История создания прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Данная тема достаточно актуальна в связи с тем, что учреждение прокуратуры в России стало значительным этапом в борьбе с преступностью.
Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России по праву считается Петр I, который проводил в период своего нахождения на престоле активное реформирование всей структуры государственного управления, целенаправленную деятельность по созданию единого централизованного государства. В

Содержание

Введение
1. История создания прокуратуры в России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная история Отечества.docx

— 28.76 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Содержание:

Введение 3

1. История создания прокуратуры в России .4

Заключение .12 

Список используемой литературы .14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной контрольной работы - «История создания прокуратуры в  России».

Во введении отметим, что данная тема достаточно актуальна в связи с тем, что учреждение прокуратуры в России стало значительным этапом в борьбе с преступностью.

Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России по праву считается Петр I, который проводил в период своего нахождения на престоле активное реформирование всей структуры государственного управления, целенаправленную деятельность по созданию единого централизованного государства. В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры – Петр Великий твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

 

 

 

 

 

 

История создания прокуратуры в России

 

Выедающаяся заслуга Петра  I заключается в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за соблюдением законов. Вначале это был институт фискалов, а затем – прокуратура.

22 февраля 1711 года был  издан указ о Правительствующем  сенате: «Определили быть для  отлучек наших Правительствующий  сенат для управления». Сенат  учреждался в качестве коллегиального  органа. В него входили первоначально  десять высших сановников России  – сподвижников Петра I: граф А.И. Мусин-Пушкин, князь П. Голицын, М. Долгорукий и др. Функции Сената тогда не были четко определены. Впоследствии он стал решать вопросы финансов, управления различными отраслями хозяйства, правосудия и т.п. Сенат стал высшим управленческим и судебным органом. Сюда направляли со всей России на окончательное рассмотрение и решение многие дела. Только император мог пересмотреть «приговор» или определение Сената.

Указами от 02 и 05 марта 1711 года учреждалась должность фискалов. Обер-фискал состоял при Сенате, но назначался непосредственно государем. Фискалы образовывались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и  др. в их основную обязанность входило  «тайно проведывать, доносить и обличать»  обо всех нарушения закона, злоупотреблениях  и воровстве и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой целью они принимали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников.

Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество недостатков. Пользуясь  весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться за счет тех мест, при которых  они состояли, погрязнув в лихоимстве и злоупотреблениях. Их стали почти открыто ненавидеть, так что само слово «фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион», «доноситель».

Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без контроля и присмотра высший государственный орган – Правительствующий сенат. Правда, иногда император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии. Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не удовлетворяло Петра I.

Император понимал, что нужно  создать новое учреждение, стоящее  как бы над Сенатом и над  всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала  прокуратура.

12 января 1722 года оказалось  знаменательной датой в истории  Российского государства. В тот  день царь подписал указ, направленный  на улучшение деятельности всех  органов государства. В нем  определились обязанности сенаторов,  предписывалось присутствовать  президентам некоторых коллегий  в Сенате, устанавливалась ревизион-коллегия  и учреждались при Сенате должность  генерал-прокурора, рекетмейстера,  экзекутора и герольдмейстера.  Петр предложил представить ему  кандидатов на эти должности.

В отношении прокуратуры  в указе отмечалось: «Быть при  Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать  генерал-прокурору». Спустя несколько  дней были установлены должности  прокуроров при надворных судах.

В этом же указе Петр писал: «Ныне ни в чем так надлежит трудиться, чтобы выбрать и мне  представить кандидатов на вышеописанные  чины, а буде за краткостью времени  всех нельзя, то чтобы в президенты коллегий и в генерал и обер-прокуроры  выбрать; что необходимая есть нужда до наступающего карнавала учинить, дабы потом исправиться в делах было можно; в сии чины дается воля выбирать из всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже дело нужное есть»».

Из этого указа видно, какое важное значение Петр придавал новой должности прокурора как  блюстителя законов, хотя функции прокуроров тогда еще не вполне сложились.

Однако и того срока, который  он установил, Петр не стал дожидаться – слишком большие надежды  он возлагал на должность генерал-прокурора. Поэтому уже 18 января 1722 года он назначает  на должность генерал-прокурора  Павла Ивановича Ягужинского.

По отзывам современников, Ягужинский был видный мужчина, с  лицом неправильным, но выразительным  и живым, со свободным обхождением, капризный и самолюбивый. Он был  очень умен и деятелен за один день Ягужинский делал столько, сколько  другой не успевал за неделю. Мысли  свои выражал без лести перед  самыми высокими сановниками и вельможами, порицал их смело и свободно. Талантливый  и ловкий, он не робел ни перед  кем. Не случайно светлейший князь Меншиков «от души ненавидел его».

Ближайшим помощником Ягужинского, обер-прокурором Сената, этим же указом был определен Григорий Григорьевич  Скорняков-Писарев, выдвинувшийся из среды гвардейских офицеров. Он уже  имел опыт в Тайной канцелярии, и  особенно отличился при ведении  следствия по ряду политических дел.

Положение первого генерал-прокурора  Сената было очень сложным. Царь, человек  исключительно энергичный, нередко  сам выполнял прокурорский обязанности: он постоянно ездил в Сенат  и строго следил за принимаемыми там  решениями. С первых же дней образования  прокуратуры Петр I дал понять всем сенаторам, какое место он намерен отвести прокурору в государственных делах. Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, он сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».

