аристократов, а так же были и другие хар-ки восточного общ.:
-власть-собственность
-наличие ренты-налога
-централизованная редистрибуция
-недефференцированность общества
-особая роль религии
1) наличие
феномена власть-собственность,
2) наличие
ренты-налога. Налог-платеж в пользу
гос-ва. Рента-платеж производителя
собственнику земли. Гос-во –
собственник земли, поэтому
3) централизованная редистрибуция выросла из древности. Происходило выделение сильных политических лидеров. Восточный правитель считает себя и рассматривается обществом как представитель гос-ва, заботящийся о всеобщем благе, поэтому продукты всего общ-ва это его собственность – центр редистрибуции – перераспределение общ-ых продуктов гос-вом.
4) недефференцированность
общества – в Китае
5) религия
на востоке легитимирует
Концепция
восточного феодализма появилась в 90х(Рыбаков).
Натуральное хоз-во; личная зависимость;
размытость соц статусов; наличие собственности
на землю; право собственника взимать
ренту.
6. Социальная структура
Т.к. гос-во находится в центре, вся власть принадлежала императору – Тянь цзы (сын неба), Тянь ся (император поднебесной), император срединной империи. Власть была сокрализованна. Император – посредник м\у божеством и людьми. Его лицо никто не мог видеть, во время аудиенции или путешествия лицо находилось за занавеской, присутствующие стояли на коленях. При возведении на престол ему давали второе имя и третье – храмовое. Личное имя никто не имел право использовать. Власть его требовала беспрекословного подчинения. Так же он нес обязанности: он должен был быть справедлив, добродетелен, заботился о благе подданных. У императора на первом месте народ; второе – божества и третье он сам.
Он
мог быть корыстолюбивым или слабым,
тогда он становился марионеткой. Родня
была огромная не считая семьи, мог
иметь 3 жены и б.к. наложниц. Гэ-мин –
отстранение императора путем гос переворота,
войны и выдвижение из числа придворных
или народа более достойного.
Чиновничество. Безличный слой, без кот функ-ние гос не возможно, состоящие из живых людей, несущих негативное влияние на гос. Чиновники б.с. подержанны негативному влиянию – становятся корыстолюбивыми.
Две модели кот позволяли удерживать чиновников от проявления негативных качеств: Конфуцианская модель; стратегия лигистов. Лигисты проработали детальную систему наказаний независимо от соц статуса человека. Двуединая система наград и наказаний. Конфуцианцы говорили, что человек добр и он способен самосовершенствоваться. Для чел б.з. имеют идеалы. Слой идеальных мужей имеют ряд качеств: гуманность, человеколюбие. Он должен стремится к знаниям, должен учиться, постигать мудрость, должен самосовершенствоваться. Должен вести аскетический образ жизни, быть верным и искренним, должен детально знать и соблюдать правила поведения (Пи).
Деление чиновничества на ранги. Ранг говорил о его положении и привилегиях в обществе. Все должности относ к опред рангу. Все чиновники были освобождены от уплаты налогов и повинностей. Чиновники высших рангов (5-1) имели право получить земельный участок, при распределении учитывалась соц. дифференциация. Он имел право на отпуск.
Чиновник должен был доказать что он достоин своего места. Возможность стать чиновником: по тени-право – по наследству; сдача экзаменов (обучение 7-20). Сдавать экзамены мог любой полноправный чел (кроме торговцев, ремесленников и рабов), сдав экзамен получали степень. По окончанию года все служащие чиновники получали аттестацию от начальников – документ с характеристикой.
Имелись также почетные должности, наградные, титульная знатность. Почетные должности могли получить чиновники, оказавшие услуги императорскому дому. Наградные должности получали военные. Титул знатности был наследственным, близость того или иного человека к императорскому дому.
Гос-во стремилось к ротации чиновничества. Гос-во – это большая семья. Император – отец; чиновники – старшие в семье; подчиненные – младшие члены семьи.
Система землепользования Дзинь-тянь – равное распределение земель м\у всеми крестьянами страны. Идеальный участок – 100 му. Земли (Минь-Тянь) давали в пользование под налог: 1)зерновой; 2) предметы домашнего производства (шелк); 3) отработочная\трудовая повинность (гос работы).