Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:10, реферат
Появление Договоров и учрежденных ими организаций было предопределено исторически.
После Второй Мировой Войны перед государствами Западной Европы стояла проблема обеспечения их безопасности, которая была обусловлена возникновением двух «угроз».
1. Введение……………………………………………………….стр.3
2. Основная часть:……………………………………………….стр.5
• Создание Западноевропейского союза……………....стр.5
• Подписание Североатлантического договора….........стр.8
• История создания Организации по безопасности
и сотрудничеству в Европе……………………………стр.12
3. Заключение…………………………………………………....стр.14
4. Список литературы……………………………………………стр.17
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Факультет мировой политики
Реферат по дисциплине международные организации
На тему:
«История создания западноевропейских структур безопасности (ЗЭС, НАТО, ОБСЕ)».
Студентки 4 курса
404 группы
Доценко Е. О.
Москва, 2011 год
Содержание
и сотрудничеству в Европе……………………………стр.12
Введение
Появление Договоров и учрежденных ими организаций было предопределено исторически.
После Второй Мировой Войны перед государствами Западной Европы стояла проблема обеспечения их безопасности, которая была обусловлена возникновением двух «угроз».
Первая угроза исходила от Германии и ее военного потенциала. Поэтому у европейских государств росло стремление укротить военную мощь Германии и не допустить возрождения немецкого милитаризма и новых попыток развязывания войны немецким государством.1
Вторая угроза-это так называемая «советская угроза». С началом «Холодной войны» в 1947х годах усиливаются опасения агрессии со стороны СССР и его союзников из Восточной Европы.
Обе эти «угрозы» считались реальной опасностью для независимости западноевропейских государств, поэтому требовались совместные действия по её предотвращению, так как ни одно государство после Второй Мировой Войны не располагало в полной мере военными и экономическими ресурсами. Совместные усилия виделись единственным путем сохранения своей самостоятельности.
Перерождение режимов восточноевропейских стран становилось фактом, а начало работы Коминформа давало основания полагать, что коммунистические настроения с востока Европы могут транслироваться на запад. Влияние коммунистов во Франции и Италии оставалось устойчивым, а экономическое положение неблагополучным. Во Франции ситуация осложнялась тем, что политика США и Британии в германском вопросе возмущала и левые силы, и голлистов, выступавших против восстановления германской экономики. Блокирование левых и правых могло составить критическую массу взрыва. В Вашингтоне опасались революций.2
Ситуация беспокоила и самих европейцев. В первые послевоенные годы правые силы во Франции опасались Германию больше, чем СССР и французских левых сил. Франция слишком много страдала от германской опасности, чтобы о ней забыть в страхе перед опасностью мирового коммунизма. Париж хотел помощи по «плану Маршалла» от Соединенных Штатов Америки, но не меньше ее французская элита требовала гарантий безопасности Франции на будущее, когда на американские средства Германия восстановит свои силы.
Британия только отчасти разделяла французские опасения. Но ей нужно было обеспечить успех американскому «плану Маршалла» и не допустить раскола среди западноевропейских государств. Британская дипломатия действовала как дипломатический агент США: Вашингтон предоставлял средства, а Лондон посредничал в отношениях между европейскими партнерами, склонял их к компромиссам, содействовал формированию в Западной Европе системы безопасности, которая могла нейтрализовать антигерманские предубеждения Парижа.3
В этом смысле важную роль могло сыграть расширение системы гарантий безопасности, начало которым было положено Дюнкеркским союзным договором 1947 году между Францией и Британией, направленным против возрождения германской опасности.4
Создание Западноевропейского союза.
17 марта 1948 года в Брюсселе пять европейских стран – Великобритания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды и Франция – подписали Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной обороне. Он был заключен сроком на 50 лет. В преамбуле договора говорилось о том, что одной из его целей является противодействие появлению новой военной опасности со стороны Германии.5 Этот договор получил название «Брюссельского пакта». Он провозгласил создание Западного союза как многостороннего экономического и политико-военного союза западноевропейских стран, воевавших против Германии или ставших жертвой ее агрессии.
Подписание Брюссельского
В 1954 году Западный союз был переименован
и трансформирован в
В период «холодной войны» роль Западноевропейского союза сводилась к содействию регулярному политическому диалогу среди европейских членов НАТО, в рамках которого разрешались некоторые проблемы взаимоотношений стран, например – разрешение проблемы Саара в 1950-х годах. Союз также являлся важным посредником в отношениях между НАТО, Великобританией и Единым экономическим сообществом. Однако в связи с тем, что 10 членов Западноевропейского союза одновременно входили и в НАТО, а также вследствие отсутствия собственной полноценной военной структуры, существование этого союза носило, в известной степени, символический характер.
В 1980-х годах возросший международный политический вес Европейских Сообществ побудил принять решение о «реанимации» деятельности Западноевропейского союза. Римская декларация 1984 года провозгласила его «европейской опорой» системы безопасности в рамках НАТО. Ограниченный контингент европейских стран под флагом ЗЕС принимал участие в управлении операциями по разминированию в Персидском заливе в конце 1980-х годах, эмбарго Югославии в Адриатике и на Дунае в 1992–1996-х годах, операциях по предотвращению кризиса в Косово в 1998–1999-х годах.