Эта же мысль Петра нашла  отражение и в указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора». Этот указ устанавливал основные обязанности  прокурора, его полномочия по надзору  за Сенатом, руководству подчиненными органами прокуратуры. Указ предписывал, что «генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потери времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина к отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал». Прокурору вменялось в обязанность наблюдать также за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись», а также «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Если генерал-прокурор обнаруживал, что Сенат нарушает законы, то он обязан был предложить Сенату исправить ошибку, а если не послушает – «протестовать и оное дело остановить».

По первоначальному замыслу  Петра I, генерал-прокурор должен был выступать в роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредоточивался бы надзор за правильным и законным ходом управления страной, и прежде всего ее центральными учреждениями. Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами защитить свои интересы.

Однако в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры  Петр отказался от таких всеобъемлющих  обязанностей генерал-прокурорской должности. Центр тяжести переносился исключительно на надзирающую роль генерал-прокурора за деятельностью всех государственных органов, и пр6ежде всего Сената.

Не приходится удивляться, что российская прокуратура на протяжении двух веков  считалась одной из лучших в Европе, отличаясь строгостью и гуманностью. Сама этика этой институции предполагала верность долгу, преданность и лояльность государственным властным структурам, внимание к человеку. «Я ласкательства от вас не требую, — писала в «секретнейшем наставлении генерал-прокурору Александру Вяземскому» Екатерина II, — но единственно чистосердечное обхождение и твердость в делах». И требовалось тогда от прокуроров «в донесениях Императорскому Величеству поступать осторожно и рассмотрительно, дабы кому бесчестия не учинить».

И в этом тоже было следование национальным традициям, родившимся задолго до прокуратуры  и сохранившимся в наши дни. Еще знаменитый московский митрополит Филарет в своей речи «О назидании ссыльных» учил относиться к преступнику «с христианской любовью, с простотой и снисхождением, остерегаться всего, что унижает и оскорбляет: низко преступление, а человек достоин сожаления».

Россия за столетия своей истории  то свято блюла православие, то яростно отбрасывала его от себя, но православный менталитет, складывавшийся годами, неизменно проявлялся в характере русского человека, вне зависимости от его партийности и религиозности. Это удачно подметил еще выдающийся российский юрист А.Ф.Кони в своей работе «Приемы и задачи прокуратуры» в 1911 г. Он так прокомментировал знаменитое в русской юриспруденции изречение Филарета:

«Если таковое должно быть отношение  к осужденному преступнику, составляющее одну из прекрасных нравственных черт русского народа, то нет никакого основания иначе относиться к подсудимому».

При этом А.Ф.Кони высказал очень важный для нас, будущих, и сегодняшних работников прокуратуры, постулат: при всем гуманизме, прокуратура, как специфическая надзорная государственная структура, не может быть милосердна в ущерб «правовой и фактической доказательности».

Строгость и гуманность — вот  два краеугольных камня, на которых  стояла российская прокуратура на протяжении столетий. Защита интересов государства  и каждого гражданина — вот два основополагающих принципа, которых придерживались генерал-прокуроры дореволюционной России и которым должны следовать прокуроры наших дней.

Недаром почти у всех российских прокуроров были незапятнанные репутации, превосходные послужные списки. Сохранились воспоминания о первом, петровских времен, генерал-прокуроре России Павле Ивановиче Ягужинском одного из его современников: «Если он уже обещает что-нибудь принять на себя, то скорее умрет, нежели нарушит обещание... Если первый сановник империи поступает несправедливо, то он порицает его с такою же свободою, как и низшего чиновника». Замечательное качество юриста-государственника быть равным со всеми, ибо все равны перед Богом и Законом.

Давая оценку деятельности прокуроров в более позднее время, в середине XIX века, А.Ф.Кони писал, что «губернский прокурор и стряпчие в уездах были живым напоминанием закона и, во многих случаях, его обязательными истолкователями... История министерства юстиции с тридцатых до шестидесятых годов представляет немало примеров энергичной борьбы губернских прокуроров с местными злоупотреблениями».

Отстаивая букву Закона, прокурорам приходилось не только противостоять  местничеству, но и против воли императора идти. В 1916 году генерал-прокурор Александр Александрович Макаров, несмотря на прямое указание Николая II, отказался прекратить уголовное дело, возбужденное в отношении бывшего военного министра Сухомлинова.

Не менее «несговорчивой» фигурой  слыл и предшественник А.А.Макарова генерал-прокурор Александр Алексеевич Хвостов. «Убежденный законник», как его называли современники, А.А.Хвостов, честный, правдивый и прямой, умел отстаивать свою точку зрения перед любым, в том числе и императором. Не шел он на поводу и у всесильных фаворитов и временщиков, не исключая и Распутина.

И сегодня, для того чтобы постичь  психологию прокуроров, надо заглянуть в историю: в прокуратуру всегда шли люди, не согласные жить рядом со злом и мириться с несправедливостью.

Одни генерал-прокуроры удерживали свою должность в течение длительного  времени: например, как уже было выше сказано А.А. Вяземский — около 30 лет, В.Н. Панин — более 20 лет. Другие же, напротив, непродолжительное время — менее года: например, А.А. Хвостов, А.Ф. Керенский, А.С. Зарудный, П.Н. Малянтович (особенно это относится ко времени, предшествовавшему Февральской революции, и к периоду Временного правительства).

Информация о работе История создания прокуратуры