С подписанием Евросоюзом Амстердамского договора 2 октября 1997 года и началом общей внешней политики и политики безопасности, функции Западноевропейского союза постепенно перешли к Европейскому Союзу, несмотря на то, что формально договор о ЗЕС истекал в 2004 году.
Подобная трансформация
Окончательное решение о передаче
Евросоюзу большинства
Подписание
Понимая, что Западный союз, в который кроме Британии и Франции вошли только небольшие и слабые страны, не имел потенциала сдерживать германскую угрозу, американская сторона стремилась найти способ включить Францию в поиск дополнительных гарантий безопасности, главной из которых – по мысли американских политиков – должны были стать американские обязательства. 17 марта 1948 года, отмечая подписание Брюссельского пакта как успех, президент Соединенных Штатов Америки Гари Трумэн заявил, что американские войска останутся в Европе до тех пор, пока там не будет гарантирован прочный мир. Спустя полтора месяца, 11 мая 1948 года США предложили начать переговоры о расширении системы военно-политических гарантий в Европе посредством заключения Североатлантического договора с участием западноевропейских государств и США.
Президентские выборы ноября 1948 года в США и победа на них кандидата демократической партии Гари Трумэна, оставшегося президентом на второй срок, позволяли осуществить рывок к закреплению американского преобладания в Западной Европе не только экономическими, но и военно-политическими методами. В новой администрации пост государственного секретаря занял Дин Ачесон. Он устремился к реализации самой революционной внешнеполитической идеи США со времен вильсоновской Лиги Наций – плану создания в Европе в мирное время и на постоянной основе военно-политического союза под главенством США. После принятия «резолюции Ванденберга» в 1948 году реализовать такую идею было проще, так как резолюция создала правовую базу для отказа США от изоляционизма. Оставалось сломить колебания западноевропейских союзников.10
В мае 1948 года, как уже отмечалось, американские дипломаты стали обсуждать практические аспекты возможных американских гарантий безопасности для стран Европы с представителями Франции и Британии. США, Канада и страны Брюссельского пакта начали переговоры о создании нового военно-политического блока.
14 января 1949 года представители госдепартамента США впервые открыто заявили о существовании угрозы для безопасности стран Западной Европы и о неэффективности ООН из-за принципа единогласия постоянных членов Совета безопасности. 18 марта 1949 года был опубликован проект Североатлантического договора, а уже 4 апреля в Вашингтоне собралась конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, а также Дании, Исландии, Норвегии и Португалии. В Вашингтонской конференции приняла участие и Италия, которая впервые после окончания войны вернулась в семью западных стран, откуда она исключила себя, вступив перед войной в союз с Германией. В тот же день делегаты подписали Североатлантический договор (Тhе North Atlantic Treaty, NAT).
Термин НАТО и выражение «Организации Североатлантического договора» (Тhе North Atlantic Treaty Organisation, NATO) появились позже, впервые он был употреблен в конвенции, подписанной в развитие договора между его участниками в Оттаве 20 сентября 1951 г.
Несколько лет союз существовал как политико-правовой феномен, организации как таковой не было. Но в начале 50-х годов НАТО превратилась в систему политической и военной администрации во главе с генеральным секретарем. Возникло объединенное командование, в распоряжение которого были выделены контингенты различных родов войск, созданы военные полигоны, налажено совместное производство вооружений и проведена их стандартизация. В дальнейшем, в 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 году – ФРГ, в 1982 году – Испания (она не входила в военную организацию НАТО до 1997 г.), в 1998 году после распада СССР и Варшавского договора – Чехия, Венгрия и Польша.11
По формулировкам
Такая формулировка означала, что страны-участницы должны оказывать друг другу военную помощь незамедлительно, как если бы нападению подверглись они сами. Между тем, как правило, союзные договоры, которые заключали США, предусматривали в случае нападения на одну из сторон или угрозы такого нападения проведение странами-участницами консультаций о принятии совместных мер защиты в соответствии с конституционными процедурами. Это означало, что прежде чем начать оказание практической помощи какой-либо стране администрация США должны была получить разрешение сената, что не было гарантированно и могло потребовать много времени.13
Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. 5 Североатлантического договора получалось, что президент США мог использовать американские вооруженные силы для защиты западноевропейских стран и Канады, действуя по упрощенной процедуре, как если бы нападению подверглись сами США.
Участники договора обязались развивать
между собой военно-
Вашингтонский договор было знаком победы атлантического начала в обеспечении европейской безопасности. Борьба европеистской и атлантической тенденций14на этом не закончилась. Европеизм, прежде всего проявляясь во внешней политике Франции, продолжал оказывать влияние на политическое мышление в Европе.15
Информация о работе История создания западноевропейских структур безопасности (ЗЭС, НАТО, ОБСЕ)